НЕМЕЦКАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ : ВЕБЕР И ГЕЙГЕР



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

НЕМЕЦКАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ : ВЕБЕР И ГЕЙГЕР



Оба этих автора смело могут быть названы социолога­ми права, хотя сфера их деятельности значительно шире. Макс Вебер весьма высоко котируется в науке. Теодор Гейгер — фигура меньшего масштаба, но его авторитет

117

 

.растет. Они представляют два следующих друг за другом поколения, и взгляды одного находятся в преемственной •связи со взглядами другого и подвержены их влиянию.

Макс Вебер благодаря своей широкой культуре стал заметным явлением во многих общественных дисциплинах одновременно. Как представитель экономической истории он известен своей гипотезой о происхождении капитализ­ма из протестантской этики (а точнее — посткальвиниз­ма). Эта гипотеза дискутируется и поныне. Как предста­витель общей социологии он создал так называемую «понимающую социологию» и учение об «идеальных типах».

Свой богатый междисциплинарный опыт Вебер исполь­зовал при разработке своей социологии права. Она изло­жена в его главном труде «Хозяйство и общество» (1922) и занимает в нем одну обширную главу64. Никто не под­черкнул так отчетливо, как он, автономность новой дис­циплины. Вебер стремился выявить сущность правового, противопоставляя его нравам и морали. При этом он столк­нулся с понятием, ставшим для него главным. Это поня­тие—«правовой персонал», то есть все те представители общества — руководитель, судья, юрист и т. д., — которые выдвинуты обществом, чтобы обеспечить соблюдение опре­деленных норм и применить санкцию при их нарушении. Уже одно наличие правового персонала придает юридиче­ский характер нормам, соблюдение которых он призван обеспечить. В ходе исторического развития правовой пер-^ содал выступал в разных ипостасях. В целом (абстраги­руясь от наслоений и пережитков) развитие шло оу ирра­ционального типа правового персонала в ранних общест­вах (харизматический вождь, кади) к рациональному типу в современных обществах (управляющий-технократ, обра­зованный юрист). Капиталистическое общество, по Вебе-ру, требует рациональности права. Можно говорить о законе М. Вебера, звучащем следующим образом: про­грессивное развитие права идет в направлении его рацио­нализации,- ^которая включает все возрастающую специа­лизацию и бюрократизацию. Закон этот использовали как обоснование безудержного роста числа нормативных актов, что изображалось как требование прогресса.

По мнению некоторых авторов, майские события 1968 года во Франции нанесли удар по этому закону и свидетельствуют о том, что взял реванш тезис Эрлиха о спонтанности, a i^e тезис о рациональности правового раз-

418

вития. Влияние Вебера весьма значительно не только в. странах немецкого языка, но и в США и Японии. Во^ Франции его теория встретилась с препятствием двоякого рода: многим социологам в ней не хватало марксизма, а многим юристам —• ясности.

Теодор Гейгер внес важный вклад в общую социоло­гию, но в юридической социологии он еще более заметен (очевидно, потому, что здесь меньше конкуренция). Свое учение он назвал социологический правовой реализм. Из­вестна его книга «Начала социологии права». Правда, при первом ее чтении это название несколько удивляет. В кни­ге очень много философско-правового материала: о сущ­ности правовой нормы, о различии права и морали, права и власти65. Впечатление, что данное учение относится скорее к абстрактной социологии, усугубляется еще и тем, что автор широко пользуется алгебраической символикой. Это раздражает читателя, не склонного к математике, и кажется ему ненужной игрой. Тем не менее следует при­знать, что такая формализация может представлять педа­гогическую ценность, так как позволяет путем сравнения формул выявить связи между описываемыми явлениями.

Действительный реализм Гейгера состоит в том, что, отбросив предустановленные идеи, связанные с позити­вистской или естественно-правовой трактовкой права, он-стремится опереться на факты, взятые у этнологии, исто­рии, современной юридической практики. Им глубоко про­анализированы многие частные проблемы — психологиче­ский генезис обычая, измерение эффективности, раскол морали в индустриальных обществах и т. п. Возможно, что эти частности в большей мере, чем сама система, способ­ствовали тому, что труд Гейгера в конце концов получил признание, которое он заслуживал.

С приходам к власти Гитлера Гейгер эмигрировал в Да­нию и даже получил датское гражданство. Это объясняет, почему первое издание книги «Начала социологии права» вышло в Копенгагене. Пребывание в Дании отразилось в-учении Гейгера, ибо здесь он встретился со «скандинав­ским реализмом» — Уппсальской школой права. При неко­тором совпадении позиции социологии права и «сканди­навского реализма» (в особенности в том виде, как он вы­ражен в книге К. Оливекрона «Право как факт») методы этих направлений были различны, ибо у «реалистов» пре­обладали логический и дедуктивный методы. Отсюда поле­мика Гейгера с датским «реалистом» А. Россом.

ПЗ -



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.38.244 (0.004 с.)