Характеристика уровня психического развития ребенка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика уровня психического развития ребенка



I. Ощущение

Ощущение — психический познавательный процесс отраже­ния отдельных сторон объектов при их непосредственном воз­действии на органы чувств. Имеет следующие характеристики:

• пространственная локализация;

• длительность;

• интенсивность;

• эмоциональный тон;

• скорость ощущения;

• устойчивость уровня чувствительности;

1 Оценка разработана В. Д. Шадриковым.

• точность ощущения;

• дифференцированность (тонкость).

Развитие ощущений ребенка раннего возраста связано с развитием его чувствительности. На протяжении дошкольно­го возраста повышается острота зрения, тонкость и легкость ', различения музыкальных тонов и звуков речи, точность дифференцировки цветов и степень мышечного напряжения.

Развитие ощущений дошкольника происходит при система­тическом воздействии на него окружающих. В общении с воспи­тателями и родителями дети приобретают умение классифици­ровать свои ощущения по качеству и силе, сравнивать их.

Абсолютные пороги чувствительности, различительные воз­можности слуха и зрения у детей с отклонениями в развитии могут находиться в пределах, характерных для нормально раз­вивающихся детей. При этом уже на уровне ощущений отме­чается снижение скорости приема и переработки сенсорной информации. Объем информации, которая может быть воспри­нята ими в единицу времени, меньше аналогичного показателя у нормально развивающихся детей, а для переработки того же объема информации требуется большее время. Например, для детей с тяжелыми формами общего недоразвития речи требует­ся 30-35 повторений словесного обозначения предмета, его при­знака или действия, прежде чем ребенок его запомнит.

Важно отметить, что эта закономерность распространяется и на информацию, которая поступает не только по нарушенно­му каналу восприятия, но и через другие анализаторы. Напри­мер, такая особенность отмечается у глухих детей — нарушение слуха снижает полноту зрительных ощущений, затрудняет развитие кинестетической чувствительности, и особенно кине­стезии речевых органов.

II. Восприятие

Восприятие — психический познавательный процесс, со­стоящий в отражении объектов действительности в совокупно­сти их сторон при непосредственном воздействии на орган чувств. Имеет следующие характеристики:

• предметность;

• константность;

• осмысленность;

• обобщенность;

• избирательность;

• точность;

• полнота;

• быстрота;

• эмоциональная окрашенность;

• объем.

На протяжении дошкольного возраста развитие восприя­тия детей идет по двум направлениям: развитие системы пер­цептивных, или ориентированных, действий и усвоение сенсор­ных эталонов. По мере установления взаимосвязи развития восприятия с речью и мышлением возрастает его целенаправ­ленность, планомерность, управляемость и осознанность.

Особенностями детей с нарушениями в развитии выступа­ет замедленность и сукцессивность процесса восприятия пред­метов, их признаков и событий окружающего мира. В некото­рых случаях, когда срабатывают механизмы компенсации, по результативности некоторых видов переноса, например, зритель­но-осязательного у слабовидящих детей, их данные превышают соответствующие возрастные нормативы, но при этом все же уступают им по времени.

У большинства детей, тем более у детей с сенсорными нару­шениями, отмечается фрагментарность и неустойчивость воспри­нятого образа. Одной из причин, которая влияет на это, является недостаточная устойчивость и трудности распределения внима­ния при восприятии характерных признаков объекта. Недифференцированность восприятия придает ему излишнюю глобаль­ность, не позволяя вычленить в исследуемом объекте составля­ющие его части, лишая образ присущей ему специфичности. Особенно выраженными являются нарушения в процессе фор­мирования пространственно-временных представлений.

Еще более выраженные качественные различия обнаружи­ваются при усложнении процесса восприятия объектов (маски­ровка, ограничение времени, посторонние слуховые и зрительные раздражители и т.д.)

 

V. Мышление

,

Мышление — психический познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения существенных свойств, связей и отношений между объектами и явлениями. Имеет следующие характеристики:

• гибкость;

• темп;

• быстрота;

• самостоятельность;

• экономичность;

• широта;

• глубина;

• последовательность;

• критичность.

Особенностью развития мышления в дошкольном дет­стве является то, что оно возникает и функционирует в пред­метной деятельности. При этом ориентация на способ ору­дийных и соотносящихся действий со взрослым выступает как прообраз интеллекта, на смысл совместных действий - как прообраз аффекта ребенка. Включение речи в процесс решения проблемных задач придает целенаправленность и обобщенность практическим действиям дошкольника. По­является иное соотношение умственной и практической де­ятельности, когда практические действия возникают на ос­нове предварительного рассуждения. Возникают попытки объяснить явление и процессы, экспериментирование — как способ, помогающий понять скрытые связи и отношения, по­знать свои возможности.

 

Наглядно-действенное мышление в набольшей степени страдает у умственно отсталых дошкольников. Они не осозна­ют проблемности ситуации. Легче выделяются яркие, бросаю­щиеся в глаза признаки, чем существенные и функциональ­ные. Дети не используют вспомогательные средства для реше­ния задачи, не отбрасывают ошибочные варианты, повторяя непродуктивные действия. У других категорий дошкольников с отклонениями в развитии мышление может характеризовать­ся склонностью к привычным, стереотипным способам реше­ния наглядно-действенных задач без учета изменившихся ус­ловий, а также затруднениями при необходимости учитывать конверсивные (обратимые) отношения меду объектами. Напри­мер, такой особенностью обладают глухие дети.

В большей степени в дошкольном возрасте отмечаются проблемы в развитии наглядно-образного и словесно-логиче­ского мышления. Отмечается дефицитарность образов-пред­ставлений, неполное привлечение и применение наглядно-об­разных средств решения задачи. Во многом это зависит от недостаточности развития у детей внутренней речи как сред­ства мышления.

При овладении речевым мышлением медленно формиру­ется обратимость связей между предметами, признаками, дей­ствиями и их словесными обозначениями. Анализ и синтез действия по аналогии страдают в первую очередь. При сравне­нии предметов по представлению трудности увеличиваются. Особенно это заметно у дошкольников с общим недоразвитием речи, нарушениями слуха и интеллекта. Однако первых и вто­рых отличает более высокий уровень выполнения невербаль­ных заданий, в отличие от умственно отсталых детей.

У детей позднее, чем у их сверстников, формируются обоб­щения и понятийный подход к решению задач. Трудности воз­никают и при овладении логическими связями и причинно-следственными отношениями между явлениями, событиями, поступками людей. Нередко смешивается причина с действи­ем, целью, с сопутствующими или предшествующими явления­ми, событиями, часто происходит отождествление причинно-следственных и пространственно-временных связей.

Все это влияет на сужение возможностей для развития! деятельности экспериментирования у детей еще на этапе дош­кольного детства. Недостаточность восприятия и опыта предметно-практической деятельности, наглядного и логического мышления отрицательно сказывается на умении детей форму­лировать гипотезы, строить суждения и умозаключения. У детей с общим недоразвитием речи это осложняется трудностя­ми в программировании высказывания. Упреждающий, теку­щий и итоговый контроль за своими действиями нарушается.

VI. Воображение

Воображение — это психический познавательный процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материала восприятий, представлений и понятий, полученных в предшествующем опыте. Имеет следующие характеристики:

• новизна;

• оригинальность;

• осмысленность;

• тип и широта оперирования образом.

Особенностью развития воображения в дошкольном возрасте является то, что первоначально оно функционирует только с опорой на реальные предметы и внешние действия с ними, когда в игре возникает воображаемая ситуация и замещение предметов. Постепенно воображение приобретает произволь­ный характер, предполагая создание замысла, его планирование, освоение средств и приемов создания новых образов.

У детей с отклонениями в развитии отмечается шаблонность и стереотипность образов воображения, которая выража­ется в неумении действовать самостоятельно, без образца взрос­лого, в бедности и стереотипности, схематичности продуцируе­мых образов, малой вариативности тактики их создания. В некоторых случаях отмечается вербализм развертывания про­цесса детского воображения: детям легче рассказать то, что они придумали, чем реализовать идею в практической деятель­ности. Например, это характерно для дошкольников с нарушениями зрения.

На основании полученных данных психолог судит о том, насколько уровень развития ребенка приближается, отстает или опережает нормативы возрастного развития.

Приведем пример.

Психолого-педагогическая характеристика на Машу М.1 (6 лет 1 мес.)

Анамнестические данные

Ребенок от второй беременности (первая беременность за­кончилась выкидышем) с угрозой выкидыша. Токсикоз 2-й половины беременности. Недоношенность (36 недель). Роды: стремительные, с асфиксией. Речевое развитие: гуление — 3 мес., лепет — в 10 мес., первые слова — в 1,5 года, первые фразы — в 2 года. Речевое развитие не прерывалось. Отмечалось нару­шение сна (беспокойство).

Заключение психоневролога: ЗПР церебрально-органиче­ского генеза, СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактив­ностью).

Внешний вид

Телосложение нормальное, пропорциональное. Кожные покровы бледные.

Лицо выразительное. Отмечаются непроизвольные подер­гивания лица, шеи, плеч.

3. Эмоциональная реакции и характер общения
со взрослым в процессе обследования

Маша легко идет на контакт. Знает фамилию, имя, пол и свой возраст. Быстро отвлекается, задание выслушивает не до конца, сама справляется редко, так как не может себя организо­вать, принимает любую помощь. Ведет себя адекватно ситуа­ции, доброжелательна, однако на протяжении всего времени обследования постоянно что-нибудь теребит в руках, манипулирует предметами.

1 Фамилия и имя ребенка даны вымышленные.

Считает, что поведение у нее всегда хоро­шее, результаты своей деятельности оценивает высоко.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.0.25 (0.012 с.)