![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Юридическая социология в науке уголовного праваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В движении к юридической социологии уголовное право по сравнению с гражданским обладало преимуществом. Оно занималось таким значительным и распространенным явлением, как преступность, которое, будучи объектом правовой регламентации, наглядно подтверждало идею о том, что юридические явления объективны, поддаются количественному анализу и, следовательно, могут быть предметом социологического изучения. В конце XIX и начале XX века криминология оказывала особенно значительное влияние на социологов в том смысле, что прививала им вкус к юридической проблематике. Однако это влияние было далеко не однолинейным, ибо среди криминологов имелись существенные различия. Стало почти классическим называть в этой связи два имени, олицетворяющие две школы: Ферри и Тард. Эти авторы полярны, в частности, по тому, как к ним относился Дюркгейм. Ферри обладал для него притягательной силой (с оговорками в отношении метода), к Тарду, наоборот, он относился отрицательно. Итальянская школа Ферри. В известной итальянской ' «позитивной школе» не было ничего предрасполагающего к социологии. Ее глава — Ламброзо — известен тем, что искал основную причину преступности в органической и психической природе правонарушителя, т. е. в личностных факторах. Таким образом, его концепция была ориентирована на антропологию. Внимание широкой публики к этой школе привлекли и ее смелые выводы о связи преступности с физико-географическими факторами: климатом, временами года. Однако эти бросающиеся в глаза стороны учения школы не должны заслонять тот факт, что ею не остались незамеченными и социологические факторы, внимание к которым последовательно возрастало40. И здесь особую роль сыграл Ферри. Он был смелый социолог в том смысле, что настойчиво стремился определить устойчивые взаимосвязи преступности с обществом в целом41, о чем свидетельствует его известный закон «преступной насыщенности» 42. Чего же не хватало Ферри, чтобы стать социологом права? Должной оценки важности права и уголовно-правовой нормы. Это был недостаток не только Ферри, но и всей «позитивной школы». Очевидно, причина его кроется в стремлении искать «секрет» уголовного права по преимуществу в феномене преступности, не уделяя достаточного внимания той сфере, откуда идет карательная репрессия. Однако наличие социологии преступности не освобождает от необходимости социологии уголовного права. С позиции общей социологии Дюркгейм не придал большой значимости этой недооценке юридического. Зато он увидел в Ферри и в школе, которая стремилась быть позитивной, то, что представлялось ему социологически значимым: эволюционизм, детерминизм, черты материализма, идею статистических измерений, и все это в применении к фактам, которые, согласно господствовавшим доселе представлениям, соотносились лишь с вечной справедливостью и свободной индивидуальной волей.
Было бы искусственным утверждать, что в тот период существовала французская криминологическая школа. Против такого утверждения можно выдвинуть ряд оснований. В отличие от Италии, где «позитивная школа» имела солидный журнал, у французских криминологов не было органа, который мог бы их объединить. Изучая одну и ту же материю, французские криминологи в то же время существенно расходились в своих философских ориента-циях. Одни, как Лакассань, были ближе к Ферри43. А. Жо- 107 ли и Р. Салейль находились под сильным влиянием спиритуализма и индивидуализма. Первые шаги криминологии не находили поддержки на факультетах права, где в лице видных профессоров уголовного права Р. Гарро и особенно Э. Гарсона господствовала сухая, хотя и давшая ряд позитивных результатов, экзегетика. Французская школа. Тард. Если тем не менее ретроспективно и несколько искусственно представить себе по аналогии с итальянской французскую криминологическую школу начала нашего века, то ее характерная черта будет состоять в значительном внимании к психологии. Правда, при этом психология берется не столько в ее строго научном смысле, сколько в общем плане, как это было в традиции французских моралистов. Такой подход особенно отчетлив у Габриеля де Тарда, которому принесли широкую известность сформулированные им законы подражания44. И действительно, подражание — это важный фактор, помогающий понять многие явления. В сфере права с его помощью можно объяснить формирование обычая, а также и судебной практики. Тард видел это, поскольку был по профессии судьей. Оригинальность его подхода состояла в том, что он применил к юридическим материям анализ, идущий от социальной психологии45.
Очевидно, именно поэтому Дюркгейм, плохо представлявший себе возможности социальной психологии, упрекал Тарда в том, что тот свел социологию к ментальным явлениям, к межличностной психологии. Следует, однако, отметить, что, хотя Тард, несомненно, совершил ошибку, преувеличив значение своих законов и придав подражанию (правда, в сочетании с намерениями) универсальную роль, тем не менее он относил выдвинутые им положения лишь к предшествовавшему этапу развития общества. Близость Тарда к социологии была также связана с его интересом к лингвистике как системе, которую он сближал с правовой, а также — юридической статистике, которой он занимался в своей практической деятельности4б. Еще один вопрос, по которому Тард был вынужден защищаться от представителей дюркгеймовской социологии,— это его отношение к принципу эволюционизма. Тард не отрицал его, особенно эволюции права, которой посвятил свою во многом итоговую работу «Трансформации права» (в названии он, как мы видим, отказался от термина эволюция). Однако эволюция в представлении Тарда менее радикальна, менее механистична, чем в трактовке его 108
противников. Тард не был подвержен влиянию дарвинизма. Он полагал, что трансформации права совместимы с определенной и необходимой устойчивостью черт и свойств юридической материи. При этом имелось в виду не трансцендентальное естественное право, а нечто вроде биологического ядра, составляющего основу наследственности. Кроме того, по мнению Тарда, трансформации происходят не слепо, а представляют собой избирательный процесс; они отмечены «значительным и комплексным воздействием социальной логики», а каналом этого воздействия является подражание. Подобным взглядам способствовало, в частности, то, что в отличие от других сфер социальной эволюции в правовом развитии решающую роль играет законодательная деятельность, одна из особенностей которой состоит в том, что она выражается в волевых актах. Концепция Тарда предвосхитила в некоторых вопросах гипотезы современной социологии права. Таково его положение о том, что трансформации права происходят скорее путем бурных мутаций, чем безболезненного развития. Или же его положение о том, что трансформации могут происходить путем подражания, заимствования одним обществом у другого, юридической аккультурации. ЭРЛИХ Многие австрийского юриста Е. Эрлиха считают подлинным основателем социологии права. И не столько потому, что его фундаментальная работа называется «Основание социологии права», сколько исходя из кредо, изложенного автором в кратком предисловии к этой книге. Воспроизведем эти строки: «Центр тяжести развития права в наше время, как и во все времена, — не в законодательстве, не в юриспруденции, не в судебной практике, а в самом обществе» 47. Возникает тем не менее вопрос: отвечает ли содержание книги этому программному тезису? По этому поводу выражались сомнения. Высказывалось мнение, что концепция Эрлиха — это скорее социологическая юриспруденция в американском смысле (о чем ниже) или, еще точнее, учение о свободном праве в немецком смысле (короче — метод толкования позитивного права), а не подлинная социология права, которая должна быть ориентирована на эмпирические исследования. И действительно, Эрлих проявлял большой интерес к роли судей, их
109 правотворческой власти48. Он полагал, что логическую дедукцию, идущую от текста нормы, следует заменить индукцией, основанной на социальных данных, и даже интуитивном чувстве справедливости. (В тот период был в моде интуитивизм Бергсона, и отголосок этого учения слышен в учении школы свободного права.) Однако такой подход Эрлих фактически распространил лишь на те случаи, когда требовалось восполнить пробел в праве. При наличии же нормы подход Эрлиха к ней отражал скорее желание уважать волю законодателя. Аналогичная позиция была и у других юристов, современников Эрлиха. Во Франции нечто подобное защищало движение свободного научного поиска права, представленное Жени. Однако у Эрлиха было оригинальным то, что он связал свой метод с социологией и рассматривал его как прикладную социологию. Возможно, здесь он ошибался, на чем мы еще остановимся ниже. Однако ошибка в способе применения не есть основание подвергать сомнению принципиальные позиции, носившие юридико-социологический характер. Эрлих настаивал на той весьма значимой для юридической социологии идее, что существует спонтанный, независимый от формально действующего права социальный порядок, который образуется путем взаимного согласования индивидуальных или коллективных воль. Конечно, возникают конфликты. Однако по большей части они решаются не обращением к абстрактным нормам, а оценкой конкретных обстоятельств самими заинтересованными лицами, избранными ими арбитрами или судьями. Эрлих не предлагает судьям никаких новых рецептов толкования. Он лишь констатирует с социологических позиций старое, но весьма живучее явление — решение по справедливости. Конечно, существуют некоторые споры, для решения которых абсолютно необходимы абстрактные правовые нормы, издаваемые государством. Такие нормы существуют, но они не более чем пена на поверхности воды. С этой общей схемой юридического плюрализма были связаны и другие, хотя и менее разработанные, социологические положения Эрлиха, например о различии права и нравов, о неэффективности нормы. Это были не умозрительные концепции; они основывались на реальных фактах. Правда, здесь возможно возражение, что это были уже известные факты, тогда как задачей динамической социологии является сбор новых фактов. Однако и такой подход
110 не был чужд Эрлиху. Он отчетливо видел пользу полевых исследований для изучения такого юридического явления, как обычай, и даже пытался разработать их методику. Он занимался и социологическим анализом судебной практики высших инстанций49, а также договоров, и этот анализ был весьма реалистичен. Эрлих стремился показать то, что он называл живым правом и считал ключевым понятием. Не случайно в университете он создал семинар живого права. Правда, с этим понятием был связан и определенный риск. У эпигонов школы увлечение им привело к забвению того, что правовые формы (например, законодательство) и внутренняя логика права — это тоже живые явления, нуждающиеся в социологическом рассмотрении. Юридическая социология не должна ограничиваться только тем, что называют «живым» или «реальным» правом. Некоторые обстоятельства жизни Эрлиха позволяют многое объяснить в его взглядах. Он был специалистом по римскому праву. Отсюда широкий историзм его социологического метода. Но как это было принято в немецких университетах, преподавание римского права Эрлих совмещал с преподаванием современного права, и отсюда его работы по гражданскому праву — о правоспособности, молчаливом волеизъявлении. Ученый-приватист многое выигрывает от того, что его социологические выводы основываются на примере конкретных институтов, а не ориентированы только на политическую социологию. Эрлих был профессором в Черновцах на Буковине. Это прекрасное место для социологических наблюдений. Здесь был как бы перекресток разных национальностей, обычаи которых, мало затронутые Австрийским гражданским кодексом, образовывали вместе с ним такую мозаику норм, которая способствовала плюралистической гипотезе. При подготовке проекта исследования обычаев Эрлих мог опереться на модель Савиньи, созданную для изучения обычаев Словении (вопросник состоял из 800 пунктов). Но если место было подходящим для наблюдений, то о времени этого сказать нельзя. «Основания социологии права» вышли в свет в 1913 году, и события последующих лет помешали распространению книги. Она никогда не была переведена на французский язык, а на английский лишь в 1933 году в США. Р. Паунд в своем предисловии представил ее таким образом, что многие читатели обратили внимание во взглядах Эрлиха лишь на то, что было близко американской социологической юриспруденции. 111
4. ПЕТРАЖИЦКИЙ И ГУРВИЧ Может показаться странным соединение в данном подразделе автора, который никогда не переводился на французский язык, и автора, писавшего по-французски. Лев Петражицкий родился в Польше и кончил там свою жизнь. Жорж Гурвич нашел во Франции родину, и здесь протекала его научная карьера. Но оба они были русской формации. Кроме того, Гурвич — ученик Петражицкого; он многим ему обязан и отдал ему дань уважения50. Наиболее тесно оба эти имени соединяет теория правового плюрализма. Во Франции она получила известность благодаря Гурвичу, но во многом шла от Петражицкого (и конечно, от Эрлиха). Петражицкий, пожалуй, вкладывал в понятие плюрализма более широкое содержание. Как специалист в области частного права, о,н уделял особое внимание межличностным отношениям и иллюстрировал понятие плюрализма такими красочными, миниатюрными примерами, лежащими на грани инфраюридическо-го, как правила игр, спортивные правила, законы среды, правила поведения детей, взаимоотношений друзей, любовников и т. д. Так появлялись разные системы норм, которые конкурировали с общей правовой системой — официальным правом.
Плюрализм у Гурвича, тяготевшего к публичному праву, более высокого уровня. Гурвич характеризовал его как равновесие (или, наоборот, состояние напряженности) между антагонистическими социально-политическими силами. С одной стороны — централизующее государство, сперва монархическое, затем республиканское. С другой стороны — феодальные силы и церковь, позднее корпорации, а затем и профсоюзы. Плюрализм Гурвича имеет политическую и антиэтатистскую окраску. Первых читателей Петражицкого особенно привлекали психологические аспекты его работ. В нем видели представителя психологической школы права, а не социолога права. Петражицкий трактовал право как явление сознания, и к тому же как явление аффективное, результат эмоций. Действие одного лица вызывает у воспринимающего или притягательные, или, наоборот, отталкивающие эмоции. Происходит эмоционально-интуитивная оценка этого действия. Это нормативная оценка, но она может быть как моральной, так и правовой. На чем основывается различие? Мораль имеет тенденцию порождать чувство 112 подчинения, право же создает чувство требования, притязания. Поэтому право важнее морали. Право не только императивно, но и атрибутивно. Таким образом, Петражицкий — и это одна из оригинальных черт его учения — охарактеризовал право, не прибегая к такому традиционному критерию, как государственная санкция. Гурвич также допускает, что право может обойтись без государства. Однако у него меньше субъективизма чем у Петражицкого. По его концепции, юридическое рождается в недрах различного рода человеческих сообществ и представляет собой явление коллективное. Юридическое возникает также и из глубин данного общества, взятого в целом, но это общество не тождественно государству. Нетрудно увидеть, под чьим влиянием возникла эта концепция: в ее социологической части — это Эрлих, в части политической — Прудон. Оба автора вызывали восхищение Гурвича. Право для него — факт, хотя и нормативный фант. Концепция юридической спонтанности вновь привлекла к себе внимание после 1968 года. Это особенно ощутимо в сфере, которую Гурвич называл социальным правом, противопоставляя его индивидуальному праву. В определенный период он считал это противопоставление основополагающим и в 1932 году посвятил ему две книги: «Идея социального права» и «Наше время и идея социального права»51. Социальное право (представленное главным образом трудовым правом и международным правом) — это право интеграции, общности, сотрудничества. Оно антиие-рархично, трансперсонально, основано на доверии,в то время как атмосфере индивидуального права свойственно, наоборот, недоверие. Отметим, что Гурвич мыслит сложно. Его тяжеловесная манера изложения часто отталкивала юристов, что в свою очередь мешало развитию социологии права. ЮРИДИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ НА ФРАНЦУЗСКИХ ФАКУЛЬТЕТАХ ПРАВА Неверно было бы думать, что социология права сразу нашла свое место на этих факультетах. На самом деле это был медленный процесс, и проходил он не как развитие специализированного преподавания этого предмета, а лишь благодаря вниманию к социологии, которое проявляли отдельные профессора. Вот почему социологические исследования на факультетах велись в различных, мало связанных между собой направлениях. Социологические идеи пользовались вначале наиболь- Заказ № 1161 113 шей симпатией у представителей смежных, вспомогательных правовых дисциплин — истории права и сравнительного права. И это вполне закономерно, ибо знакомство со сравнительным методом давало профессиональную убежденность в изменяемости и относительности права. Кроме того, именно ученые, представлявшие эти дисциплины, были в большей мере связаны с теми зарубежными странами, где юридический догматизм был слабее. Известный компаративист Эдуард Ламбер заявил, что развиваемая им концепция сравнительного права является в высшей мере социологичной. Была ли она на самом деле таковой? Да, в той мере, в какой придавала эффективности применения норм права такое внимание, с которым в то время трудно было встретиться в преподавании. Она была социологична еще и потому, что к двум классическим источникам — закону и судебной практике, — на которых строились все выводы цивилистов, она добавила еще два, трактовавшиеся как более близкие к жизни и реальности. Этими двумя новыми источниками, «матрицами права», как их называли, были: административная практика как фактор, участвующий в развитии частного права, и корпоративные обычаи, в особенности в области международной торговли. Можно, однако, сказать, что юридическая социология Ламбера была скорее социологией документов, чем социологией полевых исследований. Проблема реализации права рассматривалась главным образом с позиции правоприменителя, а не последствий в реальной жизни широких масс населения52. Историки права более свободно контактировали с социологией благодаря этнологии, изучению примитивных правовых систем, как, например, законов XII таблиц или варварских законов. Здесь проложил дорогу еще Иеринг. Дюркгеймовские схемы эволюции, гипотезы Люсьена Леви-Брюля о примитивной ментальности без большого труда были затем перенесены в сферу права. Назовем в этой связи имена П.-Ф. Жирара (которому Эрлих посвятил «Основание социологии права»), Ювелина (искавшего в магических представлениях начало юридических обязательств) 53, Жоббе-Дюваля54 и, наконец, уже упоминавшегося Анри Леви-Брюля, который не ограничился социологической интерпретацией древнего римского права, а посвятил все свои труды и всю свою жизнь утверждению юридической социологии в самом широком ее значении. 114 Не будем забывать и экономистов, которые ощущали свою близость к социологии благодаря характеру изучаемых явлений. Поскольку в те времена экономика преподавалась на факультетах права, экономисты нередко ощущали потребность перебросить мост между этими двумя дисциплинами. Нет поэтому ничего удивительного, что «Курс общей социологии» В. Парето — главы так называемой Лозаннской школы — содержал ряд важных юри-дико-социологических положений55. Другой экономист, Р. Монье, еще более непосредственно занимался социологией права. Правда, он делал это на основе колониального права, то есть через этнологию. Он одним из первых описал случаи юридической аккультурации, отмеченной противоборством местного права и права колонизаторов56. Менее всего социология ощущалась в догматических дисциплинах, особенно в гражданском праве, где считалось, что кодификация не нуждается в какой-либо экспериментальной проверке. Лишь тогда, когда ГраждансЕшй кодекс в достаточной мере постарел (осознанию этого факта помог его столетний юбилей), у цивилистов появилось чувство необходимости перемен, что обещало и сдвиг в социологическом плане. Некоторые из авторов пришли к этому под влиянием социалистических идей, отвергавших идеологические установки, с которыми идентифицировался Кодекс, — индивидуализм, либерализм, капитализм. В этой связи должен быть назван Максим Леруа5Т. Другие авторы констатировали устарелость Кодекса с более умеренных, реформистских позиций. Они подчеркивали неприменимость текстов 1804 года к новым потребностям общества, ставшего из аграрного индустриальным, одобряли начавшийся процесс приспособления права к изменяющимся условиям с помощью новых законов и переориентации судебной практики. В гражданско-правовой доктрине появился литературный жанр, который можно назвать эволюционистским. В разных стилях описывались трансформации частного права с момента появления Кодекса Наполеона. Эти широкие полотна по необходимости содержали социологические подходы. Однако это была описательная социология, основанная на впечатлениях. Она рассматривала правовые явления лишь сквозь призму формальных источников права и даже не пыталась дополнить такой подход количественными методами. Поскольку социология использовалась только для анализа трансформаций права, то их объ- 8*
ем и быстрота оказались преувеличенными. Произошло это потому, что оставались неучтенными сопротивление изменениям, неэффективность ряда реформ, несовершенство судебной и арбитражной статистики58. С такого же рода однолинейным эволюционизмом, но в области публичного права мы встречаемся у Леона Дюги. Однако здесь этот эволюционизм был следствием более непосредственной и широкой социологической ориентации59. Дюги многим обязан Дюркгейму. (Например, его теория социальной солидарности с очевидностью вытекает из уже упоминавшейся работы Дюркгейма «О разделении общественного труда».) Увлеченный правилом объективности, Дюги сделал попытку 'распространить его на право, понимаемое, однако, по-прежнему как догматическое. Дюги стремился изгнать из права все «субъективное». Однако отказ от субъективного права не мог помочь проникновению социологии в право. Более того, субъективное право само является объективно наблюдаемым юридическим явлением. По правде говоря, Дюги был слишком властной личностью, чтобы надолго связывать себя бременем социологической методики. Его соперник в области публичного права Морис Ориу также имел склонность к социологии. Однако был момент, когда Ориу отвернулся от нее, поскольку те, кто представлял бурно развивавшуюся в то время социологию, были враждебны к некоторым этическим и религиозным принципам, которыми Ориу весьма дорожил. Если судить об Ориу по таким его работам, как «Традиционная социальная наука» 60, где подчеркивается особая роль традиции в жизни общества, его социологическая ориентация окажется куда ближе к Тарду и даже Ле-Пле, чем к Дюркейму. Но если вспомнить о том, как ярко Ориу писал об институтах, то ему охотно будет представлено место среди социологов права. Его институционная теория содержит много моментов, полезных для социологии общественных групп. Но все это — результаты высокой теории, а не эмпирического исследования. Чтобы завершить обзор французских юристов-социологов, рассмотрим трех представителей частного права, которых можно объединить в одну группу лишь по единственному признаку: все они в свое время не получили достаточного признания, во всяком случае, как социологи. 1. Социология Жана Крюе. Он был адвокатом, а не профессором; умер молодым и был вскоре забыт. Его со- 116 циология права сформулирована в небольшом труде под многозначительным названием «Жизнь права и бессилие-законов» (1908) 61. Его концепция не была новой в плане противопоставления формальных и реальных источников права. Об этом ранее писал Жени. Однако Крюе пошел значительно дальше в исследовании этих реальных, рождающих право источников. Его общая гипотеза, сформулированная до Эрлиха, состояла в том, что право складывается спонтанно в недрах общества. Исходя из этого, он социологически выделил такое явление, как неэффективность (неудача) закона, предвосхитив тем самым возможности социологии законодательства. К этим выводам он пришел самостоятельным путем, хотя, разумеется, и опирался на социологов, причем больше на Тарда, чем на Дюркгейма. 2. Социология Эммануэля Леви. Благодаря своей книге «Социалистическое видение права» (1927) он более-известен как социалист, а не как социолог62. Тем не менее он был социологом и примыкал к школе Дюркгейма, отличаясь, впрочем, от нее субъективизмом и идеализмом. Оригинальность его юридико-социологической концепции в том, что она выдержана в плане социальной психологии и делает ударение на роль верований. Известна его формула «вера создает право». Юридико-техническое обоснование этой формулы вдет от функции категории добросовестности в гражданском праве. 3. Социология Жоржа Рипера. Этот автор никогда не-выказывал склонность к социологии, но его отношение к праву было всегда настолько трезвым, что во многом оно не могло не оказаться социологичным. Есть ряд проблем, анализ которых, данный Рипером, был, возможно неожиданно для самого автора, подлинно социологическим. Укажем такие проблемы, как «наследование законов»; силы, ведущие к консерватизму в праве; группы давления; рецепция; неприятие законов социальным корпусом63.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.7.5 (0.013 с.) |