Принципы доступности, повторяемости



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы доступности, повторяемости



После того как мы подведем родителей к пониманию осо­бенностей развития их ребенка, следует перейти к следующим принципам воспитания и обучения, которые вытекают из пер­вого принципа. На этом этапе предполагается собственная ак­тивность взрослых при анализе того, как организовать общение с ребенком, чтобы оно было продуктивным.

Данные принципы следует применить не только по отношению к ребенку, но и к самим взрослым (является ли излагаемый нами материал доступным для понимания его родителя ми, насколько они смогут сделать его доступным для малыша сколько раз нам надо обратить внимание взрослых на особенности воспитания и сколько раз им придется возвращаться одной и той же теме).

Например, наиболее тяжелым моментом при проведении игры «Достань мишке мяч» являлось речевое оформление соб­ственных действий, анализ условий («Мы не могли рукой достать мяч. Поискали и нашли палку. Мы достали мяч палкой») подведение итогов («Если рукой достать нельзя, надо искать, что

поможет»). Это связано с тем, что описание проведения игры предлагалось родителям в рукописном варианте — они посчи­тали необязательным выполнить все написанное. Лишь при привлечении внимания родителей к данной проблеме у них сформировалось осмысленное отношение к проведению занятий.

Принцип коммуникативности

Учиться вербализовывать свои действия, выражать соб­ственное эмоциональное состояние и говорить о чужом в при­сутствии ребенка, объяснять ему чуть ли не каждый свой шаг, возможно, является одним из самых тяжелых моментов обуче­ния родителей общению с ребенком. Но значимость этого гораз­до больше. Во-первых, пока ребенок не говорит, родители начи­нают ограничивать темы общения с ним до бытового уровня, собственная речь становится беднее в присутствии малыша. Если в норме малыш активно познает окружающий мир и не оставляет в покое родителей расспросами («Что это?», «Что с ним можно делать?», «Почему он такой?»), то ребенка со сни­женным интеллектом отличает низкий уровень познаватель­ной активности. Если нормально развивающийся ребенок соб­ственным поведением побуждает речевую активность взрос­лых (отвечать на вопросы), то аномальный ребенок не имеет такого воздействия на родителей. В результате можно встре­тить семьи, имеющие умственно отсталых детей, которые не умеют общаться со своим ребенком, тем более — учить его давать словесный отчет, называть словами действия с предме­тами, вычленяемые части предметов, их формы и т. д. У ребен­ка затрудняется развитие как комментирующей, так и регули­рующей функций речи.

Принцип концентричности

Как показывают беседы с родителями умственно отсталых детей, наиболее частой причиной, почему они не занимаются дома с ними, является отрицательный результат подобных вза­имодействий.

Трудности, с которыми сталкиваются умственно отсталые дети при выполнении заданий, обычно вызывают негативное отношение к нему родителей. В одних семьях появляется гру­бое обращение с ребенком, эмоциональное отвержение или без­различие. В других семьях негодование по поводу ошибок бы­стро проходит, но также влечет отрицательные последствия. Родители сами начинают создавать проблемы в воспитании ребенка. Они либо предъявляют к нему слишком высокие тре­бования, которые он не в состоянии выполнить, либо бросают задание на половине, потому что у самих не хватает терпения, либо вовсе не возвращаются к этой теме.

В обоих случаях за ошибками воспитания стоит, во-пер­вых, неумение родителей увидеть, заметить прогресс в дей­ствиях ребенка (посмотрел сегодня в ваши глаза — и это хо­рошо), во-вторых, незнание, какого уровня требований им при­держиваться.

Одним из путей повышения педагогической грамотности родителей, а также восстановления веры в свои силы является разъяснение принципа концентричности. Лишь идя от просто­го к сложному, можно на первых этапах заметить успехи ребен­ка, обратить внимание взрослых на их существование. Затем более сложном увидеть успехи в неспецифических проявле­ниях, которые обычно человек не замечает (использование ука­зательного жеста, умение выполнять задание по подражанию, образцу и т. д.). И, наконец, похвалить родителей за конкретные

результаты.

Также необходимо объяснить родителям, когда они долж­ны уметь спуститься на более низкий уровень, когда вернутьс к прежнему. Например, любое действие вначале выполняется как совместное, и постепенно взрослый передает свое умение ребенку. Необходимо сначала вместе держать ложку, вместе надевать кольца на пирамидку, вместе катать тележку — вс( делать вместе. Но постепенно любое действие ребенок все большей мере выполняет самостоятельно и в конечном итоге полностью овладевает им. Если все равно ничего не получает­ся, надо попробовать воспользоваться другим материалом, пе­ренести задание в новую ситуацию.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.191.36 (0.004 с.)