Технологический компонент педагогической культуры родителей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технологический компонент педагогической культуры родителей



Технологический компонент включает способы и приемы Педагогической деятельности, а также — анализ педагогиче-вкой деятельности, позволяющий рассматривать ее как не­прерывную цепочку решения разнообразных педагогических

задач.

Результаты исследований показывают, что у родителей, относящихся к группе с высоким уровнем педагогической культу­ры, преобладают методы воспитания, направленные на активиза­цию интересов детей. В совместную деятельность детей и друг их членов семьи, в основном, вовлекают мамы. При этом большинство родителей считают, что необходимо соблюдать еди­ный стиль требований со стороны отца и матери к ребенку. При выборе методов наказания детей за проступки взрослые склонны анализировать проблемную ситуацию вместе с ребенком.,

В группе родителей со средним уровнем педагогической культуры отмечается непонимание или неумение создавать условия для полноценного развития ребенка в семье, хотя большинство взрослых дают утвердительный ответ о вовлечения детей в совместную деятельность всей семьи. Родители осознают важность единства стиля требований к ребенку, но признают, что на практике это не всегда получается. Детей наказывают (в основном, папы) тогда, когда взрослые считают, что методы воспитания они исчерпали.

В группе родителей с низким уровнем педагогической куля туры прослеживается отсутствие понимания воспитания как системы педагогических мер, способствующих его достижение Большинство взрослых затрудняется в определении единым требований к стилю воспитания детей в семье, либо считают! что у каждого члена семьи должно быть свое мнение. Наказание применяют за конкретные проступки. Часто взрослые затрудняются ответить на вопрос о том, какие методы наказания они применяют, т. к. не анализируют ситуации, возникающие в своей практике воспитания ребенка.

Остановимся подробнее на вопросе, касающемся выбор методов воспитания детей в семье. Это — отдельное направление психологического просвещения родителей.

Метод воспитания (от греч — путь) — это пути достижения заданной цели воспитания. С психологической точки зрения, нет методов хороших или плохих, ни один путь воспитания не может быть заранее объявлен эффективным или неэффективным без учета тех условий, в которых он пря меняется. Между тем выбор метода — всегда поиск оптимального пути воспитания.

Чтобы прояснить сущность оптимального выбора метода воспитания, в процессе организации работы по психологическому просвещению родителей, вполне применим формализованный подход.

В теоретическом виде процедура оптимизации представляется такой. В распоряжении родителей имеется множеств 

методов воспитания, которые они могут использовать для дос­тижения поставленной цели. Имеется также множество конк­ретных условий, в которых эти методы применяются.

Психолог может рассмотреть вместе с родителями общие условия, определяющие выбор методов воспитания, которые

| должны быть учтены в первую очередь. I Цели и задачи воспитания. Цель не только оправдывает методы, но и определяет их. Какова цель, такими должны быть и методы ее достижения.

В. Содержание воспитания. Необходимо учитывать, что одни и те же задачи могут быть наполнены различным смыслом. Поэтому необходимо правильно «увязать» методы воспита­ния не с его содержанием вообще, а с конкретным смыслом. И. Возрастные особенности детей. Одни и те же задачи ре­шаются различными методами в зависимости от возраста детей, уровня их социального опыта, степени развития пси­хологических и нравственных качеств. Формировать, на­пример, чувство ответственности у ребенка надо в разном возрасте, но методы воспитания должны меняться. I Уровень сформированности коллектива семьи. По мере раз­вития коллективных форм самоуправления в семье мето­ды педагогического воздействия не остаются неизменны­ми. При этом гибкость управления и распределений обя­занностей среди членов семьи является необходимым условием успешного сотрудничества детей и родителей. Индивидуальные и личностные особенности детей. Об­щие методы, общие программы являются лишь канвой вос­питательного взаимодействия. Необходима их индивиду­альная и личностная корректировка в зависимости от осо­бенностей характера, воспитуемости и обучаемости детей. С этой точки зрения родитель должен стремиться приме­нять такие методы, которые дают возможность ребенку рас­крыть и реализовать свое «Я».

6, Условия воспитания. К ним относятся стиль межличност­ного взаимодействия среди членов семьи, стиль обучающей и воспитывающей деятельности взрослых, психологичес­кий климат в семье.

 

Средства воспитания. Методы воспитания становятся средствами, когда выступают компонентами воспитательного процесса. Кроме методов, существуют и другие средства во питания, с которыми методы тесно взаимосвязаны. Например, игрушки, наглядные пособия, произведения изобразительного и музыкального искусства, педагогические технологии.

7. Уровень родительской компетенции и педагогической ква лификации. Родитель выбирает только те методы, с которыми он знаком, которыми он владеет. Многие методы сложны и требуют большого напряжения сил: незаинтересованные родители предпочитают обходиться без них. Вследствие этого гораздо более низка эффективность воспитания, чем она могла бы быть при использовании разнообразных и адекватных целям, задачам и условиям методов.

8. Время воспитания. Когда времени мало, а цели большие
применяются «сильнодействующие» методы, в благоприятных условиях используются «щадящие» методы воспитания. Деление методов на сильнодействующие и щадящие условно: первые связаны с наказанием и принуждением, вторые — это увещевание и постепенное приучение
В любом случае фактор времени остается очень важны при проектировании и выборе методов воспитания.

9. Ожидаемые последствия. Выбирая методы воспитания, родитель и воспитатель должны предвидеть, к каким результатам приведет применение метода и должны быть уверены в успехе. Выбор методов необходимо соотнести с предполагаемыми реальными условиями для их осуществлений. Нельзя выбирать метод, который в данных условиях применим. Действие метода часто остается безрезультатным потому, что нет необходимых средств, а замысел, неподкрепленный средствами, оказывается бесполезным. Нельзя забывать также, что мы всегда имеем с цельно:
системой методов и никогда никакое вырванное из системы отдельное средство не принесет успеха. Поэтому  на практике один метод или прием всегда дополняет развивает или поправляет и уточняет другой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.82.23 (0.004 с.)