Показатели уровня ближайшего развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Показатели уровня ближайшего развития



I. Обучаемость:

• способность к усвоению знаний, восприимчивость к помощи и др.;

• активность ориентировки в новых условиях;

• перенос в новые условия;

• переключаемость с одного способа на другой;

• быстрота образования новых понятий и способов де:
ствия;

• темп, выносливость, работоспособность.

II. Развиваемостъ:

• откликаемость на побуждение к дальнейшему развитию;

• переключаемость с одного плана мышления на другой.

I. Воспитуемостъ:

• откликаемость на побуждение к дальнейшему развитию;

• активность ориентировки в новых социальных условиях;

• перенос и гибкость способов ориентировки в новых усло­виях.

Динамика изменения зон актуального и ближайшего развития испытуемого определяет наличие (отсутствие) благоприятного или неблагоприятного прогноза развития ребенка. При м следует учитывать, что дети с нарушениями в развитии, в основном, испытывают трудности, связанные с расширением зоны их ближайшего развития. В частности, дошкольники с нарушениями интеллектуального развития имеют проблемы, связанные с тем, что у них оказываются нарушенными все ком­поненты обучаемости, характеризующие психическое развитие детей соответствующего возраста.

7. Принцип коррекции и компенсации является ведущим
при разработке индивидуальной программы развития ребенка,
выборе и адаптации коррекционно-педагогических технологий
в зависимости от характера, структуры и выраженности нару­шения, степени фиксации дошкольника на своем дефекте. При этом особенное внимание уделяется формированию коррекци­онной направленности на формирование компенсаторных ме­ханизмов.

8. Принцип активного привлечения родителей к задачам
психокоррекции
предполагает налаживание активного и заин­тересованного сотрудничества психолога и родителей с целью
обеспечения непрерывности домашнего и общественного кор-рекционно-развивающего воспитания и обучения детей и пре­емственности в постановке ближайших и отдаленных целей психокоррекционной работы, определении ее содержания, при­меняемых методов и форм.

Исходя из данных принципов, психолог приступает к опре­делению содержания индивидуальной психокоррекционной работы.

Согласно Государственному стандарту дошкольного образо-; вания детей с ограниченными возможностями здоровья (про­ект 2004 года), основными линиями развития детей младшего дошкольного возраста являются:

• смена ведущих мотивов;

• развитие общих движений;

• развитие восприятия как ориентировочной деятельности,
направленное на исследование свойств и качеств предме­тов;

• формирование системы сенсорных эталонов;

• развитие наглядно-образного мышления;

• формирование представлений об окружающем;

• развитие понимания смысла обращенной к ребенку речи;

• овладение диалогической речью;

• овладение фонетической, лексической и грамматической
сторонами речи;

• становление сюжетно-ролевой игры;

• развитие навыков социального поведения и социальной
компетентности;

• становление продуктивных видов деятельности;

• развитие самосознания.

Для ребенка старшего дошкольного возраста основными линиями развития являются:

• совершенствование общей моторики;

• развитие тонкой ручной моторики, зрительно-двигательной
координации;

• формирование произвольного внимания;

• развитие сферы образов-представлений;

• становление ориентировки в пространстве;

• совершенствование наглядно-образного и формирование эле­ментов словесно-логического мышления;

• формирование связной речи и речевого общения;

• формирование элементов трудовой деятельности;

• расширение видов познавательной активности;

• становление адекватных норм поведения.

Индивидуальная психокоррекционная работа строится при опоре на данные направления как на «генеральные линии» развития ребенка, позволяющие определить общие цели кор-рекционно-развивающего воздействия.

Первый этап индивидуальной психологической коррекции должен быть направлен на создание психологической базы для развития ребенка. В первую очередь, внимание обращается на моделирование оптимальной социальной ситуации его развития, которая предполагает формирование соответствующих возрасту:

а) форме общения со взрослым и сверстником;

б) виду деятельности.

В процессе общения со взрослым формируют потребности и мотивы общения, характерные для данного возрастного этапа развития детей. При этом взрослый служит своеобразным «мо­стиком», по которому ребенок с проблемами в развитии «вхо­дит» в жизнь, осваивая предметную, игровую и продуктивные виды деятельности.

На таких занятиях педагог-психолог использует задания, свя­занные с активизацией интереса детей к деятельности, формиро­ванием системы ориентировочных (познавательных) действий и соответствующих операций. На этом этапе расширяются потен­циальные возможности для развития так называемых «базовых» психических процессов и сохранных психических функций.

Постепенно создаются такие ситуации, в которых либо ре­бенок уже «хочет» больше, чем «умеет», потому что взрослому удалось сформировать мотивационную основу предметно — практической и познавательной деятельности, либо «умеет» больше, чем «хочет» в рамках данной деятельности. Согласно А. Н. Леонтьеву, это является поводом к изменению социаль­ной ситуации развития и переходу на следующую ступень пси­хического развития через формирование новых познаватель­ных установок и освоение новых видов деятельности.

На этом этапе индивидуальной психологической коррек­ции приходит время для стимуляции так называемых развива­ющихся психических функций и расширения «зоны ближай­шего развития ребенка».

Затем приступают к формированию функционального един­ства всех психических процессов в разных видах детской деятельности.

В этот момент важно создать условия для перевс да всех психических функций в «ранг» произвольных.

На последнем этапе взрослый создает условия для овладе­ния ребенком произвольностью уже не отдельных функций, всего поведения, формирования умения и навыков планировг ния и самоконтроля хода и результатов деятельности. В этс время создаются оптимальные условия для компенсации нару­шенных функций и профилактики отклонений в формирова­нии личности. Цель психокоррекции считается достигнуто! если уровень социально-психологической адаптированное™ ребенка в социальной среде и коллективе нормально развиваю­щихся сверстников является устойчивым.

Рассмотрев этапы индивидуальной психологической кор­рекции, приведем примеры.

Конспект индивидуального занятия по психокоррекции1

с ребенком (мальчик) 1 года обучения в специальном детском саду (средняя группа), имеющем диагноз: нейросенсорная тугоухость III степени, педагогическая запущенность

Цели:

• развитие мелкой моторики, развитие графических навыков, восприятие целостности предмета, координация руки и глаз («Соедини точки карандашом»);

• развитие внимания, развитие графических навыков, ориентировка на листе бумаги, т. е. в микропространстве, восприятие частей целого предмета («Дорисуй по образцу»);

• формирование представлений об основных цветах, разви­тие внимания, развитие графических навыков и мелкой мсторики («Раскрась по образцу»);

• развитие ориентировки на листе бумаги, обучение рисованию непрерывных линий («Карандашом укажи путь»);

• развитие ориентировки на листе бумаги, изучение последо­вательности чисел от 1 до 5 («Соедини точки по порядку 1 до 5»).

1 Выполнили: студентки V курса отделения дошкольной дефект! гии МПГУ А. Милованова, Е. Борондукова, Н. Иванова.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Соедини точки карандашом

Перед ребенком выкладываются 5 картинок и задается вопрос: «Какая тебе нравится?» Ребенок выбирает картинку. Вопросы педагога: «Что это?... Что нужно сделать, чтобы полу­чилось... (то или иное изображение)?» Ребенок выполняет за­дание. Педагог напоминает ему, что одной рукой нужно придер­живать лист бумаги, а другой рукой — рисовать.

После выполнения задания еще раз обсуждается с ребен­ком, что у него получилось.

Дорисуй по образцу

Ребенку поочередно предлагаются задания.

«Посмотри: художник забыл на второй картинке нарисо­вать...» (пятнышки на спинке у божьей коровки, яблоки на яблоне и пятнышки у котика). Ребенок дополняет предложе­ние на доступном ему уровне.

Если он затрудняется в выполнении этого задания, то педа­гог предлагает посчитать недостающие детали на образце и со­отнести с тем, что ребенок нарисовал.

Раскрась по образцу

Педагог поочередно предлагает ребенку раскрасить полос­ки на шарфике и кнопки на телефоне разными цветами, но чтобы получилось так, как на демонстрируемой картинке. За­тем педагог спрашивает: «Где у тебя зеленая кнопка?.. А где зеленая кнопка на моем рисунке?.. Они одинаково расположе­ны?» и т. д.

Физкультурная минутка

Она направлена на формирование пространственных пред­ставлений (ориентировка на своем теле.) Ребенок выходит из-за стола. Педагог поочередно демонстрирует картинки, на кото­рых изображен мальчик в различных статических позах (под­нята правая рука, согнута левая нога и т. д.) Ребенок должен

попытаться повторить ту или иную позу. Педагог обговаривает,] какая именно рука поднята или какая нога согнута.

Карандашом укажи путь

Взрослый говорит: «Помоги машинке доехать до дома. Где] машинка?.. А где домик?.. Как машинке доехать до домика?Я По какой дороге?»

Педагог предлагает ребенку взять маленькую игрушечную! машинку и довести ее до домика. Затем ребенок берет карат даш и, не отрывая руки, выполняет это задание (по аналогии проводится задание с самолетом.)

Соедини точки по порядку

Перед началом работы педагог задает вопросы: «Как ты дума-1 ешь, что это?.. Что нужно сделать, чтобы получилась картинка?»

Педагог поясняет, что нужно поставить пальчик на точку № 1, затем глазками найти точку № 2 и довести до нее пальчик и т. д. Затем вместо пальчика ребенок действует карандашом.

Итоговый вопрос: «Что у тебя получилось?»

Итоги занятия

В конце занятия педагог спрашивает, что ребенку больше] всего понравилось? В свободное время детям предлагается рас-] красить получившиеся рисунки.

Приведем другой пример с более старшим ребенком.

План индивидуального психокоррекционного занятия1

с ребенком (девочка) 3-го года обучения в специальном детском ] саду (подготовительная к школе группа), имеющим диагноз: ЗПР |

Цеди:

• развитие кратковременной памяти и ориентировки в прс странстве («Сделай, как было»);

1 Выполнили: студентки V курса отделения дошкольной дефектоло гии МПГУ Е. Буковкина, Т. Сироткина, А. Смирнова.

• развитие кратковременной памяти («Мячики в клет­
ках»);

• развитие целостности восприятия («Заплатки»);

• развитие осмысленности и избирательности восприятия
(«Наложение контуров»);

• развитие пространственной ориентировки («Танграмм»);

• развитие логического мышления («Серия сюжетных кар­
тинок»).

ХОД ЗАНЯТИЯ

Сделай, как было

Оборудование: 5 пар предметных картинок и белый лист формата А4.

Инструкция: посмотри внимательно и запомни все кар­тинки. Положи так, как было.

Помощь: повторный показ в случае затруднения.

Мячики в клетках

Оборудование: 5 полей клеток (3 х 3), на одном из них — 2 мяча, на двух — 3 мяча, на одном — 4 мяча, одно пустое; 2 поля клеток (4x4) — на одном из них 4 мяча, другое пустое; 4 выре­занных мячика.

Инструкция: посмотри и запомни, где мячики. Положи, как было.

Помощь: повторный показ. При необходимости — действие по образцу.

3. Заплатки (иллюстрации сказок)

Оборудование: две иллюстрации к сказкам с вырезанными из них квадратами (3 на каждой иллюстрации), одинакового размера.

Инструкция: найди нужный кусочек.

Помощь: показ.

Усложненный вариант: коврики с различными узорами и вырезанным на каждом из них прямоугольником.

Наложение контуров

Оборудование: 4 карточки с наложенными контурами:

• 4 наложенных контура животных;

• 6 — транспорт;

• 7 — овощи-фрукты;

• 7 — игрушки.

Инструкция: посмотри и назови, что ты видишь. Помощь: обвести изображения по контуру. Упрощенный вариант: найди один знакомый предмет и закрась его.

Физкультурная минутка

Стихотворение, построенное по принципу: «Расскажи сти-1 хи руками».

Танграмм

Оборудование: образец контурных изображений геометри-1 ческих фигур, образующих:

• зайца;

• собаку;

• и необходимые геометрические фигуры, вырезанные из цветного картона.

Инструкция: сделай рядом такого же зайчика. Помощь: возвращение к способу наложения.

Серия сюжетных картинок

Оборудование: 2 серии картинок:

• от бабушки до внучки;

• от дедушки до внука.

Инструкция: давай разложим по порядку, кто старше (совместное выполнение с серией «от бабушки до внучки»). Теперь! ты сама разложи (серия «от дедушки до внука»).

Помощь: приложение картинок к уже выложенному ряду! первой серии.

Подведение итогов занятия

Самооценка ребенка с помощи методика «Лесенка». Поощ рение психологом за старание: «Сегодня у тебя получилось луч­ше, чем вчера. Завтра, наверное, будет еще лучше, чем сегодня!»

Если детей можно объединить, ориентируясь на сходство нарушения и структуры дефекта, определяющих примерно оди­наковый уровень обучаемости, то психокоррекционные заня­тия проводятся в подгрупповой или групповой форме.

Подгрупповая психокоррекционная работа

Программа работы психолога в этой форме составляется следующим образом:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.47.253 (0.182 с.)