Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Упражнение на формирование навыков коммуникацииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Психолог: «Теперь мы отдохнули и можем идти спасать лисенка. Где же его искать? Спросим у хомяка, может быть, он что-нибудь видел или слышал от лесных жителей». Упражнение «Хомяк». Дети изображают хомяка, который идет по лесу. • Если он сытый (облизнуться, надуть обе щеки, развести рук • Если он голодный (вытянуть щеки, пощелкать зубами, • Вот нашел несколько зерен и гоняет их из одной щеки • Влез в узкую норку и выплюнул зерно (кулачками стукнуть по щекам и с шумом выдохнуть). Психолог: «Как нужно спросить у хомяка про лисенка?. 1 Как сделать так, чтобы не испугать хомяка?.. Чтобы его не обидеть?.. А если он не захочет нам отвечать? Как нужно его вежливо попросить?..» «Давайте потренируемся (с мягкой игрушкой). Молодцы! Хомяк мне на ушко сказал, что лисенок упал в глубокую яму здесь неподалеку и сам не может выбраться». Решение проблемной ситуации Психолог с детьми перебираются «по кочкам» к тому месту, где хомяк «заметил» лисенка (мягкая игрушка в об руче). Психолог: «Ребята, что нам делать?» Перед детьми разложены предметы. Предлагаются разные варианты решения проблемной ситуации. Взрослый поощряет] детей к поиску лучшего варианта: — Как можно достать лисенка? А как можно сделать по- другому? А если лисенок не умеет взбираться по лестнице?.. Л если он боится нас?.. А если охотник появится?., и т. д. Затем всей командой дети достают лисенка и возвращав ют его маме-лисе. Итоги занятия Мама-лиса (игрушка) «радуется» возвращению сына, «благодарит» спасателей и уходит. Психолог предлагает детям придумать, что бы они делали, если бы оказались на месте лисенка, ] и рассказать об этом. Затем ответы детей обобщаются в выводах о том, что нужно делать, если оказался в трудной ситуации, когда сам не знаешь, как себе можно помочь (позвать на помощь взрослых; успокоиться, сесть и подумать; вспомнить, что сказала бы мама, предложил папа, и т. д.). Психолог хвалит ребят и вручает им «медали» спасателей. Интегрированные занятия можно проводить и с родителями. Можно воспользоваться методом интегральной телесной терапии (ИТТ), предложенным В. Н. Поздняковым. С помощью данного метода можно наладить эмоциональный и тактильный контакт с ребенком, способствующий разрешению психологических проблем обоих партнеров, а также снять локальные мышечные зажимы, усовершенствовать координацию движений в пространстве своего тела во время взаимодействия с партнером (родителем), что может считаться профилактикой агрессивных проявлений у дошкольников. С этими целями предлагаются такие задания, как: • «Шаловливые обезьянки» (потереть нос, уши, стать на четвереньки,.состроить «рожицу», потереть руки, станцевать забавный танец «ладошка в ладошку» с партнером); • «Добрый питон» (сидя, взрослому (папе) обвиться вокруг • «Строптивая лошадка» (ребенок сидит на взрослом (папе), • «Сонный Балу» («спящий Балу» (папа) нечаянно «придавил» Маугли — надо выползти, не издавая ни звука); «Любопытная кошка» (взрослый-«забор» встал на четвереньки, а ребенок-«котенок», мурлыкая, взбирается на него, • «Шустрые мышата и кот» (взрос лый-«кот», засыпает, стоя • «Кораблик» (лежа на спине, взрослый изображает «кораблик», а сидящий у него на животе ребенок — «капитана»; можно согнуть ноги в коленях, руками обнять ребенка, начать покачиваться вперед-назад, вправо-влево); • лежа на спине, взрослый сгибает ноги в коленях, одну • «Самолетик» (лежа на спине, взрослый (папа) подхватывает ребенка и проносит назад-вперед над собой); • «Дерево» (ребенок обхватывает руками ногу взрослого, лежащего на спине, — можно изображать, как поднятая ног При этом важно обращать внимание на количество пассивных (нейтральные, соглашающие, оппозиционные) и активнь (инициирующие, поддерживающие, результирующие) действий между взрослым и ребенком, отмечать характер высказывай! (нейтральный, негативный, позитивный) по отношению к изображаемым героям, их количество. В целом они должны свидетельствовать о гармоничных отношениях между родителями: детьми, позитивных установках на общение и обучение. 2 этап — уровень операционального обеспечения сене моторного взаимодействия с внешним миром. Работа на данном уровне направлена на развитие внимания, восприятия памяти, наглядных форм мышления, формирование пространственных представлений и стабилизацию межполушарных взаимодействий. Естественно, что на данном этапе общение взрослого и ребенка приобретает в большей степени обучающую и развивающую направленность, в отличие от предыдущего этапа. Основным направлением в начале работы становится форм ирование мотивации и внимания как психической функции, организующей поведение ребенка. Наблюдения показывают, что дети раннего и младшего дош колъного возраста больше всего интересуются предметами и их функциями, способами их наименования. Они с охотой выполняют задание за «поощрение» в виде колец от пирамидки, крупных бусин (постепенно собирая пирамиду или бусы), экспериментов с предметами (броски мелких предметов в воду, чтобы посмотреть, что тонет, а что плавает). В старшем дошкольном возрасте воспитанников интересует поведение знакомых объектов в неожиданной обстановке и новые функции предметов. С другой стороны, их внимание привлекают взаимоотношения родителей, которые они пытаются «примерить» на себя — в роли мамы могут запомнить длинный список покупок или папы — доехать на работу на машине |(по плану-схеме). В процессе сюжетной игры ребенок с нару-шениями в развитии соглашается выполнять задания даже на \ достаточно высоком уровне сложности. В подготовительной группе детям хочется «попробовать» себя в роли спасателей, врачей, «полиции», принцесс и волшебников. Мотивация к обучению увеличивается, если занятия организуются в виде поиска пропавшей экспедиции, путешествия на подводной лодке или воздушном шаре вокруг света и т. д. Часто дети «заражаются» переживаниями персонажей и забывают о том, что занятие подходит к концу, требуют продолжения. Некоторые приносят своих любимых героев (бэтмэнов, роботов, черепашек Нинзя и др.) и просят, чтобы те участвовали в приключениях вместе с ребятами. Для того чтобы сохранить мотивацию к занятиям, используется прием совмещения целей психолога и детей: для обеих сторон цели формулируются через усвоение культурных, выработанных за всю историю развития человечества, способов действия в той или иной деятельности. В практической деятельности детей учат действовать методом практического примеривания и зрительного соотнесения. В общении обучают навыкам социальной перцепции и эмпа-тии, умению распознавать эмоциональное состояние партнера и подбирать соответствующий ситуации уровень взаимодействия (например, при оказании помощи — уровень партнерских отношений; при игре в «Командиров» — руководства-подчинения и т. п.). В игровой — вычленению игрового правила и связанной с ней роли. В экспериментальной — умению осознавать проблемную ситуацию и генерировать пути ее разрешения. Все способы ориентировочных действий, так или иначе, связаны с развитием восприятия. Поэтому психокоррекционную работу продолжают, использую именно такие задания. Развитие восприятия происходит как в процессе организации предметно-игровой, так и продуктивной деятельности детей. При этом выделяют следующие стадии работы по данном]! направлению (согласно Н. С. Жуковой): 1. Зрительно-двигательное восприятие. Фиксация и слежение за объектом. Формирование познавательных установок: «Что это?» и «Что с ним можно делать?»] 2. Соотносящие действия. Попарное сравнение предметов, различающихся только по одному признаку (сенсорному эталону). Формирование познавательной установки: «Почему он такой?» Целенаправленные пробы. Выделение величины. Понимание и выполнение инструкции: «Найди такой». 3. Практическое примеривание. Выделение цвета и формы. Называние через «опредмечивание». Понимание и выполнение инструкции: «Дай красный», «Дай круглый» и т. д. 4. Этап опознания. Ребенок называет сенсорные эталоны, но путает их, ориентировки. 5. Этап распознания. Действие способом зрительного соотнесения. Ребенок самостоятельно называет и воспроизводит эталон, выполняв инструкции: «Назови, что бывает квадратным», «Вспомни,| что бывает зеленым» и т. д. ' 6. Этап самостоятельного выделения эталонов. Понимание функционального назначения эталонов. Умение ориентироваться на эталоны при анализе сложного образца, придумать последнему собственные названия (на уровне словообразования). При работе над восприятием особенное внимание уделяется умению переводить образы восприятия из одной модальности в другую. Например, из тактильной («Пощупай и...») — слухо-речевую («...Назови предмет») и зрительную («... И найди такой предмет среди разложенных перед тобой»). Затем — в обратную сторону: «Послушай звук и найди предмет на ощупь», «Посмотри и найди среди предметов в «Волшебном мешочке» такой же». При этом детям делается установка на запомина ние образов одной модальности через другую: «Выбери, что тебе нужно, чтобы запомнить». Количество запоминаемых объектов колеблется в зависимости от возраста детей. Согласно исследованиям А. Р. Лурии: • в 2-2,5 года — ребенок может запомнить расположение 2- • в 3-4 года — 3-4 предмета, знакомых ребенку, их цвет; • в 4-5 лет — 5-6 предметов, 4-5 картинок с изображениями • в 5-6 лет — 7 предметов, их величину и форму, 6-7 картинок, 5 слов; • в 6-7 лет — 9-10 предметов, их месторасположение, 11 картинок, 6-7 слов. К специальным приемам запоминания, которым можно обучить дошкольников, относятся: • прием повторения вслух; • прием «обводящих» пальчиков; • прием использования ассоциаций («На что похоже?»); • прием обобщения; • прием классификации; • прием акцентирования; • прием «логической цепочки», установления причинно-следственных связей; прием использования пиктограмм и символов; прием действия в игровом образе. Многие из этих приемов опираются на возможности мыш ления детей. При этом существует два основных пути его формирования. Первый путь — через продуктивные виды деятельности детей, в первую очередь через конструирование, которое обладает хорошими возможностями для развития моделирующих видов деятельности и творческих способностей. Тогда можно воспользоваться программой Л. А. Венгера «Развитие» и методическими разработками Л. А. Парамоновой, О. П. Гаврилушкиной, А. Н. Давидчук, В. Г. Нечаевой и др. Второй путь — через развитие речи и восприятие картин. Сначала от детей добиваются формирования целостного образа ситуации и умения самостоятельно определять ход решения проблемы, пользуясь планирующей, комментирующей, регулирующей, обобщающей и оценочной функциями речи. Особеннс внимание уделяется установлению причинно-следственных связей между событиями в реальной жизни, соотнесению их I изображенными на картинке предметами и явлениями. Затем [ детей учат определять последовательность событий, происходящих в жизни и изображенных на картинке, работать с серией • картин («Расскажи, что здесь происходит?», «Что случилось в начале, середине, конце?»), восстанавливать «пропущенное звено», понимать, что сюжет может быть истолкован по-разному, в] зависимости от того, кто эту ситуацию воспринимает («Как могло быть по-другому?», «А если посмотреть глазами мамы? Ребенка? Воспитательницы?»). В дальнейшем ребятам предоставляется возможность самим осознать проблемную ситуацию, сформулировать проблему на основе анализа ситуации, попытаться обнаружить противоречия и разрешить их в плане речи или в виде проверки своего предположения на практике. Задания на умозаключения, опирающиеся на развитие словесно- логического мышления, сначала строятся от причины к следствию, затем — наоборот. Конспект занятия по психокоррекции1 (старшая группа, второй год обучения, дети с ОНР) Тема: «Садовые цветы» Цели и задачи: • развитие чувства ритма (совмещение ритма дыхания с движением); формирование пространственных представлений (определение направления в пространстве относительно собственного тела, дифференциация понятий «вправо-влево», «вперед-назад», «выше-ниже»); • развитие целостного восприятия предмета (составление раз • развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления; • формирование производной саморегуляции (на уровне прогнозирования и обсуждения возможных последствий поведения); • развитие произвольного внимания. Оборудование: разрезные картины (роза, тюльпан, лилия, астра) из двух частей; сюжетная картина; искусственные тюльпаны (желтый, розовый, красный, оранжевый) разной высоты; лейки (по количеству детей); предметные картинки со всеми цветами (по количеству детей). ХОД ЗАНЯТИЯ Вступление «Ребята, слушайте внимательно. Когда я хлопну в бубен 1 раз — сядут девочки, 2 раза — мальчики». Дети рассаживаются. «Посмотрите на свои столы. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?... Сегодня мы узнаем, чем ребята похожи на цветы». Активизация базы знаний «Вы по фрагментам картинки догадались, что здесь нарисованы цветы, но мы их увидим целиком только, если правильно соберем (дети по одному выходят к доске и находят соот ветствующую половинку к рисунку, остальные — проверяют правильность)». «Какие цветы, которые вы видите, можете назвать? Названия которых из них вы не знаете?... А имена всех ли ребят группы вы знаете? Посмотрите, кого сегодня нет?» Работа с сюжетной картиной «В саду растут цветы, а в детском саду... Значит, ребята! тоже похожи на цветы? Чем? (за ними нужно ухаживать, забо типтъся). Цветам нужна вода, свет и тепло, а детям что нужно...Цветы растут лучше тогда, когда ты их любишь. А дети как?,|...Как вы узнаете, что вас любят? Правильно, нужно улыбнуться, | посмотреть в глаза, ласково дотронуться и сказать: «Я тебя люблю!» И цветы тоже чувствуют, кто их любит. Давайте посмотрим на картинку». Педагог выставляет сюжетную картину. «Это сад. В саду растут красивые цветы. Девочки полива-1 ют цветы, мальчик вырывает сорняки. Другой мальчик рыхлит землю». Вопросы к детям: 1. Какие цветы растут в саду? (Розы, лилии, тюльпаны, астры.) А в детском саду «кто растет»?... 2. Почему эти цветы называют садовыми? (Они растут в саду).\ 3. Как ухаживают за садовыми цветами? (Их поливают, рых лят вокруг землю, вырывают сорняки. Сорняки — это трава, которая мешает расти цветам.) А за детьми в саду кто ухаживает?... 4. Почему в саду растут такие красивые цветы? (За ними ухаживают, их поливают, рыхлят вокруг землю, вырывают» 5. Что будет с садовыми цветами, если за ними не ухаживать? Сравнение «Выросли на грядке тюльпаны. Все очень красивые, ноя разные». —Какой из них ниже всех? (Желтый.) Дадим Саше. Будем играть. —Какой из них выше всех? (Красный.) Кому дадим?.. Даше.
- Какой из них выше, чем оранжевый? (Розовый.) Кому - Какой из них ниже, чем розовый? (Оранжевый.) Кому «Кто из ребят выше всех? Ниже всех? Кто выше, чем Саша? Кто ниже, чем... Молодцы! А можно сказать, что Даша лучше Саши, ведь она выше его?... Правильно, и с цветами так: разве лучше красный тюльпан желтого? Вместе они — все равно тюльпаны. Каждый из них хорош по-своему. Кто-то любит красные, кто-то любит желтые. А вы какие любите?» Физкультурная минутка «Подставку с цветами ставлю на пол. Давайте их польем». Дети стоят в кругу. «Раздаю лейки (пустые). Возьмем лейку в левую руку. «Поливаем» влево-вправо — вот так, влево-вправо — вот так. Возьмем теперь в правую руку — вот так, вот так. А теперь опять в левую руку (влево-вправо) (правойрукой — аналогично)». Анализ «А теперь угадайте, про какой цветок я рассказываю. На доске его изображение есть. «У нее гладкий стебель, на стебле — длинные тонкие листья, на бутоне — листья, закрученные наружу». (Лилия.) Правильно, лилия. Другой цветок: «У него гладкий стебель, на нем — широкие острые, длинные листья, а листья бутона закручены внутрь». (Тюльпан.) А теперь про вас загадаю. «У кого сегодня серые колготки, коричневые шорты, голубая рубашка?» Теперь вы мне загадку про ребят загадайте. Нужно загадать про кого-то одного — придумайте сами, про кого. Мне не говорите. По очереди загадывайте, описывая его одежду». Синектика Чем похожи лилия и тюльпан? — Стебель похож? (Да.) Чем похож? (Гладкий.) — Листья стебля похожи? (Да.) Чем похожи? (Длинные и У лилии и тюльпана листья стебля длинные и острые. —Чем не похожи? —Чем не похожи листья стебля? У лилии — тонкие, у тюльпана — толстые. — Листья бутона чем не похожи? У лилии — закручены наружу, у тюльпана — закручены внутрь. Чем похожи мальчики группы? Девочки? Оценка Педагог положительно оценивает работу всех детей не занятии, выделяя некоторых ребят за быстроту ответа, оригинальность ответа, хорошее поведение. 3 этап — уровень произвольной регуляции и смыслооб разующей функции психомоторных процессов. Работа на данном уровне связана с переводом психических функций на уровень произвольной регуляции (произвольного внимания и памяти), развитие словесно-логического мышления и воображения, формирование иерархии мотивов поведения. Последнее обеспечивается за счет формирования оптимального статуса переднелобных отделов коры головного мозга. Можно выделить следующие условия успешности психокоррекционной работы. Первое условие. Все виды занятий должны быть направлены на: • усвоение основных категорий и смысловых отношений в • усвоение основных способов ориентировки в материале. Остановимся на особенностях проведения занятий данного цикла. Чаще всего в них выделяются следующие структурные компоненты: • организационный момент (сообщение темы, формулировка • активизация базы знаний (задание на познание и понимание); • задание на применение полученного знания; • задание на анализ и синтез, синектику; • задание на оценку. Их выделению способствуют определенные «ключевые слова и фразы»1 — слова и фразы, которые несут основную смысловую нагрузку на занятии, создают установку на включение в него, переключение на другой вид деятельности и способствуют активизации мыслительных процессов ребенка или группы детей. Рассмотрим их по отдельности. • «Ключевые слова и фразы, направленные на активизацию • «Ключевые слова и фразы, направленные на активизацию • «Ключевые слова и фразы, направленные на активизацию • «Ключевые слова и фразы, направленные на активизацию • «Ключевые слова и фразы, направленные на активизацию «Ключевые слова и фразы, направленные на активизаций оценки» — «установите нормы», «отберите и выберите Приведем пример психокоррекционного занятия на данном этапе. Конспект занятия по психокоррекции1 (старшая группа, второй год обучения, ЗПР) Тема: «Домашние животные» Цели и задачи: • устранение дисфункций на уровне ощущений и управления собственным телом. • формирование навыков произвольной саморегуляции; • закрепление навыков эффективных совместных действий; • развитие произвольного внимания и памяти; • развитие воображения; • развитие логического мышления. Литература Киплинг Р. Кошка, которая гуляла сама по себе. Лопухина И. Стихи и упражнения для развития ребенка.] Парамонова Л. Г. Стихи для развития речи. ХОД ЗАНЯТИЯ 1. Вступление «Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься? Как вы догадались, что мы будем говорить о домашних животных? (по картинкам, вывешенным на доске). А как вы думаете, как у людей появились домашние животные?» 2. Активизация базы данных Напомнить рассказ Р. Киплинга «Кошка, которая гуляла сама по себе»: на доску повесить карточки с изображением героев данного рассказа, кратко рассказать о том, как происходило одомашнивание диких животных. Практическое применение Отгадывание 3-4 загадок о домашних и диких животных. Физкультминутка Упражнение «Зеркало»: стоящие в центре круга дети имитируют движения домашних и диких животных, а остальные — подражают им, отгадывая загаданное животное. Анализ 1. Классифицировать картинки с изображениями домашних 2. Вспомнить «родственников» домашних животных среди Синектика 1. Сравнить, на какой магазин похожа корова, а на какой - 2. На что похожа лошадь (на автомобиль). 3. Чем отличаются корова и свинья от магазина, а лошадь - Синтез Попросить детей придумать рассказ от лица одного из домашних животных. Представьте, что вы... Что вы делаете? Что думаете? Что чувствуете? Что будет с вами дальше?... Смогли ли вы прожить в лесу летом? Зимой? Почему? Что было бы самым трудным для вас? Физкультминутка Выполнение упражнений под стихотворение «Кошка».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.98.43 (0.013 с.) |