Категории материалистической диалектики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Категории материалистической диалектики



Общая характеристика

Существует 2 подхода к категориям формы и содержания.

1- Подход идущий от Аристотеля: у Аристотеля форма задает чтойность (сущность) вещи. А категории содержания в аристотелевской диалектике нет. Форма первична – эйдес.

2- Материалистическая диалектика (Энгельс, Ленин) ленинская диалектика формы и содержания форма это вторичная, внешняя характеристика, которая определяется содержанием. – содержание первично.

В юриспруденции обе точки зрения присутствуют:

1) Форма рассматривается как вторичная внешняя характеристика, с точки зрения юридической значимости.

2) В юриспруденции понятие форма значительно больше употребляется в аристотелевском смысле: формы права, только письменная. Форма влияет на квалификацию.

 

Форма это категория обозначающая внешнюю границу содержания, и границы вида в рамках рода.

 

Категории сущности и явления

Категории диалектики – это парные категории, эти категории в рамках диалектической пары удовлетворяют определение противоположности, сущность явление, необходимость-случайность, причина-следствие. В рамках каждой диалектической пары удовлетворяют отношение противоположности, взаимно отрицают, но при этом взаимно обуславливают, дополняют, составляя единое смысловое целое. Категории наиболее общие понятия – обладающие наиболее высокой степенью общности. В ленинской гносеологии, которая долгое время составляло методологическое основание процессуальных методологических дисциплин. Познание движется от явления к сущности. В ленинской диалектике явление, это внешнее проявление сущности.

В категории детерминизма (причина-следствие), причинно следственные связи являются предметом такого предмета науки как учения о детерминизме. (философские, научные, философия, естественные науки, синергетика, юриспруденция и т.д.) Детерминизм – учение о причинно-следственных связях.

Виды детерминизма:

- жесткий лапласовский детерминизм: каждое событие точно предопределено с начало времен. Энгельс это критиковал и называл фатализмом, Энгельс это критиковал называя фатализм мистической предопределенностью.

-индетерминизм, это концепции, отрицающие причинно-следственные связи вообще.

- теория вероятностей, математическая теория, согласно которой каждое событие происходит с определенной долей вероятности- подчиняющееся закону больших чисел, то есть статистическим закономерностям. Динамические закономерности – линейные закономерности в которых имеет место, четко определенная связь между причиной и следствием.

Диалектическая концепция детерминизма в которой причина и следствие связаны генетически, то есть причина порождает следствие. (отличать от функциональной связи, там нет генетической связи между явлениями).

В юриспруденции диалектика имеет большое методологическое значение особенно в уголовном праве:

Причину не надо путать с поводом, очень часто преступником разрабатывается сценарий, нередко преступник совершает конфликт, пользуясь поводом, который сам подстроил.

Мотив субъективная причина. Более подробно самостоятельно изучить.

 

Необходимость и случайность, Необходимость – закономерность, случайность форма проявления необходимости, а так же ее дополнения.

Возможность и действительность: возможность – категория обозначающая перспективы развития наличной ситуации, возможности бывают: реальная и формальная, реальная - это наиболее вероятная при данных обстоятельствах, формальная – это не противоречащая закономерностям но обладающая очень малой вероятностью реализации; конкретная и абстрактная, конкретная это соответствующая закономерностям и ситуации, абстрактная это не соответствующая ни закономерности ни ситуации.

 

Проблема свободы в философии и юриспруденции.

Этика Канта в предпосылках философии и права. Кант (1724-1804)

Кант основоположник европейской теории права. Который создал этическую систему послужившую философским основанием новой научной отрасли – философии права.

Этика Канта:

Есть 2 вида поступков: а) нравственные (моральные)- это поступки основным мотивом которых является только 1, - стремление следовать нравственной норме, даже вопреки своим страстям, выгоде, потребностям. При этом Кант удовлетворение от морального поступка называл «сверхвыгода».

Б) легальные - поступки которые не нарушают моральных норм, но в основе их другой мотив, страсть, корысть, выгода.

История свидетельствует, что моральные нормы меняются от эпохи к эпохе, но в отличие от правовых норм они складываются стихийно,- за счет постепенного нарастающего нарушения устаревших моральных норм, (пример: Россия - подбор девушке жениха,)

 

Соотношение морали и права,

Кант доказывал что мышление и совесть свободны по своей природе, по сущности, поэтому не могут регулироваться правом, право на свободу мысли и совести не может предоставляться, однако в нормах международного права о правах человека, в Конституции РФ такое право предоставляется, такие формулировки противоречат вышеописанным принципам, чрезвычайно колизионны в правоприменении, а так же используются при злоупотреблении правом, используются тоталитарными сектами, провокаторами, борцами за права меньшинств.

У Канта право и мораль взаимно дополняющие способы нормативного регулирования, отношения между людьми, поведения, однако мораль и права – разные способы нормативного регулирования.

Моральные нормы - внутренний регулятор поведения, а правовые нормы – внешний регулятор поведения; структура моральной нормы не содержит санкции, а структура правовой нормы содержит санкцию.

Свобода по Канту:

2 практическая свобода – свобода, реализованная в поступке.

3 произвол – свобода без правил- фактически несвобода.

Потому что свобода по Канту это производное от ограничений – нет ограничений, нет свободы как феномена.

Разум налагая на себя ограничения создает тем самым пространство своей свободы- Кант.

 

ФИЛОСОФИЯ СПИНОЗЫ

Спиноза: в основе такого подхода лежит следующая философия Спинозы,

1) Спиноза – развил аристотелевскую идею субстанции, дав такое определение, Субстанция – ничем вне себя не обусловленное бытие, субстанция – причина самой себя.

2) Природа – это субстанция, значит бог не сотворял природу.

 

 

Пропущена лекция

 

Рационализм Декарта

Философия Декарта – дуализм, так как он равноправно признавал материальную и духовную субстанции.

Декарт – автор теории «Врожденных идей»

Свойства материальной субстанции:

Протяженность, инертность и т.д.

Свойства духовной, мыслящей субстанции – способность мыслить.

Человек состоит из этих двух субстанции – его тело носитель свойств материальной субстанции, а мышление человека это проявление духовной субстанции. Отсюда, из этой онтологии его рационализм. Если в человеке изначально присутствует мыслящая субстанция, значит у него изначально в сознании представлена содержание этой субстанции.

 

Диалектика материалистическая гносеология

Вопрос № _____ Истина как процесс- в философии и юриспруденции

Диалектика материалистическая гносеология была создана Марксом и Энгельсом, развита Лениным. В отечественной юриспруденции именно эта концепция истины актуально до сих пор. (например в уголовном процессе.) Сама идея истины как процесса, заимствована марсизмом у Гегеля.

Концепция истины как процесса:

1) Объективная истина это содержание наших знаний, которые не зависят от субъекта. От субъекта не зависит не только ядро истинной теории, но и сопутствующие ему заблуждения, которые могут быть преодолены только в дальнейшем ходе развития познания- ни одна теория не является абсолютно верной, в ней обязательно есть дополнения.

2) Истина относительна, так как она конкретна, относится к определенному времени, культуре, области знаний. Нет истин абсолютных, истина верная для всех времен и народов не верна ни для одного времени, ни для одного народа. Потому что она абстрактна, и не конкретизирована. Каждая истина объективна, относительна – потому что конкретна.

3) Истина носит характер процесса- ее содержание развивается, ядро абсолютной истины в объективной и относительной истине увеличивается, то есть увеличивается сумма знаний которая в дальнейшем развитии познания развивается. А моменты заблуждения преодолеваются, но при этом возникают новые. Поэтому абсолютная истина – это только недостижимый идеал познания. Она существует только в виде ядра, и невозможно полное окончательное познание о мире.

4) В отечественной юриспруденции имена эта модель истины достигаемая в следствии и судебном разбирательстве. Истина как процесс – судебные инстанции, институции кассации, обжалования.

 

 

Вопрос №________Гносеология И. Канта

У канта нельзя жестко разграничить онтологию и гносеологию.

Кант развил идеи следующих философов:

А) Д. Юм: «У субъекта нет средств ни для того чтобы отрицать, ни для того чтобы отрицать существование внешнего мира.»

Б) Дж. Локк Теория вторичных качеств:

В) Теория врожденных идей Декарта.

Кант задается вопросом: «Как возможны доопытные синтетические суждения, то есть не извлеченные из опыта, но добавляющие некоторые свойства»? (вселенная бесконечна, бог всеблаг – откуда мы это знаем????!!!)

Синтетические внеопытные суждения:

А) Кант считал, что источником таких суждений являются априорные (доопытные- изначально присутствующие в разуме представления.)

Б) Кант выделял следующие способности:

- чувственность

-рассудок – способность действовать по правилам.

- разум – создает правила для рассудка, творческая способность человека.

Кант выделял антиномии чистого разума

Антиномии – равнодоказуемые суждения с противоположным смыслом, они возникают в результате попыток объяснить ноуменальные явления с помощью рассудочных схем.

Положительные антиномии Бог есть Отрицательные антиномии Бога нет
Мир конечен Мир бесконечен
В мире все происходит по необходимости В мире есть свобода
   

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.168.113.41 (0.059 с.)