Разыгрывание проблемной ситуации



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разыгрывание проблемной ситуации



I

Сейчас я расскажу вам одну историю, а вы представьте себя! на месте этого мальчика.

Так будет справедливо

Мама ушла в магазин. Как только за нею закрылась дверь, братья начали баловаться: они стали бегать вокруг стола, бороться, кидать в| друг друга диванные подушки. Вдруг щелкун замок — это вернулась! мама. Старший брат быстро сел на диван, а младший не заметил маминого прихода и запустил подушкой в люстру. Люстра закачалась, • ней что-то хрустнуло, и она упала. Мама рассердилась и поставила! виновника в угол. Старший брат подумал, молча поднялся и тоже встал рядом с ним.

— Как бы вы поступили и почему?

— Давайте разыграем самое интересное продолжение истории.

Созданию нужного, «делового» настроя на серьезную  способствуют следующие вопросы взрослого-режиссера:

—Кем ты будешь в этой истории?

—Что ты будешь делать?

—Что тебе мешает в этом? Что может помочь сделать это?

—Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем он меч­
тает?

—Что он хочет сказать?

—Кто из детей группы тебе может помочь? Как?

Оценка

— Молодцы! У вас хорошо получилось, как у настоящих
артистов!

Взрослый может задать вопросы, помогающие налажива­ нию «обратной связи» между ним и ребенком, между сверст­ никами:

— Какие чувства ты испытывал во время того, как играл
роль... ?

— Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему?
—- Кто тебе больше всего помог в игре? Как ты думаешь, что

он чувствовал? О чем думал?

Вы помогали друг другу, поэтому проявили все ваши поло­жительные черты характера, а занятие получилось таким ин­тересным. Спасибо!

В следующий раз на занятии можно создать ситуацию борь­бы мотивов, когда ребенок вынужден будет оценить свое пове­дение со стороны положительного и отрицательного персона­жа. Например: «Почему ты так хочешь поступить? А как мож­но поступить по-другому? А как лучше? А как бы поступил по-другому Мальчик с пальчик? А злой Великан? А ты как по­ступишь: как Мальчик с пальчик или как Великан?» В этом случае выбор будет являться реальным свидетельством суще­ствования «внутренней позиции личности»1 как центрально­го психологического новообразования ребенка дошкольного возраста.

«Внутренняя позиции личности» дошкольника лежит в основе формирования взрослого самосознания. Она формирует­ся только тогда, когда ребенок учится выражать и осознавать

1 Термин Л. И. Божович.

собственные эмоции и чувства, как негативные, так и позитивные, моделировать свои отношения с другими людьми, выстраивать механизмы психологической защиты и постигать границы собственных возможностей, своей способности противос1 ять силам зла и разрушения, нести за это ответственность и выбирать сторону добра и человечности.

Социальные мотивы, которые формируются на данном этапе у детей, связаны со стремлением сделать нечто полезное для других. Это возможно через вовлечение детей в совмест­ную продуктивную творческую и трудовую деятельность.

Условиями реализации деятельности детей должны быть либо общие средства деятельности, либо постановка общей цели. Можно использовать такие игры, как:

• «Новоселье»;

• «Макет комнаты» (один видел макет, должен рассказать
партнеру о нем так, чтобы тот сумел воспроизвести распо­ложение мебели);

• «Архитекторы» (нужно всем вместе построить гараж для
всех машин, улицу и расселить на ней всех «детей» и их
«семьи»);

• «Сборщики» (дети собирают разбросанные по полу игруш­ки, взявшись за руки);

• «Однорукие» (выполнение поручений в парах);

• «Мозаика в парах» (конкурс);

• «Лепим сказку» (выставка);

• «Сочиняем сказку (историю)» (по слову, предложению
т. д.).

Чтобы дети могли задуматься над значимостью выражения своего отрицательного отношения к происходящему злу, можно организовывать «коллективные акции». Например, организовать своеобразную «переписку» ребенка или группы детей персонажами сказки — нарисовать картинки с продолжением сказки, комментариями и «советами» ребят. Желательно, если рисование будет носить коллективный характер. При этом каждый из детей внесет свой «вклад» в выражение коллектив­ного мнения.

Если у детей на первый план выступают трудности, связанные с сенсомоторикой, то подгрупповые занятия могут строитъся, опираясь на «Комплексную нейропсихологическую кор­рекцию сенсомоторных процессов в детском возрасте» А. В. Се­менович.

Выделяются 3 этапа работы.

1 этап (уровень нейропсихологической коррекции) — уровень ощущений, активации и оптимизации мышечного тону­са, управления своим телом с точки зрения обеспечения основ для организации двигательного акта.

Работа на данном уровне направлена на коррекцию основ­ного дефекта и уравновешивание корково-подкорковых взаи­модействий головного мозга.

Если психолог применяет при разработке программы рабо­ты с группой не одну, а несколько известных авторских коррекционно-развивающих программ, то он строит занятия, опираясь на требования к сочетаемости программ, предложенные Мини­стерством образования РФ.

В первую очередь, при этом учитывается:

• сочетаемость целей;

• единство принципов и концепций программ;

• гармоничное сочетание федерального и регионального ком­понентов программ;

• учет принципа непрерывности в содержании программ, но
отсутствие дублирования в их содержании;

• единые критерии оценки результатов реализации программ.
Так, разработки А. В. Семенович могут сочетаться с програм­мами по формированию навыков эффективной коммуникации у детей с ЗПР. Приведем пример занятия по такой интегриро­ванной программе.

Конспект занятия для детей средней группы1

(дети второго года обучения, с диагнозами: ЗПР, ОНР)

Тема: «Спасение лисенка Лоренса» Цели и задачи:

• коррекция локальных мышечных зажимов;

• развитие координации движений рук и ног;

• формирование у детей чувства коллективизма;

• развитие сочувствия к другим.

• знакомство с профессией «спасатель»;

• развитие элементов логического мышления и основ безопасности жизнедеятельности.

Оборудование: ковер для упражнений лежа на спине, лис мама, лисенок Лоренс, веревка, лопатка, ведро и др.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вступление

Дети стоят полукругом.

Психолог: «Ребята, в лес ушел лисенок Лоренс и не вернулся, его мама очень переживает и попросила нас найти его. будем его спасать. Как называют тех людей, которые всех спасают? »

Дети: «Спасатели».

Психолог: «Правильно. Сегодня мы с вами тоже будем спасателями».

Упражнение стоя

Психолог: «Сначала нам с вами нужно надеть спасательные костюмы».

Дети имитируют надевание костюма.

Психолог: «А теперь давайте проверим, всем ли по размер} костюм»:

• захватывается мышца плеча противоположной рукой и требуется медленно, но сильно потянуть ее вперед «на себя»;

1 Выполнила: студентка V курса отделения дошкольной дефектологии МПГУ Белянина Ю.

· вращение рук в плечевых, локтевых и лучезапястных сус­тавах вперед, назад (сначала в одну сторону, затем в раз­ные).

Психолог: «Но как же мы поедем спасать лисенка Лорен­са?! Ведь у нашей машины колеса совсем отвалились».

Упражнение «вращение колеса» — «прикручивание колеса».

Психолог: «Да и лодка совсем развалилась».

Упражнение «забивание гвоздя» — «ремонт лодки».

Затем оба упражнения выполняются попеременно: «при­кручивание колеса» и «ремонт лодки».

Психолог: «Надо же, какие мы молодцы! Теперь мы мо­жем садиться в 'наш транспорт и ехать, и плыть на спасение Лоренса».

Дети делятся на 2 команды:

1 команда «гребет на лодке»;

2 команда «едет на машине» («шофера» выбирают дети).
Затем команды меняются.

Упражнение лежа

Психолог: «Мы долго ехали и немного устали, нам надо отдохнуть». Выполняются упражнения:

• колени приведены к груди с обхватом их руками, «кача­ние» на спине по полу;

• из положения «вытянуться в струнку» перекатывать туло­вище то направо, то налево, «как бревнышко»;

• перевод вытянутых рук в противоположную ногам сторо­ну (и наоборот);

• «перетягивание» рук и ног «по диагонали»,

• диафрагмальное дыхание.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.136.29 (0.006 с.)