Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правовая аккультурация ( окончание ). Результаты
Столкновение двух правовых систем никогда не проходит безнаказанно. Его последствия ощущают как институты, так и индшшды. Как в первом, так и во втором случаях всякая правовая аккультурация выражается в многочисленных социально-психологических явлениях юридического характера. Результаты, относящиеся к институтам. Основной результат зависит от ответа на вопрос: какова судьба иностранного элемента, введенного в данную систему? Удалась ли эта прививка или, наоборот, она оказалась неудачной? После введения в действие в Турции швейцарского гражданского кодекса наблюдалось последующее отторже-(Ние некоторых его положений. В 1938 году был снижен до семнадцати лет у мужчин и пятнадцати у женщин брачный возраст, который в рецепированном кодексе равнялся соответственно двадцати и восемнадцати годам. Сложилась судебная практика, позволяющая передачу недвижимой собственности в том случае, когда эта собственность не зарегистрирована в поземельных книгах. Был признан действительным брак, заключенный в соответствии с обычаями и без соблюдения установленной кодексом гражданской формы. Между полным провалом и полной удачей правовой аккультурации достаточно места для половинчатых, неярко выраженных результатов. Имея в виду аккультурацию в целом, многие социологи полагают, что она вообще никогда не может быть полностью успешной, и этот вывод основан на детерминизме. Если все определяется социальной средой, то перенос чего-то из данной социальной среды в другую всегда рискован, и за него приходится расплачиваться по меньшей мере определенной деформацией транспланированного элемента. Возможно, юридическая аккультурация допускает более нюансированные оценки, поскольку не все в праве детерминировано, и не следует недоучитывать той роли, которую могут сыграть воля и принуждение (точнее, успешное принуждение). Несомненно, однако, что, оценивая результаты правовой аккуль- 203 турации (впрочем, и всякой другой), следует остерегаться успехов на «теоретическом уровне». Если, например, восприятие иностранного института сводится лишь к модификации текста местного закона и не будет сопровождаться результативностью в процессе применения, то такое восприятие не имеет социологической ценности.
Однако со всеми этими оговорками в истории — и особенно новейшей — можно найти великолепные примеры юридической аккультурации. Например, на территориях, где господствует ислам, действуют импортированные, соответствующие европейской модели: договор страхования и акционерное право. Но история знает и показательные случаи провала аккультурации. Кодекс Наполеона — антифеодальный по содержанию, установивший гражданский брак и развод — был выброшен из Италии вместе с французами после падения Наполеона. Кодексу не хватило в этом случае политической поддержки. Американский гом-стед — акт был воспроизведен французским законом от 12 июля 1909 года, но не нашел здесь применения, ибо противоречил традиции, по которой хороший глава семьи не должен делать долги. В большинстве случаев, однако, происходит нечто среднее. Импортируемый институт, попав в другую систему, испытывает на себе ее влияние. Он теряет кое-что из своих первоначальных черт и приобретает новые. В итоге получается гибрид. Этот результат может быть благоприятен, если соединяются положительные черты. В ином случае смешение ведет к вырождению института. Приведем пример, ставший уже стандартным в компаративистике: президентский режим, перенесенный из США в латиноамериканские республики, превратился здесь в карикатуру. Но не будем раздавать положительные и отрицательные оценки. Ограничимся констатацией того, что юридическая аккультурация — это реальное явление. Ее последствия ощущает не только сам институт, перенесенный в другую среду, но и вся эта воспринимающая среда. Последствия могут иметь и негативный характер — возникновение противоречий и нарушение равновесия в правовой семье. Разумеется, что проводивший данную операцию законодатель не имел в виду последствия такого плана. Результаты, относящиеся к индивидам. В общей социологии господствует мнение, что аккультурация является подлинной лишь постольку, поскольку она внутренне воспринята индивидами. Чтобы применить этот критерий к 204 юридической аккультурации, следует признать, что право в определенной мере участвует в формировании личности. Если правовая система способствует формированию того, что называют национальной психологией данного народа, допустимо предположить, что заимствование иностранного института способно вызвать определенное изменение в психологических установках жителей. Можно утверждать, например, что введение во французскую правовую систему чека (не в 1865 году, когда это было сделано формально, а позднее, когда он вошел в практику) имело то последствие, что французы стали более спокойно относиться к сужению сферы наличных расчетов.
В случае же неудачи правовой аккультурации заимствованный закон лишь скользит по поверхности индивидуального сознания, и если даже он не остается незамеченным, то не способен оказать влияние на повседневное поведение людей. Яркий пример относится ко времени, когда Алжир был французской колонией и в стране проводилось то, что получило название «приобщение мусульман к состоянию гражданства». Это «приобщение» должно было, по замыслу, состоять в отказе от законов Корана, признании гражданских и судебных институтов французского права. Однако опыт показал, что те немногие мусульмане, которые приветствовали «приобщение», продолжали следовать мусульманскому праву в семейных отношениях, обращались за разрешением споров к религиозному судье и т. д.54 Следует подчеркнуть в общем плане, что наличие двух нормативных моделей может болезненно отразиться на индивиде, если он не выработает в себе защитных реакций — отвергнет чужую модель или же интерпретирует ее по-своему, интегрировав ее в свое право. ПРИМЕЧАНИЯ 1 См., напр.: Bourricaud F. Esquisse d'une theorie de 1'autorite. 1961; Lapierre J. W. Le pouvoir politique. 1969. 2 См.: Poulantzas N. Pouvoir politique et classes sociales. 1968. 3 См.: Renbinder. Op. cit., s. 98. 4 По этой проблеме имеется немало исследований. См., напр.: Eckhoff T. Sociology of Law in Scandinavia. 1960; Travaux du Colloque de sociologie juridique franco-sovietique. 1977. 5 Об образе права и юстиции в глазах широкой публики см.: Versele et autres. Sociologie du droit et de la 205 justice. 1970; Faugeron Cl. Analyse typologique des representations de la justice criminelle en France. 1973. 6 О социологической концепции субъективного права см.: Gar bonnier J. Elexible droit, 1976. Отметим, в частности, что юридический подход можно сблизить с социологическими понятиями статуса и роли, в том виде как они трактуются американской социологией. 7 Библиографию по этому вопросу см.: Schnu r R. Institution und Recht. 19(18. 8 См., к частности: Scholsky II. Zur Theorie dor Institution, 1970; Lull maun N. Rechtssoziologie. 1972. 9 To, что мы назвали «явление-случай», может быть также названо «явление-ситуация». Термин «правовая ситуация» не менее близок юристам, чем термин «казус». Но когда говорят о случае, то его рассматривают как бы извне, а обращение к ситуации требует интериоризации. 10 В связи с понятием «коллективное явление» отметим странную позицию Р. Лукича, который исключает из сферы ведения социологии массовые явления (Lukic R. La notion de fait social. — Melanges Gurvitch. 1968, p. 401). 11 О понятии «взаимодействие» в общей социологии см.: Cuvillier. Manuel de sociologie. 1950, § 51. Относительно недавно это понятие стали употреблять в особом значений для характеристики взаимоотношений лиц с отклоняющимся поведением и общества как такового. 12 Важность понятия конфликта для объяснения социальной жизни подчеркнул в начале века Г. Зиммель, видевший, впрочем, в конфликте комплекс антагонизма и сотрудничества. Из более поздних работ укажем: С о s e r L. The Functions of Social Conflict. 1956; Он же: Continuities in the Study of Social Conflict, 1967; Dahrendorf R. Class and Class Conflict in Industrial Society. 1959. Первоначально конфликты рассматривали как сугубо негативные явления. Позднее пришли к выводу, что конфликты могут выполнять и полезные функции. Говорят даже о конфликтующей гармонизации. Основными видами решения конфликтов общая социология считает переговоры и посредничество. См.: Gulliver P. H. Law and Society. 1973; Meynaud J., Schroder B. La mediation, ten-dences de la recherche et bibliographic. 1961.
13 О юридизированных или институциализированных конфликтах см., в частности, работы норвежских авторов В. Обера, Т. Экхофа («Journal of Conflict Resolution», 1963; Там же, 1967; «Scandinavian Studies in Law», 1965). 20G Из французских работ см.: Belle у J.-Guy. Conflit social et pluralisme juridique en sociologie du droit. P., 1977. 14 «Population», 1971, № 1, p. 101. 15 Такова точка зрения Ж. Рипера: Ripert J. La regie morale dans les obligations civiles. 1927. 16 См. напр.: Marty et Raynaud. Droit civil. Vol. 1. 1972: Cardahi Ch. Droit et Morale. 1961. 17 К u 1 с s а г К. The educational role of Law in the so-ciali^t Society. Budapest, 1961. 18 Marceron A. La morale par 1'Etat. 1912. Этим автором проведен также небезынтересный анализ школьной среды как малой группы, вырабатывающей свои нормы. 19 Sumner W. G. Folkways: a study of the sociological importence of usages, manners, customs, mores and mo-raK Boston, 1907. 20 «Revue trimestrielle de droit civil», 1914, p. 481. 21 A m b r о s e 11 i. Contributi a una filosofia del costume. Boloane, 1959. 22 Hoebol A. The Law of Primitive Man. 1974, p. 18. 23Miaille M. Une introduction critique au droit. P., 1976, p. 95. • 24 Aubry et Rau. Cours de droit civil. 1838. 25 Kan tor о wic z H. The Definition of Law. 1958, p. 78. У истоков этой концепции — известное высказывание О. Холмса «Право — это не более чем предсказание того, что в действительности сделают судьи. Эта концепция обязана во многом также и этнологии. 26 См.: Пэнто Р., Гравиц М. Методы социальных наук. М., 1972, с. 59. 27 Do gar M. La slratificazione socialo lei suffra^i in Italia. 1962. 28 И e p и и г Р. Указ. соч. 29 О понятии «правовая система» см.: Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1967; Eich-ler H. Die Rechtskreise der Erde. — «Estudios do derecho civil», 1970, t. 4, p. 109. 30 «Annet sociologique», 1901 — 1902, p. 305; 1909-1912, p. 379. 31 См. подробнее: Stoyanovitch K. Les Tsiganes, leur ordre social. P., 1974. 32 Группам, а точнее, малым группам посвящена обширная общесоциологпческая литература. Даваемая в ней типология групп, во-первых, редко учитывает юридические их характеристики и, во-вторых, как правило, чрез- 207
вычайно сложна (см., напр.: Gurvitch G. Vocation ac-tuelle de la sociologie. P., 1950). 33 Феномен власти, существующий в жизни групп, предстает в правовом аспекте как дисциплинарная власть. См.: Legal A. et Brethe dela Gresseye. Le pouvoir disciplinaire dans les institutions privees. 1938. См. также: Gilissen J. Le pluralisme juridique. Bruxelles, 1971; Meister A. Vers une sociologie des associations. 1972.
34 Подробнее см.: Carbonniere J. L'hypothese du nondroit. — ARhD, № 8, 1963, p. 55; Comes H. Der rechtsfreie Raum. 1976. 35 См.: Geny F. Methodes d'interpretation et sources en droit prive positif. Vol. 1, 1899, № 93, № 122. Юридико-шиоралистический подход намечен уже у Эрлиха и Петра-жицкого, а также М. Вебера. В полной мере он развит итальянским юристом С. Романе в его фундаментальном труде «Правовой порядок» (Romano Santi. L'ordinamen-to guiridico. 1918). Романе заслуживает быть названным в этой связи социологом права, хотя во многих сторонах своего творчества он не является таковым. За пределами Италии его влияние не ощущалось. 36 Gurvitch G. L'experience juridique et la philosophic pluraliste du Iroit. P., 1935. 37 См.: Masse P. Annales de 1'histoire de la Revolution francaise. P., 1965, p. 270. Небезынтересно отметить, что по истечении некоторого времени если и не сами те, кто платили недолжное, то их наследники обратились в суды с иском о возврате уплаченного. Как видно из решений, датированных 1822 годом, судебная практика не удовлетворяла эти иски с ссылкой на то, что имело место натуральное обязательство и добровольно уплаченное не может быть взыскано обратно. Перед нами типичный прием, с помощью которого перебрасывается мостик между нравами и правом, способ интегрировать некоторые формы поведения в общий правопорядок. 38 См.: Coulombel P. Le droit prive franc,ais de-vant le fait religieux depuis la separation des Eglises et de 1'Etat. — «Revue trimistrielle de droit civil» (RTDC), 1956, № 1. 39 Этот «режим» сохранял за женой принесенное ею приданое, которое в случае развода возвращалось ей. 40 См.: Ewan W. Law and Sociology. 1962, p. 165. См. также: Selznick Ph. Law, Society and Industrial 208 Justice. 1969. 41 Be lie у J.-G. Conflit social et pluralisme juridique en sociologie du droit. P., 1977. 42 См. сноску 44. 43 Grimm. Deutsche Rechtsaltiimer. 1828; Michelet. Les origines du droit fran^ais cherchee dans les symboles et formules du droit universel. P., 1837; С h a s s a n. Essai sur la symolique du droit. P., 1845. 44 См. напр.: Duval J. Les idees primitives dans la Bretagne contemporaine; Essais de folklore juridique. P., 1930; Saintyves P. Folklore juridique. P.,'1935; M a u-nier R. Introduction au folklore juridique. 1938; Le-roy M. La coutume ouvriere. P., 1913. 45 Эта гипотеза связана с концепцией Шурца о возрастах (Schurz. Altersklassen und Mannerbunde. Berlin, 1902). 46 Подробнее об этом см.: Carbonnier J. Flexible droit. P., 1976, p. 85. 47 Этот вопрос не разобсуждался в литературе. См., напр.: Savatier R. Realisme et idealisme en droit civil d'aujord'hui. — «Etudes Ripert», 1950, t. 1, p. 75; Noirel. Le droit civil conternporain et les situations de fait. — «Revue trimestrille de droit civil», 1960, p. 456. 48 «Sondages», 1967, № 1, p. 37. 49 Ряд других примеров приведен в классической работе: Leaute J. Eclipses et renaissances d'institution en droit civil. P., 1946. 50 См.: Levy-Bruhl H. Sociologie du droit, p. 31. 51 Представители этой точки зрения М. Мосс, Р. Бастид и др. См., напр.: «Annee sociologique», 1962, р. 256. 52 Укажем лишь на некоторые работы: Friedman W. Law in a changing Society. 1960; Society and Law. Ed. Davis. 1962; Davy G. Droit et. changement social. — «Actes de III Congres international le sociologie», 1956, t. 1, p. 33. 53 См. напр.: Etudes Edouard Lambert, 1938; Zajtay. La reception des droils etrangers et le droit compare. — «Revue international de droit compare», 1957. p. 686; Gaude-met J. Les transferts de droits.— «Annee sociologique», 1976, p. 29; Papachristos A. C. La reception des droits prives etrangers comme phenomene de sociologie juridique. P., 1975. a4 См.: Char nay J.-P. La vie musulmane en Algerie d'apres la jurisprudence de la premiere moitie du XX si-ecle. P., 1963. 14 Заказ № 1161
Глава третья
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.201.99.133 (0.025 с.) |