Правовая аккультурация ( окончание ). Результаты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовая аккультурация ( окончание ). Результаты



Столкновение двух правовых систем никогда не прохо­дит безнаказанно. Его последствия ощущают как институ­ты, так и индшшды. Как в первом, так и во втором слу­чаях всякая правовая аккультурация выражается в мно­гочисленных социально-психологических явлениях юриди­ческого характера.

Результаты, относящиеся к институтам. Основной ре­зультат зависит от ответа на вопрос: какова судьба иност­ранного элемента, введенного в данную систему? Удалась ли эта прививка или, наоборот, она оказалась неудачной?

После введения в действие в Турции швейцарского гражданского кодекса наблюдалось последующее отторже-(Ние некоторых его положений. В 1938 году был снижен до семнадцати лет у мужчин и пятнадцати у женщин брач­ный возраст, который в рецепированном кодексе равнялся соответственно двадцати и восемнадцати годам. Сложи­лась судебная практика, позволяющая передачу недвижи­мой собственности в том случае, когда эта собственность не зарегистрирована в поземельных книгах. Был признан действительным брак, заключенный в соответствии с обы­чаями и без соблюдения установленной кодексом граждан­ской формы.

Между полным провалом и полной удачей правовой аккультурации достаточно места для половинчатых, неяр­ко выраженных результатов. Имея в виду аккультурацию в целом, многие социологи полагают, что она вообще ни­когда не может быть полностью успешной, и этот вывод основан на детерминизме. Если все определяется социаль­ной средой, то перенос чего-то из данной социальной сре­ды в другую всегда рискован, и за него приходится рас­плачиваться по меньшей мере определенной деформацией транспланированного элемента. Возможно, юридическая аккультурация допускает более нюансированные оценки, поскольку не все в праве детерминировано, и не следует недоучитывать той роли, которую могут сыграть воля и принуждение (точнее, успешное принуждение). Несом­ненно, однако, что, оценивая результаты правовой аккуль-

203

турации (впрочем, и всякой другой), следует остерегаться успехов на «теоретическом уровне». Если, например, вос­приятие иностранного института сводится лишь к моди­фикации текста местного закона и не будет сопровождать­ся результативностью в процессе применения, то такое восприятие не имеет социологической ценности.

Однако со всеми этими оговорками в истории — и осо­бенно новейшей — можно найти великолепные примеры юридической аккультурации. Например, на территориях, где господствует ислам, действуют импортированные, соот­ветствующие европейской модели: договор страхования и акционерное право. Но история знает и показательные случаи провала аккультурации. Кодекс Наполеона — анти­феодальный по содержанию, установивший гражданский брак и развод — был выброшен из Италии вместе с фран­цузами после падения Наполеона. Кодексу не хватило в этом случае политической поддержки. Американский гом-стед — акт был воспроизведен французским законом от 12 июля 1909 года, но не нашел здесь применения, ибо противоречил традиции, по которой хороший глава семьи не должен делать долги. В большинстве случаев, однако, происходит нечто среднее. Импортируемый институт, попав в другую систему, испытывает на себе ее влияние. Он теряет кое-что из своих первоначальных черт и приоб­ретает новые. В итоге получается гибрид. Этот результат может быть благоприятен, если соединяются положитель­ные черты. В ином случае смешение ведет к вырождению института. Приведем пример, ставший уже стандартным в компаративистике: президентский режим, перенесенный из США в латиноамериканские республики, превратился здесь в карикатуру. Но не будем раздавать положитель­ные и отрицательные оценки. Ограничимся констатацией того, что юридическая аккультурация — это реальное яв­ление. Ее последствия ощущает не только сам институт, перенесенный в другую среду, но и вся эта воспринима­ющая среда. Последствия могут иметь и негативный ха­рактер — возникновение противоречий и нарушение рав­новесия в правовой семье. Разумеется, что проводивший данную операцию законодатель не имел в виду последст­вия такого плана.

Результаты, относящиеся к индивидам. В общей социо­логии господствует мнение, что аккультурация является подлинной лишь постольку, поскольку она внутренне вос­принята индивидами. Чтобы применить этот критерий к

204

юридической аккультурации, следует признать, что право в определенной мере участвует в формировании личности. Если правовая система способствует формированию того, что называют национальной психологией данного народа, допустимо предположить, что заимствование иностранно­го института способно вызвать определенное изменение в психологических установках жителей. Можно утверждать, например, что введение во французскую правовую систему чека (не в 1865 году, когда это было сделано формально, а позднее, когда он вошел в практику) имело то послед­ствие, что французы стали более спокойно относиться к сужению сферы наличных расчетов.

В случае же неудачи правовой аккультурации заимст­вованный закон лишь скользит по поверхности индивиду­ального сознания, и если даже он не остается незамечен­ным, то не способен оказать влияние на повседневное пове­дение людей. Яркий пример относится ко времени, когда Алжир был французской колонией и в стране проводилось то, что получило название «приобщение мусульман к со­стоянию гражданства». Это «приобщение» должно было, по замыслу, состоять в отказе от законов Корана, призна­нии гражданских и судебных институтов французского права. Однако опыт показал, что те немногие мусульмане, которые приветствовали «приобщение», продолжали сле­довать мусульманскому праву в семейных отношениях, обращались за разрешением споров к религиозному судье и т. д.54 Следует подчеркнуть в общем плане, что наличие двух нормативных моделей может болезненно отразиться на индивиде, если он не выработает в себе защитных реак­ций — отвергнет чужую модель или же интерпретирует ее по-своему, интегрировав ее в свое право.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См., напр.: Bourricaud F. Esquisse d'une theorie de 1'autorite. 1961; Lapierre J. W. Le pouvoir politique.

1969.

2 См.: Poulantzas N. Pouvoir politique et classes

sociales. 1968.

3 См.: Renbinder. Op. cit., s. 98.

4 По этой проблеме имеется немало исследований. См., напр.: Eckhoff T. Sociology of Law in Scandinavia. 1960; Travaux du Colloque de sociologie juridique franco-sovietique. 1977.

5 Об образе права и юстиции в глазах широкой пуб­лики см.: Versele et autres. Sociologie du droit et de la

205

justice. 1970; Faugeron Cl. Analyse typologique des representations de la justice criminelle en France. 1973.

6 О социологической концепции субъективного права см.: Gar bonnier J. Elexible droit, 1976. Отметим, в частности, что юридический подход можно сблизить с социологическими понятиями статуса и роли, в том виде как они трактуются американской социологией.

7 Библиографию по этому вопросу см.: Schnu r R. Institution und Recht. 19(18.

8 См., к частности: Scholsky II. Zur Theorie dor In­stitution, 1970; Lull maun N. Rechtssoziologie. 1972.

9 To, что мы назвали «явление-случай», может быть также названо «явление-ситуация». Термин «правовая си­туация» не менее близок юристам, чем термин «казус». Но когда говорят о случае, то его рассматривают как бы извне, а обращение к ситуации требует интериоризации.

10 В связи с понятием «коллективное явление» отме­тим странную позицию Р. Лукича, который исключает из сферы ведения социологии массовые явления (Lukic R. La notion de fait social. — Melanges Gurvitch. 1968, p. 401).

11 О понятии «взаимодействие» в общей социологии см.: Cuvillier. Manuel de sociologie. 1950, § 51. Относи­тельно недавно это понятие стали употреблять в особом значений для характеристики взаимоотношений лиц с отклоняющимся поведением и общества как такового.

12 Важность понятия  конфликта для объяснения со­циальной жизни подчеркнул в начале века Г. Зиммель, видевший, впрочем, в конфликте комплекс антагонизма и сотрудничества. Из более поздних работ укажем: С о s e r L. The Functions of Social Conflict. 1956; Он же: Continui­ties in the Study of Social Conflict, 1967; Dahrendorf R. Class and Class Conflict in Industrial Society. 1959. Перво­начально конфликты рассматривали как сугубо негатив­ные явления. Позднее пришли к выводу, что конфликты могут выполнять и полезные функции. Говорят даже о конфликтующей гармонизации. Основными видами реше­ния конфликтов общая социология считает переговоры и посредничество. См.: Gulliver P. H. Law and Society. 1973; Meynaud J., Schroder B. La mediation, ten-dences de la recherche et bibliographic. 1961.

13 О юридизированных или институциализированных конфликтах см., в частности, работы норвежских авторов В. Обера, Т. Экхофа («Journal of Conflict Resolution», 1963; Там же, 1967; «Scandinavian Studies in Law», 1965).

20G

Из французских работ см.: Belle у J.-Guy. Conflit social et pluralisme juridique en sociologie du droit. P., 1977.

14 «Population», 1971, № 1, p. 101.

15 Такова точка зрения Ж. Рипера: Ripert J. La regie morale dans les obligations civiles. 1927.

16 См. напр.: Marty et Raynaud. Droit civil. Vol. 1. 1972: Cardahi Ch. Droit et Morale. 1961.

17 К u 1 с s а г К. The educational role of Law in the so-ciali^t Society. Budapest, 1961.

18 Marceron A. La morale par 1'Etat. 1912. Этим ав­тором проведен также небезынтересный анализ школьной среды как малой группы, вырабатывающей свои нормы.

19 Sumner W. G. Folkways: a study of the sociologi­cal importence of usages, manners, customs, mores and mo-raK Boston, 1907.

20 «Revue trimestrielle de droit civil», 1914, p. 481.

21 A m b r о s e 11 i. Contributi a una filosofia del costume. Boloane, 1959.

22 Hoebol A. The Law of Primitive Man. 1974, p. 18. 23Miaille M. Une introduction critique au droit. P.,

1976, p. 95. •

24 Aubry et Rau. Cours de droit civil. 1838.

25 Kan tor о wic z H. The Definition of Law. 1958, p. 78. У истоков этой концепции — известное высказыва­ние О. Холмса «Право — это не более чем предсказание того, что в действительности сделают судьи. Эта концеп­ция обязана во многом также и этнологии.

26 См.: Пэнто Р., Гравиц М. Методы социальных наук. М., 1972, с. 59.

27 Do gar M. La slratificazione socialo lei suffra^i in Italia. 1962.

28 И e p и и г Р. Указ. соч.

29 О понятии «правовая система» см.: Давид Р. Ос­новные правовые системы современности. М., 1967; Eich-ler H. Die Rechtskreise der Erde. — «Estudios do derecho civil», 1970, t. 4, p. 109.

30 «Annet sociologique», 1901 — 1902, p. 305; 1909-1912, p. 379.

31 См. подробнее: Stoyanovitch K. Les Tsiganes, leur ordre social. P., 1974.

32 Группам, а точнее, малым группам посвящена об­ширная общесоциологпческая литература. Даваемая в ней типология групп, во-первых, редко учитывает юридиче­ские их характеристики и, во-вторых, как правило, чрез-

207

 

вычайно сложна (см., напр.: Gurvitch G. Vocation ac-tuelle de la sociologie. P., 1950).

33 Феномен власти, существующий в жизни групп, предстает в правовом аспекте как дисциплинарная власть. См.: Legal A. et Brethe dela Gresseye. Le pouvoir disciplinaire dans les institutions privees. 1938. См. также: Gilissen J. Le pluralisme juridique. Bruxelles, 1971; Meister A. Vers une sociologie des associations. 1972.

34 Подробнее см.: Carbonniere J. L'hypothese du nondroit. — ARhD, № 8, 1963, p. 55; Comes H. Der rechtsfreie Raum. 1976.

35 См.: Geny F. Methodes d'interpretation et sources en droit prive positif. Vol. 1, 1899, № 93, № 122. Юридико-шиоралистический подход намечен уже у Эрлиха и Петра-жицкого, а также М. Вебера. В полной мере он развит итальянским юристом С. Романе в его фундаментальном труде «Правовой порядок» (Romano Santi. L'ordinamen-to guiridico. 1918).

Романе заслуживает быть названным в этой связи со­циологом права, хотя во многих сторонах своего творче­ства он не является таковым. За пределами Италии его влияние не ощущалось.

36 Gurvitch G. L'experience juridique et la philoso­phic pluraliste du Iroit. P., 1935.

37 См.: Masse P. Annales de 1'histoire de la Revoluti­on francaise. P., 1965, p. 270. Небезынтересно отметить, что по истечении некоторого времени если и не сами те, кто платили недолжное, то их наследники обратились в суды с иском о возврате уплаченного. Как видно из решений, датированных 1822 годом, судебная практика не удовлет­воряла эти иски с ссылкой на то, что имело место нату­ральное обязательство и добровольно уплаченное не мо­жет быть взыскано обратно. Перед нами типичный при­ем, с помощью которого перебрасывается мостик между нравами и правом, способ интегрировать некоторые формы поведения в общий правопорядок.

38 См.: Coulombel P. Le droit prive franc,ais de-vant le fait religieux depuis la separation des Eglises et de 1'Etat. — «Revue trimistrielle de droit civil» (RTDC), 1956, № 1.

39 Этот «режим» сохранял за женой принесенное ею приданое, которое в случае развода возвращалось ей.

40 См.: Ewan W. Law and Sociology. 1962, p. 165. См. также: Selznick Ph. Law, Society and Industrial

208

Justice. 1969.

41 Be lie у J.-G. Conflit social et pluralisme juridique en sociologie du droit. P., 1977.

42 См. сноску 44.

43 Grimm. Deutsche Rechtsaltiimer. 1828; Michelet. Les origines du droit fran^ais cherchee dans les symboles et formules du droit universel. P., 1837; С h a s s a n. Essai sur la symolique du droit. P., 1845.

44 См. напр.: Duval J. Les idees primitives dans la Bretagne contemporaine; Essais de folklore juridique. P., 1930; Saintyves P. Folklore juridique. P.,'1935; M a u-nier R. Introduction au folklore juridique. 1938; Le-roy M. La coutume ouvriere. P., 1913.

45 Эта гипотеза связана с концепцией Шурца о воз­растах (Schurz. Altersklassen und Mannerbunde. Berlin, 1902).

46 Подробнее об этом см.: Carbonnier J. Flexible droit. P., 1976, p. 85.

47 Этот вопрос не разобсуждался в литературе. См., напр.: Savatier R. Realisme et idealisme en droit civil d'aujord'hui. — «Etudes Ripert», 1950, t. 1, p. 75; Noirel. Le droit civil conternporain et les situations de fait. — «Re­vue trimestrille de droit civil», 1960, p. 456.

48 «Sondages», 1967, № 1, p. 37.

49 Ряд других примеров приведен в классической ра­боте: Leaute J. Eclipses et renaissances d'institution en droit civil. P., 1946.

50 См.: Levy-Bruhl H. Sociologie du droit, p. 31.

51 Представители этой точки зрения М. Мосс, Р. Бастид и др. См., напр.: «Annee sociologique», 1962, р. 256.

52 Укажем лишь на некоторые работы: Fried­man W. Law in a changing Society. 1960; Society and Law. Ed. Davis. 1962; Davy G. Droit et. changement social. — «Actes de III Congres international le sociologie», 1956, t. 1, p. 33.

53 См. напр.: Etudes Edouard Lambert, 1938; Zajtay. La reception des droils etrangers et le droit compare. — «Re­vue international de droit compare», 1957. p. 686; Gaude-met J. Les transferts de droits.— «Annee sociologique», 1976, p. 29; Papachristos A. C. La reception des droits prives etrangers comme phenomene de sociologie juri­dique. P., 1975.

a4 См.: Char nay J.-P. La vie musulmane en Algerie d'apres la jurisprudence de la premiere moitie du XX si-ecle. P., 1963.

14 Заказ № 1161

 

Глава третья



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.201.99.133 (0.025 с.)