Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Взгляд на право во французской политической и социальной литературе
Что объединяет столь непохожих друг на друга авторов, о которых пойдет речь? То, что они видели в праве нечто иное, чем совокупность текстов, и открыли в нем — хотя и сделали это лишь частично и фрагментарно — факторы политического и социального порядка. Таким путем спонтанно складывался эмбрион юридической социологии. Токвилль был выдающимся социологом благодаря своему сравнительному методу — сопоставлению США и Франции, а также технике исследования — личному наблюдению в процессе путешествий26. Но был ли он социологом права? Социологом публичного права, особенно конституционного, несомненно. Но это скорее политическая социология. Однако Токвилль интересовался семейным правом и правом наследования, а эти области с основанием можно рассматривать как весьма существенные для понимания жизни страны. В отличие от Токвилля Троплонг — первый председатель Кассационного суда — был специалистом по гражданскому праву. Как человек любопытный, он обращался и к проблемам, далеко отстоящим от цивилистической техники. Благодаря длинным предисловиям к различным комментариям Г'ражданского кодекса он приобрел в свое время репутацию философа права. Сегодня бы ему больше подошло именоваться социологом права, но, разумеется, социологом-любителем. Его социологические и этнологические догадки часто весьма проницательны (например, то, что он писал о положении должника по архаичным правовым системам) 27. 96 Гизо был государственным деятелем и одновременно историком. Его исторический метод опередил его время и включал в себя анализ экономики, нравов, ментальностей. Присутствовали в нем и элементы количественных измерений. Как и Маркс, Гизо верил в классовую борьбу. Но в отличие от Маркса он считал, что классовые антагонизмы благодаря воздействию определенных социологических факторов в конечном счете разрешатся к выгоде средних классов. Законодательство может быть зависимым от классовых антагонизмов, ибо законы детерминированы социальными факторами. Социологическую направленность его взглядов подтверждает проект, представленный им в 1830 году Луи-Филиппу о создании крупного этнографического музея, где были бы собраны со всего мира памятники и оставшиеся свидетельства нравов, обычаев гражданской жизни и войны. Примечательные образцы юридико-социологического подхода можно видеть в его «Курсе современной истории» (1820—182?,), где, во-первых, на основе сравнительного метода проводится параллель между нравами древних германцев и американских индейцев как народов, «достигших примерно одинакового уровня цивилизации», и, во-вторых, дана развернутая картина капитуляриев, начиная от эпохи Каролингов, в соотношении этих королевских указов с изменениями в состоянии общества.
Если быть социалистом, это уже значит быть и социологом, то Прудон был социологом. Прудон всячески поносил право и юристов. Он предсказывал крах Кодекса Наполеона. Но при этом он был как бы загипнотизирован правом, и в его работах есть то, из чего можно конструировать юридическую социологию. Прежде всего социологию частной собственности, созвучную знаменитой формуле «собственность — это кража». Но с еще большим основанием —• социологию семейного права, которая будет корректировать первую, если не противоречить ей. Ибо, осудив собственность в целом как расхищение прибавочной стоимости, произведенной общественным трудом, Прудон освящает семейную собственность, а вместе с ней наследование и даже завещание. Тот же патриархальный дух, в соответствии с которым Прудон защищал власть мужа bi семье и отрицал развод (он признавал лишь раздельной проживание супругов), привел его к требованию абсолютной свободы завещания28. Здесь Прудон уподоблялся. Заказ М 1161 97
Ле-Пле, которого, впрочем, он не любил. Известно, что Маркс не испытывал симпатий к консервативному социализму Прудона. ;'' • 7. К. МАРКС И ПЕРВЫЕ МАРКСИСТЫ ' - Марксизм создал социологию права, которую самым решительным образом противопоставил буржуазной юридической социологии. Мы поступим правильно, если ограничимся лишь несколькими общими замечаниями. Карл Маркс. В трудах Маркса имеется много конкретных высказываний о праве, порожденных изучением социальных реалий. Эти высказывания, разумеется, попадают в общий фонд юридической социологии. Они связаны с общей философией марксизма, но находятся как бы на втором плане и могут быть легко выделены из нее. В качестве примера можно указать на высказывания Маркса в его ранних произведениях о правовом положении женщины в различных обществах или его замечаниях об ипотечном кредите, сделанные на основе изучения французского и -английского опытов той эпохи29. Не обязательно быть марксистом, чтобы использовать эти стимулирующие гипотезы и исторические констатации для развития социологии брака, кредита Или аренды.
Но если у марксизма есть своя юридическая социология или, точнее, если он выступает как юридическая социология, то это связано с тремя фундаментальными и дополняющими друг друга положениями, а именно: исторический материализм, классовая борьба, отмирание государства. 1. Известно, что исторический материализм исходит из того, что история обусловлена процессом материального производства. Производительные силы (природные условия, средства и орудия производства, рабочая сила) — то есть экономические факторы — образуют инфраструктуру общества и детерминируют уровень сознания, идеи, идеологии, образующие надстройку. Право — это часть надстройки; следовательно, его история детерминирована развитием производственных отношений. Таким образом, у Юридической социологии марксизма три характерные черты;' 'эволюционизм, детерминизм, материализм. К этому следует добавить, что, обращаясь к правовым институтам, Ма-ртос выделял право собственности как концентрированное 'вираже-ние >любой правовой системы. • 2. Если бы право основывалось на однородной инфраструктуре, его развитие было бы гармонично и оно всегда олицетворяло бы тот мирный порядок, о котором писала оптимистическая философия права. Но инфраструктуру раздирают классовые конфликты, и это отражается в праве. Оно выражает интересы не всего общества в целом, а интересы и волю господствующего класса. В буржуазных обществах оно есть выражение капиталистического господства. В «Коммунистическом манифесте», обращаясь к буржуазии, Маркс писал: «Ваше право есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса» 30. Нет справедливости, которая была бы общей для всех социальных классов. Право — это инструмент меры, а его сущность — неравенство. Как это предполагали еще Монтескье и Руссо, право появляется вместе с неравным разделом земель и его существование связано с наличием частной собственности. Отсюда можно сделать вывод, что, строго говоря, семья, во всяком случае в части личных отношений, не попадает в сферу права. Когда революция приведет к власти диктатуру пролетариата, право как выражение классового господства может стать ее инструментом. Но не будет ли это переходным периодом? Логичен вывод о том, что исчезновение социальных классов, умиротворение человечества должны привести к такому праву, которое станет наконец выражением общего интереса. Однако здесь вступает в действие третье из перечисленных выше положений, а именно отмирание государства. 3. Полное коммунистическое общество будущего может обойтись без государства. Управление людьми будет заменено управлением вещами. Построение коммунизма должно сопровождаться постепенным исчезновением власти. Речь идет не об анархическом идеале, а о том, что порядок будет обеспечен силой разума. Возникнет строй без принуждения, без деления на тех, кто создает и применяет правила, с одной стороны, и тех, кто должен их выполнять — с другой. Другими словами, этот строй не будет правовым. Отмирание государства влечет за собой исчезновение права. Складывается впечатление, что Маркс, в какой-то мере возвращается к идее Лютера о том, что от права и юристов нельзя ожидать ничего хорошего.
7* 99 Марксисты. Некоторые последователи Маркса, восприняв его теорию права, внесли в нее дополнения и уточнения и даже модификации. Было разумно смягчить некоторые установки Маркса, которые сам он, несомненно, не толковал буквально. Вполне вероятно, что Маркс и не отрицал, что право в определенных пределах может воздействовать на экономический базис. Эту сторону взаимодействия юристы-марксисты стали охотно подчеркивать много лет спустя. 1. Фридрих Энгельс был, конечно, лицом значительно большим, чем просто учеником Маркса. Юридической социологии он оставил свою работу «Происхождение семьи, частной собственности и государства», которая самостоятельна во многих отношениях. Опираясь на этнологические исследования своего времени (и особенно на работу Л. Моргана «Древнее общество», 1877г.), Энгельс создал модель эволюционного развития, которая широко используется до сего времени. Показав, что правовые институты — это принципиально новое по сравнению с тем, что было в примитивных обществах, он делает вывод, что эти институты готовы к дальнейшим быстрым изменениям. Разумеется, эта модель развития не содержит какого-то точного измерителя быстроты правовой эволюции. 2. Специфичен вклад в марксистскую социологию права социал-демократа Карла Реннера. Его тезис, частично противоречащий положениям Маркса, состоит в том, что право (правовые институты) хотя и относится к надстройке, но по природе своей в какой-то мере неизменяемо и тем самым самостоятельно. Изменения в экономике могут поэтому не влечь за собой — во всяком случае, сразу же — изменений права. В качестве примера Реннер приводил собственность, какой она была в его время. Этот правовой институт по-прежнему был сконструирован как индивидуальное право, в то время как лежащий в его основе экономический феномен принял коллективные формы: сложились союзы капиталистов, которые господствовали над массой работников. Если, по Реннеру, движение экономики не отражается в праве, то и в обратном направлении происходит то же самое, то есть право не оказывает воздействия на экономику. Экономическое развитие происходит перед глазами закона, но не благодаря существованию закона. Не следует рассчитывать на то, что с помощью законодательного вмешательства можно сделать социализм реальностью31. Взгляды Реннера были направлены одно-
100 временно против философии права Р. Штаммлера, который видел в праве форму, обусловливающую экономическое и социальное содержание институтов, и против катедер-со-циализма или юридического социализма, представители которого рассчитывали прийти к социализму путем законодательных реформ. НИЦШЕ Его идеи не переставали привлекать к себе внимание. Они оказали влияние на нацистскую идеологию в гитлеровской Германии, а в 60-е годы — почти повсеместно на неоанархистскую волну. Связь ницшеанства с правом весьма фрагментарна и носит скорее философский, чем социологический характер. Чтобы увидеть то, что Ницше дал юридической социологии, стоит, пожалуй, сравнить его с Иерингом (труды которого Ницше использовал). У них одна и та же постановка проблемы: отношение права к жизни. У Иеринга это означало, что право — это часть жизни, что оно пронизано жизненной силой, для него «здоровое право — здоровое общество»; витализм Иеринга оптимистичен. В глазах Ницше, наоборот, право — это исключительное состояние в жизни, ибо в ней преобладают нарушения и насилия, деликты и деструкции. Любая всеобщая суверенная правовая система, ставящая целью подавить всякую борьбу, любая норма, признающая равными все воли, являются принципиальными антиподами жизни, носителями распада, симптомами усталости общества, дорогой, ведущей в небытие. Таким образом, ницшеанская оценка права весьма пессимистична. Право — это зло, поскольку стремление властно увековечить с его помощью существующее означает остановку жизни. Точно так же и государство для Ницше — зло, во всяком случае, государство, которое считает себя правовым, то есть либеральным и демократическим. В этой связи Ницше не скупится на экзальтированные поношения и пророчества. В работе «Человеческое, слишком человеческое» (1878) Ницше писал: «Право обладает силой и существует долгое время только благодаря вере, которую вкладывает в него рабский дух» 32. Подобные взгляды на право дополняет ницшеанская концепция договора. Под влиянием Р. Вагнера и «Нибе-лунгов» Ницше говорил о договоре как юридическом вы- 101 ражении героики, воли и верности. И тем не менее, как и Вагнер, он считал возможным разрыв договора, поскольку право — и это лейтмотив, пронизывающий взгляды Ницше,— не должно останавливать жизнь.
Проникнута аристократизмом и его теория брака. Ее-исходные постулаты — неравенство мужчин и женщин, их антагонизм. Творческая функция свойственна только природе мужчин. Только героям, только им, особенным, кто способен создать из союза двоих единство, доступен подлинный брак. Удел же других — обыкновенных людей — простое сожительство, причем с запрещением деторождения. Правда, Ницше из осторожности добавлял, что в конечном итоге эта проблема должна решаться индивидуально. Он не мог предположить, что его теория превратится в нормы права. Тем не менее идея ограничить брак по соображениям евгеники в один прекрасный день была использована нацистскими «нюрнбергскими законами». Быть может, самым ярким образом юридический пессимизм и нигилизм Ницше проявились в сфере уголовного права. В «Утренней заре» (1881) и «Происхождении морали» (1887) он детально рассмотрел классическое учени& о наказании (в особенности обоснование целей наказания) и пришел к выводу о его несостоятельности. Наказание, считал он, никогда не исправляло преступника. Оно лишь заставляло его быть более осторожным. Тем самым он становится еще хуже 33
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.017 с.) |