Особенности методики проведения лабораторных занятий по криминалистике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности методики проведения лабораторных занятий по криминалистике



Согласно действующим учебным планам государственных юридических вузов России и ДНР криминалистика является обяза­тельной дисциплиной, важной составной частью юридических знаний, изучаемой всеми студентами-юристами независимо от избираемой ими специализации.

Однако, для студентов, выбравших су­дебную, прокурорско-следственную, экспертно-криминалистическую и оперативно-розыскную (в ДонНУ – «уголовно-правовую») специализацию, возможно, предусмотреть дополнительное изучение различных спецкурсов криминалистической направленности целью более глубокого изучения наиболее важных ее вопросов. Для студентов-юристов, которые планируют в будущем связать себя с деятельностью, связанной с расследованием преступлений, необходимо уже в процессе обучения получить не только теоретические знания, но и сформировать практические навыки в области криминалистики. Необходимость такого подхода была осознана еще в период становления криминалистики. Так, можно упомянуть книгу С. Н. Трегубова “Основы уголовной техники. Научно-технические приемы расследования преступлений” (Петроград, 1915). Состоит она из 16 отделов (глав): следственные действия на месте преступления, следы крови, следы ног человека, следы пальцев, следы разного рода, расследование пожаров и поджогов, расследование железнодорожных крушений, подлоги документов, вскрытие писем и подделка печатей, подделка ценных бумаг и денежных знаков, восстановление сгоревших документов, производство обысков, тайные сношения преступников, применение ультрафиолетовых лучей, установление личности (идентификация) преступника, приемы хранения вещественных доказательств и доставления их для исследования. Книга С. Н. Трегубова фактически явилась первым русским практическим руководством подобного рода и знакомила читателя с широким кругом криминалистических средств, приемов и рекомендаций [1, с. 8-9].

Развитие современной науки вообще, происходит, как правило, на стыке различных наук. Появляются и развиваются комплексные и синтетические научные направления: биохимия, молекулярная биология, кибернетика, антропология.

В настоящее время ведущие криминалисты приходят к мнению, что криминалистика является не чисто юридической наукой, а наукой синтетической, в которой юридические знания образуют неразрывный сплав с естественными, техническими, медицинскими науками, биологией, психологией [2, 9-46].Интеграция в криминалистику достижений естественных и техни­ческих наук, усложнение самих технических средств, совершенствова­ние и развитие методик их применения нередко сопряжено со сложны­ми технологическими операциями, поэтому необходимо говорить уже не только о криминалистической технике, но и о технологии. Особенно рельефно это видно при рассмотрении вопроса о связях техники, так­тики и методики расследования отдельных видов преступлений [3, 131]. Поэтому, формирование практических навыков и умений в области криминалистики в ходе обучения, приобретает огромное значение в условиях острой необходимости повышения уровня профессионального мастерст­ва выпускников юридических вузов. Сформировать практические навыки и умения возможно в ходе проведения практических и лабораторных занятий, где необходимо делать акцент на развитие творческих способностей студентов.

При достаточном количестве часов на занятиях материал по каждой теме может быть использован полностью или частично. Вместе с тем от­дельные темы полностью или частично могут изучаться и отра­батываться студентами самостоятельно, но под контролем пре­подавателя. По результатам такого изучения может быть со­ставлен письменный отчет студента. Целесообразно шире прак­тиковать выполнение отдельных задач и упражнений, особенно по темам криминалистической техники, студентами самостоя­тельно в криминалистической лаборатории под контролем пре­подавателя или лаборанта. Отдельные задачи по теории и ме­тодологии, тактике и методике расследования могут выпол­няться в качестве домашних заданий.

Необходимо, чтобы студенты заранее готовились к каждому занятию и изучали рекомендованную преподавателем литера­туру. Готовность сту­дентов к занятиям проверяется при решении контрольных во­просов по каждой теме либо тестированием. В занятиях по той или иной теме целесообразно выделять такие вопросы, во время рассмотрения которых преподавателю приходится что-то рассказывать, демонстрировать отдельные приемы фотографирования, показывать технику работы со следами преступлений с применением соответствующих науч­но-технических средств. Основное же время занятий должно быть уделено самостоятельной работе студентов над упражне­ниями и задачами. В этой связи особое внимание необходимо обратить на то, чтобы каждый студент научился выполнять упражнения и решать задачи так, как если бы ему пришлось это делать самостоятельно на практике [4].

При изучении криминалистики на юридическом факультете Донецкого национального университета формирование у студентов практических навыков и умений осуществляется в ходе проведения лабораторных занятий. При изучения раздела «Криминалистическая техника» студенты на лабораторных занятиях под практическим руководством преподавателей самостоятельно выполняют практические упражнения, развивающие навыки и умения: фотографирование импровизированного места происшествия с последующим составлением фотографической таблицы; практическое дактилоскопирование с изготовлением дактилоскопической карты; практические осмотры различных объектов с составлением фрагментов протоколов осмотров; описание внешнего облика человека по методу «словесного портрета». Конечно, криминалистическая подготовка экономически затратная, ведь она требует наличие специализированной, как правило, дорогостоящей техники, в том числе и криминалистической, расходных материалов, специально подготовленных аудиторий, лабораторий, полигонов, что обеспечивает техническую сторону учебного процесса. Но без этих затрат невозможно в ходе учебного процесса развивать практические навыки и умения студентов. В связи с этим учебное заведение рассчитывает на помощь со стороны практических органов и подразделений, которые должны быть заинтересованы в качественной подготовке юристов.

Кроме задачи формирования практических навыков и умений у студентов, качественное проведение лабораторных занятий по криминалистике решает и учебно-методическую задачу стопроцентного оценивания работы студентов, что является актуальным при использовании кредитно-модульной системы обучения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.10.137 (0.006 с.)