Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Множественность нормативных систем и явления межнормативности
Не только нормы права регулируют жизнь человека в обществе. Здесь действуют и другие нормативные системы, и действуют зачастую даже лучше, чем право, что и подчеркивает теория нормативного плюрализма (которую не следует смешивать с теорией правового плюрализма). Может показаться, что неюридические нормы по своей природе не попадают в сферу социологии права. Однако они настолько тесно связаны с правом, конкурируя с ним и дополняя его, а их анализ по аналогии столь полезен и для изучения собственно юридических явлений, что наша дисциплина не может пройти мимо них. Социология права призвана быть нормологией в широком плане, а не тольк(узкой наукой о правовых нормах. Юристы всегда обращали особое внимание на разграничение права и морали. «Не все, что правомерно, благородно» («Non omne quod licet honestum est») —эта максима римского нхриста Павла была воспринята «Дигеста-ми» в качестве нормы. Когда современные авторы обращаются к соотношению права и морали 16, они думают лишь о роли морали в сфере права. Но имеет смысл и обратная постановка вопроса: а не может ли право войти в святилище морали и в конечном итоге заменить ее? В социалистических странах распространен тезис, согласно которому право может способствовать моральному воспитанию населения 17. Однако это не только марксистский тезис. Его истоки можно увидеть в учении о законе греческих философов, позднее в легалистской идеологии 11 Заказ № 1161 161 якобинцев. Во Франции подобная идей имела хождение в первый период Третьей республики, и философ Андре Марсерон в книге, изданной в канун первой мировой войны, развил ее в целую теорию, согласно которой у морали нет иной цели, кроме как научить легко п свободно следовать законам страны '8. Еще Монтескье четко показал различие между правом и нравами в строгом смысле этого слова («О духе законов», книга восемнадцатая, глава XIII). Здесь он предвосхитил Маркса, пбо полагал, что право возникает вместе с собственностью. Ранее же существовали только обычаи и нравы. В юридической литературе обычно констатируют различие права и нравов и ограничиваются этим. Нравы остаются в тени, хотя более внимательный взгляд мог бы обнаружить среди них разнообразные явления. Это сделал В. Самнер, выделив понятие повседневных народных обыкновений — folkways 1Э. Одновременно с ним представитель догматической юриспруденции Перро составил перечень случаев, когда такого рода обыкновения находили отражение (разумеется, он не называл их folkways) в позитивном французском праве. Его статья носила название «Вежливость, любезность и обыкновения перед судебной практикой» 20. Уже тот факт, что эти явления могли стать поводом для судебного разбирательства, убедительно свидетельствует, что признак соблюдения интересов другого лица свойственен и обыкновениям.
К иному выводу пришел Амброзетти21. On сравнивает социальные неюридические обыкновения с наиболее близкой с ними по внешнему виду нормой нрава, а именно неписаной нормой, правовым обычаем. Первые, по мнению Амброзетти, характеризуются отсутствием санкций. Однако такое толкование по меньшей мере спорно. Обыкновения, приводимые автором в качестве примеров, — правила вежливости, рыцарства и т. п.,— будучи стереотипами поведения определенной группы, как раз достаточно обязательны, в то время как, например, договорное право, предстает перед нами как сфера свободы. Параллель между правом и неюридическими обычаями наглядна; их внешнее сходство бросается в глаза. Из-за этого социология права не видела за обычаями и нравами других нормативных систем. А они есть. Кроме права и нравов, нашу жизнь регламентирует немало других норм, хотя мы и не воспринимаем их таковыми. Это правила 162 гигиены и терапии, система мер и весов, порядок деятельности магазинов и учреждений. Все эти нормы — продукты цивилизации. Однако нормативность может быть скрыта и в более глубоких пластах, за квазиавтоматизмом большинства человеческих действий. Язык — это тоже нормативная система, и, даже не зная языковых правил, мы следуем им. Упомянем также всеобщие и, во всяком случае, наднациональные нормы, определяющие то, что Мосс называл техникой телодвижений, — например, стереотипы жестикуляции, которые кажутся интуитивными, но в действительности незаметным образом регламентированы. Между правом и другими нормативными системами возникают и прекращаются взаимосвязи, переплетения, конфликты. Мы называем эти ситуации явлениями межнормативности.
Некоторые из этих явлений носят эволюционный, динамический характер, как, например, то усиливавшееся, то, наоборот, ослабевавшее в ходе истории взаимопроникновение права и морали. Другие межнормативные явления более статичны. Весьма часто один и тот же вид поведения подчинен воздействию ряда нормативных систем. В таком положении находится, например, брак по отношению к праву, религии и нравам. В ряде случаев подобное одновременное подчинение не встречает затруднений. Так, процедура заключения брака в мэрии определена нормой права, а принятие женой фамилии мужа порождено обычаем, нравами. Нередко, однако, допуская совместные действия нескольких нормативных систем, право сохраняет за собой первенство. Во Франции возможно сочетание гражданского и религиозного брака, правовой нормы и нормы религиозной, но эта последняя должна удовольствоваться вторым местом. В других случаях появляется нечто вроде коллизионной нормы (как в международном частном праве), которая возвышается над конфликтующими нормативными системами, определяет в данном конкретном случае разумную сферу их компетенции. Среди мер, которые суд может применить к малолетнему правонарушителю, Ордонанс от 2 февраля 1945 года (ст. 15 и 16) предусматривает его передачу родителям. Ордонанс квалифицирует эту меру как благотворительную и воспитательную (ст. 2), однако стыдливо умалчивает о том, как же должна семья встретить малолетнего правонарушителя. Более откровенен швейцарский Уголовный кодекс, который устанавливает, что малолетний правона- И* 163 рушитель передается отцу и матери для того, чтобы они сами соответствующим образом наказали его. Таким образом, нормативная компетенция распределена между правом и нравами, между социальным порядком и семейным порядком. Конфликт норм может выступать и в форме конфликта представлений о долге в психике лица. В этой связи можно вспомнить то, что в гражданском праве называют натуральными обязательствами. В этих случаях норма права освобождает должника от уплаты долга, а норма морали требует, чтобы он сделал это. Межнормативная норма (в ее качестве выступает статья 1235 Гражданского кодекса) в целях решения этого конфликта соответственно распределяет компетенцию: платить или не платить долг — определяется моральными установками, но в отношении исполненного натурального обязательства обратное истребование не допускается. ПОИСК КРИТЕРИЯ ПРАВОВОГО Вывод о том, что в современных обществах сосуществуют две системы норм — юридические нормы и все остальные неюридические социальные нормы, требует найти разграничительный критерий. Поскольку в общей массе норм юридические нормы обладают особой спецификой, следует прежде всего искать то, что является отличительным признаком правового. Сказанное позволяет нам отказаться от теоретически допустимого критерия, в соответствии с которым специфику юридического нужно искать в материальном объекте нормы. Мы видели, что в разные эпохи одинаковые виды поведения оказывались в ведении разных нормативных систем. Поэтому мы не можем предполагать, что уже по самой своей природе одни виды поведения должны быть отнесены априори к сфере юридического, а другие — социального неправового. «Не убий» — может звучать равным образом и как религиозная заповедь, и как моральный императив, и как норма права. Запрещение курить в метрополитене — юридического происхождения, но равным' образом оно идет от правил вежливости, а также гигиены. Таким образом, юридическое не связано заранее с определенной сферой общественных отношений — это извне приходящее качество, которое может быть придано любому общественному отношению. Где же в таком случае искать различие между юридическим и социальным неправовым?
164 Существуют две (если игнорировать нюансы) основные теории. Если представить себе нечто вроде потока, где однажды сформулированная норма как бы плывет вниз по течению к своему применению, то обе эти теории ищут критерий именно в низовьях, то есть в сфере применения, реализации. Но для одной из этих теорий таким критерием является принуждение, с помощью которого реализуют нормы, а для другой — порядок рассмотрения, при котором.нормы могут и не быть применены. Как и при поиске других дефиниций, мы и в данном случае сталкиваемся с такими трудностями, которые приводят нередко к выводу о необходимости вообще отказаться от попыток решения проблемы. А. Хобель сравнивал их с «поиском Грааля» 22. С иных позиций автор марксистской ориентации констатировал «тупик в поисках дефиниции права» 23. Трудность связана с тем, что ищут критерий, который равным образом был бы применим и к архаическим, и к развитым обществам. Правда, в этих последних государство, как бы предшествующее праву, само определяет, что имеет силу закона. Этот критерий подкупает своей бюрократической (если не сказать, детской) простотой. Однако он не достоин социологии. Что касается архаических обществ, то им вряд ли известно принятое у нас различие юридических и неюридических обычаев: они живут в еще недифференцированной нормативной сфере. Юридическая социология не достигнет успеха в поисках критерия правового, не обзаведясь необходимым понятийным инструментарием.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.239.195 (0.006 с.) |