О криминализации экоцида как международного преступления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О криминализации экоцида как международного преступления



В настоящее время актуальной становится проблема сосуществования человека и природы. Достижение гармонии взаимодействия между человечеством и природной средой нуждается в правовом регулировании, а соответственно и во всеобщем признании необходимости установления юридической ответственности на международном уровне за экоцид, как международное преступление против мира и безопасности человечества.

Актуальность данной темы обусловлена нарушением и значительным ухудшением экологической безопасности на международном и национальных уровнях, а также осуществлением определенной деятельности некоторых государств, увеличением количества правонарушений против человечества и против экологии.

Рассмотрим понятия «международные преступления» и «преступления против мира и безопасности человечества». Под международными преступлениями понимают преступления особой общественной опасности, выражающиеся в нарушении установленных международных стандартов в области защиты прав человека, международных норм и условий международных договоров, влекущие индивидуальную уголовную ответственность виновных лиц. Под преступлениями против мира и безопасности человечества понимают общественно опасные деяния, посягающие на мирное сосуществование и развитие государств, безопасность международного мира и человечества в целом, общественный порядок и конституционный строй конкретного государства [1, с. 99].

Исходя из вышеизложенного, преступления против мира и безопасности человечества являются составной частью международных преступлений, уголовная ответственность за нарушение которых предусматривается национальным законодательством и имеет основополагающее значение в вопросах обеспечения международной безопасности.

Уголовный Кодекс Российской Федерации (далее – РФ) предусматривает уголовную ответственность за экоцид (ст. 358), как один из видов преступлений против мира и безопасности человечества.

Рассмотрев перечень уголовно-наказуемых деяний, входящих группу преступлений против мира и безопасности человечества, можно сделать вывод о том, что экоцид является международным преступлением. Преступления против мира и безопасности человечества имеют большую общественную опасность, т.к. посягательства направлены на общественный порядок и создают угрозу жизни населения, а также данные преступления характеризуются двойственной природой, т.е. составы данных преступлений можно отнести как к формальным, так и к материальным составам, например, ведение агрессивной войны, применение оружия массового поражения, уничтожение, которые означают действия и последствия этих действий [2, с. 152].

Переходим к рассмотрению сотрудничества государств и международных организаций на международном уровне с целью криминализации экоцида как преступления против мира и безопасности человечества. Международное сотрудничество по борьбе с правонарушениями, наносящими ущерб окружающей среде, предполагает различные формы взаимодействия государств и международных организаций с целью недопущения нанесения непоправимого вреда природной среде и человечеству в целом. Так, наиболее эффективным средством взаимодействия является создание нормативных актов и выработка рекомендаций по отдельным вопросам.

Основными международными актами по охране окружающей среды и противодействию экологическим правонарушениям являются:

· Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью от 29.11.1969 г., принятая в Брюсселе.

· Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду от 10.12.1976 г., принятая в Женеве.

· Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния от 13.11.1979 г., принятая в Женеве.

· Всемирная Хартия природы от 28.10.1982 г., принятая в Рио-де-Жанейро.

· Конвенция о защите окружающей среды посредством уголовного законодательства от 4.11.1998 г., принятая в Страсбурге и другие.

Рассмотрев основные международные акты, важно отметить, что наличие соглашений на международном уровне выступает необходимым элементом взаимодействия государств и международных организаций в сфере противодействия причинения вреда окружающей среде. Однако, не все нормы перечисленных международных актов добросовестно исполняются государствами, что связано с лоббирование интересов конкретных государств, которые не беспокоятся о безопасности всего человечества, что осложняет эффективную борьбу с преступлениями против окружающей среды. Также отсутствие эффективного механизма на международном уровне, который имел бы обязательный и универсальный характер в вопросах регулирования и регламентации отношений, возникающих в сфере охраны окружающей среды, для субъектов международного права

Экоцид для законодательства РФ и ДНР новый состав, который совершается не часто в сравнении с иными преступлениями, ввиду чего отсутствует надлежащее научное освещение данного состава. Международные организации занимаются вопросами экологии и проблемами её сохранения, поддержания допустимого состояния окружающей среды, а также предотвращения негативного воздействия, однако, на международном уровне отсутствует закрепление унифицированного понятия «экоцид».

В научной литературе существуют различные подходы к формулировке данного понятия. В широком смысле – полное уничтожение экосистемы, а в узком смысле данное понятие рассматривается по составляющим: уничтожение растительного и животного мира, нанесение ущерба атмосферному воздуху, водным и лесным ресурсам, что может привести к экологической катастрофе. Несмотря на многообразие подходов к определению понятия и формулировок, все они сходны в том, что экоцид предполагает активные действия с целью ухудшения или уничтожения природной среды. Также некоторые авторы в определении понятия «экоцид» акцентируют внимание на причинение вреда не только природной среде, но и непосредственно человеку. Таким образом, экоцид – международное экологическое преступление, которое совершается как в период вооруженного конфликта или военных действий, так и в мирное время с целью нанесения ущерба природе и антропогенным объектам, которое влечёт угрозу безопасности человечеству [3, с. 39].

Экоцид влечет за собой уничтожение флоры и фауны, загрязнение водных источников и атмосферного воздуха, что создаёт угрозу существованию человека. Акт экоцида создаёт угрозу экологической катастрофы и состоит в устойчивом нарушении функционирования экологических систем, приводя к уничтожению их биологического разнообразия.

Уголовное право имеет значительную роль в реализации мер ответственности за причинение ущерба окружающей среде и акты экоцида, которые совершаются в связи с политическим климатов или в связи с конкретными военными конфликтами. Необходимость установления уголовной ответственности за акты экоцида на международном уровне возникла ввиду обострения данной проблемы. Например, во время войны во Вьетнаме была применена тактика «выжженной территории», в период которой были применены гербициды и химические вещества с целью уничтожения всего живого, а также нарушения экологического равновесия на конкретных территориях [4, с. 75]. Распыление на территории Камбоджи и Вьетнама большого количества химических веществ привело к уничтожению тропических лесов и сельскохозяйственных угодий. Данная ситуация послужила отправной точкой в решении отнести экоцид к международным преступлениям.

С целью разрешения вопроса об ответственности государств и лиц за совершение актов экоцида представляется необходимым принятие на международном уровне унифицированного нормативного акта, например, Конвенции о запрещении совершения экоцида. Данная Конвенция не просто запрещала бы совершение определенных действий, которые могли бы причинить вред окружающей среде и человечеству в результате военных или недружественных действий, но предусматривала бы всесторонний запрет и недопущение осуществление актов экоцида ввиду угрозы не только окружающей среде, но и человечеству в целом [5, с. 292-293].

Международные организации неоднократно обращались к вопросу криминализации экоцида в предыдущем столетии. Так, в 1954 г. на шестой сессии Комиссии международного права Организации Объединенных Наций был разработан проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества. Изначально данный проект Кодекса содержал положения, которые регламентировали преступления, наносящие серьёзный ущерб окружающей среде. Однако, на последующих сессиях некоторые государства выступили против закрепления некоторых статей в данном проекте Кодекса и было принято решение об исключении составов, регламентирующих нанесение значительного ущерба окружающей среде.

Работа по криминализации экоцида на международном уровне продолжается. Так, юрист Полли Хиггинс совместно с коллегами разработали нормативную базу по вопросам экоцида. Основной идеей данного законопроекта является осуществление действий по предотвращению и запрету экоцида как антропогенного, так и естественного. Законопроект предполагает обязанность на международном уровне по оказанию помощи правительствам различных государств с целью предотвращения риска причинения значительного и долгосрочного экологического ущерба, а также предотвращения гибели всего человечества. Также предлагается оказание помощи государствам, которые в тех или иных ситуациях подвержены экологической катастрофе [6, с. 257-258].

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что рост количества преступлений, направленных против природной среды, способен привести к негативным последствиям и угрозе биологическим основам жизни на Земле. Международная борьба с экоцидом должна иметь соответствующую правовую регламентацию, соответствующую степени общественной опасности деяния и степени тяжести последствий, а также учитывать причины и условия совершения противоправного деяния. Международное сотрудничество по борьбе с экоцидом имеет важное значение в вопросах реализации и поддержания международного мира и безопасности, а соответственно защиты всего человечества.

Серьёзные и негативные последствия в связи с нарушением целостности экосистемы зачастую связаны с осуществлением человеком деятельности, которая нарушает установленные нормы международного и национального законодательства по обеспечению экологической безопасности, что приводит к трансграничному влиянию и к угрозе поддержания международного мира и безопасности человечества в целом.

Закрепление на международном уровне экоцида как преступления против мира и безопасности человечества позволит оказать влияние на государства, так принимаемые ими решения, которые могут повлечь за собой значительный ущерб или гибель окружающей среды, будут квалифицированны уже как международные преступления. Также криминализация экоцида на международном уровне позволит восполнить пробелы законодательства об охране окружающей среды, способствовать её защите и развитию.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.102.112 (0.009 с.)