Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Составление анкеты и проведение выборочного опроса
Речь идет о двух последовательных стадиях опроса, каждая из которых по-своему ставит проблему коммуникации между совокупностью, в которой проводится опрос, и теми, кто его проводит. На первой стадии — это письменная коммуникация, на второй — обычно устная. Составление Подготовка анкеты — это всегда сложная редакционная задача. Ее стиль должен быть прост, общедоступен. Полезно составить несколько последовательных вариантов, а последний проект испытать на небольшой подопытной группе. Юридическая социология сталкивается с еще большими трудностями, поскольку в большинстве случаев приходится говорить о праве с неспециалистами. Основное правило, которое 'Следует соблюдать, следующее: вопросы должны быть фактологическими. Этим как бы воспринимается форма, характерная для процедуры в судах ассизов, когда заседателям (а они не юристы) вопрос задается не в юрпдико-технической форме: «Виновен ли обвиняемый в убийстве?», а в конкретно-описательной: «Виновен ли обвиняемый в причинении смерти X с умыслом ее причинить?» Всегда имеется риск, что даже обиходные понятия юридического словаря — брачный договор, завещание, узуфрукт, побочное родство, внебрачный ребенок — не будут поняты респондентом в их юридико-техническом значении. Поэтому целесообразно сопровождать их объяснениями и примерами. Но делать это надо осторожно, ибо объяснение и примеры могут придать вопросу такую окраску, которая повлияет на ответ. Возьмем, например, вопрос: «Нужно ли контролировать родительскую власть?» Если под предлогом разъяснения этого вопроса рассказать историю о том, как ребенку угрожала смерть, а родители не давали согласия на операцию, то тем самым будет подсказан п ответ. Другие методологические советы касаются опроса, призванного выявить оценочные мнения о законодательстве. Когда такой опрос приближается к реферевдарному, законодателю легче извлечь из него уроки, если вопросы были построены таким образом, что ответы на них оказалось возможным разбить на две группы: да и нет. Много говорят о том, какая из следующих формул позволит респонденту 258 наиболее адекватно выразить свое мнение de lege ferenda: «считаете ли вы хорошим или плохим?», «считаете ли вы нормальным или аномальным?», «считаете ли вы справедливым или несправедливым?». На деле господствует эклектизм. Обращение к критерию справедливости иногда наталкивается на противопоставление права и морали: опрашиваемый считает, что данное решение справедливо в моральном плане и в то же время убежден, что по практическим соображениям оно не может быть включено в закон. Очевидно, что каждое законодательное решение может быть рассмотрено под самыми различными углами
зрения. В этой связи добавляется еще одна недостаточно разработанная проблема подготовки анкеты. Речь идет о тех случаях, когда в ней предлагаются на выбор два альтернативных решения — одно, содержащееся в действующем праве, а другое — в предполагаемой правовой реформе. Вопрос заключается в том, следует ли ограничиваться одним лишь указанием на эти два возможных решения или же должны быть приведены доводы «за» и «против»? Во французской практике опросов до сего времени превалировала первая позиция. Опрашиваемому доверяли самому подобрать интуитивным путем решающие мотивы. И лишь после того, как он высказывал свое мнение, ему задавали последующие вопросы. Делалось это лишь для того, чтобы выяснить, не был ли ответ на первый вопрос просто случайным. По-другому построен опрос, получивший название метод Небраски (от американского штата, где он был впервые применен в 1958 году). Темой опроса была тогда родительская власть. Доводимые до респондентов возможные законодательные решения сопровождались аргументацией 37. Трудность состояла в невозможности привести все аргументы. Нужно было выбрать для каждого варианта решения особо значимый аргумент, но такой, который не подавлял бы аргумент, приводимый в пользу другого варианта решения. Опасность этого метода в том, что вопрос переносится в другую плоскость в том смысле, что респондент видит не столько саму правовую норму, сколько образ, созданный на ее основе. Кроме того, и сам опрашиваемый из неспециалиста, от которого ожидают непредвзятых реакций, превращается в полуюриста. На это, впрочем, можно возразить, что то же самое происходит и при референдуме, в котором участвуют информированные избиратели (или, во всяком случае, предполагаемые таковыми).
17* 259
Проведение опроса Иногда анкета рассылается по почте. Но гораздо чаще опрос проводится устно путем беседы, а точнее, интервью. Это полевое исследование. Интервьюер получает ответы на вопросник от всех респондентов, входящих в выделенную ему часть совокупности; он встречается с респондентами у них дома, на место их работы и даже просто на улице (если вопросы не слишком обширны). И на этой стадии опроса юридическая социология копирует общую социологию. Однако цели, которые ставит юридическая социология, могут быть реализованы более быстрым образом. Это связано с тем, что право обычно не требует проникновения в глубину психики. Исследователь может остановиться на уровне простых волеизъявлений и не думать о том, что социологи называют симптоматическим анализом. В ходе этого последнего интервьюер должен не просто получить ответы, но и следить за изменениями в ритме беседы, паузами, запинками в ответах, эмоциональными движениями опрашиваемого, то есть постараться проникнуть в глубинную психологию респондента. Как ни хитроумна эта процедура, она мало подходит к юридическим опросам, в том числе референдарного типа. Когда человек голосует или когда он заключает договор, действует не его глубинная личностная сущность, а лишь ее внешняя сторона, моделируемая контактами с другими людьми. При анкетировании неизбежно происходит некоторое искажение истины. Причиной этого могут быть сами лица, проводящие опрос, точнее, их ошибки, чему стремятся воспрепятствовать путем специального обучения этих лиц. Но нередко это искажение идет от опрашиваемых, и на этой стороне проблемы следует остановиться. Метод опроса (равно как и статистика, когда она строится на основе лично сообщаемых данных) предполагает абсолютную правдивость ответов. Но можем ли мы всегда позволить ее себе в повседневной жизни или тогда, когда сталкиваемся с правосудием? Весьма вероятно, что судье чаще говорят неправду (из страха или каких-то интересов), чем интервьюеру. Однако интервьюер профессионально менее подготовлен к этому, чем судья, и не столь опытен в оценке свидетельских показаний. Конечно, он может обратить внимание на то, что ответы какого-то респондента кажутся ему не очень правдивыми. Но такого рода вы- 260 вод в свою очередь рискует оказаться лишь внешним впечатлением. Несколько легче объективным образом обнаружить коллективную неискренность, то есть неправдивые ответы значительного числа респондентов. Но сделать это можно лишь на последующих стадиях изучения полученного материала. Что касается широкой публики, то она охотно идет навстречу анкетерам, что вызывает зачастую удивление у нее самой, ибо во Франции, например, принято считать, что французы слишком большие индивидуалисты, чтобы участвовать в опросах, а о немцах в их стране говорят, что они слишком дисциплинированны, чтобы позволить себе иметь собственное мнение. Подобного рода предрассудки особенно сильны среди юристов, которые полагают, что в их области фактологические опросы натолкнутся на деловые секреты или секреты частной жизни, а оценочные опросы, касающиеся таких чувствительных проблем, как, например, семейные, где право частично переплетается с моралью, повлекут преувеличенно хвастливые или, наоборот, уклончивые ответы. Однако опыт свидетельствует, что при опросах национального масштаба подавляющее большинство опрашиваемых отнюдь не боялось свободно отвечать на задаваемые вопросы, если даже они касались так называемых интимных сюжетов, связанных с браком, разводом, усыновлением.
Бесспорно, однако, что существует тип человека, по характеру своему враждебного любому опросу. Таких людей явное меньшинство, но они есть, и их отношение выражается, как правило, не в том, что они чего-то недоговаривают или говорят неправду в ходе опроса, а в открытом или скрытом отказе принимать участие в нем. То, что эта категория людей не представлена в выборочных опросах, несомненно, сказывается на истинности полученных результатов. Этого искажения, возможно, удастся избегнуть, если получить о нем более точное представление, для чего нужно проанализировать по конкретным данным {пол, возраст, профессия, местожительство), кто же относится к этому типу абсентеистов. В заключение снова вернемся к вопросу о разных степенях правдивости ответов. Заявления человека не всегда отражают его мнения, а мнения — реальное поведение. Это психологические явления, описанные в исследованиях морали. Однако и в праве наблюдаются некоторые формы расхождения между выраженными установками и прак- 261 тикой. Пример — правитель, который не соблюдает изданный им самим закон; судья, который полагает, что на него не распространяются его собственные судебные решения. С давних пор общество борется с лицемерием юридического сословия. Отсюда и известная формула «Дигестов»: «Какие правовые положения кто-либо устанавливает в отношении другого, такие же положения могут быть применены в отношении его самого» (Книга вторая, титул II). 9. АНАЛИЗ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ДАННЫХ Оставляя в стороне технические аспекты обработки количественных данных, остановимся на некоторых происходящих в ходе данного анализа мыслительных операциях. Укажем на три из них.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.137.218 (0.006 с.) |