Зона подвижной деятельности детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зона подвижной деятельности детей



1. Горка со скатом.

2. Лесенка-стремянка.

3. Гимнастическая стенка (или детский спортивный комп­лекс).

4. Ковры или ковровые покрытия.

1      Однако приведение комнаты в порядок не должно касаться ма­лыша.

2      Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред. Е. А. Стребеловой. М.: Полиграф сервис, 1998.

 

Уголок живой природы

Желательно, чтобы уголок живой природы располагался не­далеко от окна. Окно должно быть обращено на более освещен­ную сторону кабинета, так как естественный свет является глав­ным экологическим фактором, влияющим на жизнедеятель­ность растений, создающим здесь оптимальный микроклимат. Зеленая листва комнатных растений снижает глазное давление, способствует нормальному наполнению кровеносных сосудов, облегчает приступы мигрени, препятствует гипертонии и неврал­гии. Для кабинета педагога-психолога необходимо подбирать растения не слишком прихотливые, но в то же время обладаю­щие обильной зеленой массой. В подборе растений следует учи­тывать еще одно важнейшее их свойство — способность выде­лять положительный или отрицательный заряд в воздух.

Положительный заряд имеют коланхое, герань, роза, папо­ротник, бегония, все луковичные, лавр. Правильное введение их в фитодизайн обеспечивает бодрость, свежесть, способствуют повышению работоспособности, нормализует функции нервной деятельности. Герань и лавр благородный способны выделять фитонциды, ослабляющие спазмы внутренних органов и спо­собствующие уменьшению функциональных расстройств нерв­ной системы.

Отрицательный заряд имеют кактусы, лимонный плющ, пальмы, азалии, традесканции, хлорофитум, монстеры. Они не 

совместимы с растениями, имеющими положительный заряд, и сказываются на улучшении самочувствия сотрудников ДОУ тогда, когда нужно «разрядить» обстановку — помогают при перевозбуждении нервной системы, повышенной раздражитель­ности, вспыльчивости, мигренях.

Наиболее благотворное влияние на организм человека ока­зывают здоровые растения. Поэтому растениям необходимо обеспечит соответствующий уход. В частности, не менее 2 раз в месяц в воду для полива следует добавлять биостимуляторы. Летом полив следует производить в вечерние, зимой — в ут­ренние часы. Между растениями нужно ставить открытые со­суды с водой для поддержания влажности и увеличения обра­зования фитонцидов и аэроионов.

Различные элементы интерьера по окраске должны гармо­нировать с комнатными растениями и между собой. Главное требование при этом — использование спокойных и нейтраль­ных тонов, не вызывающих раздражения и возбуждения. Сте­ны живого уголка могут быть оклеены фотообоями и представ­лять определенный пейзаж: хвойный бор, березовую рощу, бе­рег моря, водопад и т. д.

Интерьер дополняют:

• клетка или вольер для птиц;

• аквариум с рыбками.

Рабочая зона специалиста

1. Стол специалиста (одно- или двухтумбовый).

2. Стул взрослый (2-3 шт.).

3. Мягкая мебель с журнальным столом.

Туалетное помещение игровой

1. Раковина для умывания.

2. Вешалки для полотенец и туалетных принадлежностей.

3. Унитаз-слив.

4. Корзина для мусора.

5. Хозяйственный шкаф для хранения уборочного инвентаря.

Релаксационный сектор

Релаксационный сектор кабинета педагога-психолога мо­жет иметь на стенах фотообои (с пейзажем), мягкое ковровое покрытие на полу, горшки с комнатными растениями. Для уси­ления эффекта необходимо подобрать «пейзажную» музыку, соответствующую оформлению кабинета. Для аутотренинга на фоне березовой рощи, дубрав, лесных опушек можно использо­вать музыкальные произведения Дебюсси. Подойдет и магни­тофонная запись с пением птиц и цикад. Морскому пейзажу лучше будет способствовать тема Шахерезады из оперы «Золо­той петушок» Римского-Корсакова, «Рассвет на Москве-реке» Мусоргского или магнитофонная запись с шумом моря, водопа­да, реки.

После напряженных коррекционных занятий или аппарат­ного лечения (если это детский сад компенсирующего вида) дети нуждаются в релаксационном воздействии. Его усилива­ют наблюдения за рыбками в аквариуме, струями воды в не­большом фонтанчике или водопаде. Фонтанчик своим журча­нием усиливает впечатление естественного природного окру­жения. Здесь дети могут намочить ладони, лицо, побрызгаться. Импульсивные и агрессивные дети, попадая в эти условия, с наслаждением просеивают песок, перемывают камешки и ра­кушки, перебирают и раскладывают по ячейкам желуди, ши­шечки, фасоль, горох. В процессе таких занятий снимаются усталость, раздражение, дети успокаиваются, восстанавливают эмоциональное равновесие.

Эффективность релаксационного сектора кабинета увели­чивается при использовании следующих эфирных масел:

• розовое эфирное масло, ромашка (уравновешивают процес­сы торможения и возбуждения, снимают подавленное со­стояние);

• полынь лимонная, сено (снимают раздражение, уменьшают нервное и мышечное напряжение);

• лаванда (устраняет перевозбуждение, снижает агрессию и истерические реакции, способствуют нормализации функ­ции вегетативной нервной системы);

• розмарин (стимулирует сосредоточение внимания и разви­тие памяти);

• анис (используют при дыхательной недостаточности и сер­дцебиении);

• шалфей (укрепляет нервную систему, способствует устра­нению астено-депрессивных состояний);

• мята (приводит к расслаблению, улучшает мозговое крово­обращение, нормализует пульс и дыхание).

Используя эфирные масла, психолог, однако, должен помнить, что стимулируюпще запахи способствуют введению организма в зону оптимальной работоспособности. Если же человек уже находится в ней, то дополнительное стимулирующее воздей­ствие может вызвать чрезмерное нервно-психическое напря­жение. При переутомлении возбуждающие запахи еще больше ухудшают работоспособность. Здесь нужны успокаивающие ароматы. Кроме того, следует учитывать, что на некоторые из них у детей может быть аллергия (например, на ромашку, ла­ванду).

В этом случае можно использовать ионизатор воздуха или Люстру Чижевского. Принцип работы этого аппарата основан на образовании аэроионного потока с помощью тихого разряда в воздухе. Вследствие этого помещение насыщается отрица­тельно заряженными аэроионами кислорода. Это обеспечива­ет чистоту воздуха, создает ощущение непривычной мягкости и мышечной раскованности, нормализует обменные процессы в крови.

Другим средством повышения эффективности работы ре­лаксационного сектора кабинета может быть использование музыкальных средств реабилитации. Для этого в оборудование данной части кабинета должен быть включен магнитофон и аудиотека с записью голосов птиц и явлений природы, а также классической музыки1.

' Детский психолог. № 6, 1993.

 

Исследователи утверждают, что наиболее сильный и вы­раженный эффект дает однородная по своему характеру музыка. В сложном произведении, передающем бурную смену настроений, его суммарное итоговое воздействие трудно, а иног­да просто невозможно предугадать. В связи с этим в психо­профилактических целях не следует брать объемных произ­ведений целиком. Лучше проводить тщательный целенаправ­ленный подбор музыкальных отрывков или произведений малых форм.

В большинстве исследований указывается, что достаточно провести 8-10 сеансов направленного прослушивания музыки, чтобы получить наглядное улучшение психического состояния пациента. Рекомендуется последовательно прослушивать 2-3 специально подобранных комплекса, состоящих из 3 произве­дений, вызывающих в итоге сходную реакцию.

Выбираются, в первую очередь, музыкальные композиции, в которых преобладает мелодия с выдержанным ритмом. Во время каждого сеанса первой звучит мелодия, в какой-то мере отвечающая душевному состоянию слушателя в данный мо­мент. Например, если человека мучает меланхолия, навязчи­вая тревога, страх, то первой ему предлагают для прослуши­вания грустную мелодию, которая звучит для него как голос сострадания и сочувствия его подлинным или воображае­мым невзгодам. Звучание следующего произведения призва­но противостоять действию первой мелодии, как бы нейтра­лизуя его. В данном случае это будет светлая, воздушная мелодия, дарующая утешение и вселяющая надежду. Третье произведение, завершающее данный комплекс, выбирается с таким расчетом, чтобы его звучание обладало наибольшей силой эмоционального воздействия, чтобы оно породило у слушателя настроение, необходимое для оздоровления его психического состояния. Как правило, это динамическая музыка, вселяющая уверенность в себе, мужество, твердость духа.

Для проведения занятий аутогенной тренировкой с персо­налом детского сада можно порекомендовать следующие вари­анты:

1. Успокаивающий вариант

 

Упражнение Музыкальный фон Время
1 Вводная часть. Установка на состояние покоя и отдыха И. С. Бах. Прелюдия № 1 2 мин
2 Расслабление мимических мышц И. С. Бах. Прелюдия № 8 4 мин 30 с
3 Расслабление мышц рук И. С. Бах. Хор 3 мин 30 с
4 Расслабление мышц туловища Ф. Шопен. Прелюдия № 4 2 мин 5 с
5 Расслабление мышц ног Ф. Шопен. Прелюдия № 13 4 мин 35 с
6 Регуляция ритма дыхания Ф. Шопен. Прелюдия № 15 1 мин 10 с
7 Регуляция ритма сердечных сокращений Ф. Шопен. Прелюдия № 15 1 мин 10 с
8 Выход из состояния расслабленности Глюк. «Мелодия» 4 мин 5 с
9 Общая активизация Ф. Шопен. Прелюдия № 17 3 мин 45 с

Общее время

25 мин 40 с

2. Мобилизующий вариант

Упражнение

Музыкальный фон

Время

1 Вводная часть. Установка на состояние покоя и отдыха

И. С. Бах. Прелюдия № 1

2 мин

2 Расслабление мимических мышц

И. С. Бах.

Прелюдия № 8

4 мин 30 с

3 Расслабление мышц рук

И.С.Бах. Хор

3 мин 30 с

4 Расслабление мышц туловища

Ф. Шопен.

Прелюдия № 4

2 мин 5 с

Упражнение

"Музыкальный фон

Время

5 Расслабление мышц ног

Ф. Шопен. Прелюдия № 13

4 мин 35 с

6 Мобилизация физиче­ского и психического тонуса

Глюк. «Мелодия»

4 мин 5 с

7 Формирование состоя­ния уверенности и ре­продукция предстоящей деятельности

М. Таривердиев. «Мгновение» Ж. Визе -Р. Щедрин. Тема «Тореадор»

1 мин 45 с 45с

Общее время

24 мин 15 с

 
           

 

После того как воспитатели и дети привыкнут к использо­ванию музыки на занятиях психолога, ее можно включать в процессе проведения коррекционно-развивающих и воспита­тельских занятий в виде физкультурной минутки (мобилизирующей вариант) и в процессе осуществления режимных мо­ментов, а также за полчаса до того, как в группе начнется «ти­хий час» (успокаивающий вариант).

Такова модель современного кабинета педагога-психолога ДОУ.

В заключение следует отметить, что на двери кабинета пси­холога обязательно должен быть вывешен график его работы с указанием конкретного времени приема родителей, а также сетка занятий с детьми разных возрастных групп. Это позволит постепенно наладить всю систему индивидуального сопровож­дения развития ребенка в ДОУ1. Рассмотрим ее подробнее.

Планирование работы педагога – психолога ДОУ

Количество общего рабочего времени педагога-психолога ДОУ в год при 36-часовой рабочей неделе составляет примерно 1800 часов, 150 часов в месяц, согласно постановлению № 65 Минтруда России от 29.12.92 г.

Первоначально относительно распределения рабочего вре­мени педагога-психолога существовало специальное Инструк­тивное письмо Министерства общего и профессионального об­разования.

Обратимся сначала к нему.

ИНСТРУКТИВНОЕ ПИСЬМО ОТ 1 МАРТА 1999 Г. № 3 ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Минобразованием России в результате обмена информацией как с органами управления образованием субъектов Российской Федера­ции, так и с руководителями государственных и муниципальных об­разовательных учреждений системы общего профессионального обра­зования установлено:

• неэффективное использование рабочего времени педагога-психо­лога при существующих нормативных документах, регламенти­рующего деятельность;

• отсутствие возможности повышения своей профессиональной ком­петенции, что приводит к снижению эффективности деятельнос­ти педагога-психолога, в образовательных учреждениях различ­ных типов и видов;

• при существующей организации деятельности педагога-психоло­га происходит быстрая профессиональная дисквалификация его как специалиста, вследствие чего в отдельных регионах Россий­ской Федерации отмечается заметная текучесть психологических
кадров.

1 Использованы рабочие материалы Всероссийского совещания «Служ­ба практической психологии в системе образования России. Итоги и перс­пективы» от 6-7 июня 2002 г. (г. Москва).

Исходя из вышеизложенного, руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений следует руководство­ваться тем, что нагрузка педагога-психолога в образовательных уч­реждениях составляет 36 часов в неделю, как у всех категорий педа­гогических работников образовательных учреждений (Закон Россий­ской Федерации «Об образовании», статья 55, пункт 5), из них:

• индивидуальная групповая работа с обучающимися воспитанника­
ми, консультативная работа с учителями, воспитателями и родите­
лями обучающихся воспитанников составляет 24 часа в неделю;

• подготовка к индивидуальной и групповой работе, обработка, ана­
лиз, обобщение результатов деятельности, интерпретация полу­
ченных данных и заполнение отчетной документации (см. При­
ложение), за'траты времени на повышение профессиональной ком­
петенции педагога-психолога составляют 12 часов в неделю, что
не требует обязательного присутствия педагога-психолога в обра­
зовательном учреждении.

Руководителям органов управления образованием субъектов Рос­сийской Федерации при осуществлении инспекционных проверок рекомендуется использовать установленное распределение рабочего времени педагога-психолога как критерий оценки эффективности его деятельности.

Заместитель министра Е. Е. Чепурных.

Сегодня данное инструктивное письмо отменено, хотя в не­которых ДОУ пытаются придерживаться именно такого соотно­шения обязательных (присутственных) и необязательных часов работы психолога в ДОУ. Однако в правилах внутреннего распо­рядка сегодня целесообразно учитывать рекомендации, представ­ленные в инструктивном письме № 29/1886-6 от 24.12. 2001.

Согласно этому документу, общее рабочее время психолога составляет 36 часов в неделю, из них:

18 часов предусмотрено использовать на непосредственную индивидуальную, групповую, профилактическую, диагнос­тическую, коррекционную и развивающую работу с детьми, экспертно-консультационную и профилактическую работу
с родителями и педагогами (I);

18 часов — на подготовку к индивидуальной и групповой
работе с воспитанниками, обработку, анализ, обобщение по­лученных результатов, подготовку к экспортно-консульта­ционной и профилактической работе с педагогами и родителями, заполнение аналитической и отчетной документации и др.

Обязательным для педагога-психолога является проведе­ние с детьми группы занятий по социально-психологической адаптации каждой группы детей. На эту деятельность, в кото­рой задействованы 4 возрастные группы, педагогу-психологу специального дошкольного учреждения отводится 3 часа рабо­чего времени в неделю.

Планирование непосредственной работы педагога-психоло­га в специальном ДОУ с детьми и их родителями может быть следующим:

• групповые занятия с детьми, касающиеся повышения уров­
ня их социально-психологической адаптированности: 3-
4 часа в неделю;

• подгрупповые занятия с детьми, имеющими психологиче­
ские особенности (РДА и др.) — 2 часа в неделю;

• индивидуальные коррекционно-развивающие занятия —
8 часов в неделю;

• изучение детей — 4 часа в неделю;

• изучение форм взаимодействия родителей с детьми — 4 часа
в неделю;

• беседы с родителями — 2 часа в неделю;

• родительские тренинги — 2 часа в неделю.

Кроме того, что педагог-психолог дошкольного учреждения проводит индивидуальные и групповые занятия, он же осуще­ствляет психологическую поддержку ребенка в течение адап­тационного периода и оказывает квалифицированную помощь ребенку и членам его семьи в кризисных ситуациях. Работа с семьей ребенка находится под постоянным вниманием психо­лога. Именно он работает со всеми членами семьи, улучшая микроклимат семьи, согласовывая единые требования семьи и педагогического коллектива, предъявляемые к ребенку. Кроме того, под его непосредственным патронажем находится работа семейных клубов, родительских групп поддержки, родительских ассоциаций и других добровольных объединений. Поэто­му на работу с родителями детей, посещающих специальный детский сад, отводится около 8 часов в неделю.

Задания для самоконтроля

1. Назовите соотношение обязательных (присутственных) и
необязательных часов работы педагога-психолога в ДОУ.

2. Перечислите требования к составлению годового плана ра­боты педагога-психолога.

3. Выделите виды деятельности педагога-психолога, которые
требует наибольших временных затрат в ДОУ:

 

• общеразивающего вида;

• комбинированного вида;

• компенсирующего вида;

• в группах кратковременного пребывания детей.

Как это отражается на распределении рабочего времени пе­дагога-психолога?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.229.253 (0.04 с.)