Сформированность ведущих видов деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сформированность ведущих видов деятельности



А. Общение

Маша — общительная девочка, ей нравится разговаривать со взрослыми. Она любит помогать воспитателю организовывать детей. Маше очень нравится, когда взрослые дают ей какое-нибудь поручение — с удовольствием их выполняет. Девочка контактирует со всеми детьми как своей, так и соседней группы.

По отношению ко всем детям в группе Маша проявляет чувство симпатии. В то же время если кто-то из детей в группе начинает баловаться, громко кричать или бегать, то девочка начинает делать то же самое.

В, Сформированность элементной трудовой деятельности и навыки самообслуживания

Девочка умеет самостоятельно одеваться и раздеваться, но при   контроле воспитателя все же нуждается, т. к. может застегнуть не все пуговицы, не умеет завязывать шнурки, не всегда аккуратно складывает свои вещи.

И Игровая деятельность

Продолжительность пребывания в роли невелика (не более  7 мин), применяет предметы-заместители. Для ролевого перевоплощения использует соответствующие атрибуты. Таким образом, уровень развития игровой деятельности можно оха-рактеризовать как процессуальную игру с элементами сюжет-•о-ролевого поведения.

Г Изобразительная деятельность

У Маши отмечено негативное отношение к изобразительной  деятельности (у девочки не было увлеченности процессом рисования и речевого комментирования его ни во время рисования  фломастерами, ни карандашами, ни красками).

В рисунке присутствует сюжет (персонажи взаимодействуют между собой), хотя он отображен достаточно схематично. В изображении схемы тела упускает важные детали лица (брови, ресницы). В рисунке использует всего 3 цвета.

Таким образом, психолого-педагогическая характеристика каждого ребенка включает в себя:

• анамнестические данные с указанием первичного диагноза; I описание внешнего вида ребенка;с указанием на особенности эмоциональных реакций1 на об­следование, характер общения со взрослым в процессе об­следования;

' Отмечается устойчивость настроения, склонность к аффективным
(М'ш.ппкам, умение регулировать проявление эмоциональных реакций; ре-
|Ицпи на инструкции, замечания, поощрения, их адекватность и интенсив-
..  11.; реакция на успех и неуспех.

• состояние эмоционально-волевой1 сферы и уровень самосоз­нания;

• результаты изучения общей и мелкой моторики (уровня
развития физических функций);

• особенности познавательного развития;

• сформированность ведущих видов деятельности.

По результатам проведения психолого-педагогического об­следования психолог ДОУ пишет заключение. В него входят:

• анкетные данные ребенка;

• первичный диагноз;

• запрос со стороны родителей, воспитателей или админист­рации ДОУ (цель проведения обследования);

• характеристика ребенка, полученная с помощью конкрет-:ных методик (при этом каждый тезис должен найти подтверждение);

• выводы (без упоминания диагноза);

• рекомендации (с указанием сферы предполагаемого воздей­ствия, приоритетного типа деятельности, в рамках которого рекомендуется осуществлять коррекционно-развивающее или психотерапевтическое воздействие, характеристики со­циально-психологических условий развития ребенка).
Пример.

Выводы и рекомендации

Из заключения на Машу М. (6 лет 1 мес.)

Прогноз дальнейшего развития ребенка в целом благоприятен. Базовые психические процессы находятся в пределах возрастной нормы. Развивающиеся психические процессы (словесно-логическое мышление, моделирующие виды деятельности,  

 творческое воображение) отстают от возрастных нормативов развития. Нарушение произвольного внимания приводит к де­зорганизации деятельности ребенка. Отмечаются невротичес­кие реакции.

Рекомендации

Рекомендуется посещение детского сада для детей с задер­жкой психического развития, где будет оказываться комплекс­ное воздействие на ребенка.

Необходимо:

1) формировать Пространственно-временные представления и
совершенствовать координацию движений. В процесс про­ведения подобных занятий включать упражнения по раз­витию произвольного внимания;

2) способствовать формированию и развитию сюжетно-ролевой игры, а в ней — умению культурно общаться с окружа­ющими и основ безопасности жизнедеятельности в детс­ком саду и на улице. В процессе игровой терапии — прово­дить работу по снятию невротических реакций;

.4) продолжать работу над развивающимися в дошкольном воз­расте психическими процессами, особенное внимание уде­лить развитию словесно-логического мышления, речи и во­ображения. Необходимо организовывать работу, направлен­ную на формирование абстрактных, обобщающих понятий;

4) формировать мотивацию к учебной деятельности и продол­жать работу по формированию произвольности поведения.

Заключение хранится у психолога, по требованию других лиц может выдаваться для ознакомления, но не в полном объе­ме. Когда речь идет о функциональной норме, психолог делает вывод о том, насколько ребенок «вписывается» в группу «сред­нестатистической» нормы, насколько он адаптирован к ней, от­носительно хорошо приспособлен или, напротив, выделяется среди коллектива нормально развивающихся сверстников, на­сколько владеет навыками личностной саморегуляции.

Личностный уровень регуляции и саморегуляции как уровень, отражающий взаимоотношения между актуальным ближайшим развитием ребенка, между тем, что он хочет Я может, и тем, что от него требует социум, может быть оценен через уровень сформированности базиса личностной культуры1

или возрастных психологических новообразований.

Опишем его компоненты подробнее.

Компетентность. К концу дошкольного возраста социальная компетентность ребенка позволяет ему понимать разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, выбирать линию поведения, соответствующую ситуации. Ребенок умеет попросить о помощи и оказать ее, учитывая желания других людей. Может сдерживать себя, доказывать просьбы, предложения, несогласие в социально-приемлемой форме.

Коммуникативная компетенция проявляется в свободном выражении ребенком своих желаний, намерений с помощью речевых и неречевых (жестовых, мимических, пантомимиче­ских) средств.

Интеллектуальная компетентность старших дошкольников характеризуется способностью логическим операциям,! речевому планированию, к практическому и умственному экспериментированию, знаковому опосредованию и символическому моделированию. Ребенок проявляет осведомленность в разных сферах деятельности людей, знает о некоторых природный явлениях и их закономерностях, знакомится с универсальными знаковыми системами — алфавитом, цифрами.

Компетентность в плане физического развития выражается в том, что ребенок владеет своим телом, различными видан ми движений. Имеет адекватные представления о своем физи­ческом облике и здоровье. Испытывая недомогание, может сообщить о нем. Владеет культурно-гигиеническими навыками и понимает их необходимость.

Креативность. Ребенок способен к созданию нового рисунка, конструкции, движения и т. п., которые отличаются орингинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью.. Семилетнего ребенка характеризует любопытство, способности

1 Использованы базисные характеристики личности из программы «Истоки».

к речевому комментированию процесса и оценки результата  собственной деятельности, активная деятельностная позиция,  готовность к спонтанным решениям, развитое воображение.

Инициативность проявляется во всех видах деятельности ребенка, ярче всего в общении, предметной деятельности, игре,  экспериментировании. Ребенок может найти занятие, соответствующее собственному желанию, включиться в разговор, предложить интересное дело. Инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, стойкой мотивацией достижений, изобретательностью.

Самостоятельность и ответственность. Ребенок вла­деет навыками самообслуживания, замечает нарушения поряд­ка в быту и природном окружении. Способен проявлять волевые усилия в ситуациях выбора между «можно» и «нельзя», | «хочу» и «должен». Самостоятельный ребенок — это ребенок в поиске, имеющий право на ошибку и умеющий понять, исправить и избежать ее в дальнейшем.

Произвольность. Семилетний ребенок способен к волевой регуляции поведения, к преодолению непосредственных жела­ний, на основе собственных побуждений (данного слова, обеща­ния) и установленных правил. Появляются настойчивость, умение преодолевать трудности, чувство долга по отношению к другим людям. Произвольность поведения — один из важнейших показателей психологической готовности к школе.

Свобода поведения и безопасность. Свобода поведения у семилетнего дошкольника основана на его компетентности и воспитанности. Он осторожен и предусмотрителен, избегает травм, Знает, как себя вести в экстремальных ситуациях, проявляет разумную осторожность в незнакомой обстановке, при встречах с незнакомыми людьми. Ребенок понимает необходимость при­держивания социально-детерминированных запретов (нельзя идти куда-то с незнакомым человеком и т. д.) и правил (нужно соблюдать правила перехода улицы, использовать предметы по назначению, понимать непредсказуемость поведения животных и т. д.).

Самосознание и самооценка. Ребенок осознает свое поло­жение в системе отношений со взрослыми и сверстниками.

Стремится выполнять деятельность, значимую для него самого I и окружающих. Ребенок семи лет способен достаточно адекватно оценить результаты своей деятельности. Вместе с тем для многих детей характерна завышенная самооценка, что яв­ляется своеобразным защитным механизмом, направленным на сохранение положительного самоуважения.

К семи годам у ребенка развивается чувство собственного достоинства, которое проявляется в умении соблюдать извест­ную дистанцию между собой и окружающими детьми и взрослыми, отстаивать свою позицию в совместной деятельности. Достоинство выступает как ценное качество личности, которое требует поддержки со стороны всех работников детского учреждения и родителей.

Как результат становления базиса личностной культур! психологом оценивается освоение детьми социальных пози ций:

• «Я в обществе» (приобщение себя к миру людей);

• «Я и общество» (усвоение основных векторов отношений (
между людьми и самоутверждение).

В связи с этим особенно важно исследовать особенности; формирования внутренней позиции личности у детей, имеющих риск возникновения отклонений в ее формировании.

В детской психологии для диагностики возможных откло нений в формировании личности дошкольников принято использовать такие методики, как наблюдение, беседа и проектив­ные методики (Метод цветовых выборов, рисуночные методики «Рисунок человека», «Рисунок семьи» и др.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.12.222 (0.016 с.)