Модель кабинета педагога-психолога доу 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модель кабинета педагога-психолога доу



Педагог-психолог должен:

• иметь кабинет в образовательном учреждении, в котором он проводит консультативную, диагностическую и коррекционную работу;

• иметь возможность проводить коррекционные и психоте­рапевтические занятия в зале или в тренинговой комнате, которая удовлетворяет требованиям технической эстети­ки, санитарно-гигиеническим и психологическим требова­ниям для проведения групповых занятий с дошкольника­ми, тренингов с родителями и воспитателями детей.

Соответственно, кабинет представителя психологической службы:

• не должен находиться на большом расстоянии от группо­вых помещений;

• не должен быть проходным или смежным с другими каби­нетами, например физкультурным залом;

• должен иметь хорошую звукоизоляцию и быть оборудован­ным кондиционерами для обеспечения свежести воздуха и поддержания необходимого температурного режима;

• должен способствовать реализации основных функций пе­дагога-психолога. В соответствии с ними выделяются три основных сектора кабинета: диагностический, коррекционный, релаксационный.

Диагностический сектор

Решение задач диагностики особенностей развития детей со­четается с формированием положительного эмоционального кли­мата, способствующего повышению у испытуемых чувства уве­ренности в себе и мобилизации усилий на преодоление существующих трудностей.

Поэтому диагностический сектор может быть небольшим, но должен быть достаточно уютным и комфортным.

Стены пастельных (спокойных) тонов, на окне — полупро­ницаемая однотонная занавеска. Мягкие стулья и кресла, не­большой стол, детский стул и стулья, стенд с литературными источниками и информационными материалами. Живая зелень должна дополнять среду, радовать глаз.

Сектор должен содержать:

• мебель для хранения игрушек, способствующих установле­нию контакта с детьми;

• комплекты материалов для психолого-педагогического об­следования детей разных возрастных групп;

• детские стулья и столы, расположенные так, чтобы ничего не отвлекало обследуемых детей;

• зеркало Гезелла (если диагностический и коррекционный сектора кабинета разделены стеной);

• компьютерный набор методик для диагностики (при нали­чии компьютера и принтера, позволяющего сделать распе­чатки);

• ксерокс (если позволяет материально-техническая оснащен­ность детского сада).

Эффективность работы диагностического сектора зависит от тщательной подготовки материалов, характеризующих пси­хическое состояние изучаемых детей, с учетом требований к их возрасту и видам обучающей помощи взрослого. Поэтому реко­мендуется осуществлять двойную систематизацию материалов обследования:

• по возрастным группам;

• по способностям детей.

Это возможно, если коробки с диагностическими заданиями для каждой возрастной группы пометить знаками, обозначаю­щими уровень сложности: I — низкий, II — средний, III — вы­сокий. Возможно использование цветовых маркеров для обо­значения основных целей диагностики, что позволяет, если ре­бенок не справляется с заданиями своей возрастной группы, оперативно заменить их на соответствующие задания, подобранные для обследования детей более младшего возраста.

Напри­мер, задания, направленные на изучение внимания, во всех воз­растных группах будут отмечены желтым квадратом, на иссле­дование восприятия — зеленым квадратом, на диагностику уровня развития мышления — красным квадратом и т. д.

После всестороннего обследования детей, дополненного дан­ными динамического наблюдения, совместно с педагогами и специалистами психолог разрабатывает индивидуальные коррекционные программы и в соответствии с ними строит кор-рекционно-развивающую работу с детьми. Дети объединяются в подгруппы с учетом зон актуального и ближайшего развития, особенностей эмоционально— волевой сферы и наличия нару­шений в поведении.

Коррекционный сектор

Сектор кабинета для коррекционной работы с детьми дол­жен иметь спокойную, нейтральную окраску стен (желательно без лишних украшений), равномерное освещение.

Освещенность помещений зависит от окраски потолка, стен, мебели. Поэтому следует выбирать светлые, теплые тона с вы­соким коэффициентом отражения. Потолки и стены выше 1,5 м от пола — белые; нижняя часть стен может быть светло-бежевой, светло-салатовой, разных оттенков желтого цвета, пол — светлый; рабочие поверхности столов и стульев — светло-зеле­ные и цвета натуральной древесины, учебная доска — коричне­вая, светло-зеленая1.

1 Требования д.м.н. Л. И. Плаксиной к модели кабинета педагога-пси­холога в ДОУ для детей с нарушениями зрения.

 

 

Работа у доски важна для профилактики нарушений адап­тации ребенка к условиям школьной жизни. Привыкая к оценке своей работы у доски, у всех на виду, в условиях сада, дети с проблемами в общении и обучении приобретают уверенность, смелость, а при целенаправленной работе психолога у них формируется мотивация на преодоление своих страхов и желание учиться в школе.

Доска может быть покрашена в темно-зеленый цвет и не должна иметь бликов. Чтобы снять блеск, ее протирают сразу после покраски и просыхания нашатырным спиртом (столо­вая ложка на стакан воды). Мел должен быть мягким и хоро­шего качества; хорошо использовать желтый мел; для улучше­ния зрительного восприятия и предупреждения быстрого утом­ления следует помнить о контрастности между фоном, на котором идет демонстрация, и самим демонстрационным ма­териалом.

Угол рассматривания для детей, сидящих на крайних местах, должен быть не менее 35°. Дети с остротой зрения менее 1,0 долж­ны сидеть за столами ближе к той стене, у которой освещенность выше. Очень важна равномерная освещенность для детей с нару­шением зрения: общая освещенность сектора должна быть 1000 люкс, освещенность на рабочем столе — 400-500 люкс.

Это подчеркивает назначение сектора — организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий. Поэтому здесь все должно быть целенап­равленным и максимально удобным. При демонстрации пред­метов и объектов надо убрать из поля зрения детей все лиш­нее: отвлекающее детей игрушки, картины и другие предметы.

В секторе может находиться:

• мебель для хранения игрушек, наглядных пособий, специ­альной литературы;

• видеотека для консультирования воспитателей, педагогов и родителей;

• рабочий стол педагога-психолога (одно- или двухтумбовый);

• пакет нормативных документов, регламентирующих рабо­ту кабинета педагога-психолога;

• материалы и пособия для коррекционной работы с детьми раннего, младшего и старшего возраста;

• детские столы и стулья, которые должны быть удобны для работы как стоя, так и сидя; лучше — с матовой поверхно­стью, чтобы она не давала отблесков и не отвлекала внима­ния детей.

К коррекционному сектору кабинета может примыкать игровое помещение, или так называемая «игровая комната». Иногда она полностью заменяет собой коррекционный сектор. В ее оборудование входят легкая белая доска с набором цвет­ных фломастеров (на стене), мольберт или фланелеграф, а так­же полки для:

•  игрушек из реальной жизни;

• игрушек для отреагирования агрессии (солдатики, крокодил, кукла Бобо, резиновые ножи, фигурки диких животных);

Специфической особенностью посещения детьми такой ком­наты является установка на психотерапевтические взаимо­ отношения педагога-психолога и ребенка, которая формулиру­ется при первом же посещении игровой комнаты: «Это наша игровая комната. Это такое место, где ты по-разному можешь играть с игрушками так, как тебе нравится». Действительно, в игровой комнате ребенку разрешается заниматься тем, чем ему хочется, и так, как ему нравится, соблюдая минимальный ряд ограничений (не портить оборудование, не наносить себе или/и психологу физического вреда и др.).

 

Основными задачами разворачивающейся здесь игровой терапии является демонстрация взрослым, на уровне вер­бального и невербального поведения, ответов на ожидания ребенка:

 

Вопросы — ожидания ребенка Ответы — установки психолога
Я в безопасности? Справлюсь ли я? Примут ли меня? Я здесь. Я слышу тебя. Я понимаю. Мне не все равно.

 

Игрушки и материалы предоставляют ребенку широкие возможности в выборе средств экспрессии: игровые предметы с фиксированной функцией, игрушки и материалы для изобра­зительной и конструктивной деятельности ребенка, сюжетные игрушки, неоформленные игровые предметы, которые могут быть использованы как предметы-заместители для сюжетно-ролевой игры. Игрушки подбираются так, чтобы давать ребенку воз­можность действовать самому, — они не должны провоциро­вать обращение за помощью к психологу.

Игрушки должны быть расположены в строго отведенных для них местах (открытых стеллажах, полках) для того, чтобы маленький посетитель всегда мог достать интересующую игрушку, а постоянство ее места должно внушать ребенку мысль о стабильности и безопасности окружающего  мира1.

Психологу необходимо позаботиться о том, чтобы здесь была мягкая мебель (диван или кресла), толстый поролоновый мат­рац, поролоновые мячи и ракетки, подушки, покрывала, дающие возможность, если понадобится, соорудить тканевый вигвам, чтобы в нем мог спрятаться ребенок, который не сразу может преодолеть свою стеснительность и застенчивость, страх перед контактом с незнакомым человеком. Действительно, игровая комната должна гарантировать ребенку защиту. В том чис­ле — защиту от посторонних глаз, поэтому рекомендуется под­бирать помещение так, чтобы на внутренних стенах и двери не было окон, а внешнее окно, при необходимости, можно было бы закрыть жалюзи. Стены желательно окрасить в светлые тона, поскольку они способствуют созданию яркой, жизнерадостной атмосферы.

Игровая комната может быть разделена на несколько функ­циональных зон2: зону игр и занятий, подвижной деятельности детей, уголка живой природы и рабочую зону специалиста. К игровой комнате примыкает туалетное помещение.

Остановимся на требованиях к оборудованию каждой из них:

Зона игр и занятий

1. Шкафы или стенка для хранения игрушек, строительного
материала и пр.

2. Детские столы и стулья, имеющие размеры, соответствую­щие государственным стандартам.

3. Полки для игрушек, пособий, книг.

4. Диванчик.

5. Набор детской игровой мебели.

6. Настенная доска.

7. Зеркало.

8. Стол-барьер для детей от 1,5 до 2,5 года.

9. Ковры или ковровые покрытия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.34.87 (0.014 с.)