Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Показатели уровня ближайшего развитияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
I. Обучаемость: • способность к усвоению знаний, восприимчивость к помощи и др.; • активность ориентировки в новых условиях; • перенос в новые условия; • переключаемость с одного способа на другой; • быстрота образования новых понятий и способов де: • темп, выносливость, работоспособность. II. Развиваемостъ: • откликаемость на побуждение к дальнейшему развитию; • переключаемость с одного плана мышления на другой. I. Воспитуемостъ: • откликаемость на побуждение к дальнейшему развитию; • активность ориентировки в новых социальных условиях; • перенос и гибкость способов ориентировки в новых условиях. Динамика изменения зон актуального и ближайшего развития испытуемого определяет наличие (отсутствие) благоприятного или неблагоприятного прогноза развития ребенка. При м следует учитывать, что дети с нарушениями в развитии, в основном, испытывают трудности, связанные с расширением зоны их ближайшего развития. В частности, дошкольники с нарушениями интеллектуального развития имеют проблемы, связанные с тем, что у них оказываются нарушенными все компоненты обучаемости, характеризующие психическое развитие детей соответствующего возраста. 7. Принцип коррекции и компенсации является ведущим 8. Принцип активного привлечения родителей к задачам Исходя из данных принципов, психолог приступает к определению содержания индивидуальной психокоррекционной работы. Согласно Государственному стандарту дошкольного образо-; вания детей с ограниченными возможностями здоровья (проект 2004 года), основными линиями развития детей младшего дошкольного возраста являются: • смена ведущих мотивов; • развитие общих движений; • развитие восприятия как ориентировочной деятельности, • формирование системы сенсорных эталонов; • развитие наглядно-образного мышления; • формирование представлений об окружающем; • развитие понимания смысла обращенной к ребенку речи; • овладение диалогической речью; • овладение фонетической, лексической и грамматической • становление сюжетно-ролевой игры; • развитие навыков социального поведения и социальной • становление продуктивных видов деятельности; • развитие самосознания. Для ребенка старшего дошкольного возраста основными линиями развития являются: • совершенствование общей моторики; • развитие тонкой ручной моторики, зрительно-двигательной • формирование произвольного внимания; • развитие сферы образов-представлений; • становление ориентировки в пространстве; • совершенствование наглядно-образного и формирование элементов словесно-логического мышления; • формирование связной речи и речевого общения; • формирование элементов трудовой деятельности; • расширение видов познавательной активности; • становление адекватных норм поведения. Индивидуальная психокоррекционная работа строится при опоре на данные направления как на «генеральные линии» развития ребенка, позволяющие определить общие цели кор-рекционно-развивающего воздействия. Первый этап индивидуальной психологической коррекции должен быть направлен на создание психологической базы для развития ребенка. В первую очередь, внимание обращается на моделирование оптимальной социальной ситуации его развития, которая предполагает формирование соответствующих возрасту: а) форме общения со взрослым и сверстником; б) виду деятельности. В процессе общения со взрослым формируют потребности и мотивы общения, характерные для данного возрастного этапа развития детей. При этом взрослый служит своеобразным «мостиком», по которому ребенок с проблемами в развитии «входит» в жизнь, осваивая предметную, игровую и продуктивные виды деятельности. На таких занятиях педагог-психолог использует задания, связанные с активизацией интереса детей к деятельности, формированием системы ориентировочных (познавательных) действий и соответствующих операций. На этом этапе расширяются потенциальные возможности для развития так называемых «базовых» психических процессов и сохранных психических функций. Постепенно создаются такие ситуации, в которых либо ребенок уже «хочет» больше, чем «умеет», потому что взрослому удалось сформировать мотивационную основу предметно — практической и познавательной деятельности, либо «умеет» больше, чем «хочет» в рамках данной деятельности. Согласно А. Н. Леонтьеву, это является поводом к изменению социальной ситуации развития и переходу на следующую ступень психического развития через формирование новых познавательных установок и освоение новых видов деятельности. На этом этапе индивидуальной психологической коррекции приходит время для стимуляции так называемых развивающихся психических функций и расширения «зоны ближайшего развития ребенка». Затем приступают к формированию функционального единства всех психических процессов в разных видах детской деятельности. В этот момент важно создать условия для перевс да всех психических функций в «ранг» произвольных. На последнем этапе взрослый создает условия для овладения ребенком произвольностью уже не отдельных функций, всего поведения, формирования умения и навыков планировг ния и самоконтроля хода и результатов деятельности. В этс время создаются оптимальные условия для компенсации нарушенных функций и профилактики отклонений в формировании личности. Цель психокоррекции считается достигнуто! если уровень социально-психологической адаптированное™ ребенка в социальной среде и коллективе нормально развивающихся сверстников является устойчивым. Рассмотрев этапы индивидуальной психологической коррекции, приведем примеры. Конспект индивидуального занятия по психокоррекции1 с ребенком (мальчик) 1 года обучения в специальном детском саду (средняя группа), имеющем диагноз: нейросенсорная тугоухость III степени, педагогическая запущенность Цели: • развитие мелкой моторики, развитие графических навыков, восприятие целостности предмета, координация руки и глаз («Соедини точки карандашом»); • развитие внимания, развитие графических навыков, ориентировка на листе бумаги, т. е. в микропространстве, восприятие частей целого предмета («Дорисуй по образцу»); • формирование представлений об основных цветах, развитие внимания, развитие графических навыков и мелкой мсторики («Раскрась по образцу»); • развитие ориентировки на листе бумаги, обучение рисованию непрерывных линий («Карандашом укажи путь»); • развитие ориентировки на листе бумаги, изучение последовательности чисел от 1 до 5 («Соедини точки по порядку 1 до 5»). 1 Выполнили: студентки V курса отделения дошкольной дефект! гии МПГУ А. Милованова, Е. Борондукова, Н. Иванова. ХОД ЗАНЯТИЯ Соедини точки карандашом Перед ребенком выкладываются 5 картинок и задается вопрос: «Какая тебе нравится?» Ребенок выбирает картинку. Вопросы педагога: «Что это?... Что нужно сделать, чтобы получилось... (то или иное изображение)?» Ребенок выполняет задание. Педагог напоминает ему, что одной рукой нужно придерживать лист бумаги, а другой рукой — рисовать. После выполнения задания еще раз обсуждается с ребенком, что у него получилось. Дорисуй по образцу Ребенку поочередно предлагаются задания. «Посмотри: художник забыл на второй картинке нарисовать...» (пятнышки на спинке у божьей коровки, яблоки на яблоне и пятнышки у котика). Ребенок дополняет предложение на доступном ему уровне. Если он затрудняется в выполнении этого задания, то педагог предлагает посчитать недостающие детали на образце и соотнести с тем, что ребенок нарисовал. Раскрась по образцу Педагог поочередно предлагает ребенку раскрасить полоски на шарфике и кнопки на телефоне разными цветами, но чтобы получилось так, как на демонстрируемой картинке. Затем педагог спрашивает: «Где у тебя зеленая кнопка?.. А где зеленая кнопка на моем рисунке?.. Они одинаково расположены?» и т. д. Физкультурная минутка Она направлена на формирование пространственных представлений (ориентировка на своем теле.) Ребенок выходит из-за стола. Педагог поочередно демонстрирует картинки, на которых изображен мальчик в различных статических позах (поднята правая рука, согнута левая нога и т. д.) Ребенок должен попытаться повторить ту или иную позу. Педагог обговаривает,] какая именно рука поднята или какая нога согнута. Карандашом укажи путь Взрослый говорит: «Помоги машинке доехать до дома. Где] машинка?.. А где домик?.. Как машинке доехать до домика?Я По какой дороге?» Педагог предлагает ребенку взять маленькую игрушечную! машинку и довести ее до домика. Затем ребенок берет карат даш и, не отрывая руки, выполняет это задание (по аналогии проводится задание с самолетом.) Соедини точки по порядку Перед началом работы педагог задает вопросы: «Как ты дума-1 ешь, что это?.. Что нужно сделать, чтобы получилась картинка?» Педагог поясняет, что нужно поставить пальчик на точку № 1, затем глазками найти точку № 2 и довести до нее пальчик и т. д. Затем вместо пальчика ребенок действует карандашом. Итоговый вопрос: «Что у тебя получилось?» Итоги занятия В конце занятия педагог спрашивает, что ребенку больше] всего понравилось? В свободное время детям предлагается рас-] красить получившиеся рисунки. Приведем другой пример с более старшим ребенком. План индивидуального психокоррекционного занятия1 с ребенком (девочка) 3-го года обучения в специальном детском ] саду (подготовительная к школе группа), имеющим диагноз: ЗПР | Цеди: • развитие кратковременной памяти и ориентировки в прс странстве («Сделай, как было»); 1 Выполнили: студентки V курса отделения дошкольной дефектоло гии МПГУ Е. Буковкина, Т. Сироткина, А. Смирнова. • развитие кратковременной памяти («Мячики в клет • развитие целостности восприятия («Заплатки»); • развитие осмысленности и избирательности восприятия • развитие пространственной ориентировки («Танграмм»); • развитие логического мышления («Серия сюжетных кар ХОД ЗАНЯТИЯ Сделай, как было Оборудование: 5 пар предметных картинок и белый лист формата А4. Инструкция: посмотри внимательно и запомни все картинки. Положи так, как было. Помощь: повторный показ в случае затруднения. Мячики в клетках Оборудование: 5 полей клеток (3 х 3), на одном из них — 2 мяча, на двух — 3 мяча, на одном — 4 мяча, одно пустое; 2 поля клеток (4x4) — на одном из них 4 мяча, другое пустое; 4 вырезанных мячика. Инструкция: посмотри и запомни, где мячики. Положи, как было. Помощь: повторный показ. При необходимости — действие по образцу. 3. Заплатки (иллюстрации сказок) Оборудование: две иллюстрации к сказкам с вырезанными из них квадратами (3 на каждой иллюстрации), одинакового размера. Инструкция: найди нужный кусочек. Помощь: показ. Усложненный вариант: коврики с различными узорами и вырезанным на каждом из них прямоугольником. Наложение контуров Оборудование: 4 карточки с наложенными контурами: • 4 наложенных контура животных; • 6 — транспорт; • 7 — овощи-фрукты; • 7 — игрушки. Инструкция: посмотри и назови, что ты видишь. Помощь: обвести изображения по контуру. Упрощенный вариант: найди один знакомый предмет и закрась его. Физкультурная минутка Стихотворение, построенное по принципу: «Расскажи сти-1 хи руками». Танграмм Оборудование: образец контурных изображений геометри-1 ческих фигур, образующих: • зайца; • собаку; • и необходимые геометрические фигуры, вырезанные из цветного картона. Инструкция: сделай рядом такого же зайчика. Помощь: возвращение к способу наложения. Серия сюжетных картинок Оборудование: 2 серии картинок: • от бабушки до внучки; • от дедушки до внука. Инструкция: давай разложим по порядку, кто старше (совместное выполнение с серией «от бабушки до внучки»). Теперь! ты сама разложи (серия «от дедушки до внука»). Помощь: приложение картинок к уже выложенному ряду! первой серии. Подведение итогов занятия Самооценка ребенка с помощи методика «Лесенка». Поощ рение психологом за старание: «Сегодня у тебя получилось лучше, чем вчера. Завтра, наверное, будет еще лучше, чем сегодня!» Если детей можно объединить, ориентируясь на сходство нарушения и структуры дефекта, определяющих примерно одинаковый уровень обучаемости, то психокоррекционные занятия проводятся в подгрупповой или групповой форме. Подгрупповая психокоррекционная работа Программа работы психолога в этой форме составляется следующим образом:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.201.101 (0.008 с.) |