Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социологическое толкование как реалистическое толкованиеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Критикуя формализм и абстрактность догматической юриспруденции, социология права претендует на то, что она реалистична. Но как отражается этот реализм в толковании? 1. В этой связи прежде всего приходит на ум юриспруденция интереса— немецкая школа, сложившаяся примерно в то же время, что и социологическая юриспруденция в США. Эта школа была особенно активна в первой трети нашего века благодаря деятельности комментаторов Германского гражданского уложения, объединенных в так называемую Тюбингенскую школу, руководимую Ф. Хе- жом 24 Юриспруденция интереса выдвинула свой метод толкования, который был направлен на то, чтобы порвать с догматической традицией. Однако эта школа предоставляла судье ограниченную свободу толкования, ибо сохранила требование догматической традиции — выявить прежде всего намерение законодателя. Правда, теперь речь шла о его социологическом намерении. Еще Иеринг подчеркнул «ажную роль борьбы интересов в развитии права, и принцип толкования, предложенный Тюбингенской школой, исходил из этого тезиса. Интерпретатор должен прежде •всего, путем подготовительных работ, определить, какой интерес был решающим в процессе издания закона, а затем исходя из этого интереса и в соответствии с ним объяснить все сомнительные места текста и восполнить пробелы. Достаточно ли этого, чтобы претендовать на ранг социологии? Если пожелать представить эту теорию в карикатурном виде, можно было бы сказать, что она очень полезна для групп давления, поскольку закрепляет и раз-.вивает их успех. 2. Если реалистическое толкование состоит в том, что- •бы объяснить фактическую жизнь закона, то, очевидно, недостаточно обращаться лишь к тому, что предшествовав до его принятию. То, что происходило затем, — это тоже,-реальность закона, его применение на практике. И здесь, толкованию помогает спонтанно складывающийся в era-практике обычай. Мы, как это ни парадоксально, пришли* с позиций юридической социологии к принципу, который применялся еще римскими юристами для толкования как; договора, так и закона. В «Дигестах» читаем: «Обычай является лучшим толкователем закона» 23. Отказаться от обычая было бы, во-первых, нереалистично и, во-вторых, несоциологично, потому что социоло^-гия издавна проявляла интерес к обычному праву. Правда,, социологическое толкование, понимаемое лишь как этот интерес, приняло бы весьма консервативный вид. Однако-* здесь имеются нюансы. Когда судья, толкуя норму, опирается на то, как она ранее применялась судами, то тем., самым он препятствует изменению судебной практики,, что свидетельствует о консерватизме. Но когда судья, толкуя норму, обращается к тому, как она понимается тем,, кто ее реализует на практике (то есть до или совсем без-обращения в суд), то такое обращение к фактическому положению дел может вести и к прогрессивному развитию. Судья может поинтересоваться, например, нотариальной-практикой. Можно дойти и дальше — к непосредственным, участникам правоотношений — неюристам и поставить, вопрос: а как они сами, своими действиями толкуют закон? 3. Социологический реализм иногда понимается слишком узко, а именно как склонность социологии к фактическим ситуациям, которые как живая жизнь противопоставляются оторванным от жизни правовым нормам. Социологическим в этой связи называют такое толкование, которое позволяет защитить фактическую ситуацию. С этой позиции судья прибегает к социологическому толкованию, например, тогда, когда последствия фактического полюбовного прекращения семейных отношений он приравнивает к последствиям юридического расторжения брака, или тогда, когда за женщиной, сожитель которой погиб в результате несчастного случая, признается право требовать, возмещения ущерба, или, наконец, тогда, когда иностранная семья, давно проживающая во Франции, подводится1 под действие французского закона. Однако в отношении многих ситуаций этот критерий не работает. Если взять,, например, спор об отцовстве, то где следует искать под- 313. линно реалистический критерий: в биологических связях или в фактическом положении вещей? Закон от 3 января 1972 года предусматривает сочетание обоих этих критериев. ; • 9. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ КАК ПРИКЛАДНАЯ СОЦИОЛОГИЯ В рассмотренных выше вариантах социологическое толкование трактовалось на основе какого-то внешнего качества, как-то «социальное», «реалистическое», искусственно подсоединенного к социологии. Понятию прикладной науки больше соответствует другой подход. Взяв в качестве исходного материала точные разработки теоретической социологии, нужно задуматься над тем, как они могут быть использованы при толковании. Такой подход требует осторожности. Бесспорно, что, додобно истории или сравнительному праву, юридическая социология может пополнить арсенал аргументов адвоката или судьи. Но это еще далеко не равнозначно тому, чтобы.создать твердую научную основу, на которой может быть проведено точное толкование. Социологические выводы часто имеют предположительный характер и постоянно.оспариваются. О возможностях этого метода говорит следующий пример. Простое социологическое наблюдение, подтверждаемое статистикой и опросами, свидетельствует, что подростки в наше время по своему усмотрению пользуются мотоциклами и мотороллерами, а родители не в силах этому помешать. Такая ситуация дает основания для толкования понятия «освобождение от ответственности» по статье 1384 ГК, согласно которой ответственность родителей за несовершеннолетних не возникает в тех случаях, когда они докажут, что не могли воспрепятствовать действию, которое дает основание для этой ответственности. Суды, освобождая в этих случаях от ответственности, сами того не зная, прибегали к социологическому толкованию. Однако можно было бы.привести и другие примеры, когда социологическое толкование вообще невозможно или когда данная правовая проблема допускает несколько социологических толкований. Говоря о методе выборочных опросов, мы уже отмечали важную роль социологических исследований общественного мнения в сфере права и особенно при изучении вос- 314 приятия права и юридических проблем широкими слоями населения. В дальнейшем мы покажем, что на основе таких исследований может сложиться особая форма законотворчества: с помощью опросов выявляется общее согласие — консенсус de lege ferenda, — который определяет общее направление законодательной реформы. В том же ключе целесообразно поставить вопрос о новой форме искусства толкования. Если признано, что предпочтительнее законодательствовать в соответствии с общественным мнением, чем вопреки ему, то очевидно, что и; толковать законы лучше, опираясь на это мнение. Если закон издан с учетом результатов опроса, то для того, чтобы прояснить неясные положения этого закона, вполне логично вновь обратиться к опросу. Что может быть естественнее, чем спросить сбившегося с мысли собеседника: «Что ты хотел сказать?» Но римская формула «кто создал: закон, тот и должен толковать его» сегодня вошла в противоречие с концепцией разделения властей. Толкования, на которых основываются решения, смогут гарантировать этим решениям широкий моральный-авторитет — и соответственно большие шансы на то, что они будут исполнены добровольно, — лишь при том условии, что они будут поняты всеми, в том числе неюрпстами. Обобщая глубокую мысль А. Леви-Брюля26, можно сказать, что недостаточно убежденности самого судьи, нужно, еще, чтобы он заставил разделить свое убеждение. Имеется и еще одно немаловажное обстоятельство. Закон может оказаться таким, что его адресаты будут вынуждены сразу же самостоятельно толковать его, не дожидаясь судебной интерпретации. Очевидно, что это толкование останется на уровне понимания простого человека. Изучив этот уровень, судебное толкование сможет закрепить то, что делалось добросовестно. Это весьма важный фактор в пользу социологического толкования, соответствующего взглядам населения и значимого сегодня-больше, чем когда бы то ни было ранее, ло причине возросшего объема законодательной регламентации. Трудность заключается в практическом осуществлении такого толкования. Юрист лишен возможности провести широкий опрос с единственной целью прояснить что-то неясное для себя. Не может этого сделать перед вынесением решения и суд. Необходимо разработать более быструю и более дешевую процедуру. Представляется возможным создать тест из нескольких несовпадающих тол- 315
-жеваний, а по ответам на него небольшой группы опрошенных (в которой не должно быть юристов), специа-.листы-психологи определят, какое из этих толкований ^эыло избрано, во-первых, большинством и, во-вторых, быстрее всего. Можно было бы также создать институт жюри, которое решало бы вопросы права. Однако это предложение весьма спорно. Нам могут бросить справедливый упрек в том, что предлагаемые процедуры выдвигают на первый план тот •самый здравый смысл, об опасности апелляции к которому мы сами предостерегали. Он оказывается теперь чуть -ли не предпочтительнее научного знания. Однако в данной связи речь идет не о том, чтобы поставить здравый смысл на тот же качественный уровень, что и юридическую социологию как науку, а лишь о том, чтобы использовать этот здравый смысл, выступающий в виде сообразительности простого человека, в практическом применении лрава. ЭКСКУРС. ТОЛКОВАНИЕ КАК СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ Для социологии толкование представляет интерес не только в практико-прикладном плане, но и как самостоятельный объект научного анализа. 1. Юридическое толкование—лишь одна из форм общего понятия «герменевтика». Оно взято из области социальной психологии и охватывает все ситуации, когда те, кто дает разъяснения, имеют дело с сообщением, автор.которого отсутствует (если бы он присутствовал, то разъяснил бы все сам). Варианты такого рода многообразны; это может быть толкование иностранных языков, криминалистических доказательств, звуков, прорицаний, священных книг (поскольку в них немало норм, то это теоретически — на практике это не так — сближает их толкование с юридическим). Герменевтика выступает как единство двух сторон: подлежащего разъяснению материала и личности интерпретатора. Отношение общества к этому интерпретатору бывает как отрицательным (отсюда нарицательный смысл итальянского слова traditore), так и уважительным (имеются толкования более значимые, чем сам интерпретируемый объект). Каковы особенности юридического толкования? В то время как при иных видах от 316 двух или нескольких интерпретаторов ожидают, что их толкования совпадут, действие процессуального принципа состязательности ведет к тому, что полное разночтение.двух толкований считается вполне естественным. 2. Субъекты правовой герменевтики — это судьи, вообще юристы, которые действуют либо индивидуально,.либо в виде определенного корпуса. Однако к этим традиционным субъектам толкования в наше время добавились новые — управленческие органы. J3 форме циркуляров и особенно министерских разъяснений на запросы парламентариев предлагаются толкования, которые оказывают большое практическое воздействие на внесудебную и даже судебную практику. 3. Обратимся теперь к интерпретаторской деятельности как к психосоциологическому явлению. Здесь могут "быть выделены две контрастирующие парные категории. Первая — нейтральное и пристрастное толкования. Наше право допускает и то и другое: толкование судьи должно быть нейтральным, толкование адвоката может •быть пристрастным. Но очень часто пристрастность при толковании, не будучи преднамеренной, проявляется побочным путем в силу субъективных причин. Хорошо известно, что тот, кто слушает речь другого, воспринимает ее прежде всего в том плане, насколько она отвечает его ожиданиям, надеждам, опасениям, то есть, говоря более общо, его интересам. Марксизм утверждает, что толкование подчинено классовым интересам, а более точно, поскольку речь идет об основной массе толкований в капиталистическом обществе, — интересам класса буржуазии. Однако даже и в этом обществе можно встретиться с иными тенденциями. Если верить некоторым высокопарным заявлениям профсоюза французских судебных работников, то в середине 70-х годов его программные установки включали последовательное толкование закона в пользу наемных работников (против предпринимателей), должников (против кредиторов), нанимателей жилых помещений (против собственников) и т. д. Христианин мог бы выразить все это одной формулой: в пользу бедных. Перед нами уже давно укоренившийся феномен судебной психологии, ибо еще Библия призывала судей отказаться от него («и бедному не потворствуй в тяжбе его»). Склонять постоянно чашу весов в пользу бедной стороны — это еще не значит улучшить положение всех бедных, взятых в массе. Индивидуальный 317 интерес не тождествен общественному, а личность, участвующая в процессе, — далеко не всегда достойный представитель своего социального класса. Если оставить в стороне особые юрисдикции (суды по трудовым спорам, паритетные суды по спорам, связанным с сельскохозяйственной арендой), то бывает весьма редко, чтобы гражданско-правовой спор отражал классовый конфликт. Такой судебный процесс — это обычно столкновение между собой весьма состоятельных лиц, или же среднесостоятельныхг или же весьма состоятельных со среднесостоятельными (правда, нередко встречаются также разорившиеся и деклассированные буржуа). Вторая контрастирующая парная категория — толкования по букве и по духу закона. Буквальное толкование господствует в древних правовых системах. Священный характер, который приписывался письменам, превращал толкование в магическую операцию. Если закон предстает как божественное откровение, то изъять из него хотя бы одно слово — значит вызвать месть сверхъестественных сил. Буквальное толкование прочно держится и в современных правовых системах, как вследствие архаических пережитков, так и по утилитарным основаниям. Вспомнив о так называемых забастовках «усердия» таможенников и работников аэропортов, когда нормальное функционирование служб тормозится с помощью буквального соблюдения действующих инструкций, мы должны будем признать и наличие патологического толкования. Кроме того, толкование может выступить и как форма неповиновения. в. помощь законодателю 10. ПРИКЛАДНАЯ СОЦИОЛОГИЯ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО. ' ВНЕШНЯЯ СОЦИОЛОГИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ' Можно выделить два вида прикладной социологии законодательства. Трудности, с которыми сталкивается каждый из них, неодинаковы. Первый вид — это прикладные исследования, которые изучают лишь механизм законодательной деятельности, взятый сам по себе, безотносительно к содержанию этой деятельности (именно этот вид мы довольно неуклюже называем внешней социологией законодательства). Второй вид — прикладные исследования, объектом которых является само содержание законов. 318 • Это — внутренняя социология законодательства, в сущ-'ности, она и есть законодательная социология в собственном смысле. Внешняя социология помогает законодателю вне рамок законодательного процесса. Предположим, власти по каким-то им одним известным мотивам решили издать какой-то закон. На социологию может быть возложена задача психологической подготовки реформы (это социология, предшествующая закону — предзаконодательная социология) пли же объяснения принятого закона (послезаконо-дательная социология). Законотворчество — это вид производства, и законодатель также вынужден заботиться о своих «паблик релейшенз», об организации «потребления законов». Достаточно часты случаи, когда законодатель решил осуществить реформу, а общественное мнение не склонно к ней. Возникает необходимость до постановки проекта закона на голосование убедить в правоте законодателя не только парламентариев, но и массу граждан, которым предстоит выполнять закон. Эта проблема, до нашему мнению, относится к правовой психосоциологии, ибо из-мнения, к которым следует подготовить умы, носят юридический характер. В сущности, эта проблема не очень отличается от другой, гораздо лучше изученной, которая встает перед производственными предприятиями всякий раз, когда нужно убедить рабочих в необходимости технологических перемен. Схожи и способы решения этих проблем. Американские социологи отдают предпочтение убеждению: опрос мнений дает им возможность выяснить, каковы основные психологические мотивы, противодействующие реформе; затем они пытаются устранить эти мотивы с помощью убедительной информации. Имеется и другая позиция, у которой немало приверженцев среди социологов. Это концепция свершившегося факта. Прежде всего издайте закон, говорят ее сторонники, а затем сам закон, своей силой, внедрит убеждение, что он хорош. Однако многое говорит против этой концепции. Исторический опыт свидетельствует, что законы часто оставались неэффективными. Конечно, нельзя утверждать, что предварительная психологическая подготовка сделала бы их более действенными. Очевидно, успех закона больше всего зависит от того спонтанного ожидания, с каким его встречает общественное мнение. Увидеть 319
и понять это ожидание — такова сама суть законодательного искусства. Практическая внешняя помощь юридической социоло1-гни законодателю может быть продолжена и после принятия закона, и не только в первое время, а до тех пор, пока закон остается в силе. Социологические опросы — это инструментарий, позволяющий законодателю измерить такое явление, как незнание закона. Они подсказывают законодателю, когда, кроме малодейственного, формального опубликования закона, в официальных изданиях следует использовать средства массовой информации и периодически рассказывать широкой публике о действующем законе. Благодаря социологичесюш исследованиям становится очевидным, когда между нормой и ее применением должно существовать опосредующее человеческое звено. Современные законы сложны и своеобразны. Простому человеку они чужды. Ему нужен гид и консультант, который провел бы его по лабиринтам бюрократического права. Деятельность советников по социальным вопросам, профсоюзных консультантов и даже нотариусов, выступающих как соединительное звено между социальным и трудовым законодательством, законодательством о недвижимости и их субъектами показывает, что постепенно создается нечто вроде «паблик релейшенз» закона. Эта деятельность по связи закона и его субъектов может стать научно более обоснованной, если современное государство поймет, чем должна быть послезаконодательная социология. В прошлом немало реформ осталось мертвой буквой лишь потому, что власть, издав закон, тотчас же теряла интерес к его дальнейшей судьбе. А ведь законодательство — это не только создание и обнародование норм права, оно должно быть своеобразным «сервисом после продажи». За изданием нового закона должны следовать сбор статистических данных и периодические опросы, что позволило бы выявить масштабы и причины его возможной неэффективности в различных частях страны. Чтобы преодолеть выявленную таким образом неэффективность и сделать закон действенным, правительство должно использовать особые меры. В зависимости от конкретной ситуации это могут быть официальные разъяснения, служебные инструкции, вмешательство прокуратуры, а в особо сложных случаях — новое обращение к законодателю. Вернемся еще раз к вопросу о предзаконодательной и послезаконодательной социологии. Перед принятием зако- 320 нов, затрагивающих широкие слои населения и повседневное поведение людей, в наше время проводилось немало подготовительных кампаний, призванных убедить публику в том, что реформа будет полезной, и объяснить порядок применения закона. Таковы кампании во Франции в 1959 году в связи с денежной реформой, в Швеции в середине 60-х годов в связи с лереходом с левостороннего на правостороннее движение, в Англии в 1969—1970 годах, когда была введена десятичная денежная система. Что касается денежной реформы во Франции (замена старого франка новым), то нетрудно увидеть, что спустя десять лет после ее проведения новый франк еще не был воспринят полностью различными социальными слоями, и даже в экономической сфере. Этот пример показывает, что психологическое воздействие, которое использовали, чтобы облегчить путь реформе, было во многом искусственным и поверхностным. Если бы обратились за советом к истории, то она показала бы, что изменения в этой области происходят весьма медленно. Во Франции через полвека после введения во время революции десятичной системы все еще использовались меры веса и объема, равно как и денежное исчисление, существовавшие при «старом режиме». Предзаконодательная лропаганда исходит из постулата, согласно которому массам людей свойственно желание изменений, и достаточно принять во внимание это желание. Однако данный постулат спорен, ибо сопротивляемость изменениям — это по меньшей мере столь ж& естественное социальное явление. Реформы гражданского права, проводившиеся во Франции после 1964 года, повлекли за собой ряд послезаконо-дательных опросов, проводившихся по инициативе министра юстиции. Опросы сопровождали законы о попечительстве над малолетними (1964 год), об охране драв недееспособных совершеннолетних (1968 год), о добровольном прерывании беременности (1975 год). Национальным институтом демографических исследований периодически составляются отчеты о социодемографических изменениях, связанных с законодательством об абортах. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ Было бы преувеличением говорить о законодательствующей или нормативной социологии, ибо получится, будто социология сама делает законы или законодатель 21 Заказ ЛЬ 1161 321
создает законы под ее диктовку. Даже те, кто весьма расположен к социологическим начинаниям в законотворчестве, признают, что оно является сложной операцией, в которой соединены ум и воля и за которую всегда остается ответственным «законный законодатель». Социология сотрудничает с законотворчеством, но не должна смешиваться с ним. Именно этот вспомогательный характер и призвано подчеркнуть выражение законодательная Социология. В прошлом веке Ренан мечтал об академии, в которой управленческие проблемы рассматривались бы как научные. Он писал: «Идеальным правительством было бы правительство ученых, где комлетентные специалисты рассматривали бы управленческие вопросы как научные, ища их решения рациональным путем» 27. Однако Ренан думал скорее об ученых-историках, размышляющих над книгами, чем о социологах, ведущих полевые исследования. Лишь в середине нашего века, в 50-е годы, в Америке поняли, что социологическое исследование может многое подсказать законодателю. Исходной датой могло бы служить появление известного исследования Кинси (сексуальное поведение американцев), но оно было слишком пикантным. Но уже через несколько лет другое исследование, менее броское, но более серьезное, позволило обнаружить законодательные амбиции социологии. Междисциплинарная группа юристов и социологов из Небраски полагала научно определить разрыв между действующим правом и общественным мнением по проблеме родительской власти28. Тезис о том, что исследование может стать исходным пунктом для реформы права, вызвал дискуссию среди юристов29. Реформа так и не была проведена. Была ли Франция первой страной, осуществившей такой практический шаг? Факты свидетельствуют о том, что начиная с 1964 года здесь прошла серия реформ с привлечением социологии в самых различных формах. Так, например, Закон от 13 июля 1965 года о режиме семейного имущества был подготовлен на основе широкого исследования, проведенного Институтом общественного мнения по поручению министра юстиции. По той же инициативе, отвечая потребностям законодательной деятельности, были проведены и другие социологические исследования, охватившие разные области гражданского, и особенно семейного лрава, такие, как наследование, алиментные обязательства, внебрачная семья, недееспособные совершен-322 ...... нолетние, развод, гражданская ответственность за дорожные происшествия, арест недвижимого имущества. Не все эти исследования повлекли за собой изменения действующего права. Но некоторые из них оказали невидимое действие, ускорив пли, наоборот, затормозив проектировавшиеся реформы. Можно полагать, что исследование развода, предшествовавшее Закону от 11 июля 1975 года, оказало влияние в двух направлениях: способствовало появлению ряда новых положений (например, развода по взаимному согласию) и отказу от некоторых других предполагавшихся решений. Это исследование велось на протяжении трех лет совместно Национальным институтом демографических исследований и Лабораторией юридической социологии Парижского университета. Ее объектом были одновременно мнения французов и практика разводов. По охвату и полноте это социологическое исследование, ложалуй, может служить показательной мо- делью 30 Иьш С учетом всего сказанного тем не менее возникает существенный вопрос, а именно: оправданно ли вообще существование законодательной социологии? Решительно отрицательный ответ дают представители догматической юриспруденции, а еще активнее — философы права. Рассмотрим сначала аргументацию философского плана. Но в дальнейшем мы покажем, что эмпирическая аргументация дает основания не драматизировать этот спор. 12. ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ, " СОЦИОЛОГИИ. ФАКТ И ПРАВО ""? Отрицательный ответ, о котором говорилось выше, был дан философами в ходе дискуссий о соотношении социологии и морали. Это произошло в начале нашего века, когда разгорелся знаменитый спор между Л. Леви-Брюлем31 и философами-идеалистами, группировавшимися вокруг журнала «Revue de metaphysique et de moral». Леви-Брюль был противником теоретической морали, считая ее бесполезной. Он предлагал создать позитивную науку нравов, на основе которой позднее можно было бы сконструировать прикладную пауку, призванную занять место этики. В сущности, это был тот же путь, который привел к успеху физико-химические науки: сперва изучать природу и, овладев управляющими ею каузальными законами, затем воздействовать на нее. Таким же должен быть под- 21" 323. ход и к морали. Прикладные установки должны вытекать из науки, а не предшествовать ей. Вся эта конструкция вызвала резкие возражения. В ней видели подкоп под мораль, умаление ее действительной роли. И как контртезис отрицалась возможность социологического подхода к сфере норм. Здесь отправной пункт и нашей дискуссии. Хотя мы говорим о возможностях прикладной социологии в сфере норм права, а эти последние отличаются от норм морали, тем не менее аргументы, выдвинутые против возможного вторжения социологии в мораль, относятся и к праву. Мы рассмотрим эти аргументы применительно к двум главным вопросам: во-первых, к противопоставлению факта и права и невозможности (или, наоборот, возможности) перехода первого во второй; во-вторых, к биологическим аналогиям (или к отказу от них). Противопоставление факта и права — это противопоставление сущего и должного32. Социология указывает на то, что есть, право говорит о том, что должно быть. Можно собрать воедино сколько угодно конкретных данных, но из них нельзя вывести императив долженствования. Норма не может быть выведена из фактов, ибо она содержит ценностное суждение об этих фактах. Такое суждение может основываться только на внешних по отношению к этим фактам критериях. Между сущим и должным лежит непреодолимая стена, и этот тезис наиболее последовательно выдержан в учении Кельзена, которое оказало значительное влияние на юристов. Тем не менее многие пытались перекинуть мост от одной из этих категорий к другой. И даже те попытки, которые закончились неудачей, заслуживают внимания, ибо они помогали правильно поставить вопрос. 1. Онтологическая гипотеза была намечена еще Дюрк-геймом, когда он говорил о соотношении нравов и морали. Бытие включает в себя свое разумное основание, то есть ценность. Другими словами, идеал заключен уже в природе самой природы. Это привлекательная гипотеза, но она связана с финалистским постулатом, оспоримым с научных позиций. 2. Типологическая гипотеза полагает, что нормативное правило можно вывести, объясняя фактические примеры, содержащиеся в литературных источниках. За многими такими фактами скрыты правовые правила. Архаическое право часто представлено в форме притч, о чем свидетель- 324 ствуют Библия пли Предания (Хадисы) о жизни Магомета. Описанные в них примеры поведения трактовались как нормы возможного поведения. Так, например, из рассказа Книги Бытия о том, как Исав продал право первородства Иакову, выводилась возможность возмездной уступки права первородства. 3. Логическая гипотеза — следствие расцвета в наше время юридической логики. Известна, в частности, деонтическая юридическая логика, или логика долженствования, основателем которой является скандинавский ученый •фон Райт33. Это дедуктивная, математически формализованная система, где высказывания об обязательном, то •есть нормы (которые не могут быть ни истинными, ни.ложными), связаны между собой аналогично (если не идентично) тому, как в классической логике связаны между собой суждения о фактах, констатации. Таким образом, создается параллелизм между миром фактического и должного. Это достигается применением единого мыслительного приема. Но где же мостик между этими параллелями? На этот вопрос попытался ответить Алэн Андерсон 34. Американский логик полагал, что связь между этими двумя логическими системами может быть установлена, если в системе высказываний о фактах добавить к каждому из них то, что Андерсон назвал простейшим единым деонтическим термином. Таким он считал весьма распространенное в праве понятие «применение санкции». Так появляется связка типа «если человек убил себе подобно-то, то применяется санкция». Из соединения этих двух констатации возникает норма: «обязанность человека — не ^убивать». Однако именно последняя часть этой конструкции — возникновение нормы — вызывает сомнение, ибо возможны случаи, когда санкция не применяется. 4. Филологическая гипотеза связана со свойственным -американцам прагматическим предрасположением вовсе •не различать факты и ценности. Такова, во всяком случае, новая, американская попытка осуществить переход от 'факта к праву с помощью лингвистики, ставшей столь популярной в наше время. Философ Джон Ситл разработал теорию, ключевую позицию в которой занимает понятие «спич экт», т. е. акт, создаваемый речью35. Сказанные слова, по его мнению, — это факт, который может порождать обязанность. Правда, автор имеет в виду моральную •обязанность, но тем не менее пользуется юридическим примером: сказав (или написав): «Я обещаю уплатить 325 вам пять долларов», лицо берет на себя обязанность ipso facto. Однако мы сомневаемся, чтобы юристы согласились.увидеть в приведенном примере спонтанное рождение права. Чтобы словесный факт обязал кого-либо, необходимо предварительное наличие правовой нормы, которая придавала бы данным произнесенным или написанным словам обязывающую силу.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.237.228 (0.017 с.) |