Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философская проблема законодательной социологии . Биологические аналогии
В социологии напрашиваются биологические аналогии, ибо она изучает социальное тело, в котором возможны как здоровые, так и болезненные процессы. Различие нормального и патологического традиционно занимает важное .место в дискуссии о соотношении сущего и должного, факта и нормы. Это различие может быть использовано .как против нормативной социологии, так и к ее выгоде. В первом случае задают вопрос: разве, выводя норму должного из факта, мы не рискуем, что в ее основе окажутся нездоровые, болезнетворные явления? Во втором — утверждают, что такая норма выводится не из любых фактов, а только из тех, которые считаются нормальными. Однако тем самым наталкиваются на другую проблему: где же проходит граница между патологическим и нормальным? Чтобы установить эту границу, многие прибегали к критериям статистического порядка. По их мнению, нормальным и могущим быть возведенным в норму должен- .ствования является такое поведение, которого придерживается большинство участников данного вида отношений. Это особое большинство, нечто более значимое, чем большинство проголосовавших на выборах, ибо оно образует консенсус. Другое дело — нормальное поведение, которое не может быть возведено в норму; оно — исключение из общего поведения. С этой позиции развод и усыновление .оказываются анормальными явлениями, поскольку их явное меньшинство. Однако такая конструкция не может не вызвать возражений юристов потому, что те явления, которые объявляют исключительными и не могущими поэтому быть возведенными в норму, в действительности не меньше, чем другие, нуждаются в правовой регламентации. Более того, практика показывает, что нередко они нуждаются даже в более развернутой регламентации. Имеется и другой подход к проблеме, восходящий к авторитету Дюркгейма36, который, как известно, уделил много внимания разграничению нормального и патологического. Этот подход также носит статистический уклон, но не в рамках одной отдельно взятой лравовой системы, а в масштабе всех существующих правовых систем, во всяком случае, тех, которые находятся на одинаковой стадии развития. Институт с этих позиций будет рассматриваться как нормальный, если он признан большинством правовых систем. Здесь проявляется, но в социологической форме, та самая идея, которая была столь дорога первым компаративистам, и в частности Эдуарду Ламбе-ру, — идея выявления общего законодательного права всех народов.
Впрочем, концепции Дюркгейма следует отдать должное. Она существенна для определенной статистической •оценки самых различных юридических явлений. Если, как •мы уже отметили, бессмысленно объявлять институт развода анормальным, то вовсе не лишена пользы оценка масштабов бракоразводности во Франции путем ее сравнения с данными по другим индустриальным обществам. Бракоразводность может считаться нормальной, если в среднем совпадет с показателями других стран. Деятельность законодателя получает в этой связи научное основание в виде социологических констатации: если масштабы бракоразводности сильно превысят средний, нормальный показатель, то можно ожидать, что в парламенте сразу же начнется движение и будет предложена реформа материального или процессуального права, ограничивающая возможность развода; предположив обратное, а именно ситуацию, когда масштабы бракоразводности окажутся ниже средней, можно поручиться, что законодатель в этом случае не будет принимать мер, облегчающих развод. Биологические аналогии могут иметь и другую форму, к которой также обращался Дюркгейм37. Естественные науки знают, что в ходе эволюции видов природа иногда сбивалась с пути. Имеется немало несоответствий, тупиков, осложнений. Естественный отбор не устранил таких вредных атавизмов, как аппендикс у человека и рога у некоторых животных. Нечто сходное можно наблюдать и в эволюции обществ и правовых систем. Она проходила не без противоречий и перебоев. Поскольку априори считается, что эволюция в целом ведет к прогрессу, то и задача человечества состоит в том, чтобы помогать эволюции, устранять все те явления, которые мешают ей. Применительно к правовой системе это означает, что, познав направление ее эволюции, нужно законодательным путем способствовать ее движению в этом направлении, приспособляя систему к социальным изменениям, устраняя ее внутренние противоречия, отметая то, что ей мешает (подобно хирургу, удаляющему аппендикс). Ярким примером может служить отмена феодальных прав и привилегий. Чем являлся феодализм во Франции в середине XVIII века? Пережитком и обузой для общества, в котором складывался индивидуалистский режим земельной собственности. Это и определило законодательное решение: феодализм упраздняется.
Однако проведенной концепции можно противопоставить принципиальные возражения. Никак не доказано, что эволюция всегда хороша и прогрессивна38. В раннее средневековье произошла трансформация собственности в том виде, как ее знало римское право, в собственность феодальную. В исторической ретроспективе было бы весьма рискованно утверждать, что долг социологического законодателя, если таковой имелся в ту эпоху, состоял в том, чтобы ускорить эту трансформацию, а не противиться ей. Точно так же никак не доказано, что противоречия правовой системы — это ее слабое место. Они могут быть сбалансированы, вылиться в разумный компромисс, что свидетельствует о жизнеспособности права. Благодаря такому компромиссу сегодня в нашем договорном праве весьма продуктивно сосуществуют либеральная основа и дирижистские начала. Видеть идеал социологического законодательства в искоренении всех противоречий в праве значило бы заключить союз социологии с традиционной рационалистической кодификацией, которая предназначена сделать любую правовую систему по возможности однородной и непротиворечивой. Мы же считаем, что ничто не находится так далеко от социологии как кодификации такого рода, ибо социальная действительность неоднородна и иррациональна. ' • ''-', 14. ЭМПИРИЧЕСКИЕ АРГУМЕНТЫ ' : • В ПОЛЬЗУ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ СОЦИОЛОГИИ Дискуссия о легитимности законодательной социологии хотя и имеет основания, но страдает тем, что она слишком обща. Право в том виде, как оно предстает в этой 328 дискуссии (нередко на его месте вообще оказывается мораль), трактуется весьма узко. Это то право, которое существует в представлении философов. Нельзя сказать, что •это чисто воображаемое право. В нем есть кое-что от уголовного права, те категорические императивы, котррые так восхищают неюристов, а по существу своему дублируют мораль. В действительности же реальное право, и особенно частное право, бесконечно более богато, сложно и гибко. Профессиональный опыт юристов, далекий от метафизических сложностей, постоянно показывает им взаимопереходы факта и пряна. Стоит только обратиться к собственно юридической практике, как сразу можно увидеть, как факт становится правом и право создается из факта 39 Факт, становящийся правом Можно наблюдать немало фактов, превращающихся в право, фактов, несущих в себе возможность такой метаморфозы. Такие факты-право обнаруживаются в обычае, то есть тогда, когда норма права рождается в практике. Пример — приобретательная давность, когда право собственности возникает из факта владения. Конечно, к этому факту следует добавить время, но истечение определенного периода времени также является фактом. Чтобы сложился обычай, нужна повторяемость, но и она — факт. Необходимо также opinio necessitatis, но и это убеждение в обязательности данного поведения представляет собой психологическое явление и, следовательно, также и факт.
Есть еще одно психологическое явление — воля. Она ловсюду присутствует в праве, она сила, творящая право. Не преувеличиваем ли мы, называя автономию воли творцом права? Того, кто предпочитает отрицать эту автономию применительно к индивидуальной воле, мы отсылаем к закону как волевому акту. Идет ли речь о парламентском законотворчестве или референдуме, закон предстает как продукт поданного за него количества голосов, то есть мнений-желаний. Состояние сознания, выраженное каждым поданным голосом — это факт; соединение этих состояний — тоже факт, и из него возникает право. Дайте волю, повторяемость и время, и мы сможем создать любое право. Правда, при этом нужна еще и сила, но она тоже факт, а подробно говорить о ней — значило бы 329 оставить юридическую конструкцию и погрузиться в фит лософию. Напомним в заключение формулу, сложившуюся в средние века: ex facto oritur jus. Право, создаваемое фактом Философское представление о законе как идущем сверху приказе, которого никто не может ослушаться, справедливо лишь в отношении определенных законов — императивных или охраняющих публичный порядок. Хорошо известно, однако, что многие законы диспозитивны, то есть зависимы от волеизъявления в том смысле, что заинтересованные стороны по своей воле могут поступать иначе, чем это предусматривает закон. Что представляют собой диспозитивные законы? С позиции догматической юриспруденции они выражают скрытую волю тех, кто не выразил своей воли открыто. С социологических позиций можно сказать, что диспозитнвные законы — это общая проекция частных пожеланий. На этом факте законодатель строит данную правовую регламентацию. К аналогичным выводам приводит также анализ правовых презумпций, хотя техника здесь и отлична от дис-позитивных норм. В традиционном объяснении правовые презумпции основаны на том, что «большинство поступает так». Поскольку что-то при обычном течении жизни происходит одним и тем же образом, закон с большей или меньшей степенью решительности предполагает, что данное событие всегда происходит именно так. На основании каких-то реально существующих явлений определяют то, что должно быть. По существу, в этом нет ничего удивительного. И правовые презумпции, и диспозитивные законы можно рассматривать не только как правовые нормы в классическом их понимании, но и как модели (к которым столь неравнодушны современные науки), построенные на основе фактов. Все сказанное выше имеет целью не только укрепить принципиальные позиции законодательной социологии, подтвердить ее возможности, снять возражения, выдвинутые против нее философией, но ц показать конкретно, как социологическое исследование может участвовать в законодательном процессе. Поскольку правовые презумпции должны быть сжатым выражением того, что обычно происходит, то, очевидно, прежде чем их установить, нужно знать, что же обычно происходит, то есть исследовать 330 факты. Поскольку диспозитивные законы должны исходить из массовых практических действий и желаний, нужно знать, какова же эта практика и что это за желания. А для этого необходимо изучать факты и мнения. Наконец, одобрение со стороны общественного мнения — важная часть законодательного процесса, а для того, чтобы его выявить, нужен опрос референдарного типа, к которому мы вернемся ниже.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.32.116 (0.008 с.) |