Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема сознания и основные подходы к ее философскому анализу.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Сознание – это связанная с речью способность человеческого мозга целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать действительность в чувственных или понятийно-логических образах. Существенные признаки феномена сознания (исходя из определения): 1) сознание как психическое явление возникает только на уровне высокоорганизованной материи, что оно неразрывно связано с человеческим мозгом. Сознание, действительно, является функцией головного мозга человека. Это подтверждается экспериментальными данными медицины, психологии, физиологии высшей нервной деятельности и других наук. Хорошо известно, что различные физические или иного рода поражения головного мозга приводят к нарушениям в структуре сознания, которые проявляются в неправильной мыслительной или речевой деятельности, в частичной или полной потере способности ориентироваться в пространстве и т.д. Так, поражения задней трети первой лобной извилины левого полушария приводит к тому, что больной теряет способность говорить, хотя может понимать речб других людей. Поражения же первой височной извилины наоборот, приводит к утрате способности понимать речь других людей, при сохранении возможности говорить. Кроме этого, можно напомнить и о том, как деградирует человек, когда он попадает в зависимость от алкоголя или наркотиков, которые деформируют не только сознание, но и его материальный носитель – мозг. 2) Способность сознания отражать действительность. Это отражение происходит с помощью конкретно-чувственных и понятийных образов. Эти субъективные образы возникают в силу взаимодействия человека с окружающим миром, которое сопровождается биохимическими, физиологическими и нервными процессами, протекающими в мозгу. Однако если эти материальные процессы можно обнаружить, то субъективный образ не воспринимается органами чувств, даже если они и вооружены какими-либо приборами. Он не содержит ничего вещественного. Поэтому, было бы неправильным сводить субъективный образ предмета к самому предмету. Образ арбуза, например, или футбольного мяча не есть сам арбуз или мяч. Человек, в сознании которого возникли эти субъективные образы, не может реально оперировать с ними, как с физическими телами. Он не может отрезать кусочек образа арбуза и попробовать его на вкус или взять образ мяча в свои руки и поиграть с ним. Стало быть, субъективный образ, возникающий в сознании, - это не материальное, а идеальное образование. 3) взаимосвязь сознания и языка. Единство языка и сознания обнаруживается в том, что язык служит средством оформления сознания и, одновременно, средством выражения и передачи продуцируемых сознанием идей. Именно в языке находят свое выражение психические состояния и мысли человека, которые воспринимает другой человек и которые оказываются существующими для него самого. Вербальная форма сознания. В языке и речи, т.е. в словесной форме осуществляется такое свойство сознания, как способность к обобщению и абстрагированию. Обобщенное отражение действительности составляет содержание индивидуального сознания. Всякое отдельное, конкретное на уровне мышления выступает как общее, т.е. базируется на предварительном обобщении признаков однородных предметов. Так, чтобы понять, что представляет собой высшее учебное заведение, мы должны, по крайней мере, знать, что такое учебное заведение. Эти знания выражаются в языке в виде понятий. Кроме вербальной формы, сознание выступает в образно-символической форме. Эта форма сознания связана с использованием второй сигнальной системы, которая вызывает и преобразует соответствующие сигналы-образы. Наиболее яркими примерами образного сознания человека служат искусство и литература (так в живописи не словесные формы, а рисунок, колорит, композиция выражают замысел художника). 4) Активность и целенаправленность сознания. Воспроизводимый сознанием образ представляет собой результат преобразующей, творческой деятельности. Поэтому он отличается от оригинала. Сознание вторит этот образ, конструирует его в соответствии с целями и задачами, обусловленными потребностями человека. В разные моменты своего бытия человек получает разные образы одного и того же предмета. Более того, в своем сознании человек может сконструировать такой образ, который соответствует не действительному, а возможному состоянию предмета. Человек мысленно изменяет предмет, предвосхищая результат того или иного реального изменения. Иначе говоря, сознание человека обладает способностью предвидеть. Активность сознания является одним из фундаментальных его свойств, которое проявляется в том, что оно: - отражает мир целенаправленно и избирательно; - конструирует теоретические модели, объясняющие закономерности окружающего мира; - разрабатывает прогнозы развития природных и социальных явлений и процессов; - служит основой преобразовательной деятельности человека. 5) Способность оценивать. Способность сознания оценивать выражает его избирательность, ориентацию на выработанные обществом нравственные, эстетические, религиозные и другие ценности, отношение человека к этим ценностям, а также к самому себе, к своей собственной деятельности. Сознание человека качественно отличается от психики животных. Основными отличительными признаками здесь являются: 1) абстрактно-логическое мышление, связанное с умением воспроизводить сущностные характеристики и связи действительности, не данные непосредственно в восприятии; 2) целеполагание как способность идеально конструировать желаемый продукт деятельности, что позволяет человеку творчески преобразовывать действительность, а не пассивно вписываться в нее; 3) самосознание, определяющее возможность выделения себя из внешней среды; 4) язык как вторая сигнальная система, заставляющая нас ориентироваться не столько по реальным физическим процессам, сколько по их знаково-символическим, языковым коррелятам. Вывод: А. Таким образом, сознание связано с окружающей человека действительностью противоречивыми отношениями. С одной стороны, сознание есть продукт мозга, его функция. Изменения физиологических и биохимических состояний мозга обусловливают и изменения в сознании человека, что, в свою очередь, приводит к тому, что меняется восприятие им действительности, ее оценки и его реакции на события. В. С другой стороны, на сознание и его развитие оказывает сильнейшее влияние природная и социокультурная среда, а также духовный мир индивида, его уникальный личный опыт собственной жизни и своих переживаний, которые являются содержанием сознания. С. Есть и третья сторона этого отношения. Она связана с воздействием сознания на природу, социальный мир и духовную жизнь человека. Само сознание является источником различного рода идей и проектов, которые, будучи реализованными, изменяют действительность. Феномен сознания исследуется и с иных точек зрения. В частности, в феноменологической гносеологии анализируются интерсубъективная смысловая значимость объектов “жизненного мира” (Гуссерль) или человеческая экзистенция (Хайдеггер), что ориентирует гносеологию на раскрытие смысловых ресурсов “жизненного мира”, его интерсубъективной потенциальности, или на семантическое поле культуры как “пространство” интеллектуальной деятельности. Герменевтическая традиция (Гадамер) обращает внимание не только на то, что сознание является “инструментом” познания, но и на, что сознание человека “вплетено” в культурно-исторический контекст, в коммуникацию, что оно неотделимо от межличностного и межкультурного общения. Такой подход позволяет осмыслить познавательный процесс, учитывая тот факт, что когнитивное и коммуникативное в нем представляют собой, по сути дела, единую целостность. Когниция (от лат. cognitio) – знание, познание, когнитивный – соответствующий когниции, или познанию, познаваемый. Когнитивный диссонанс – интеллектуальный конфликт, возникающий, когда имеющимся мнениям и представлениям противоречит новая информация. Дискомфорт или напряжение, вызванные конфликтом, могут быть устранены при помощи одного из нескольких защитных действий: индивид отвергает или избегает новой информации, или убеждает себя, что противоречия на самом деле не существует, или примиряет противоречия, или прибегает к др. мерам с целью сохранения стабильности и порядка в своем представлении о мире и о себе. Концепция, впервые предложенная в 50-х годах, послужила основанием для многочисленных исследований и дискуссий. На современном этапе развития философии интерес к проблеме сущности сознания возрастает. Исследования в этой области концентрируются в трех основных типах программ. 1) Инструменталистские программы своей главной целью считают конкретизацию понятия “сознания”, как средства, способа и формы жизнедеятельности человек. Важнейшим аргументом при этом считается то, что нет ни одной области жизни, где не было бы необходимо знание и познавательно-информационное обеспечение. Для реализации главной цели этих программ создаются модели сознания, называемые “искусственный интеллект”. Они раскрывают операционно-вычислительный характер мышления и компьютерные способности человека. В этом случае человек уподобляется мыслящей машине, в которой сознанию отводится роль своеобразного личного компьютера, который получает информацию, преобразует, распознает, оперирует, координирует и выражает результат. При явно выраженной ограниченности и односторонности этих программ, они, тем не менее, вносят определенный вклад в понимание проблем когнитивно-информационного моделирования. 2) Интенционалистские программы имеют дело с предметным изучением восприятий, воспоминаний, фантазий, грез и т.п. психических феноменов, придающих смысловое значение языковым выражениям. Особое внимание здесь обращается на изучение свойства сознания, связанного с кго направленностью к предмету, к действительности. Под интенциональностью понимают первичную смыслообразующую “устремленность сознания к миру, смыслоформирующее отношение сознания к предмету” (Молчанов В.И. Интенциональность // Современная западная философия. – М., 1991. – С.113-114). Другими словами, интенциональность – это напрвленность сознания на предмет, придание предмету некоторого смысла. Э.Гуссерль, который ввел этот термин в феноменологическую философию, полагал, что сознание является определенной совокупностью различных психических феноменов (восприятия, воспоминания, мечты, воображение и т.п.). Эти феномены с помощью интенции обнаруживают себя в целостном потоке сознания, придавая смысл языковой форме, создавая в сознании особый интеллектуальный мир образов. Гуссерль Э.: “Поскольку всякое сознание есть “сознание-о”, постольку изучение сущности сознания включает в себя изучение смысла сознания и предметности сознания как таковой”. 3) Кондиционалистские программы обращают внимание на взаимосвязь, взаимозависимость сознания с особенностями телесной организации, строением и функциями психики, а также на социальные условия бытия человека. Для такого подхода к изучению сознания есть основания, т.к. все эти факторы в своей совокупности весьма ощутимо влияют на активность сознания. Оставаясь скрытыми для человека, они нередко порождают иллюзию спонтанности и беспричинности протекания процессов сознания. Можно говорить о выделении трех основных парадигм в философии сознания: субстанциальной, функциональной и экзистенциально-феноменологической. Исторически первой моделью философии сознания была субстанциальная концепция (Платон, Аристотель, Августин, Декарт, Гегель и др.). Апеллируя к разуму как наиболее значимому и универсальному свойству сознания, субстанциализм проецирует разум на структуру Универсума в целом. Разум здесь выступает гарантом единства и упорядоченности бытия, той субстанциальной основой, которая обеспечивает мировой порядок и гармонию. Индивидуальное человеческое сознание рассматривается при этом лишь как отдельное проявление Мирового Разума. Функциональная модель сознания (Гоббс, Локк, Гартли, Гельвеций, Дидро и другие) интерпретирует последнее как функцию материальных систем, в своих исходных характеристиках не содержащих идеального и мыслящего. Согласно этой модели, сознание обеспечивается функционированием нервной системы и мозга, организованных в соответствии с универсальными законами механики. Их единая природа обусловливает согласованность чувственного опыта, являющегося подлинным основанием мышления. При этом сознание выступает не конкретизацией универсальных понятийных конструкций, а отражением реально существующих объектов и связей действительности, данных нам в ощущениях. Одной из наиболее авторитетных неклассических версий философии сознания стала экзистенциально-феноменологическая концепция (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, М. Мерло-Понти и др.). Акцент здесь делается на описании опыта индивидуального сознания, центральной характеристикой которого становится интенциональность. Последнее предполагает способность сознания быть всегда "сознанием о …", его нацеленность вовне. Сознание по сути своей есть не столько отражение, сколько осмысление (конституирование смысла) действительности. Вывод: Каждый из представленных типов программ имеет определенные недостатки, т.к. полученные с их помощью результаты, взятые изолированно, могут дать лишь фрагментарное представление о природе сознания. Однако, результаты этих исследований, взятые в единстве, способны помочь сформировать целостное представление о сознании, адекватно нынешним реалиям.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.24.70 (0.014 с.) |