Сократ – основоположник Диалектики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сократ – основоположник Диалектики.



Сократ не оставил письменного наследия, НО его идеи сохранились на тысячелетия в философских текстах Платона(ДИАЛОГИ), Диогена Лаэртского и др.Его вклад в историю философской мысли:

I) Он основоположник диалектики как метода мышления – до Сократа диалектические формы мышления в античной философии проявлялись стихийно. Например наивная диалектика милетской школы (большое-малое, притяжение отталкивание, живое-мертвое, влажное-сухое, Сократ сформулировал основные методы ведения диалога, тем самым положив начало диалектической традиции в философской мысли.)

 

 

Понятие Диалектики, её истоки:

Диалектика – метод мышления, исследования, основанный на: выделении противоположностей в исследуемом объекте. – противоположности – такие стороны процесса(любого) которые друг друга отрицают, но при этом друг друга обусловливают, взаимно дополняют, составляя единое целое

- методы ведения диалога по Сократу:

Майевтика – родовспоможение мыли, с помощью наводящих вопросов. (Участник диалога не заявляет прямо о своей позиции, а с помощь наводящих вопросов создает впечатление, что оппонент САМ пришел к тем выводам, которые выгодны). – ИРОНИЯ.

ИРОНИЯ – это доведение до абсурда мыслей оппонента при видимом с ним согласием.

 

II) Этика Сократа, её методологическое значение для юриспруденции.

С точки зрения Сократа – знание лежит в основе добродетели, Сократ всю жизнь отстаивал принципы нравственного, законопослушного поведения. И сегодня не устарели его принципы, которые он высказал в споре с предводителем Киренаиков Аристиппом.

-Для меня законы полиса не действуют, я везде чужестранец.

- Ты был бы прав Аристипп, если бы твои пути не пересекались с путями других людей. Пренебрегая законами, ты очень скоро ощутишь бремя пренебрежения законами со стороны других людей в отношении тебя.

 

ОСТАЛЬНОЕ ПО СОКРАТУ НА САМОПОДГОТОВКУ! ТАК ЖЕ ПО КИНИКАМ И КИРЕНАИКАМ.

Вопрос 16. Философия стоиков САМОПОДГОТОВКА

I) Философская концепция стоиков:

1. Судьба человека предопределена; Человек не может изменить ход событий.

2. Человек свободен, потому что способен определять свое отношение к происходящему. Человек не может изменить ход событий, но он может определять свое отношение к ним.

3. Стоицизм – философия человеческого достоинства: Я сделал все, что от меня зависело, даже если я потерпел поражение, это не может меня унизить, потому, что я сделал все, что от меня зависело. Я могу, не теряя достоинства, сохранять мужество, добродетель, духовную свободу. М. Антуанетта – Со мной можно поступить низко, но меня нельзя унизить. 4 порока надо изгонять, 4 добродетели надо взращивать.

- здравый смысл; справедливость;

4. В частной, индивидуальной воле содержатся элементы всеобщего, чем в большей степени представлены моменты всеобщего, тем она более успешна в своей реализации.

 

Методологическое значение идей стоицизма для юриспруденции:

Идеи стоицизма оказали существенное влияние на РЧП.

А) Принцип правовой защиты частной воли,

Б) Правовая защита частной воли – выражены в договоре, завещании, основывается на том, что закон защищает лишь в той мере, в какой она соответствует правовому всеобщему, закону.

Дигесты «Закон не может быть изменен волей договаривающихся сторон»

II) в современной юриспруденции принципы этики стоиков сохраняют свою актуальность Размышления, примеры

ЭТИКА ЭПИКУРА:

Все аффекты разрушительны, даже положительные: Самый разрушительный аффект – страх смерти.

Самый сильный аффект – страсть, который помогает человеку преодолеть разрушительное воздействие всех других аффектов – это любовь к мудрости, страсть к познанию. («Не плакать, не смеяться – но понимать»).

Смысл жизни – достижение атараксии, невозмутимости духа, безмятежности, равновесия.

Путь к атараксии – аскеза, это философствование в сообществе единомышленников.

 

Вопрос 17 Философские основания античной аксиологии, их значение для современной юриспруденции:

В античной философии нашел свое выражение античный менталитет, система общих представлений о миропорядке, согласно этим представлениям человек может, свободен и счастлив, только если он живет по природе, = живет по разуму «значит, действует в соответствии с законами миростроя (справедливо)».

Жить по разуму, значит действовать в соответствии с законами миростроя, потому что только разуму известны эти законы. По сей день эти принципы обоснованные теоретически Сократом, сохраняются в философии права, как концептуальная основа классической философии и теории права:

- 1) с точки зрения классической философии права свободным является только поступок, основанный на разуме, эта формула, которая зародилась теоретически у Сократа – фундаментальна. А идеалом свободного человека является человек, основывающий свои поступки на разуме.

-2) эти принципы лежат и сегодня в основе теории ответственности согласно которой, человек несет ответственность за свои действия только если он дееспособен, то есть его разум здоров в медицинском, социальном, психологическом смыслах. [Доп: с точки зрения Канта человеку презимируется)_обязан_(руководствоваться в своих действия разумом. (Как часто юристы склонны оправдывать преступные действия тяжелым детством, раздраженностью плохим характером, и то, что его довели – это не оправдание, человек свободен, и должен держать свои чувства и руководствоваться разумом.]

 

Эволюция диалектического метода.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 646; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.149.13 (0.008 с.)