Философские проблемы социально-гуманитарных наук 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философские проблемы социально-гуманитарных наук



Философские проблемы социально-гуманитарных наук

1. Генезис социально-гуманитарного знания в культуре Античности. Предпосылки современного социально-гуманитарного знания в культуре Средневековья и Ренессанса.

2. Развитие гуманитарного и социального познания в рамках новоевропейской философии.

3. Кризис классической рациональности и формирование системы социальных и гуманитарных наук.

4. Специфика объекта, субъекта и предмета социально-гуманитарного познания. Проблемы классификации СГН.

5. Специфика методологии СГН.

6. Ценностный характер социально-гуманитарного познания. Понятие «жизнь» в социально-гуманитарном познании.

7. Коммуникативная природа социально-гуманитарного знания.

8. Проблемы истинности и рациональности в социально-гуманитарном знании.

9. Объяснение, понимание, интерпретация в социально-гуманитарном знании. Герменевтика как метод социального и гуманитарного познания.

10. Натуралистические и антинатуралистические исследовательские программы в СГН.

Литература:

· Кохановский – Философские проблемы социально-гуманитарных наук

· Кохановский – Основы философии науки

· Лебедев – Философия социально-гуманитарных наук

· Миронов – современные проблемы естественных, технических и социо-гуманитарных наук.

 

Ответы: 1-10

 

 

  1. ГЕНЕЗИС СОЦИАЛЬНОГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ В АНТИЧНОСТИ

Несмотря на то, что современная наука сформировалась только в эпоху нового времени «рациональный проект познания мира осуществляется со времен античности (момент возникновения теоретического знания)».

Для возникновения теоретического знания требуется достаточно сложное и редкое сочетание условий. В Древней Греции, начиная с 5 века до нашей эры, эти условия реализовывались:

· полисная организация жизни

· особенности языка

· зарождение собственно философского мышления (идея вариативности бытия)

На основе наблюдений формируются теоретические структуры: бытие, сущность, количество, качество и т.д. Они позволяют мыслить об основах и первопричинах, и взаимосвязи человека с мировым целым.

Космоцентризм господствует в античности. С этой точки зрения мир упорядочен и совершенен, человек понимается как микрокосм, а родственность человека миру заключается в том, что разум родственен Логосу. Таким образом, в античности складываются основные принципы рационализма.

Виды знания античности:

· Эпистема – истинное знание, теоретическое, полученное на основе созерцания. Эпистемология – учение о научном познании.

· Докса – знание практическое.

В натурфилософских представлениях (1 этап знания античности) понятие разумного устройства природы пришло из практики полисной демократии (Демокрит).

Этика античности укоренена в онтологии. Такие ценности как порядок, благо, справедливость и т.п. понимаются как присущие бытию в целом.

Собственно-гуманитарное знание формируется первоначально в деятельности софистов и Сократа. Софисты утверждали субъективность и множественность истины, и по сути поставили вопрос о границах внутренней свободы. Сократ, полемизируя с софистами, обосновал необходимость определения понятий, т.е. формулировки их объективного содержания.

Представление об обществе у Платона:

Государство Платона есть воплощение идеи справедливости, а цель существования государства – благо целого. Реализуется данная цель через соответствующую социальную структуру.

Представление об обществе у Аристотеля:

Представления о государстве опираются на идею о естественном ходе событий. Государство – результат природного влечения людей к общению.

И у Платона и у Аристотеля представления о формах общества следуют из представлений о вечной и неизменной природе человека, и из представлений о тех ценностных структурах, что заложены в основаниях бытия.

 

В эпоху Эллинизма формируется этические учения эпикурейства, стоицизм и скептицизм.

В учении стоиков помимо этических идей существует обоснование необходимости гражданской активности – поскольку каждый человек несет в себе часть Логоса, то вселенская человеческая общность – космополис (мировой город) существует только тогда, когда каждый выполняет свой долг, участвуя в делах мира.

Аристотелю принадлежит первая попытка анализа экономических явлений. Естественная организация хозяйственной жизни названа им экономика (ойкономия), направлена на приобретение благ для дома и государства, а противоестественная организация хозяйственной жизни хрематистика, направлена на накопление богатства из-за наличия денежного обращения.

По Аристотелю справедливый обмен учитывает истинное достоинство обменивающихся лиц.

Для эпохи Древнего Рима происходит формирование и развитие правовых знаний.

Уже у Цицерона государство понимается не как нравственное объединение свободных граждан, а как правовое сообщество. Статус гражданина по Цицерону определяется размером собственности. Поскольку происходит процесс концентрации богатства, формирования крупной земельной собственности, необходимым становится регулирование имущественных отношений на основе правовых норм. Развивается частное право, касающееся отдельных граждан и публичное право, касающееся интересов государства в целом. Формируются классические правовые доктрины.

Таким образом, в период античности гуманитарное знание складывается как содержательно, так и формально (методы, категории) и основные концепции сохраняют свое значение в последующем развитии европейской культуры, вплоть до нового времени.

История понимается как процесс цикличный и историческое знание не считается научным, теоретическим (докса).

 

Философия жизни

Категорию жизни противопоставляют основополагающей категории классической философии бытию. В ней мыслят становление, изменчивость и темпоральность. Формулируется проблема времени как сущности развития и понимание истории как объективации жизни во времени. Постижение жизни невозможно интеллектом, через объяснение. Жизнь можно понять только исходя из нее самой. Следовательно, главной задачей гуманитарных наук становится постижение индивидуальных проявлений жизни. Основным методом может быть только понимание.

Два вида понимания:

· Самонаблюдение (интроспекция)

· Вживание (вчувствование)

ГЕРМЕНЕВТИКА

Шлейермахер сформулировал принципиальное положение герменевтики, как способа понимания явлений культуры. Исследователь при изучении культурного явления наделяет смыслом его части, на основе предположения о смысле целого. А затем движется к пониманию целого путем изучения его частей. Этот принцип получает название герменевтического круга, согласно которому для понимания частей необходимо иметь представления о смысле целого, а смысл частей ведет к обогащенному смыслу явления.

Развивая идеи Шлейермахера, Дильтей переносит на историческое познание основной принцип интерпретации текстов. Текст должен быть понят из него самого.

Согласно Гадамеру понимание – изначальный и универсальный способ человеческого существования. Любой процесс познания исходит из одного основания – предпонимание (пред-рассудки) – общее исходное понимание мира, укорененное в общности жизни, в языке, в традиции, в истории.

Понимание как познавательная процедура включает в себя понимание как таковое, истолкование или интерпретацию и аппликацию, т.е. применение.

Структура процесса понимания:

· Понимание как таковое, т.е. приобщение к смыслам человеческой деятельности и смыслообразованию.

· Интерпретация, конструирование смысла.

· Применение или аппликация – конкретизация смысла для частного случая.

Конкретизация смысла в социальногуманитарном знании направлена не иллюстрацию общего правила, а на демонстрацию того, что единичное является преломлением (модификацией) общего.

В связи с интерпретацией существует проблема ее объективности. Речь идет об осознании пристрастности исследователя, о необходимости мыслить в понятиях рассматриваемой эпохи. Но такие стремления иллюзорны. Поскольку социальногуманитарное знание существует для ответа на вопросы современности.

Объективность может быть соблюдена тогда, когда прослеживаются исторические изменения в понятиях прошлого, когда мы начинаем ими оперировать (учет формообразования человеческого бытия).

В исследованиях Пьера Рикера ставится проблема конфликта интерпретаций, который для автора является сутью герменевтики. Разрешение конфликта позволяет понять себя через понимание другого.

Как и большинство современных авторов Рикер связывает процедуры понимания с необходимостью применения объяснительных схем. «Больше объяснят, чтобы лучше понимать».

 

Философские проблемы социально-гуманитарных наук

1. Генезис социально-гуманитарного знания в культуре Античности. Предпосылки современного социально-гуманитарного знания в культуре Средневековья и Ренессанса.

2. Развитие гуманитарного и социального познания в рамках новоевропейской философии.

3. Кризис классической рациональности и формирование системы социальных и гуманитарных наук.

4. Специфика объекта, субъекта и предмета социально-гуманитарного познания. Проблемы классификации СГН.

5. Специфика методологии СГН.

6. Ценностный характер социально-гуманитарного познания. Понятие «жизнь» в социально-гуманитарном познании.

7. Коммуникативная природа социально-гуманитарного знания.

8. Проблемы истинности и рациональности в социально-гуманитарном знании.

9. Объяснение, понимание, интерпретация в социально-гуманитарном знании. Герменевтика как метод социального и гуманитарного познания.

10. Натуралистические и антинатуралистические исследовательские программы в СГН.

Литература:

· Кохановский – Философские проблемы социально-гуманитарных наук

· Кохановский – Основы философии науки

· Лебедев – Философия социально-гуманитарных наук

· Миронов – современные проблемы естественных, технических и социо-гуманитарных наук.

 

Ответы: 1-10

 

 

  1. ГЕНЕЗИС СОЦИАЛЬНОГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ В АНТИЧНОСТИ

Несмотря на то, что современная наука сформировалась только в эпоху нового времени «рациональный проект познания мира осуществляется со времен античности (момент возникновения теоретического знания)».

Для возникновения теоретического знания требуется достаточно сложное и редкое сочетание условий. В Древней Греции, начиная с 5 века до нашей эры, эти условия реализовывались:

· полисная организация жизни

· особенности языка

· зарождение собственно философского мышления (идея вариативности бытия)

На основе наблюдений формируются теоретические структуры: бытие, сущность, количество, качество и т.д. Они позволяют мыслить об основах и первопричинах, и взаимосвязи человека с мировым целым.

Космоцентризм господствует в античности. С этой точки зрения мир упорядочен и совершенен, человек понимается как микрокосм, а родственность человека миру заключается в том, что разум родственен Логосу. Таким образом, в античности складываются основные принципы рационализма.

Виды знания античности:

· Эпистема – истинное знание, теоретическое, полученное на основе созерцания. Эпистемология – учение о научном познании.

· Докса – знание практическое.

В натурфилософских представлениях (1 этап знания античности) понятие разумного устройства природы пришло из практики полисной демократии (Демокрит).

Этика античности укоренена в онтологии. Такие ценности как порядок, благо, справедливость и т.п. понимаются как присущие бытию в целом.

Собственно-гуманитарное знание формируется первоначально в деятельности софистов и Сократа. Софисты утверждали субъективность и множественность истины, и по сути поставили вопрос о границах внутренней свободы. Сократ, полемизируя с софистами, обосновал необходимость определения понятий, т.е. формулировки их объективного содержания.

Представление об обществе у Платона:

Государство Платона есть воплощение идеи справедливости, а цель существования государства – благо целого. Реализуется данная цель через соответствующую социальную структуру.

Представление об обществе у Аристотеля:

Представления о государстве опираются на идею о естественном ходе событий. Государство – результат природного влечения людей к общению.

И у Платона и у Аристотеля представления о формах общества следуют из представлений о вечной и неизменной природе человека, и из представлений о тех ценностных структурах, что заложены в основаниях бытия.

 

В эпоху Эллинизма формируется этические учения эпикурейства, стоицизм и скептицизм.

В учении стоиков помимо этических идей существует обоснование необходимости гражданской активности – поскольку каждый человек несет в себе часть Логоса, то вселенская человеческая общность – космополис (мировой город) существует только тогда, когда каждый выполняет свой долг, участвуя в делах мира.

Аристотелю принадлежит первая попытка анализа экономических явлений. Естественная организация хозяйственной жизни названа им экономика (ойкономия), направлена на приобретение благ для дома и государства, а противоестественная организация хозяйственной жизни хрематистика, направлена на накопление богатства из-за наличия денежного обращения.

По Аристотелю справедливый обмен учитывает истинное достоинство обменивающихся лиц.

Для эпохи Древнего Рима происходит формирование и развитие правовых знаний.

Уже у Цицерона государство понимается не как нравственное объединение свободных граждан, а как правовое сообщество. Статус гражданина по Цицерону определяется размером собственности. Поскольку происходит процесс концентрации богатства, формирования крупной земельной собственности, необходимым становится регулирование имущественных отношений на основе правовых норм. Развивается частное право, касающееся отдельных граждан и публичное право, касающееся интересов государства в целом. Формируются классические правовые доктрины.

Таким образом, в период античности гуманитарное знание складывается как содержательно, так и формально (методы, категории) и основные концепции сохраняют свое значение в последующем развитии европейской культуры, вплоть до нового времени.

История понимается как процесс цикличный и историческое знание не считается научным, теоретическим (докса).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 455; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.226.68.181 (0.044 с.)