Доцент кафедры уголовного права и процесса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Доцент кафедры уголовного права и процесса



ГОУ ВПО Донецкий национальный университет»

Разграничение преступлений против военной службы от дисциплинарных проступков

 

Дисциплинарный проступок представляет собой нарушение воинской дисциплины, которое не содержит в себе признаков преступления. В данной связи по характеру общественной опасности одни воинские правонарушения являются преступлениями, другие – дисциплинарными проступками.

Преступления против военной службы всегда обладают более высоким (криминальным) уровнем общественной опасности, чем дисциплинарные проступки. Вместе с тем, по своим внешним и внутренним признакам они зачастую во многом совпадают.

Отграничение преступлений против военной службы от дисциплинарных проступков всегда имело большое значение для практического применения военного законодательства. Квалификация преступления – это установление соответствия в содеянном признаков общественно опасного деяния признакам состава преступления, предусмотренного в нормах Общей и Особенной частей УК ДНР с выводом о применении той или иной статьи. Одним из основных признаков отнесения воинского правонарушения к преступлению является его противоправность и общественная опасность.

При квалификации воинских преступлений необходимо также учитывать требования ведомственных нормативных актов и внутренних нормативных актов воинских частей [8, с.121].

Общие начала привлечения к ответственности военнослужащих, в том числе дисциплинарной, закреплены в статье 28 Закона Донецкой Народной Республики от 13 февраля 2015 года № 09-IНС «О статусе военнослужащих» (далее – Закон № 09-IНС).

В соответствии с частью 2 статьи 28 Закона № 09-IНС за проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка, военнослужащие несут дисциплинарную ответственность по основаниям и в порядке, которые определены общевоинскими уставами.

Командиры не несут дисциплинарной ответственности за правонарушения, совершенные их подчинёнными, за исключением тех случаев, когда командиры скрыли преступления, а также в пределах своей компетенции не принимали необходимых мер по предупреждению и предотвращению указанных правонарушений, привлечению к ответственности виновных лиц [5].

Вместе с тем перечень дисциплинарных взысканий, в отличие от статьи 28.5 Федерального закона Российской Федерации от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» [3], равно как и перечень дисциплинарных проступков, в Законе № 09-IНС не содержатся.

Анализ положений Закона № 09-IНС, Закона Донецкой Народной Республики от 13 февраля 2015 года № 08-IНС «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон № 08-IНС), Временного положения о порядке прохождения военной службы, утверждённого Постановлением Президиума Совета Министров Донецкой Народной Республики от 18 апреля 2015 года № 6-2, позволяет выделить следующие виды дисциплинарных взысканий, применяемых к военнослужащим и лицам, к ним приравненным за совершение дисциплинарных проступков: дисциплинарный арест, снижение в должности, снижение в воинском звании на одну ступень с переводом на низшую должность, предупреждение о неполном служебном соответствии.

Как следует из анализа норм Закона № 09-IНС перечень дисциплинарных проступков военнослужащих и дисциплинарных взысканий, подлежащих применению к ним за совершение вышеуказанных правонарушений, регламентирован общевоинскими уставами: Уставом внутренней службы, Дисциплинарным уставом, Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики [3].

При этом вышеуказанные ведомственные нормативные акты не опубликованы для всеобщего сведения в установленном законодательством Донецкой Народной Республики порядке, в связи с чем, отсутствует возможность ознакомиться с содержанием данных нормативных правовых актов, что является нарушением части 2 статьи 7 Конституции Донецкой Народной Республики, которой предусмотрено, что нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения.

На данный момент в свободном доступе имеется Указ Главы Донецкой Народной Республики от 17 февраля 2015 года № 53 «Об утверждении и введении в действие общевоинских уставов Вооружённых Сил Донецкой Народной Республики», вместе с тем приложения к указанному нормативному правовому акту не опубликованы в установленном законодательством порядке [7].

Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, автор настоящего исследования приходит к выводу, что законодательство Донецкой Народной Республики, регламентирующее основания привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности, равно как и виды дисциплинарных взысканий, на данный момент находится в состоянии формирования, в связи с чем возможность выявления проблем разграничения дисциплинарных проступков от преступлений, совершаемых военнослужащими, на данном этапе отсутствует.

Вместе с тем, анализ положений Постановления Пленума Верховного Суда Донецкой Народной Республики от 17 ноября 2017 года «О практике применения судами Донецкой Народной Республики норм главы 33 Уголовного кодекса Донецкой Народной Республики» позволяет прийти к выводу, что в судебной практике возникают проблемы, связанные с разграничением должностных преступлений военнослужащих, предусмотренных специальными нормами УК ДНР от дисциплинарных проступков, ответственность за которые установлена общевоинскими уставами Донецкой Народной Республики.

Так, в частности, статьей 414 УК ДНР предусмотрена ответственность за злоупотребление властью, превышение или бездействие властью. Для квалификации содеянного по вышеуказанной статье обязательным является установление систематичности деяния, образовывающего объективную сторону состава данного преступления, а именно совершение таких действий более двух раз.

При разграничении уголовно наказуемого деяния и дисциплинарного проступка также особое значение имеет установление мотива их совершения. Так, деяние подлежит квалификации в качестве злоупотребления властью или служебным положением, превышения власти или служебных полномочий либо бездействие только в случае их совершения из корыстных побуждений или иной личной заинтересованности. При совершении указанных деяний из ложно понятых интересов службы, или если они не причинили существенного вреда, содеянное не образует состава преступления, предусмотренного статьёй 414 УК ДНР и влечёт лишь дисциплинарную ответственность.

Вместе с тем, если при отсутствии признаков преступления воинский начальник или должностное лицо за злоупотребление властью или служебным положением, превышение власти или служебных полномочий, либо бездействие дважды привлекалось к дисциплинарной ответственности и совершило аналогичный проступок в третий раз, имеет место систематичность, которая образует состав преступления, предусмотренный статьёй 414 УК ДНР.

Также важным для установления наличия оснований для привлечения лица к ответственности по статье 414 УК ДНР по признаку совершения деяний систематически является совершение их в пределах срока давности привлечения к дисциплинарной ответственности на момент совершения последнего проступка [4].

 

Список использованных источников

1. Временное положение о порядке прохождения военной службы [Электронный ресурс]: (утверждённое Постановлением Президиума Совета Министров Донецкой Народной Республики от 18 апреля 2015 г. № 6-2) / Веб-сайт ГИС НПА ДНР. – Режим доступа: https://gisnpa-dnr.ru/npa/0009-6-2-20150418/. – Дата обращения: 10.02.2018.

2. Конституция Донецкой Народной Республики. (действующая редакция от 11.09.2015г) - [Режим доступа: http://dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/konstitutsiya/].

3. О воинской обязанности и военной службе [Электронный ресурс]: Закон Донецкой Народной Республики от 13 февраля 2015 г. № 08-IНС / Веб-сайт Народного Совета Донецкой Народной Республики. – Режим доступа: https://dnrsovet.su/zakon-dnr-o-voinskoj-obyazanosti-i-voinskoj-sluzhbe/. – Дата обращения: 10.02.2018.

4. О практике применения судами Донецкой Народной Республики норм главы 33 Уголовного кодекса Донецкой Народной Республики о должностных и некоторых иных преступлениях против военной службы [Электронный ресурс]: Постановление Пленума Верховного Суда Донецкой Народной Республики от 17 ноября 2017 г. №16 / Веб-сайт Верховного Суда Донецкой Народной Республики. – Режим доступа: https://supcourt-dnr.su/pplenum/o-praktike-primeneniya-sudami-doneckoy-narodnoy-respubliki-norm-glavy-33-ugolovnogo-kodeksa. – Дата обращения: 12.04.2017.

5. О статусе военнослужащих [Электронный ресурс]: Закон Донецкой Народной Республики от 13 февраля 2015 г. № 09-IНС / Веб-сайт Народного Совета Донецкой Народной Республики. – Режим доступа: https://dnrsovet.su/zakon-dnr-o-statuse-voennosluzhashhih/. – Дата обращения: 10.02.2018.

6. О статусе военнослужащих: Федеральный закон Российской Федерации от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 22. – ст. 2331.

7. Об утверждении и введении в действие общевоинских уставов Вооружённых Сил Донецкой Народной Республики [Электронный ресурс]: Указ Главы Донецкой Народной Республики от 17 февраля 2015 г. № 53 / Веб-сайт Донецкой Народной Республики. – Режим доступа:http://doc.dnr-online.ru/wp-content/uploads/2015/03/UkazN53_170215_Change.pdf. – Дата обращения: 15.04.2018.

8. Свитенко А.А. Проблемы квалификации преступлений против военной службы / А.А. Свитенко // International innovation research. – 2017. – С. 119-122.

Опенченко П.А.

студент 5 курса,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.6.77 (0.011 с.)