Философское учение Сократа о соотношении справедливости и полисных законов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философское учение Сократа о соотношении справедливости и полисных законов.



Говоря о конкретном вкладе Сократа в развитие философской мысли как о несомненном и
общеизвестном факте, подтверждаемом, кстати, и многими другими древними
источниками, Аристотель связывает данное обстоятельство прежде всего с влиянием
философских положений Сократа на формирование платоновского учения об идеях,
отмечает моменты сходства и различия их философских взглядов, "А так как Сократ,-
замечает он,- занимался вопросами нравственности, природу же в целом не исследовал, а
в нравственном искал общее и первый обратил свою мысль на определения, то Платон,
усвоив взгляд Сократа, доказывал, что такие определения относятся не к чувственно
воспринимаемому, а к чему-то другому, ибо, считал он, нельзя дать общего определения
чего-либо из чувственно воспринимаемого, поскольку оно постоянно изменяется. И вот
это другое из сущего он назвал идеями, а все чувственно воспринимаемое, говорил он,
существует помимо них и именуется сообразно с ними, ибо через причастность эйдосам
существует все множество одноименных с ними вещей" (Там же, 987 b 1-9).
Линия Сократ - Платон в истории древнегреческой мысли отчетливо прослеживается не
только в собственно философской сфере, но и в области политико-правовых идей. Целый
ряд принципиальных суждений Сократа находит свою дальнейшую разработку и развитие
в политической философии Платона и политической науке Аристотеля, а затем и в
политико-правовых учениях последующих поколений древнегреческих и древнеримских
мыслителей, в частности Полибия, стоиков, Цицерона.
Философский подход Сократа к политико-правовым явлениям, их трактовка с помощью
общих определений и понятий, рационалистические приемы анализа политических
добродетелей, попытки логико-теоретического исследования объективной природы и
разумных начал полисных порядков, установлений и законов, сократовская критика
субъективизма и волюнтаристского произвола ряда софистов в вопросах этики, политики,
права и законодательства оказали решающее влияние прежде всего на воззрения Платона
и легли в основу его философии государства и права.
При этом, конечно, следует иметь в виду, что сократовские воззрения в политической
философии Платона претерпевают определенную трансформацию и модификацию в русле
и контексте его учения об идеях. Так, положение Сократа о правлении знающих у
Платона развито и трансформировано в концепцию правления философов в
проектируемом идеальном государстве, представляющем собой воплощение
божественного по своим истокам мира идей в земной общественной и политико-правовой
жизни людей. Также и естественно-правовые представления Сократа (об объективной божественно-
разумной природе полисных установлений и законов, о совпадении законного и
справедливого, сократовская критика противопоставлений софистами естественного права
искусственному полисному закону и т. п.), воспринятые Платоном, развиваются им с
позиций своего учения об идеях и, следовательно, идеальных началах политики,
справедливости, права и закона. Сократовское влияние - отчасти непосредственно (сократовское философское исследование "начала знания", понятийный анализ проблем этики, политики и права,
положение о совпадении справедливого и законного в силу их общей разумной природы,
учет роли закона и общего интереса в качестве формообразующих принципов и критериев
при характеристике различных видов политического правления и форм государства),
отчасти через воздействие идей и концепций платоновской политической философии -
весьма заметно отразилось в философских и политико-правовых построениях и
воззрениях Аристотеля. Это отчетливо проявляется в рационализме его философских
исследований, в его учении об этических и политических добродетелях, различных
(правильных и неправильных) формах государства, в его концепции справедливости как
регулятивной нормы политического общения, в его трактовке соотношения естественного
права и волеустановленного (полисного) закона, в его проекте наилучшего государства и
т. д.

Философия Платона об идеальном государстве и разумных, справедливых законах.

Этика Платона – по сути не индивидуальная, а социальная. Человек может быть нравственно совершенным лишь в правильно организованном государстве.

Платон не одобряет все существующие виды государственного устройства. Он считает, что власть тирана, военных, богатых, или власть большинства - противоестественна. Кроме того, и социальное неравенство, которое имеет место в любом государстве, должно основываться на природном неравенстве людей, в зависимости от того, какая по своему составу душа преобладает в том или иномчеловеке: разумная, аффективная (эмоциональная) или вожделеющая (чувственная).

Ему соответствуют и разные типы добродетели. Если преобладает разумная часть души, то людям свойственна мудрость, которая служит добру. Она состоит в истинном знании, т.е. в постижении. вечного и неизменного бытия идей, в понимании взаимной связи между ними. Люди этого типа правдивы, добры, справедливы. Им свойственна умеренность во всем, что касается чувственных наслаждений. Это - философы, которым Платон отводил роль правителей в идеальном государстве.

Платон считает, что в идеальном государстве не нужны искусство и наука.

Они лишь отвлекают от истины и способствуют моральному разложению. Запрещаются все религии и мифологии, за исключением единственной, обязательной для всех. Она же является и единственной наукой и философией.

Как утверждает Платон, только при правителях-философах государство не будет знать царящего в нем настоящее время зла.

«В своих трудах великий мыслитель как бы подвел итог всему предшествующему научно-философскому развитию в Древней Греции.

В его учениях не было четкой системы, но именно благодаря этому факту, благодаря подвижности, мыслей философа, наследие Платона актуально на протяжении нескольких веков.

Аристотель

который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления.

Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития — социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом.

Аристотель разделяет науки на теоретические, цель которых — знание ради знания, практические и «поэтические» (творческие). К теоретическим наукам относятся физика, математика и «первая философия» (она же — теологическая философия, она же позднее была названа метафизикой). К практическим наукам — этика и политика (она же — наука о государстве) Одним из центральных учений «первой философии» Аристотеля является учение о четырёх причинах, или первоначалах. Материя— «то, из чего». Форма («то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы.

Действующая, или производящая причина --«то, откуда». Характеризует момент времени, с которого начинается существование вещи. Началом всех начал является Бог. Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина — это энергийная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл.

Цель, или конечная причина «то, ради чего». У каждой вещи есть своя частная цель. Высшей целью является Благо.

С Аристотеля начинают складываться основные концепции пространства и времени:

субстанциональная — рассматривает пространство и время как самостоятельные сущности, первоначала мира.

реляционная — рассматривает существования материальных объектов.

Аристотель является и основоположником логики. Для Аристотеля человек — это прежде всего общественное или политическое существо («политическое животное»), одарённое речью и способное к осознанию таких понятий как добро и зло, справедливость и несправедливость, то есть обладающее нравственными качествами. Аристотель связывал различие между частным и публичным правом (уравнивающая справедливость действует в сфере частного права, распределяющая — в сфере публичного) и использовал учение о справедливости для обоснования своей политической теории.[1]Следует, однако, отметить, что, как нам представляется, античный философ различал право и справедливость, не считал их всегда тождественными. Так, Аристотель говорил о справедливости (называя ее «правдой» и подчеркивая, что последняя есть та же справедливость в особом проявлении), которая не настаивает на букве формального права даже в тех случаях, когда закон говорит в пользу собственного интереса лица. Именно эта справедливость заставляет добровольно уступить внутренне справедливому притязанию другого лица.15

Учение Аристотеля о справедливости соответствовало социально-политическим взглядам наиболее широких кругов афинских рабовладельцев и не выходило за рамки их классовой идеологии. Подобно всей философии Аристотеля его учение о справедливости несло на себе печать тяготения мыслителя к материализму. Под справедливостью он понимал, с одной стороны, нравственное качество человека — добродетель, а с другой — социальную категорию, свидетельствующую о характере общественного отношения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 825; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.81.240 (0.007 с.)