Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
III этап. Осознание себя как субъекта взаимоотношенийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Механизмом личностного роста выступает пространствен но-временное смещение. Последнее означает, что ребенок эмоционально предвосхищает последствия своего поведения, изменяет в связи с этим свою самооценку, и переживает в данный момент те эмоции, которые возникли бы у него в будущем (в основе аналогичного опыта в прошлом). Задачи этапа: • формирование опыта сопереживания и сочувствия; • формирование пресуппозиции в контакте (предвосхищего • усвоение простейших социальных мотивов поведения в • становление внутренней позиции личности. На первой стадии работы приступают к приобретению опыта сопереживания, сочувствия и содействия в специально организованных для этого условиях, в смоделированных взрослым ситуациях практической и игровой деятельности детей. «Примеривание» к себе и сверстнику подобного опыта происходит в процессе изучения психологом и детьми содержания серии сюжетных картин, отражающих режимные моменты жизни воспитанников и наиболее характерные события, происходящие в группе (первый вариант): приход детей в детский сад (ситуация в раздевалке); • подгрупповое занятие воспитателя, логопеда, дефектолога и т. д.; • занятие в музыкальном (физкультурном зале); • утренник в детском саду; • прогулка; • индивидуальное занятие с логопедом, дефектологом и т. д.; • обед; • тихий час; • совместная игра с другими детьми; • возвращение домой (ситуация на улице). Второй вариант развития сюжетов этих же картин, с теми же персонажами отражает конфликтные ситуации общения ребенка со взрослыми (родителями и воспитателями) и сверстниками. Третий вариант содержит проблемные ситуации, связанные с возможными практическими затруднениями детей. Кроме того, в изображениях могут отсутствовать функциональные детали, что может быть использовано для тренировки внимания и восприятия детей. Четвертый вариант изображений на картинах построен по принципу «нелепиц», что позволяет применять их для развития речи, мышления и воображения. Использование изобразительного материала для проведения подгрупповых занятий психолога позволяет сочетать социальное и познавательное развитие детей. Например, О. П. Гаврилушкина предлагает 3 серии заданий. С помощью первой серии дошкольников обучают составлять сообщения и вопросы, используя конструкции из личных местоимений или собственных имен существительных в сочетании с глаголами, по поводу картинок с изображениями бытовых, игровых и трудовых действий (ребенок рассказывает, как он и его сверстники их «совершают»). Кроме составления сообщений, ребенок побуждается к тому, чтобы задавать вопросы сверстнику по содержанию картинок («Спроси у Сережи, нравится ли ему подметать пол», «Поинтересуйся, зачем он это делает» и т. д.). Во второй серии предлагается описать ситуацию, на фоне которой развертывается действие и рассказать, как бы действовать дети. Разыгрываются диалоги ребят; при этом используются ситуации, которые вызывают конкретизацию нравственных норм и «присвоение» их к себе. Осознанию своей позиции, своего отношения к действительности способствует такой прием, как комментированное рисование. Взрослый на глазах у детей мелом создает различные изображения сюжетного содержания, которые отражают занятии детей, совместные игры, развлечения, прогулки и т. д. Объектами изображения выступают воспитанники данной группы. Затем организуется разыгрывание диалогов детей с обсуждение их желаний и эмоций по поводу начала, середины и результата, совместных действий («кто чего хотел, и что из этого вышло»)! Задания третьей серии состоят в разыгрывании диалога при опоре на сюжетные картинки и принятии соответствующих ролей. При этом рекомендуется использование приема «словесного описания» того, что было «до» и будет «после» со бытия, изображенного на картине, проведение аналогии с реальными жизненными ситуациями, с которыми сталкивались дети, и моделирование вариантов разрешения проблемных ситуаций, Приведем пример, описанный И. Я. Медведевой и Т. Л. Шишовой1 в их книге «Разноцветные белые вороны»: —Покажи, как ты вчера сдержался и не дал сдачи! —Но я дал! —А ты сыграй, изобрази! Как будто ты сдержался. И скажи, что ты в этот момент чувствовал, как ты убедил себя сдержаться... А как ты был потом собой горд?... Включение детей в проблемные, конкурентные отношения по поводу таких ситуаций требует особенного внимания педагога к взаимодействию детей и их эмоциональным реакциям, чтобы не допустить реакций зависти, злорадства, амбиции и др, Если дети ревностно относятся к своим недостаткам, сравнивая их с достоинствами других, то необходимо дать им понять, что их можно сравнить только с ними самими (с теми, какими они «были вчера» или «будут завтра»), потому что они не такие, как другие дети: нет одинаковых людей, каждый из вас обладает своими достоинствами и имеет свои недостатки. Например, если кто-то из детей говорит, что он выполнил задание лучше, чем его партнер, а тот «опять не сумел»1, то взрослому рекомендуется похвалить ребенка за старание («Похоже, что ты очень старалась и сделала все, что могла») и предложить подумать, чем бы он мог помочь сверстнику. Если речь идет об оценке результатов детской деятельности, то в этом случае взрослому рекомендуется: • разрешить рисовать и «такие рисунки»; • выразить свое отношение к ним, а не оценивать их качество • похвалить детей за то, что они совершенствуются по отношению к самому себе («Саша, сегодня у тебя получился рисунок лучше, чем вчера, потому что... А Света, хотя и хвастается, выполнила его хуже, чем на прошлом занятии. • выразить свое удивление и радость по поводу того, что они Постепенно вводится традиция подведения итогов дня, да воспитатель собирает всех ребят в кружок и рассказывает том, что хорошего случилось с ними сегодня, побуждая детей вспомнить всех сверстников, которые «отличились» в положи тельную сторону («Катя сегодня помогала нашей нянечке стж лы накрывать — Анна Иванова была очень довольна. А после обеда Ваня даже без напоминания убрал за собой тарелку. Аня Ивановна так удивилась, что даже посуду перестала мыть!»И т. д.). Естественно, эти приемы не могут предотвратить реальных конфликтных ситуаций в группе, но этого и не нужно добиваться: дети должны иметь опыт разрешения подобных ситуаций, а не пассивно избегать их. В реальных конфликтных ситуациях психологически обоснованным будет: • использование приема словесного комментирования взрослым происходящего, отражающего в речи испытываемы детьми эмоции и их причину (чувства, к которым относятся с пониманием, утрачивают свою силу); • успокоение дерущихся детей и использование приема предложения предложения взрослого («Я чувствую, что...», «Я • предвосхищающая положительная оценка поведения датей с объяснением причины, послужившей социальному • привлечение общественного внимания не к нарушившему • предотвращение ябедничества детей с целью воздействия
Психолог объясняет воспитателям и родителям, что детская агрессия является реакцией самозащиты — поэтому необходимо, прежде всего, выявить ее мотивы, а затем уже подбирать стратегию ее коррекции. Например, известно, что при работе с детьми, имеющими невротические реакции, не следует обращать внимание на их агрессию, так как она свидетельствует, в первую очередь, об отчаянии ребенка. Необходимо дать ему возможность повысить свою самооценку и самоутвердиться в группе сверстников (например, предложить роль «Помощника воспитателя»). При работе с детьми, имеющими психопатоподобное поведение, наоборот, нужно сразу же обращать внимание па агрессивное поведение и ставить ребенка в жесткие рамки требований к своей и чужой безопасности. Нужно дать понять, что такое поведение непозволительно ни при каких условиях, однако сделать так, чтобы ребенок не почувствовал себя покинутым и отвергнутым навсегда. Как только его поведение исправится, нужно акцентировать на этом внимание всех ребят группы и похвалить ребенка. Остановимся подробнее на специальном моделировании конфликтных ситуаций. В программе П. Прутцман «Дети творчески разрешают конфликты» (ДТРК) приводятся следующие, наиболее характерные для детских коллективов, темы конфликтных ситуаций: Вектор «Ребенок — ребенок» • Неприязнь: двое ребят играют в группе, к ним подходит третий, который с одним из них находится в дружеских отношениях, с другим — в неприязненных. Подошедший просит принять его в игру. Первый отказывает, второй — • Агрессия: один ребенок отнимает у другого игрушку, смеется, бросает на пол и «топчет» ее на глазах обиженного. • Собственность: на прогулке двое ребят подрались из-за • Насмешка (шутка): ребенок собирается обедать, подходит • Тихий час: дети подговаривают друг друга «довести» воспитателя. В итоге, когда в спальню входит взрослый, все стоят «на головах». • Жалоба воспитателя родителям на ребенка (в его присутствии). Вектор «Ребенок — взрослый» • Несправедливость: взрослый отнял игрушку и наказал всех • Обман и ябедничество: двое ребят играют в лото. Один из; • Место в очереди: дети после прогулки стоят в очереди за водой к няне. Воспитатель отзывает одного из детей и просит помочь. Он отходит, возвращается и требует разрешить ему встать на свое место (второй в очереди). • Рассеянный ребенок: один из ребят группы всегда что-то • Невыполненная просьба: воспитатель просит закрыть дверь. • Недовольный взрослый: взрослый просит ему не мешать, Приведем пример занятия психолога на данном этапе. Конспект занятия по психокоррекции1 (старшая группа, третий год обучения, дети с ЗПР) Тема: «Положительные черты характера» Цели и задачи: Образовательные задачи: закрепление понятия «положительные черты» характера, развитие умений различать положительные и отрицательные черты характера. 1 Составлен студенткой V курса дефектологического факультета МПГУ Клицуновой И. В. Коррекционно-развивающие задачи: развитие речи, коррекция и развитие словесно-логического мышления, овладение навыками произвольной регуляции поведения. Воспитательные задачи: развитие эмпатии, умения прислушиваться к мнению педагога и товарищей, умения работать в коллективе и самостоятельно. Оборудование: картинки, настольная дидактическая игра «Оцени поступок», аудиозапись. ХОД ЗАНЯТИЯ 1. Вступление — Сядет тот, кто вспомнит название положительных черт 2. Маленькие рассказы Сейчас я расскажу маленькие рассказы, в которых повествуется о положительных чертах характера. — Первый рассказ называется «Посещение больного». Как Мальчик заболел. К нему пришел друг. Он с сочувствием посмотрел на больного, сказал, что принес ему сладостей, но друг ничего не хотел кушать, поэтому мальчик просто поправил ему одеяло и тихо-тихо посидел около него. —Какая положительная черта характера упомянута в этом —Послушаем второй рассказ. Он называется «Любящий Мальчик потихоньку вошел в комнату, где сидела мама. У него за спиной — подарок, который он сам смастерил. Мальчик идет на носочках и улыбается. Мама пока еще не знает, что сын в комнате и сейчас сделает ей подарок. — Какая положительная черта характера упомянута в этом рассказе? — Теперь придумайте рассказы про случаи из своей жизни в которых бы проявились ваши положительные черты характера. Дети придумывают рассказы. Игра «Оцени поступок» Детям предлагается 10 больших карт, на которых изображены различные жизненные ситуации. К каждой из карт прилагается по 4 маленьких карточки, на 2 из которых представлены модели желательного, на 2 — нежелательного поведении персонажей в данной ситуации. Детей просят рассказать, в каких случаях ребята, изображенные на картинках, поступили «хорошо», а в каких — «плохо», а затем — соотнести поведение детей с их чертами характера. Физкультурная минутка
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.123.240 (0.009 с.) |