Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ii стадия формирования педагогической деятельности

Поиск

Стадия характеризуется дезинтеграцией структуры готов­ности к осуществлению педагогической деятельности, распадом «о на несколько подструктур, объединенных слабыми функцио­нальными связями. При этом успешность осуществления про­фессиональной деятельности определяется не развитием отдель­ных качеств, а их комплексами (например, профессионально важ­ные качества, необходимые для организации методического руководства действиями родителей в процессе организационно-познавательной деятельности детей) и выделением образа-цели для осуществления профессиональной деятельности. Их сформированность у воспитателей ДОУ позволяет оценить следую­щий тест.

Тест организатора-методиста дошкольного образования

Из приведенных пословиц и поговорок выберите те, кото­рые в наибольшей степени соответствуют указанным функци­ям организатора-методиста:

1. Научно-методическая функция:

А) И сам тому не рад, что грамоте горазд.

Б) И слепая лошадь везет, коли зрячий на возу сидит.

В) Хоть и нехорошо, да ладно.

2. Организационно-управленческая функция:
А) Без пастуха овцы не стадо.

Б) Холостой охает, а женатый ахает. В) Голову сняли, да шапку вынес.

3. Преподавательская функция:

А) Кто говориттот сеет, кто слушаеттот собирает.

Б) Пиши знай: кому надоразберет. В) Что знаетвсе скажет, и чего не знает — ц то скажет.

4. Социально-педагогическая функция:

А) Нога споткнется, а голове достанется.

Б) Рука ноге работница.

В) Перемелется — все мука будет.

5. Воспитательская функция:

А) Что накрошишьто и выхлебаешь.

Б) Пока травка подрастет, воды, много утечет.

В) От осины не родятся апельсины.

6. Культурно-просветительская функция:
А) Топор своего дорубится.

Б) Не срывай яблока, пока зелено: созреет и само упадет.

В) Здоровье всего дороже.

Ключ к тесту

Если доминируют ответы:

• типа А — у Вас преобладает профессиональная мотивация. Вы склонны оценивать любые жизненные ситуации с педа­гогической точки зрения. Это делает Вас незаменимым на работе (или Вам так кажется), но вносит определенные труд­ности в личную жизнь. Берегите свое здоровье, оно так не­обходимо Вашим близким;

типа Б — Вы стараетесь сочетать личные и профессиональ­ные интересы, но не всегда знаете, как это лучше сделать. В таких случаях Вас выручает чувство юмора и осторожность во время принятия решений. Это делает Вас перспектив­ным специалистом;

типа В — у Вас преобладает личностная мотивация. Бла­годаря разносторонним увлечениям Вы умеете дистанци­роваться от профессиональных проблем и не переносить их в личную жизнь. Это позволяет избегать Вам неврозов, но, с другой стороны, не дает возможности полностью реали­зовать себя в работе. Вы можете больше, чем делаете.

Мотивация является системообразующим компонентом в осуществлении педагогической деятельности. Она позволяет объединить и «заставить» работать в системе, т.е. ради единой цели, другие составляющие индивидуальной педагогической деятельности: исследовательский, проектировочный, коммуни­кативный, конструктивный и организаторский компоненты. Наиболее незаметно для окружающих это происходит в про­цессе передачи способов формирования педагогической куль­туры от одного поколения воспитателей к другому.

Поэтому на данном этапе активно используются методы групповой работы — методы, направленные на создание, «выра­щивание» сплоченных творческих групп педагогов ДОУ, спо­собных самостоятельно генерировать новые идеи, содействовать личностному развитию членов педагогического коллектива, решать конкретные проблемы организации образовательного и воспитательного процесса и профилактики «эмоционального сгорания» сотрудников детского сада.

Практическая ориентированность работы педагога – психолога на данном этапе предполагает:

• определение соотношения теоретических и практических
знаний, научных и прикладных умений на каждом этапе психологического просвещения сотрудников ДОУ;

• создание модели эффективного применения психологиче­ских знаний в процессе проведения консультаций, проблем­ных семинаров, дискуссий, деловых игр, практикумов и тре­нингов;

• демонстрацию воспитателям возможностей применения
теоретических знаний на практике, в области реальной пе­дагогической работы с детьми и сотрудниками ДОУ и шко­лы, в особенности в тех педагогических ситуациях, где про­является изучаемая закономерность, идея, концепция;

• определение критериев и требований к организации изуче­ния и обобщения передового педагогического опыта и технологий обучения детей, отбора оптимальных для данного
детского сада и конкретной возрастной группы его воспитанников;

• разработку методических рекомендаций для более высокого уровня организации взаимодействия сотрудников ДОУ; между собой, с детьми и родителями;

• научного обоснования методических рекомендаций по са­моорганизации, саморазвитию и самообучению сотрудников ДОУ.

Осознание существенности помощи психолога членам на­учно-методического объединения ДОУ комбинированного и компенсирующего видов возможно благодаря:

• демонстрации им эффективных методов и приемов работы с детьми разного возраста и их родителями;

• формированию четких требований к отбору материала для занятий и разработку методических рекомендаций по организации воспитания и обучения воспитанников с учетом
индивидуального подхода к детям;

• сотрудничеству с воспитателями и родителями, в подборе игр по развитию и коррекции психических процессов поведения детей.

С учетом реализации данных задач педагог-психолог планирует вместе с администрацией программу практикумов-семинаров для педагогического коллектива ДОУ на год. С целью определения его содержания можно использовать подборку статей журнала «Дошкольное воспитание» (рубрика «Профес­сия — педагог»).

Можно разработать программы семинаров по проблемам комплексного сопровождения образовательного процесса в ДОУ.

В начале подобного семинара психолог проводит мини-лекцию, в которой освещаются узловые проблемы, ставятся про­блемы, даются направления углубленного изучения, конкре­тизации и структурирования содержания материала. Кроме того, предусматривается, что психолог постепенно создает ус­ловия для того, чтобы «передать» часть своих функций слуша­телям: информационной, организационной, контрольной, оце­нивающей. В этом случае воспитатель, выполняющий роль мгихолога, осуществляет ориентировку в осведомленности коллег, ставит обучающие задачи, излагает учебный материал, проводит опрос, организует дискуссию, активизирует аудито­рию, анализирует результаты, подводит итоги, дает педагоги­ческую оценку и т. д.

При обсуждении проблем, вопросов и анализе педагогиче-<-ких ситуаций слушатели делятся на подгруппы, каждая из которых защищает свою позицию, решение, проект и т. д. Это позволяет учитывать интересы и мотивы поведения всех педа­гогов и профессиональную направленность их деятельности.

Приведем примеры подобных семинаров.

Семинар 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.100.40 (0.008 с.)