Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности методики проведения лабораторных занятий по криминалистике
Согласно действующим учебным планам государственных юридических вузов России и ДНР криминалистика является обязательной дисциплиной, важной составной частью юридических знаний, изучаемой всеми студентами-юристами независимо от избираемой ими специализации. Однако, для студентов, выбравших судебную, прокурорско-следственную, экспертно-криминалистическую и оперативно-розыскную (в ДонНУ – «уголовно-правовую») специализацию, возможно, предусмотреть дополнительное изучение различных спецкурсов криминалистической направленности целью более глубокого изучения наиболее важных ее вопросов. Для студентов-юристов, которые планируют в будущем связать себя с деятельностью, связанной с расследованием преступлений, необходимо уже в процессе обучения получить не только теоретические знания, но и сформировать практические навыки в области криминалистики. Необходимость такого подхода была осознана еще в период становления криминалистики. Так, можно упомянуть книгу С. Н. Трегубова “Основы уголовной техники. Научно-технические приемы расследования преступлений” (Петроград, 1915). Состоит она из 16 отделов (глав): следственные действия на месте преступления, следы крови, следы ног человека, следы пальцев, следы разного рода, расследование пожаров и поджогов, расследование железнодорожных крушений, подлоги документов, вскрытие писем и подделка печатей, подделка ценных бумаг и денежных знаков, восстановление сгоревших документов, производство обысков, тайные сношения преступников, применение ультрафиолетовых лучей, установление личности (идентификация) преступника, приемы хранения вещественных доказательств и доставления их для исследования. Книга С. Н. Трегубова фактически явилась первым русским практическим руководством подобного рода и знакомила читателя с широким кругом криминалистических средств, приемов и рекомендаций [1, с. 8-9]. Развитие современной науки вообще, происходит, как правило, на стыке различных наук. Появляются и развиваются комплексные и синтетические научные направления: биохимия, молекулярная биология, кибернетика, антропология. В настоящее время ведущие криминалисты приходят к мнению, что криминалистика является не чисто юридической наукой, а наукой синтетической, в которой юридические знания образуют неразрывный сплав с естественными, техническими, медицинскими науками, биологией, психологией [2, 9-46].Интеграция в криминалистику достижений естественных и технических наук, усложнение самих технических средств, совершенствование и развитие методик их применения нередко сопряжено со сложными технологическими операциями, поэтому необходимо говорить уже не только о криминалистической технике, но и о технологии. Особенно рельефно это видно при рассмотрении вопроса о связях техники, тактики и методики расследования отдельных видов преступлений [3, 131]. Поэтому, формирование практических навыков и умений в области криминалистики в ходе обучения, приобретает огромное значение в условиях острой необходимости повышения уровня профессионального мастерства выпускников юридических вузов. Сформировать практические навыки и умения возможно в ходе проведения практических и лабораторных занятий, где необходимо делать акцент на развитие творческих способностей студентов.
При достаточном количестве часов на занятиях материал по каждой теме может быть использован полностью или частично. Вместе с тем отдельные темы полностью или частично могут изучаться и отрабатываться студентами самостоятельно, но под контролем преподавателя. По результатам такого изучения может быть составлен письменный отчет студента. Целесообразно шире практиковать выполнение отдельных задач и упражнений, особенно по темам криминалистической техники, студентами самостоятельно в криминалистической лаборатории под контролем преподавателя или лаборанта. Отдельные задачи по теории и методологии, тактике и методике расследования могут выполняться в качестве домашних заданий. Необходимо, чтобы студенты заранее готовились к каждому занятию и изучали рекомендованную преподавателем литературу. Готовность студентов к занятиям проверяется при решении контрольных вопросов по каждой теме либо тестированием. В занятиях по той или иной теме целесообразно выделять такие вопросы, во время рассмотрения которых преподавателю приходится что-то рассказывать, демонстрировать отдельные приемы фотографирования, показывать технику работы со следами преступлений с применением соответствующих научно-технических средств. Основное же время занятий должно быть уделено самостоятельной работе студентов над упражнениями и задачами. В этой связи особое внимание необходимо обратить на то, чтобы каждый студент научился выполнять упражнения и решать задачи так, как если бы ему пришлось это делать самостоятельно на практике [4].
При изучении криминалистики на юридическом факультете Донецкого национального университета формирование у студентов практических навыков и умений осуществляется в ходе проведения лабораторных занятий. При изучения раздела «Криминалистическая техника» студенты на лабораторных занятиях под практическим руководством преподавателей самостоятельно выполняют практические упражнения, развивающие навыки и умения: фотографирование импровизированного места происшествия с последующим составлением фотографической таблицы; практическое дактилоскопирование с изготовлением дактилоскопической карты; практические осмотры различных объектов с составлением фрагментов протоколов осмотров; описание внешнего облика человека по методу «словесного портрета». Конечно, криминалистическая подготовка экономически затратная, ведь она требует наличие специализированной, как правило, дорогостоящей техники, в том числе и криминалистической, расходных материалов, специально подготовленных аудиторий, лабораторий, полигонов, что обеспечивает техническую сторону учебного процесса. Но без этих затрат невозможно в ходе учебного процесса развивать практические навыки и умения студентов. В связи с этим учебное заведение рассчитывает на помощь со стороны практических органов и подразделений, которые должны быть заинтересованы в качественной подготовке юристов. Кроме задачи формирования практических навыков и умений у студентов, качественное проведение лабораторных занятий по криминалистике решает и учебно-методическую задачу стопроцентного оценивания работы студентов, что является актуальным при использовании кредитно-модульной системы обучения.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.10.137 (0.006 с.) |