Тест «молодого» воспитателя ДОУ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тест «молодого» воспитателя ДОУ



Из приведенных пословиц и поговорок выберите те, кото­рые в наибольшей степени отражают особенности Вашей жиз­ни в качестве молодого специалиста:

1. Поступление на работу в детский сад:

А) Не ищи зайца в бору: на опушке сидит.

Б) Ехал к вам, да заехал к нам.

В) Попался, как ворона в суп.

2. Посвящение в должность воспитателя:

А) Посла не секут, не рубят, а только жалуют.

Б) Летать летаю, а сесть не дают.

В) Напишешь пером, что не вывезешь волом.

3. Первый самостоятельный опыт работы:
А) Прежде веку не помрёшь.

Б) Его пошли, да и сам за ним иди. В) Как ступил, так и по уши в воду.

4. Отношение к наставничеству более опытных педагогов:
А) Наука учит только умного.

Б) Болящий ожидает здравия даже до смерти.

В) Кабы знать, где упасть, так и соломки бы подослал.

5. Проведение занятий с детьми:
А) Не бьет стрела татарина.
Б) Учи других и сам поймешь.
В) Ехала кума неведомо куда.

6. Проведение режимных моментов:
А) День в день, топор в пень.

Б) Жив, жив Курилка...

В) Что ни хватъ, то ерш да еж.

7. Родительские собрания:

А) Не трудно сделать, да трудно задумать.

Б) Первый блин комом.

В) Жаловался всем, да никто не слушает.

8. Участие в педагогических советах ДОУ:
А) Живет и эта песня для почину.

Б) Стрелял в воробья, а попал в журавля. В) Фасон дороже приклада.

Конец учебного года:

А) Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что

доброго мастерства.

Б) За ученого (битого) двух неученых (небитых) дают. В) Вечер плач, а заутре радость.

Ключ к тесту:

Если у Вас преобладают ответы:

типа А — у Вас сформированы устойчивые представле­ния о себе как «идеальном педагоге» (каким бы Вы хоте­ли стать), «потенциальном педагоге» (каким Вы могли бы стать) и «реальном педагоге» (как Вы себя оценивае­те). Это позволяет Вам уже сейчас учиться у более опыт­ных педагогов и успешно работать по выбранной специ­альности;

типа Б — у Вас недостаточно дифференцированы представ­ления о себе как о реальном и потенциальном педагоге.
Вы привыкли учиться и работать, не задумываясь над тем, что меняетесь в ходе этого процесса. Попробуйте посмот­реть на себя со стороны — и Вы увидите, что у Вас уже вырабатывается свой собственный, присущий только Вам, стиль педагогической деятельности;

типа В — у Вас занижена самооценка как самообразова­тельной, так и профессиональной деятельности. Это приво­дит к неуверенности в своих силах и пассивности. Попро­буйте придумать себе идеальный образ себя — педагога и
Вы убедитесь, что разница между Вашими возможностями и желаниями намного меньше, чем Вам кажется!

Оценить эффективность работы педагогов-наставников по-; Может следующий шуточный тест.

Тест «опытного» воспитателя

Отметьте, какие из пословиц русского народа, на Ваш взгляд,

• наибольшей степени соответствуют представлениям о Вашей деятельности:

1. Воспитатель детского сада — это...
А) Добрая лошадка все свезет.

Б) Без матки пчелки пропащие детки.

 В) Под трубами повиты, под шеломом взлелеяны, концом копия вскормлены.

2. Педагогический коллектив — это ...
А) В мире, что в море.

Б) У одной овечки да семь пастухов. В) Склеенная посуда два века живет.

3. Обучать детей — значит ...

А) Что посеешь то и пожнешь.

Б) Была бы нитка, дойдем и до клубка.

В) В дорогу идти пятеры лапти сплести.

4. Воспитывать детей — значит ...

А) Служил семь лет, выслужил семь реп, да и тех нет.Щ Б) Перемелется все мука будет. В) Наказом воевода крепок.

5. Развивать детей — значит ...
А) Сей день не без завтра.

Б) Высоко летаешь, да низко садишься. В) Палка о двух концах.

6. Работа с родителями — это...

А) Бумага некупленная, письмо домашнее.

Б) В добрый час молвить, в худой промолчать.

В) По способу пешего хожденья.

Ключ к тесту

Если у Вас преобладают ответы:

• типа А — Вы в большей степени ориентированы на выполнение преподавательской, коррекционно-развивающей и культурно-просветительской функций воспитателя. Следовательно, можно говорить о том, что Вы уже облада­ете собственным, индивидуальным стилем психолого-педагогической деятельности и правильно выбрали свою профессию;

Типа Б — у Вас преобладает мотивация личностного обще­ния с детьми, родителями, коллегами. Это выражается в том, что лучше всего Вам удается реализация научно-мето­дической и воспитательной функций педагога. Значит, имен­но Мы сейчас больше всего нужны современному дошколь­ному образованию, чтобы сохранить и возродить лучшие  традиции работы старшего воспитателя ДОУ;

 типа В — приоритетным направлением Вашей деятельности в ДОУ являются управленческая и социально-педаго­гическая. Вам стоит задуматься над тем, не является ли Интим призванием стать заведующим детским садом.

Если говорить серьезно, то опытных воспитателей от молодых отличает, в первую очередь, не столько профессиональная компетентность, сколько сформированность диспозиционно-установочных структур личности, которые «отвечают» за умения:

• усматривать проблему в разных ее проявлениях;

• упрощать ее (в сложной ситуации выделять 1-2 ключевые (оставляющие проблемы);

• вырабатывать методологию ее решения на основе синтеза, ин­теграции знаний из разных областей науки, теории и практики.
Это возможно благодаря развитию 2 видов способностей воспитателей в процессе осуществления педагогической деятельности:

проектировочно-гностических способностей, к которым от­носятся педагогическое целеполагание и педагогическое мышление;

рефлексивно-перцептивных способностей, в которые вхо­дят педагогическая рефлексия, педагогический такт и педагогическая направленность.

Для каждого типа личности могут быть намечены свои направления саморазвития.

Разработать индивидуальную программу саморазвития педагогов  ДОУ помогает письменный опрос по темам (по Т. И. Дубровцевой):

 

• направления педагогической работы, по которым существу­ют затруднения и необходима помощь;

• направления педагогической работы, по которым нарабо­тан интересный опыт и им можно поделиться с коллегами.
Результаты опроса соотносятся с данными по определению

самооценки и уровня притязаний воспитателей с помощью сле­дующей шкалы:

Оценочная шкала психолого-педагогической компетентности воспитателя ДОУ1

 

Показатели

Баллы

С — самооценки

0

1

2

3

УП — уровня притязаний

С

УП

С

УП

С

УП

С

УП

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Аналитические умения:

1.1

Наблюдать, анализировать,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

диагностировать уровень раз-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вития, воспитанности и обу-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ченности каждого ребенка

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2

Анализировать конкретные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

педагогические ситуации,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

оценивать их и учитывать

 

 

 

 

 

 

 

 

 

при организации активного

 

 

 

 

 

 

 

 

 

педагогического воздействия

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3

Анализировать, оценивать

 

 

 

 

 

 

 

 

 

реально существующие пе-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

дагогические явления, при-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

чины, условия и характер

 

 

 

 

 

 

 

 

 

их возникновения и разви-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тия (например, агрессив-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ность, враждебность у опре-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

деленной части детей)

 

 

 

 

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9  
1.4

Анализировать педагоги­ческую деятельность дру­гих педагогов (на основе на­блюдения), выделять поло­жительный опыт, замечать недостатки в их работе

 

 

 

 

 

 

 

   
1.5

Анализировать свою соб­ственную педагогическую деятельность, выделять удачные приемы в работе, недостатки и промахи с це­лью дальнейшего совершен­ствования своей педагоги­ческой деятельности

 

 

 

 

 

 

 

   

Итого:

 

 

 

 

 

 

 

   
2

Проектировочные умения:

 
2.1

Проектировать результаты педагогической деятельно­сти и воздействия, плани­ровать пути осуществления педагогических воздей­ствий (проектировать раз­витие личности каждого ребенка и коллектива в це­лом)

 

 

 

 

 

 

 

   
2.2

Прогнозировать результа­ты обучения и воспитания, возможные трудности в вос­питании и обучении отдель­ных детей

 

 

 

 

 

 

 

   
2.3

Выделять и точно формули­ровать конкретные педаго­гические задачи, определять условия их решения

 

 

 

 

 

 

 

   
                                 

1 Таблица разработана на основе анализа психолого-педагогической литературы по данной проблеме ст. преп. МГПИ Л. П. Гладких.

1

2

3

4 5

6

7 8 9  
2.4 Планировать свою работу по руководству разными ви­дами деятельности детей

 

 

   

 

       
2.5 Теоретически обоснованно выбирать средства, методы и организационные формы вое питательно -образова­тельной работы

 

 

   

 

       
3

Конструктивные умения:

 
3.1 Анализировать и отбирать учебно-воспитательный ма­териал в соответствии с це­лями обучения и воспита­ния, с учетом уровня обу-ченности и воспитанности детей

 

 

   

 

       
3.2 Осуществлять дидактиче­скую переработку материа­ла, превратить его в доступ­ный детям, отвечающий кон­кретным дидактическим или воспитательным целям

 

 

   

 

       
3.3 Находить наиболее рацио­нальное решение, связанное с размещением детей во время разных видов дея­тельности

 

 

   

 

       

Итого:

 

 

   

 

       
4

Организаторские умения:

 
4.1 Управлять поведением и активностью детей, увле­кать ребят играми, заняти­ями и другими перспекти­вами

 

 

   

 

       

1

2

3 4

5

6 7 8

9

4.2

Группировать воспитанни­ков в процессе деятельнос­ти с учетом их взаимоот­ношений и индивидуаль­ных особенностей

 

   

 

     

 

4.3

Быстро принимать опти­мальные решения и находить наиболее сильные средства педагогического воздействия

 

   

 

     

 

4.4

Применять целесообразную для данной ситуации фор­му требований, варьировать их в зависимости от инди­видуальных особенностей детей и конкретных педа­гогических условий

 

   

 

     

 

4.5

Четко, лаконично и доступ­но объяснять детям зада­ния, требования правила

 

   

 

     

 

Итого:

 

   

 

     

 

5

Коммуникативные умения:

5.1

Устанавливать педагогичес­кие целесообразные взаи­моотношения с детьми, а также с их родителями

 

   

 

     

 

5.2

Находить контакт и пра­вильный тон общения с раз­ными людьми, в разных об­стоятельствах

 

   

 

     

 

5.3

Располагать к себе, при не­обходимости перестраивать с ними взаимоотношения, находить индивидуальный подход к отдельным детям

 

   

 

     

 

Итого:

 

   

 

     

 

                           

Ответы оцениваются в баллах следующим образом:

0 — нет;

1 — иногда;

2 — часто;

3 — всегда.

Итоговый балл, полученный по каждому разделу, показы­вает, какой из них требует доработки. По итогам диагности­ки методистом и психологом составляется карта совершен­ствования педагогического мастерства и повышения психо­лого-педагогической компетенции сотрудников ДОУ на учебный год.

Факторы, стимулирующие и препятствующие профессио­нальному саморазвитию педагогов, могут быть выявлены с по­мощью устного опроса и анкетирования. Приведем для приме­ра вопросы анкеты.

 

 

Анкета

Что, на Ваш взгляд, является наиболее значимым для Ва­шего профессионального роста? В зависимости от степени зна­чимости оцените факторы в пределах от 1 до 4 баллов.

1. Обучение на курсах повышения квалификации.

2. Пример и влияние преподавателей на курсах повышения
квалификации.

3. Пример и влияние коллег по работе.

4. Возможность экспериментирования и участия в методиче­ской работе ДОУ.

5. Пример и влияние администрации и старшего воспитателя.

6. Организация труда в ДОУ и условия работы.

7. Заработная плата.

8. Внимание администрации к проблемам воспитателей.

9. Принцип распределенной ответственности между админи­страцией и педагогами.

10. Доверие со стороны администрации и старшего воспитателя.

11. Использование инновационных технологий.

12. Занятия самообразованием.

13. Интерес к работе с детьми.

14. Взаимодействие с родителями детей.

15. Принцип распределенной ответственности между родите­лями и педагогами.

16. Возможность получения признания в коллективе.

Оценка

1 группа факторов (4 балла), стимулирующих Ваше само­развитие, тесно связана с мотивами Вашей профессиональной деятельности и педагогическими установками.

2 группа факторов (3 балла) относится к категории «под­держивающих» Ваш интерес.

3 группа факторов (2 балла) зависит от психологической об­становки в коллективе ДОУ и действует на Вас опосредованно.

4 группа факторов (1 балл) — индифферентные (безразлич­ные для Вас) факторы.

    При анализе интересов и способностей сотрудников ДОУ с помощью метода экспертных оценок и проективных методов диагностики, естественно, нужно учитывать данные бесед с вос­питателями и наблюдений. Кроме того, что это позволяет сопо­ставить истинные и только представляющиеся таковыми фак­торы, препятствующие осуществлению профессиональной дея­тельности, можно определить степень корреляции между описанными типами личности и склонностью людей к форми­рованию тех или иных акцентуаций характера:

предприимчивый тип личности — импульсивный тип,

спортивный тип — конформный тип,

ремесленный тип — паранойяльный тип,

интеллектуальный тип — гипертимный тип,

художественный тип — неврастенический тип,

контролирующий тип — истероидный тип,

общительный тип — гипотимный тип,

музыкальный тип — психоастенический тип.

Эту взаимосвязь нужно учитывать в плане профилактики конфликтов в педагогическом коллективе, но утверждать ее наличие возможно только при подтверждении того или иного предположения данными клинической диагностики и динами­ческого наблюдения.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.7.207 (0.03 с.)