Принцип понимания структуры дефекта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принцип понимания структуры дефекта



Важной задачей является показать родителям серьезность нарушений именно в психическом развитии ребенка. Наиболее

эффективным способом в достижении такого понимания часто оказывается наглядная демонстрация ошибок, возникаю­щих у ребенка в процессе выполнения заданий, требующих сохранного интеллекта. За основу можно взять дидактические игры и упражнения, разработанные С. Д. Катаевой, Е. А. Стребелевой, и диагностические критерии оценок умственной отста­лости.

Так, родителям Кости Б. (3 года, задержка психомоторного развития) предлагалось провести с ребенком такую игру, «Достань мишке мячик». От ребенка требовалось воспользо­ваться вспомогательным средством для достижения цели, не без помощи взрослого он не справлялся. Было видно явное беспокойство родителей по этому поводу («такого простого о* не делает»). Хотя они не захотели говорить на данную тему, не через 2 месяца мама вернулась к данному разговору, демонст­рируя результаты обучения. Ребенок по побуждению («Как достать?...Ищи!») искал стульчик, чтобы достать на шкафу нра­вящийся ему предмет. Оказалось, что родители специально за­нимались с малышом, чтобы научить его пользоваться вспомо­гательным средством. Одновременно произошло снижение (ра­нее высоких) требований к собиранию пирамидки: «Мы немног теперь даем колец».

Как известно, дефект не существует изолированно и прояв­ляется не только в нарушении мышления. Так, родители не подозревают, что у ребенка с гидроцефалией может болеть голова, и его не следует в это время перегружать какой-то информа­цией, так как ему трудно сосредоточиться и он быстро истоща­ется. «Видит, слышит и чувствует» ребенок также по-другому и не стоит ругать его за то, что он не замечает разницы ме квадратом и кругом, между карандашом и палкой. Надо обу­чать ребенка, а не кричать на него.

Для того чтобы взрослые поняли своеобразие всех сторон развития ребенка, можно предложить родителям на несколькс минут перевоплотиться в их «необычного» ребенка. В беседе  родителями при этом необходимо учитывать уровень их педагогической грамотности. Педагоги должны упростить свою речи исключить из нее профессиональные термины и по мере возможности давать четкие указания и разъяснения. Поэтому на начальном этапе можно говорить с родителями «на их языке».

Как я вижу?»

На листе бумаге или на доске нарисовано изображение ка­кого-то предмета. «Сначала вы обводите глазами контур пред­мета (указкой проводим по контуру изображения). А как ваш ребенок? Попробуйте посмотреть на предмет, не отрывая взора от указки (хаотичные движения указкой по рисунку). Что по­лучится? Итак, прежде чем вы захотите научить малыша раз­личать круг от квадрата, покажите ему, как «смотреть» на пред­мет. Обведите рукой или пальчиком (своим и ребенка) пред­мет по контуру, при этом не молчите, а сопровождайте действия речью («круглый», «гладкий» и т. д.)».

Как я помню?»

«Если ребенок с вашей помощью собрал разрезную картин­ку, это не значит, что он соберет ее через минуту. Попробуйте проверить это. Пусть ребенок теперь соберет ее самостоятель­но. Если не получилось, повторите обучение 3-4 раза, пока ма­лыш без вашей помощи полностью не выполнит задание.

В действительности родители не замечают, что ребенок зача­стую может выполнить задание только подражая, а не самостоя­тельно. Так, родители Кости считали, что их малыш научился собирать разрезную картинку из двух частей. Однако при предъявлении задания педагогом мальчик не смог сложить ее. Оказалось, что результата родители достигали лишь, когда дей­ствовали руками малыша. Но и это было для них прогрессом. Если раньше Костя вовсе отказывался от подобного взаимодей­ствия, то теперь они приходили к общему результату.

Вот еще пример. Мама Саши (7 лет, олигофрения в степени дебильности) пришла в детский сад за сыном. Встретив педаго­га, с воодушевлением начала рассказывать, что научила сына решать примеры в пределах 10. Подозвав мальчика, попросила его посчитать, сколько будет [2 + 4]. Неверные ответы оправды­вала тем, что он не успел подумать.

Как я слышу?»

Дано предложение: «Мама пошла в магазин и купила ки­лограмм апельсинов». Вы полностью слышали каждое слово, а ребенок может «услышать» (с нашей точки зрения запомнить, понять) только первую часть: «Мама пошла в магазин». Поэто­му необходимо не только повторять, объяснять ребенку содер­жание ваших слов, но и постоянно проверять, понял ли их ребе­нок. Для этого (в зависимости от уровня развития ребенка) давайте ему инструкции, которые бы состояли из двух, затем из трех частей. Например, «возьми лейку и поставь на окно». Со­держание их не должно быть обычным. Если ребенок привык выполнять вашу просьбу «взять лейку и полить цветок», то теперь вы просите «поставить ее на окно».

Круг вопросов расширяется в зависимости от того, насколь­ко верно родители понимают структуру дефекта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.74.227 (0.004 с.)