Современное состояние защиты сведений, составляющих государственную тайну 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современное состояние защиты сведений, составляющих государственную тайну



Одним из важнейших элементов национальной безопасности и устойчивости государства в любой период времени было и остается строгое соблюдение правил хранения секретов государства, за которыми настойчиво охотятся зарубежные агенты и иные заинтересованные лица.

Существо государственной тайны, необходимость сохранения ее в секрете, потребовало принятия системы защиты сведений, составляющих государственную тайну. К ней относится совокупность органов защиты государственной тайны, используемые ими средства и методы защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятия, проводимые в этих целях.

Органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации обеспечивают защиту сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компетенции. Ответственность за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну, в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях возлагается на их руководителей. В зависимости от объема работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, руководителями органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций создаются структурные подразделения по защите государственной тайны, функции которых определяются указанными руководителями в соответствии с нормативными документами, утверждаемыми законодательством Донецкой Народной Республики (далее – ДНР) и Российской Федерации (далее – РФ). Так же система защиты государственной тайны включает в себя в качестве необходимого компонента такую процедуру как допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне. Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает гражданина от взятых им обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.

В РФ функционирует особый организационно-правовой механизм в сфере охраны государственной тайны. Так, определенные полномочия в данной сфере имеют палаты Федерального Собрания, Президент РФ, Правительство РФ, а также органы судебной власти и прокуратуры. Особое место среди органов судебной власти занимает Конституционный Суд РФ, наделенный в соответствии со ст. 125 Конституции РФ полномочиями проверять действующее законодательство на соответствие Конституции [1]. В отношении положений Закона «О государственной тайне» Конституционным Судом неоднократно выносились определения, касающиеся таких вопросов, как допуск адвоката в качестве защитника для участия в уголовном процессе, связанном с государственной тайной, при отсутствие у адвоката специального допуска к государственной тайне; допуск представителя стороны в арбитражном процессе, связанном с государственной тайной. Статьей 20 Закона «О государственной тайне» установлена структура органов защиты государственной тайны, имеющих все необходимые полномочия для решения поставленных перед ними задач [2].

К мероприятиям, проводимым в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну и их носителей, могут относиться: проверка лиц при решении вопроса о допуске их к государственной тайне; выяснение наличия судимости, факта признания судом лица недееспособным и т.д.

Однако в настоящее время многие вопросы, относящиеся к защите сведений, содержащих государственную тайну, продолжают оставаться нерешенными. Долгое время принципы построения и функционирования системы защиты государственной тайны, политические, военные и экономические цели, правовые основы и организационные формы, пропорции между затратами на обеспечение сохранности государственной тайны и ее позитивными результатами не подвергались объективному и критическому анализу. Все это явилось следствием отчужденности института секретности от интересов общества. Таким образом, несмотря на то, что в ДНР и РФ за довольно короткое время сформировалась достаточно обширная нормативная правовая база в области защиты сведений, составляющих государственную тайну и их носителей, в настоящее время существует острая необходимость в ее дальнейшем реформировании.

Ряд ученых в области уголовного права, таких как Устинков А.В. полагают, что при изменении уголовного законодательства следует базироваться на следующих положениях:

1. Система уголовно-правовой защиты государственной тайны должна фокусировать внимание на наиболее опасных деяниях при обращении с государственной тайной, независимо от того, совершает ли их законный или незаконный обладатель государственной тайны. В сфере уголовно-правового регулирования должна оказаться вся "цепочка" незаконных действий с государственной тайной (добывание государственной тайны, собирание, хранение, передача, разглашение, продажа и т.п.) в их наиболее общественно опасной форме. В настоящее время лишь отдельные звенья цепочки заслужили уголовно-правовое регулирование (незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну; разглашение сведений, составляющих государственную тайну; утрата документов, составляющих государственную тайну и пр.). И такое регулирование ориентировано на законного обладателя государственной тайны. Незаконный обладатель не может поплатиться, например, за продажу государственной тайны российским преступным структурам или использование секретных сведений для спекулятивного обогащения.

2. Система уголовно-правовой защиты государственной тайны должна совмещаться с системой уголовно-правовой защиты иной тайны (коммерческой, банковской, тайны усыновления и т.д.). К сожалению оказалось, что коммерческую и банковскую тайну УК РФ оберегает куда более тщательно, нежели государственную. Прежде всего сопоставимы виды и размеры наказания, хотя незаконные действия с государственной тайной, несомненно, куда более опасны, чем с какой-либо иной тайной. Кроме того, как раз при обращении коммерческой и банковской тайны уголовной ответственностью охвачены почти все звенья цепочки, характерной для их обращения [3, с. 36].

В современном мире информация рассматривается как один из наиболее ценных продуктов человеческой жизнедеятельности, а информационные ресурсы и технологии, которыми располагает государство, определяют его стратегический потенциал и влияние в мире. В результате безопасность государства, его общественно-политических институтов, организаций и граждан включает в настоящее время в качестве обязательной составляющей информационную безопасность. Важным элементом информационных ресурсов является государственная тайна, отнесенная по условиям правового режима к документированной информации ограниченного распространения.

Тайны являются неотъемлемой составляющей общественной жизни, частью правовой системы и могут служить даже своеобразным мерилом для определения вида политического режима в государстве, ибо состояние защиты секретов отражает характер взаимоотношений общества и государства, демократизации государственной власти[4, с. 128]. Расширение сферы конституционного регулирования способствовало включению в Основной Закон новых понятий, среди которых в п. 4 ст. 29 нашла свое место и государственная тайна: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом» [1].

В научной и учебной литературе большинство авторов дают определение государственной тайны схожее с законодательным, однако, часть исследователей не в полной мере соглашаются с ним. Так, М.Ю. Тихомиров под государственной тайной понимает информацию, содержанием которой являются сведения военного, экономического и политического характера, которые специально охраняются государством и имеют важное для него значение [5, c. 92]. Но, на наш взгляд, использование в данном определении формулировки «важное значение» не способствует конкретизации и объяснению изучаемого предмета, не несет смысловой нагрузки. Такие ученые как С.В. Дьяков, А.А. Игнатьев, М.П. Карпушин определяют государственную тайну как «особо охраняемые и предусмотренные специальными перечнями сведения, утечка которых из владения может причинить существенный вред интересам государства» [6, с. 78]. С.В. Лекарев интерпретирует государственную тайну как информацию о специальных расследованиях, осуществляемых в соответствии с законом о перехвате корреспонденции, а также официальную информацию, которая может представлять интерес для преступников [7, с. 54]. Данное определение интересно тем, что называет одним из признаков государственной тайны преступный интерес к ней у лиц, не являющихся секретоносителями. Но все же рассматриваемое определение является довольно узким и не претендует на универсальность.

Таким образом, можно отметить, что в понятие государственной тайны входит не только защита информации в области безопасности государства, но и совокупность мер, применяемых в политической, экономической и других сферах деятельности, направленных на достижение данной защиты. Кардинальное сужение круга сведений, составляющих государственную тайну, является насущной потребностью. Критерий очевиден: к разряду государственной тайны могут относиться только такие сведения, разглашение которых чрезвычайно опасно для общества или личности. Они - настоящая государственная тайна, а не просто гриф в правом верхнем углу документа.

 

Список использованных источников

1. Конституция Российской Федерации. Текст с последними изменениями на 2016 год - Эксмо, 2016. – 32 с.

2. Закон Российской Федерации "О государственной тайне" № 5485-I: Проспект, 2016. – 32 с.

3. Устинков А.В.Государственная тайна как функция государства по отношению к обществу и личности//Журнал "Право и безопасность"Номер - 1 (10) Март2012.- 104с.

4. Учебное пособие Гафнер В.В. Информационная безопасность: учеб.пособие / В.В. Гафнер. – Ростов на Дону: Феникс, 2010. - 324 с.

5. Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. М.:Юринформцентр, 1997. — 525 с.

6. Ответственность за государственные преступления / С.В. Дьяков, А.А. Игнатьев, М.П. Карпушин; общ.ред. и введ.: Л.И. Барков. М.: Юридическая литература, 1988. – 222с.

7. Лекарев С.В. Бизнес и безопасность: толковый терминол. слов. / С.В. Лекарев, В.А. Порк. М.:ЦКСИиМ, 1995. – 331с.

 

Бондаренко С.П.

студентка 5 курса,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.64.132 (0.01 с.)