Старший преподаватель, кафедры уголовного права и процесса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Старший преподаватель, кафедры уголовного права и процесса



ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»

 

Некоторые проблемы определения субъекта получения взятки

 

В уголовном праве субъектом преступления признается лицо, совершившее преступление, которое может быть привлечено к уголовной ответственности – такое определение субъекту преступления дает А. Игнатов [1, с.171]. Подобное определение дается также и А.В. Наумовым: «Субъектом преступления по уголовному праву признается лицо, совершившее запрещенное уголовным законом общественно опасное деяние (действие или бездействие) и способное нести за него уголовную ответственность» [2, с.344]. Уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц, которые помимо общих признаков обладают еще и специальными, указанными в законе. Ряд преступлений может совершаться только субъектами, наделенными специальными признаками. Установление специального субъекта является обязательным условием квалификации, зачастую этот процесс сопровождается определенными сложностями, приводит к ошибкам в правоприменительной практике.

Видовым объектом преступлений, предусмотренных главой 30 Уголовного Кодекса Донецкой Народной Республики (далее УК ДНР), иначе называемых должностными преступлениями, являются общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование органов государственной власти, государственной службы, службы в органах местного самоуправления [3]. Одна из наиболее сложных проблем при квалификации таких преступлений – установление субъекта.

 Субъект преступления, предусмотренного ст. 343 УК ДНР «Получение взятки», специальный. Им является должностное лицо. Как утверждает Д.А. Семенов, отечественное право не содержит единого понятия должностного лица [4, 547]. 

Изначально, до появления понятия должностного лица в уголовном законе, акцентировалось внимание на занятии лицом какой-либо должности в учреждениях и организациях. Пребывание на должности, фактически, приравнивалось к понятию должностного лица. Такого мнения придерживался, в частности, А. Жижиленко [5, с.56].

Такой подход позволял привлекать к ответственности за должностное преступление любого служащего, что приводило к расширительному толкованию понятия. Назначение выделения отдельной группы преступлений в категорию должностных заключалось в том, чтобы повысить ответственность для лиц, обладающих значительными полномочиями по сравнению с рядовыми служащими, то есть, управленцев. В связи с этим возникла необходимость формирования функциональной характеристики служащего, занимающего определенную должность. В.Д. Меньшагин считал, что для признания лица должностным, помимо наличия признака занятия должности в организации, необходимо учитывать, какими правами наделено это лицо.

По мнению А. В. Шнитенкова подобная точка зрения являлась «весьма прогрессивным», так как выделяется и закрепляется наиболее важный признак должностного лица, а также тот факт, что реализация такого подхода позволяет избежать зависимости определения понятия должностного лица от объективных изменений, в частности, от изменения номенклатуры должностей. Таким образом, достигается запас прочности такого подхода [6, с.81].

В юридической литературе понятие должностного лица тесно связано с понятием должности, но не равнозначно ему. Должностью принято считать структурную единицу организации, которая определяет объем и содержание связанных с нею полномочий для занимающего ее лица.

Уголовным Кодексом должностными лицами, признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти, либо выполняющие организационно распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, а так же в органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, а также в Вооруженных силах Донецкой Народной Республики, других войсках и воинских формированиях Донецкой Народной Республики.

Под иностранным должностным лицом понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия (например, министр, мэр, судья, прокурор).

Под организационно-распорядительными обязанностями следует понимать функции по осуществлению руководства трудовым коллективом, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников (подбор и расстановка кадров, поддержание трудовой дисциплины и т.д.).

Такие функции осуществляют руководители министерств, ведомств, государственных и муниципальных предприятий, учреждений, организаций и их заместители, руководители структурных подразделений.

 Под административно-хозяйственными обязанностями следует понимать полномочия по управлению или распоряжение государственным, или муниципальным имуществом: установление порядка его хранения, переработки, реализации и т.д. Такими полномочиями обладают начальники плановых хозяйственных, снабженческих, финансовых отделов и служб и их заместители, заведующие складами, магазинами, мастерскими, ведомственные ревизоры и контролеры и т.д.

Понятие должностного лица не следует смешивать с понятием государственного или муниципального служащего.

Уголовно-правовое значение понятия государственного и муниципального служащего в том, что эти лица являются субъектами преступлений, предусмотренных ст. 341 УК ДНР (присвоение полномочий должностного лица) и ст. 346 УК ДНР (служебный подлог). 

Наряду с тем следует отметить:

1) Не все должностные лица являются муниципальными или государственными служащими. Так, не относятся к этой категории: лица, выполняющие функции должностного лица по специальному полномочию; лица, занимающие должности категории «А», должностные лица учреждений, должности которых не внесены в Реестры.

2) С другой стороны, не все муниципальные и государственные служащие являются должностными лицами. В каждом отдельном случае суд должен установить наличие признаков должностного лица, указанных в примечании к ст. 334 УК ДНР. В большинстве случаев государственные служащие окажутся и должностными лицами, поскольку предусматривает, что в целях технического обеспечения деятельности государственных органов в их штатное расписание могут включаться должности, не относящиеся к государственным должностям.

Одновременно, с лицами, выполняющими постоянно или временно властные функции либо указанные выше функции в силу занимаемой должности, субъектом преступления могут быть лица, выполняющие данные функции в порядке осуществления возложенных на них полномочным, на то органами или должностными лицами специальных полномочий.

 Не могут являться субъектами преступления те работники государственных и муниципальных предприятий, и организаций, выполняющие сугубо профессиональные или технические обязанности.

Однако, если на них, наряду с выполнением им вышеизложенных обязанностей возложено и исполнение организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, в случае их нарушения он может нести ответственность за получение взятки, например, врач - за злоупотребление полномочиями, связанными с выдачей листков нетрудоспособности или участием в работе ВТЭК, призывных комиссий; преподаватель - за нарушение обязанностей, возложенных на него как члена квалификационной или экзаменационной комиссии.

Однако надо иметь в виду, что лицо, временно исполнявшее обязанности по определенной должности или осуществлявшее специальные полномочия, может быть субъектом получения взятки при условии, что указанные обязанности возложены на него в установленном законом порядке.

 Не смотря на довольно четкое определение должностного лица, применяемого в уголовном праве, в теоретической литературе возникает ряд дискуссионных вопросов относительно субъекта получения взятки, например, можно ли квалифицировать по статье 343 УК ДНР получение лицом денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконного оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя, которые оно совершило в качестве должностного лица, тогда как на момент принятия денег, ценных бумаг, иного имущества это лицо должностным уже не являлось, будучи уволенным с соответствующей должности, предположим, на пенсию.

По мнению данных авторов, к числу субъектов преступлений, предусмотренных главой 30 УК ДНР, нужно относить также лиц, которые назначены на должность в нарушение установленного порядка. Например, в случае, когда преподаватель назначен на должность ректором вне конкурса, либо результаты конкурса были подделаны, это не дает оснований для непризнания его должностным лицом.

Подводя итог, можно сказать, что, по мнению многих авторов, понятие должностного лица должно иметь универсальный характер. Его определение должно быть идентичным в различных источниках, что будет способствовать большей четкости законодательства.

 

Список использованных источников

 

1. Уголовное право России: Учебник для вузов: в 2 т. /Под ред. А.Н. Игнатова, Ю. А Красикова. – Т. 1: Общая часть. – М.: Норма, 2005. - С. 171.

2.Наумов А. В. Российское уголовное право. Курс лекций: в 3 т. Т. 1. Общая часть / Наумов А.В. – М.: Волтерс Клувер, 2008. – С. 344.

3.Уголовный кодекс Донецкой Народной Республики: (утвержден Постановлением Верховного Совета Донецкой Народной Республики № ВС 28-1 от 19 августа 2014 г) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/dokumenty-verhovnogo-soveta-dnr/ugolovnyj-kodeks-donetskoj-narodnoj-respubliki/

4. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: Учебник/ Под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, А.И. Рарога, А.И. Чучаева. М.: ИНФРА-М: КОНТРАКТ, 2004. С.547.

5. Жижиленко А.А. Должностные (служебные) преступления. Практический комментарий. – М., 1924. – С. 56

6. Шнитенков, Андрей Владимирович. Ответственность за преступления против интересов государственной службы и интересов службы в коммерческих и иных организациях: научное издание / А. В. Шнитенков; Ассоц. "Юрид. центр". - СПб.: Юрид. центр Пресс, 2006. – С. 80-81.

Макарова К.

студент 2 курса,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.4.181 (0.009 с.)