Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема генезиса сознания. Структура сознания.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Генезис – (греч. genesis – происхождение, становление) – происхождение, возникновение, развитие.
I. Большинство философов и ученых стоят на позиции эволюционного происхождения человека и его сознания. Эта позиция находит достаточно убедительное подтверждение в многочисленных фактах действительности, в результатах исследований различных отраслей обществоведения и естествознания. Как известно, многие миллионы лет материальный мир существовал как мир неживой природы. Но уже этот мир неживой природы обладал весьма специфическим свойством: любое взаимодействие материальных систем оставляло следы. Это могли быть механические деформации, изменения физического или химического состояния вещества и т.п. результаты, которые, образно говоря, сохранялись в “памяти” природы, запечатлевались в ней иногда на долгое время. Это свойство, связанное со способностью одного объекта каким-либо образом воспроизводить структуру другого объекта в процессе их взаимодействия, называют отражением. Оно присуще не только неживой природе, но и всей материи в целом. По мере усложнения организации материи усложняются и формы отражения. Так с возникновением живой природы появляется и новая, более сложная форма отражения – биологическая, которая включает в себя раздражимость и чувствительность. Если раздражимость связана со способностью изменять физиологическое состояние под влиянием тех или иных факторов внешнего воздействия и является допсихической формой отражения, то чувствительность, под которой понимают способность к ощущениям, - это уже свидетельство возникновения у живых организмов элементарной сенсорной психики. На этой стадии развития у организма появляются дифференцированные органы чувств, способные активно, избирательно и целесообразно реагировать на сигналы биологически значимых раздражителей. Дальнейшие эволюционные процессы приводят к возникновению у живого организма мозга, центральной нервной системы, а вместе с ними – психики животного, а затем и психики человека. Согласно концепции известных психологов А.Н.Леонтьева-К.Э.Фабри, процесс возникновения психики человека можно представить следующим образом. На первой стадии развития, которую они называют стадией элементарной сенсорной психики, выделяются два уровня: низший и высший. Для низшего уровня элементарной сенсорной психики характерными формами отражения являются раздражимость и примитивная чувствительность. На высшем уровне сенсорной психики появляются способности к формированию условных рефлексов и к ощущениям. На второй стадии развития, называемой А.Н.Леонтьевым и К.Э.Фибри стадией перцептивной психики, они различают три уровня. На первом уровне перцептивной психики возникает способность интеграции различных воздействующих на организм свойств в целостный образ. Это уже так называемое предметное восприятие. На второй уровне обнаруживаются элементарные формы мышления, способность решать несложные практические задачи, связанные с конкретными предметами, непосредственно воздействующими на органы чувств. На третьем уровне развиваются способности решать одну и ту же задачу различными способами, переносить однажды найденный принцип в новые условия, создавать примитивные орудия труда деятельности. Здесь же возникает и развивается способность к внезапному нахождению решения задачи (явление инсайта). Особенности психики проявляются в поведении высших животных и человека, в характере которого психологи обнаруживают у них много общего. Достаточно сложные поведенческие акты животное совершает на основе безусловных рефлексов, инстинктивно. Человек также во многих случаях жизни действует инстинктивно, на основе врожденных форм реагирования на условия среды. В процессе своего развития, в своем индивидуальном опыте и животное и человек приобретают определенные навыки – способы поведения, которые закрепляются в тех или иных упражнениях. Естественно, что степень сложности навыков зависит от уровня развития психики. Чем выше уровень развития психики, тем сложнее приобретаемые навыки, тем меньше времени затрачивается на их формирование. Наконец, поведение животного, как и поведение человека, отличает свойство “изобретать”, “придумывать” новые способы решения однотипных задач, способность использовать те или иные предметы в качестве простейших орудий деятельности, умение обходить препятствия и др. Все эти перечисленные особенности, присущие животному и человеку, свидетельствуют в пользу эволюционной теории происхождения сознания. Вместе с тем, психика животного и человека существенным образом различаются. Для восприятия взрослого человека характерно то, что оно обладает предметностью, константностью и осмысленностью. Память взрослого человека имеет свойство, которое психологи называют произвольностью. Для запоминания, хранения и воспроизведения информации человек применяет специальные средства. К тому же память животного ограничена, и пользоваться оно может лишь информацией, полученной с помощью собственного опыта. Отличаются также друг от друга мышление человека и “мышление” животного. Исследованиями установлено, что интеллектуальные действия животных не являются осознанными. Животные не могут оперировать понятиями, абстрагироваться от решения конкретных задач, не могут осознать причинно-следственной зависимости между явлениями и процессами. У них отсутствует способность обобщать свой чувственно-практический опыт и передавать его с помощью речи или созданных орудий и продуктов своей трудовой деятельности. Поведение животного определяется условиями жизни и биологическими законами, к которым относятся законы наследственности и естественного отбора. II. Трудовая теория происхождения человека и его сознания. Сознание человека качественным образом отличается от психики животного. Это отличие состоит, прежде всего, в том, что оно является не только психическим, но и социальным феноменом. Дарвин в своей теории видов раскрыл движущие силы биологической эволюции, но оставил а тени причины выделения человека из животного мира. Этот существенный пробел был восполнен Энгельсом в его трудовой теории происхождения человека. Опираясь на данные археологии, он доказал, что в процессе труда и вместе с трудом возникла прямая походка, совершенствовались руки и мозг, появился орган речи и сама речь. Развитие мозга и подчиненных ему органов чувств оказало обратное влияние на труд: н стал коллективным (появилось общество) и целенаправленным (появилась способность к абстрагированию и умозаключению). Производимые человеком орудия труда дали ему возможность активнее воздействовать на природу, познавать ее глубже и полнее. Материальные и духовные ценности, создаваемые человеком, не исчезали бесследно. Они передавались от поколения к поколению, воспроизводились и совершенствовались. Вместе с орудиями труда и предметами культуры совершенствовались и способности человека. Важнейшую роль в развитии сознания человека сыграли знаковые систему (язык и речь). Благодаря изобретению и совершенствованию этих систем человечество получило возможность сохранять, накапливать и передавать социальный опыт в процессе обучения и воспитания, в совместной практической деятельности. III. Социальный характер происхождения сознания человека обусловлен и тем, что коллективная орудийная деятельность людей требовала кооперации, общения и взаимодействия их друг с другом. Она была и остается невозможной без наличия общей цели, которой является предполагаемый продукт совместного труда. Итак, сознание есть продукт не только и не столько природного развития, сколько общественно-трудовой деятельности, в процессе которой совершенствовались орудия труда, производство предметов материальной и духовной культуры, возникли язык и речь. Структура сознания. Сознание как идеальная форма деятельности человека представляет собой разветвленную и относительно самостоятельную систему, которая объединяет в себе совокупность знаний о мире, психические процессы и состояния, субъект-объектное отношение, возможность целеполагающей и оценочной деятельности и т.д. Исходя из этого, в структуре сознания достаточно условно можно выделить четыре ее составляющих. Во-первых, сенсорные и перцептивные способности вместе с первичными, непосредственными знаниями об окружающем человека мире и о себе самом как физическом, материальном теле, которые он получает с помощью различных видов ощущений, восприятий, а также репродуктивного и творческого представления (воображения). Все это оценивается сознанием с точки зрения целесообразности и полезности результата деятельности человека. Конечно, это пока еще самая предварительная оценка, которая требует дальнейшего осмысления.
Перцепция (от лат. percipere - воспринимать) – восприятие как акт. Перцепционализм – учение, согласно которому только восприятие образует основу всего мышления и знания. Представителем перцепционализма был амер.философ Гамильтон. Сенсорный (от лат. sensus – восприятие, чувство, ощущение) –чувствительный, чувствующий, относящийся к ощущениям. Во-вторых, в структуре сознания можно выделить мыслительную деятельность, которая предполагает использование логико-понятийных способностей, и знания, полученные с ее помощью, опосредованно. Это дает возможность выйти за пределы непосредственных чувственных данных и достичь сущностного понимания объектов, закономерностей их развития. Знания, полученные путем различного рода рассуждений (тех или иных умозаключений, доказательств или опровержений), формируются в понятиях и суждениях. И здесь полученные знания также подвергаются оценке. Но это оценка уже не с точки зрения полезности или целесообразности поведения человека как физического тела. Это оценка с точки зрения соответствия или несоответствия мыслей действительности (истинность или ложность суждений), а также соответствия или несоответствия сложившимся в мышлении правилам логики и грамматики. В третьих, в сознании можно выделить такую составляющую, в которой представлены эмоции и волевые качества. Эмоционально-волевая сфера сознания не связана непосредственным образом с внешним миром. Она включает личностные переживания, воспоминания, чувства и настроения, различного рода эмоции (страх, уныние, радость, скорбь, любовь, ненависть, наслаждение, отвращение и т.п.). Роль эмоций состоит в том, что они служат своеобразным инструментом, с помощью которого жизненный процесс человека удерживается в оптимальных границах, что позволяет предупредить негативные последствия влияния каких-либо факторов на жизнедеятельность человека.
В четвертых, составляющая сознания содержит в себе высшие мотивы деятельности, ее духовные идеалы и ценности, а также способности к их формированию и пониманию. Без ценностно-смысловой оценки предметная деятельность человека потеряла бы свою разумность и целенаправленность. Она бы мало чем отличалась от рефлекторного поведения животного.
Представленную структуру сознания можно изобразить с помощью схему, которая удачно проецируется на левое и правое полушарие человеческого мозга. Как известно, левое полушарие мозга “отвечает” за рациональность, абстрактность мышления, а правое – за конкретность, образность, экспрессивность.
Говоря о структуре сознания, нельзя обойти стороной вопрос сущности самосознания. В начале своего развития сознание имеет внешнюю направленность. Человек сознает свое положение как положение вне этого мира, воспринимая его, как независимый и отделенный от своего “я”. По мере развития абстрактного мышления человек начинает понимать, что он для самого себя может стать объектом познания. Эта способность называется рефлексией. Она дает возможность человеку повернуться к самому себе, к своему собственному “я”, оценивать свое физическое состояние, поведение, свои мысли и точность их выражения; посмотреть на себя “как бы со стороны”, глазами другого человека. Все это в своей совокупности и есть самосознание. Самосознание – это особая форма сознания, которая состоит в способности человека осознавать и оценивать свои действия, чувства, мысли, мотивы поведения, интересы, свое положение в мире.
Самосознание способствует тому, что у человека вырабатывается критический подход к самому себе как личности, к своему внутреннему миру, помогает его становлению и развитию, определению жизненного пути. Но если нарушено чувство меры и человек “наполнен только самим собой”, то это тормозит его развитие, приводит к эгоцентризму, переоценке собственного “я”, а иногда – к душевному расстройству (мания величия и т.п.). Кроме того, самосознание играет роль социального регулятива, помогая человеку осознавать свою личную ответственность за результаты своей деятельности. Самосознание представляет лишь часть сознания, а сознание, являясь психическим феноменом, не сводится к психическому. Понятие “психическое” по своему объему шире, чем понятие “сознание”. Иначе говоря, сознание есть лишь одна из разновидностей психического, одна из форм его проявлений. Сознание и бессознательное. Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека. Далеко не все, что воспринимается человеком и оказывает влияние на его поведение, им осознается. Бессознательно человек действует в состоянии невменяемости или аффекта, в состоянии гипноза или в состоянии сомнамбулического сна. К бессознательным действиям относят инстинктивные действия, а также так называемые “автоматические” действия, при которых человек совершает те или иные действия, не задумываясь. Мы не задумываемся при ходьбе, какую ногу куда поставить, если впереди нет никаких препятствий. Мы автоматические нажимаем на педали при езде на велосипеде, нередко машинально ставим свою подпись под тем или иным текстом. К сфере бессознательного относят и такой феномен психики, как интуиция. Бессознательное – это явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им. Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, состояниях и свойствах человека. У человека есть бессознательная память, бессознательное мышление, бессознательная мотивация, бессознательные ощущения и т.п. Большой вклад в исследование бессознательного внес З.Фрейд. К индивидуальному бессознательному он относил такие качества, которые человек не осознает, но которые находят свое проявление в различных его непроизвольных действиях и психических явлениях. С точки зрения З.Фрейда, это могут быть ошибки (оговорки, описки и т.п.явления), непроизвольное забывание (имен, обещаний, намерений, событий, фактов и т.п.), а также фантазии, мечты, грезы или сновидения. Ошибки, по мнению З.Фрейда, не являются случайными нарушениями письменной или устной речи. Они проявляют скрытые для человека мотивы, переживания или мысли, являются следствием столкновения бессознательных намерений человека с четко осознаваемой целью действия. Это неосознаваемое противоречие между скрытым мотивом и целью. Забывание имен, фактов, событий и т.п. связано с каким-то неосознаваемыми человеком отрицательными эмоциями, неприятными чувствами, которые возникли у него ранее. Сновидения и грезы свидетельствуют о бессознательных желаниях, чувствах, намерениях человека, его неудовлетворенных или не вполне удовлетворенных жизненных потребностях. Последователь Фрейда в исследовании бессознательного Юнг обратился к изучению феномена коллективного бессознательного. С его точки зрения, коллективное бессознательное, элементы которого он называет архетипами, “более действенным образом определяет индивидуальную жизнь”. Архетипы – это такие общие для людей образы, которые повторяются в мифах различных народов, обнаруживаются в различных произведениях самобытного народного творчества (сказаниях и притчах, былинах и сказках). Архетипы передаются из поколения в поколение не только с традициями, теми или иными обычаями, но и генетически, они заложены в бессознательном каждого. Коллективное бессознательное оказывает более сильное влияние на психику человека, на его личную жизнь, чем индивидуальное бессознательное в силу того, что включает обобщенный опыт многих поколений людей. Исследования психологов показывают, что сознание и бессознательное находятся в тесной взаимосвязи. Они совместно управляют поведением человека. Однако роль их в этом управлении различна. Сознание управляет самыми сложными формами поведения человека, оно “включается” в наиболее трудных случаях его повседневной жизни. Без опоры на сознание невозможно справиться с неожиданно возникающими, интеллектуальными проблемами, решения которых не очевидны. Человек не сможет преодолеть физического или психологического сопротивления, если он не осознал самого факта сопротивления. Ему трудно найти оптимальный выход из сложной конфликтной ситуации, если он не осознал эту ситуацию, степень ее сложности, мысленно не “проиграл” возможные варианты разрешения конфликта. Сознание человека определяет характер его поведения и тогда, когда н попадает в обстановку, которая содержит для него угрозу в случае непринятия немедленных действий. Тем не мене, доминирующая роль сознания в различных видах человеческой деятельности, не умаляет значения бессознательного в поведении человека.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.122.20 (0.014 с.) |