МОДЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

МОДЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ



Под моделью деятельности психологической службы в ДОУ понимается последовательность организационных форм рабо­ты педагога-психолога (с воспитателями, родителями и детьми), обеспечивающая комплексное сопровождение психологического развития ребенка в детском саду и координацию усилий всех участников образовательного процесса.

Принято выделять:

• информационную;

• пропедевтическую (греч. ргораideuо - - «предварительно обучаю»);

• профилактическую (греч. Ргорhjlaktikos — «предохранитель­ный», «предохраняющие меры»);

• диагностическую;

• коррекционную функции психологической службы в сис­теме образования.

Эти функции могут по-разному сочетаться в рамках тех или иных моделей деятельности педагога-психолога в образо­вательном учреждении.

 

МОДЕЛИ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА В ОБРАЗОВАНИИ1

Сочетая в своей работе различные виды деятельности, психолог фактически ставит перед собой различные цели и занимает различ­ные цели и занимает различные позиции по отношению к происходя­щему... Сложились различные модели деятельности психолога...

... модель определяется не столько квалификацией психолога (в рамках одной модели возможны разные уровни квалификации специ­алиста), сколько его профессиональной позицией, с одной стороны, зап­росом и позицией администрации — с другой.

Первая модель. Психолог работает на «территории» своего каби­нета и ведет консультации... Психолог не ставит своейзадачей оказы­вать влияние ни на форму, ни на содержание того, что происходит...

1 Концепция психологической службы образования.

как в рамках учебного процесса, так и в сфере сложившихся отноше­ний. Позиция психолога — это позиция стороннего специалиста, от­стаивающего права и интересы ребенка.

Вторая модель. К предыдущему функционалу добавляется: про­ведение диагностики детей разного возраста по запросам админист­рации образовательного учреждения..., посещение занятий по просьбе педагогов с целью выработки рекомендаций по работе с конкретными детьми. При высокой квалификации психолог становится главным участников педагогических консилиумов, рассматривающих пробле­мы успеваемости...

Третья модель. Включает в себя как обязательный компонент проведение обучающих семинаров и тренингов ... Психолог ставит зада­чу изменить стереотипы поведения, способны и формы организации коммуникации учителя с учениками. При высокой квалификации пси­холог на групповых занятиях с детьми ... формирует у них соответству­ющие их возрасту социальные умения, рассматривает проблемы, ... дает им средства, позволяющие успешно справляться с проблемами...

Четвертая модель. Модель включает в себя работу психолога с содержанием и способами профессиональной деятельности педагога. Его целью становится влияние на профессиональное сознание ... в направлении формирования целостной педагогической позиции (цели, ценности, задачи, содержание и способы его реализации в конкретных технологиях), а также психологического сопровождения образователь­ных процессов. При высокой степени квалификации психолог, рабо­тающий в рамках этой модели, становится проводником идей транс­формации всех отношений... идеи уважения чести и достоинства каж­дого... развитие личности каждого ...

Пятая модель. Различные типы практико-ориентированных ис­следований... Объектом исследования является целостный учебно-воспитательный процесс… Направления деятельности и профессиональные цели, описанные в данном Положении, не обязывают психолога, работающего в образо­вании, выполнять их в полном объеме...

Фактически, модель работы психолога в ДОУ определяет приоритетные для него функции и его позицию как специали­ста к происходящему в детском саду.

В настоящее время насчитывается пять основных моделей работы педагога-психолога в ДОУ:

I модель: Позиция психолога — «сторонний наблюдатель» за происходящим в детском саду, основная функция — кон­сультативная (информативная идиспетчерская).

II модель: Позиция психолога — «фасилитатор» («тот, кто облегчает») взаимодействия других участников образователь­ного процесса, основные функции — диагностическая и кон­сультативная .

III модель: Позиция психолога — «активное включение», основные функции — диагностическая, коррекционная и про­филактическая .

IV модель: Позиция психолога — «ведущий». Модель вклю­чает работу с педагогическими установками и позицией педаго­гических сотрудников и администрации ДОУ в целях обеспе­чения комплексного сопровождения образовательного процес­са. Функции психолога — диагностическая, коррекционная, профилактическая и пропедевтическая.

V модель: Позиция психолога — «исследователь». Объек­том исследования психолога является образовательный про­цесс, организуемый в соответствиями с целями и задачами раз­вития ребенка, вклада всех участников образовательного про­цесса в создание условий для развития ребенка. Функции психолога — диагностическая, профилактическая и пропедев­тическая, организационно-просветительская.

Исходя из возможных моделей, определяются непосред­ственные задачи работы педагога-психолога1 в детском саду:



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.136.29 (0.006 с.)