Особенности оценки показаний потерпевшего 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности оценки показаний потерпевшего



Показания потерпевшего - это сведения, сообщенные потерпевшим в устной или письменной форме на допросе, проведенном на предварительном следствии, дознании, в судебном заседании или при производстве иных следственных действий с его участием.

Предмет показаний потерпевшего, в зависимости от конкретного дела, может быть значительно шире, нежели показания свидетеля. Наряду с установлением обстоятельств, характеризующих событие преступления (место, время, способ), предметом показаний потерпевшего является субъективное восприятие им ситуации преступления (например, характера угрозы).

При исследовании и оценке показаний потерпевшего должны учитываться специфические черты этих показаний. Потерпевший обязательно должен быть допрошен, ибо дача показаний является его гарантированным законным правом как участника процесса.

Потерпевшему необходимо разъяснить его права и обеспечить возможность при допросе не только сообщить известные ему сведения, но и изложить возникшие у него версии, дать объяснения относительно тех или иных материалов дела и привести соответствующие аргументы.

Потерпевший должен быть допрошен наряду с прочими об имеющихся у него сведениях:

- относительно обстоятельств самого преступного деяния и его существенных признаков (времени, месте и т.д.);

- об участвовавших в преступлении лицах, о роли каждого из них;

- о характере и размере вреда, причиненного преступлением;

- о его взаимоотношениях с обвиняемым.

Потерпевший обычно располагает сведениями об этих обстоятельствах, и это составляет существенную характерную черту содержания его показаний. Оценивая показания потерпевшего, следует отсеять все то, что не имеет значения для дела, а равно сведения, источник которых не может быть указан потерпевшим. Вместе с тем необходимо отделить фактические данные, сообщенные потерпевшим, от его предположений и умозаключений ввиду того, что доказательствами являются только первые, но для определения направления поисков могут иметь значение и вторые.

Уголовно-процессуальный аспект определяет положение потерпевшего в ходе следствия и судебного рассмотрения, его права и обязанности. Следует отметить, что дача показаний для потерпевшего является не только его правом, но и обязанностью. Закон требует, чтобы потерпевшему были разъяснены его права и обязанности перед началом допроса. Следственные действия с участием потерпевшего также имеют процессуальную регламентацию, учитывающую его положение.

Для выяснения обстоятельств дела одним из главных, а иногда и единственным источником информации являются показания потерпевшего. Поэтому следователю очень важно установить психологический контакт с потерпевшим, учитывая его психическое состояние и индивидуальные особенности, и таким образом обеспечить полноту и точность показаний. Это касается в основном таких следственных действий, как допрос, очная ставка, опознание.

Изучение психофизиологических свойств потерпевшего, силы темперамента, помогает определить возможность совершения потерпевшим тех или иных действий и в целом создать правильную картину события. А социально-психологический аспект поможет рассмотреть взаимоотношения обвиняемого и потерпевшего с точки зрения их конфликта и отношения к другим людям. Для правильного воссоздания события важно проанализировать конфликтную ситуацию и распределить в ней роли.

Потерпевшие нередко затрудняются изложить на допросе полно и подробно все воспринятые обстоятельства вследствие страха перед преступником и боязни мести с его стороны.

В показаниях потерпевших встречаются:

- различного рода преувеличения о некоторых моментах пережитого события;

- обобщенность в первоначальных объяснениях и показаниях о действиях виновных лиц («все держали», «все активно участвовали»);

- пробелы, пропуски при описании некоторых важных элементов происшедшего;

- заблуждения относительно последовательности развития, путаница, перестановка при воспроизведении его отдельных деталей и действий конкретных участников преступления.

На основании этих данных было бы неверно делать вывод о непригодности, получаемой от потерпевшего информации для установления истины по делу. Изъяны и пробелы в передаваемой потерпевшим информации обычно не носят всеобъемлющего характера и касаются лишь отдельных обстоятельств происшедшего.

Оценивая полученные от потерпевшего показания, следует учитывать, что он в ряде случаев может умалчивать об отдельных обстоятельствах происшедшего, давать частично ложные показания, отказываться от дачи показаний либо изменять их в ходе следствия, а также сообщать по делу полностью ложные сведения.

Это возможно в силу:

- особых отношений потерпевшего с виновными лицами, их окружением;

- при боязни мести с их стороны;

- в результате воздействий заинтересованных лиц;

- с целью сокрытия своего неблаговидного поведения:

а) трусости;

б) стяжательства;

в) порочащей его интимной связи и проч.

Кроме того, на показаниях потерпевшего может сказаться неверие в способность органов следствия установить истину и обеспечить его личную безопасность. В этих случаях при допросе используются приемы, направленные на преодоление лжи и получение правдивых показаний. Причем особенно важно выяснить мотивы, лежащие в основе неверной позиции допрашиваемого и попытаться их преодолеть.

Дознаватель, следователь, прокурор нередко встречаются с конфликтными ситуациями при допросе потерпевшего [1]. Подкуп, запугивание потерпевшего со стороны обвиняемого вынуждают его менять свои показания. Иногда потерпевший сам виноват в провоцировании преступных действий, которые совершил обвиняемый и пытается скрыть это. Бывают случаи, когда потерпевший выгораживает кого-либо из своих родственников или близких, совершивших преступление против него.

В подобных случаях применяется ряд приемов, позволяющих выявить истину. Один из них - допущение легенды, другой - детализация показаний. Дознаватель, следователь, прокурор делает вид, будто верит ложным показаниям (легенде) потерпевшего, то есть принимает их. По завершении рассказа дознаватель, следователь, прокурор применяет второй прием - детализацию показаний. Он задает вопросы, направленные на уточнение фрагментов рассказа, причем, главным образом - на детализацию его опорных положений, подкрепляющих ложную версию потерпевшего.

Таким образом, прокурор тактически ставит лжеца в критическое положение. Если же потерпевший будет придумывать «на ходу» детали, то в силу своей нереальности эта информация неизбежно должна противоречить фактическим обстоятельствам преступления, а в силу поверхностного соотнесения с собственной ложной версией - и самой этой версии. Оценив ситуацию, прокурор стремится пресечь ложные показания допрашиваемого в самом начале, не давая ему зайти во лжи слишком далеко [2, с. 38].

Суть данного приема состоит в неожиданном опровержении уже первых ложных утверждений допрашиваемого конкретными доказательствами. При этом полезно дополнительно прибегнуть к эмоциональному воздействию - констатации положительных качеств допрашиваемого, перечню его заслуг, указанию на авторитет в трудовом коллективе, в кругу семьи и знакомых.

Особое внимание стоит уделить потерпевшим, которые имеют высокий уровень образования и общей эрудиции. Это может выразиться в большой продуманности ложной версии, лучшей ее аргументации, в более умелом противостоянии отдельным фактам, приводимым дознавателем, следователем, прокурором. Поэтому необходимо продумать заранее тактику допроса высокообразованного и эрудированного допрашиваемого. Допрос надлежит провести так, чтобы не дать поводов для замечаний с его стороны и не понести урона в интеллектуальной борьбе с ним. Условия достижения этих целей (наряду с основными целями допроса) - всесторонняя подготовка к допросу, осторожное и самокритичное отношение к каждому своему вопросу, аргументу, реплике.

Так же при допросе потерпевшего, необходимо уделить особое внимание его самочувствию. При допросе потерпевшего следует учесть состояние его здоровья, оценив его с двух сторон:

- в общем (здоровье в целом);

- в частном (здоровье на момент допроса).

Очень важно учитывать это при допросах потерпевшего, показания которого особо значимы. Так, к примеру, спрашивать о самочувствии вызванного в суд потерпевшего следует в начале допроса, чтобы в зависимости от его ответа сориентироваться - начинать и продолжать допрос либо пригласить врача для оказания вызванному в суд лицу медицинской помощи. Если вовремя этого не сделать, то в критической фазе допроса потерпевший может отказаться отвечать на «тяжелые» вопросы прокурора, суда инсценируя невозможность продолжать допрос ввиду названного недомогания и требуя врача. Пока врач удостоверяет данный факт и оказывает необходимую помощь, недобросовестный допрашиваемый использует данное время для подготовки ответов на вопросы прокурора и в итоге его допрос может не достигнуть нужных результатов.

Таким образом, оценка показаний потерпевшего, как и свидетеля, производится на общих основаниях. Однако необходимо учитывать, что в отличии от свидетеля, показания потерпевшего исходят от заинтересованного лица. После окончания предварительного расследования потерпевший знакомится с материалами уголовного дела. На суде, как правило, он допрашивается раньше свидетелей, а также принимает участие в исследовании всех других доказательств. Осведомленность потерпевшего обо всех материалах и собранных по делу доказательствах, безусловно, может наложить существенный отпечаток на его личные показания. В связи с этим необходимо с недоверием относиться к показаниям потерпевшего и подвергать их тщательной проверке [3, с. 118].

 

Список испоьзованных источников

1. Питерцев С.К., Степанов А.А. Тактика допроса в суде [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://law.vl.ru/analit

2. Ушаков О.М. Теоретические и практические проблемы тактики допроса лица, склонного к даче ложных показаний: дис… канд. юрид. наук: 12.00.09 -Уголовный процесс, криминалистика; оперативно-розыскная деятельность / Ушаков О.М. -Владивосток, 2004. – 238 с.

3. Шостак М.А. Уголовный процесс: общая часть / ответы на экзаменац. вопр / М.А. Шостак.- Минск: «Тетра Системс», 2006. – 208 с.

 

Вишневская А.С.,

студентка 2 курса,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.63.90 (0.009 с.)