Классификация методов менеджмента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация методов менеджмента



 

Методы менеджмента применяются субъектом в процессе всей управленческой деятельности, в связи с чем перед участниками управленческой деятельности постоянно встает вопрос об их дифференциации в соответствии с составляющими управления, так как они осуществляют и работу с информацией, и организационную работу, и руководство. Следовательно, целесообразно конкретизировать деятельность, способами которой они являются.

Туризм представляет собой не только важную отрасль экономики, но и сложную организационную структуру, определяющую место трудовых коллективов и отдельных работников в туристских регионах, организациях и предприятиях. Управление туристской структурой подразумевает оптимальное распределение целей и задач между структурными подразделениями, находящимися в устойчивых взаимоотношениях между собой и обеспечивающих их функционирование как единого целого. Поэтому для достижения стратегических целей туристской отрасли взаимоотношения уровней управления и функциональных служб строятся с помощью менеджмента.

Разнообразие методов менеджмента и разные подходы к их классификации осложняют задачу выбора наиболее эффективных при решении конкретных управленческих задач. Тенденция к росту и разнообразию числа методов управления вызывает необходимость упорядочения всей их совокупности путем классификации по определенным критериям.

В экономической литературе встречаются различные классификации методов менеджмента. Одни авторы классифицируют методы в зависимости от их содержания, направленности и организационной формы, что отражает административные, экономические и социальные воздействия на управляемую систему. Другие характеризуют их по способам и приемам воздействия, используя при этом самые разнообразные критерии. В качестве оснований классификации учеными в области управления принимаются мотивы поведения субъекта, направленность воздействия, процесс воздействия, характер управления, его направленность, форма выражения и др. Тем не менее все методы управления органически дополняют друг друга, находясь в постоянном динамическом равновесии.

Методы являются именно той категорией, которая определяет образ действия любой деятельности и отражает ее направленность. Четкое формулирование методов, их содержание и организационная форма во многом обусловливают достижение поставленной цели.

Направленность методов менеджмента ориентирована на объект управления (фирму, отдел, подразделение и т. д.).

Содержание отражает специфику приемов и способов воздействия.

Организационная форма – это воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию.

В управленческой практике одновременно применяют различные методы и их сочетания. Например, в конкретном методе управления могут взаимодействовать и содержание, и направленность, и организационная форма. В связи с этим можно выделить следующие методы менеджмента:

1) методы работы с информацией;

2) организационно‑административные (методы формирования и обеспечения функционирования системы), основанные на прямых директивных указаниях;

3) экономические, обусловленные экономическими стимулами;

4) социально‑психологические (методы руководства системой), применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников.

6.3. Организационно‑административные методы

 

Организационная работа является важной частью управления. Действия субъекта управления имеют прежде всего организующую направленность, которая проявляется в организующем воздействии субъекта на объект управления.

Эффективная организация управления предполагает соблюдение некоторых принципов. Среди этих принципов – принцип исключения и принцип приоритета функций. Принцип исключения требует, чтобы в процессе распределения полномочий максимально возможное их количество передавалось вниз. Принцип приоритета означает, что любое подразделение может вводиться только в том случае, если ощущается потребность в них для выполнения какой‑то функции. Именно этот принцип труднее всего соблюсти. Он связан с трудностью стимулирования труда руководителей.

Организация как особый вид деятельности в управлении связан с различием прав, обязанностей, функций отдельных элементов управлений подсистемы. В качестве элементов выступают должностные лица, отделы и службы. В основе организационной работы лежат разделение труда и согласование управленческого труда. Организационная функция обеспечивает разграничение прав, обязанностей и функций по вертикали и горизонтали. Основная задача – внести упорядоченность в управляющую подсистему и упорядочить ее деятельность. Организацию можно рассматривать как процесс, состоящий из двух элементов:

1) построение управляющей подсистемы;

2) делегирование – ограниченное право использовать ресурсы и направлять усилия работников на решение определенных задач.

Организационные отношения, составляющие часть механизма управления, выступают объективной основой использования методов менеджмента. Они составляют содержание формирования и обеспечения функционирования системы. Эффективность и качество осуществления этой основной составляющей управления в значительной мере определяют то, какими методами эта деятельность претворяется в жизнь. В этой связи проблема методов формирования и обеспечения функционирования системы занимает определяющее место в исследовании основных категорий и понятий теории управления.

Организационно‑административные методы оказывают прямое воздействие на управляемый объект через приказы, распоряжения, оперативные указания, контроль их исполнения, систему административных средств поддержания трудовой дисциплины и т. д.

Анализ теории и практики управления позволяет выделить 3 вида организационно‑административных методов:

1) регламентирование;

2) распорядительство;

3) инструктирование.

Регламентирование представляет собой метод организационного воздействия, который заключается в разработке и введении в действие организационных основ управления, оформленных в виде соответствующего нормативного акта, основными целями которого являются правовое регулирование трудовых отношений, укрепление законности, защита прав и законных интересов предприятия и его работников в соответствии с КЗОТ и другими законодательными актами. Сущность организационного регламентирования состоит в установлении правил, обязательных для выполнения и определяющих содержание и порядок организационной деятельности (положение о предприятии, устав фирмы, внутрифирменные стандарты, положения, инструкции, правила планирования, учета и т. д.).

Распорядительство является методом постоянного текущего воздействия субъекта на объект управления в процессе организации в целях решения поставленных задач. Этот метод применим к конкретно складывающимся ситуациям, связанным с изменениями, которые оказывают влияние на функционирование системы. Он основывается на конкретном предписании объекту и носит разовый характер.

Необходимость в таком распорядительстве возникает в связи с отклонениями в системе управления от ранее заданных или желаемых режимов работы, неизбежно возникающими под воздействием как субъективных, так и объективных факторов. По существу это методы распорядительного влияния руководителя на коллектив в целом и на личность в частности.

Инструктирование не является столь категоричным методом, потому что не устанавливает положений, обязательных для исполнения. Инструктирование носит методический информационный характер и направлено на решение поставленной задачи. Содержание данного метода разнообразно. В зависимости от конкретных ситуаций выделяются аспекты, важные для организации деятельности; объясняются задачи исполнителей и трудности, возникающие при их организации. В качестве способов организующего воздействия на объект, которые составляют содержание инструктирования, выделяются предостережение от возможных ошибок в процессе организации, а также разъяснение возможных путей решения поставленных задач. Инструктирование – метод, который может осуществляться как индивидуально, так и коллективно, воздействуя на группу исполнителей.

Организационно‑административные методы отличает от других обязательность выполнения распоряжений и указаний, невыполнение которых рассматривается как прямое нарушение исполнительской дисциплины и влечет за собой определенные взыскания.

В процессе управленческой деятельности административное воздействие связано с тремя типами подчинения:

1) вынужденное и внешне навязанное;

2) пассивное. Характерным для него является удовлетворение, связанное с освобождением от принятия самостоятельных решений;

3) осознанное, внутренне обоснованное.

В целом организационно‑административные методы менеджмента существуют в форме организационного и распорядительного воздействия. Эти методы служат средством прямого воздействия на процесс производства и труд работников, что позволяет координировать выполнение ими поставленных задач. Это способствует созданию благоприятных условий для существования и развития управляемой системы.

Организационно‑административные методы играют важную роль в процессе управления. Высокая степень регламентации процесса влечет за собой редкое применение других методов, и, наоборот, повышается значение распорядительства и инструктирования при недостаточной регламентации. Однако прямые воздействия могут привести к усилению пассивности подчиненных, а иногда и к скрытому неповиновению. Поэтому организационно‑административные методы должны применяться комплексно. Наиболее эффективными являются косвенные методы воздействия, которые осуществляются посредством создания стимулирующих условий.

Экономические методы

 

Экономическим методам менеджмента отводится центральное место, поскольку управленческие отношения определяются прежде всего экономическими отношениями и лежащими в их основе потребностями и интересами людей.

Управленческие отношения являются основой возможности осуществления управления, так как именно они задают возможность вырабатывать управленческие команды и готовность эти команды выполнять. Можно выделить несколько различных видов отношений управления, однако в реальной практике наиболее распространены отношения управления, базирующиеся на экономических отношениях. В этом случае отношения управления базируются на заинтересованности участников в получении оптимального конечного результата, при этом заинтересованность в конечных результатах является основой возможности управления.

Потребность управлять, отражая определенные внутренние потребности субъекта управления, выступает по отношению к ним средством их удовлетворения. В этой связи необходимым является наличие у субъекта управления рычагов воздействия на объект управления, с помощью которых можно побуждать его выполнять управленческие команды. Такими рычагами воздействия могут служить экономические методы менеджмента.

Экономические методы носят косвенный характер управленческого воздействия. Такие методы осуществляют материальное стимулирование коллективов и отдельных работников, они основаны на использовании экономического механизма.

Под экономическими методами управления понимается совокупность средств и инструментов, которые посредством создания экономических условий побуждают работников предприятий действовать в нужном направлении и добиваться решения поставленных перед ними задач. При этом следует учесть, что, кроме сугубо личных целей, участник процесса преследует общественные и групповые цели.

Применяя экономические методы управления, необходимо соизмерять затраты и результат (материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, зарплату, себестоимость, прибыль, цену). Обычно воздействуют через систему заработной платы и премирования, которая должна быть максимально связана с результатами деятельности исполнителя. Оплату труда менеджера целесообразно связать с результатами его деятельности в сфере ответственности или с результатами деятельности всей фирмы.

Экономические методы способствуют выявлению возможных резервов, изменению системы материального стимулирования с учетом экономических интересов всех управляемых объектов. Однако для того, чтобы экономические методы были действенными, необходимо создание таких условий, которые способствовали бы перестройке экономического механизма по совершенствованию планирования, экономического стимулирования и управления.

Таким образом, основная задача изменения экономического механизма состоит в создании таких экономических и организационных условий, при которых органы руководства и трудовые коллективы могли бы максимально полно учитывать экономические последствия своей управленческой и хозяйственной деятельности.

Экономические методы менеджмента в отличие от организационно‑административных предполагают разработку общих планово‑экономических показателей и средств их достижения. На основе экономических методов повышаются действенность и результативность экономических рычагов и стимулов, которые побуждают членов трудовых коллективов к эффективной работе, сочетая личные интересы с общегосударственными. Используя личную экономическую заинтересованность, можно добиться целей, поставленных государством перед той или иной организацией.

В зависимости от специфики управляемой системы экономические рычаги воздействия чаще всего выступают в следующих формах: планирование, анализ, хозрасчет, ценообразование и финансирование.

Планирование является центральным звеном любой системы управления, поскольку позволяет прогнозировать основные характеристики будущих действий субъекта и объекта управления, а также условия, в которых они должны реализовываться. Особое значение данная форма приобретает в управлении сферами, для которых характерно наличие условий неопределенности и риска.

Сущность планирования проявляется в стремлении заблаговременно учитывать все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития фирмы. При этом конкретизируются цели развития фирмы и каждого подразделения в отдельности, определяются хозяйственные задачи, средства их достижения, сроки реализации; выявляются материальные, трудовые и финансовые ресурсы, необходимые для решения поставленных задач.

Анализ служит для определения реальных способов решения возникших проблем, обеспечивающих достижение цели при наименьших затратах ресурсов. В процессе анализа выявляются цели, устанавливаются их приоритеты, взаимосвязи и противоречия. В ходе анализа обеспечиваются всесторонняя оценка и комплексный учет факторов, которые воздействуют на ситуацию, совершенствование информационных потоков. Процесс анализа включает формулирование проблемы, отбор целей, составление альтернатив, сбор данных, построение моделей, взвешивание затрат по отношению к результатам. Этот метод включает различные модификации, среди которых наиболее распространенными являются традиционный анализ, системный, структурно‑функциональный, факторный и сравнительный анализы.

Системный анализ – анализ на основе всестороннего изучения проблемы, выявления сильных и слабых сторон, возможностей формирования стратегии функционирования и развития. Системный анализ предполагает:

1) систематическое исследование целей и отыскание обоснованного критерия оценки принимаемых решений;

2) сравнение затрат, эффективности, риска и сроков по каждому варианту стратегии достижения целей;

3) попытку составить лучшие альтернативы и выбрать другие цели.

Системный анализ предполагает использование единого подхода к выбору целей, поскольку при решении проблем управления выявляются множественность и противоречивость целей, подлежащих уточнению.

Структурно‑функциональный анализ как метод исследования явлений и процессов является дополнением системного анализа. Он исследует социальные явления и процессы с точки зрения структуры, элементы которой имеют четкое функциональное назначение. Этот метод позволяет органически соединить такие категории управления, как функции и структуру.

Факторный анализ предполагает, кроме исследования элементов деятельности, изучение факторов, обусловливающих ее. В процессе исследования факторов автоматически решаются задачи синтеза и увязки прогнозов отдельных показателей.

Сравнительный анализ позволяет путем соотнесения двух или нескольких объектов исследования выделять общие и специфические для каждого из них признаки. Данный метод предоставляет субъекту управления возможность выбора. Кроме того, он может использоваться в совокупности с системным и факторным анализом, что расширяет их возможности, так как элементы системы или факторы не только рассматриваются, но и сравниваются.

Экономические рычаги хозяйственного механизма являются одним из факторов функционирования и развития фирм. В этой связи особое значение приобретает хозрасчет как важнейший метод управления.

Полный хозрасчет в сочетании с самофинансированием обеспечивает хозяйственную самостоятельность предприятия. При этом производственная и социальная деятельность на предприятии, а также оплата труда осуществляются за счет заработанных средств. Материальные затраты на производство и социальную сферу возмещаются из выручки, полученной при реализации продукции, работ и услуг, производимых фирмой. В этих условиях главным обобщающим показателем успешности хозяйственной деятельности становится прибыль (или доход). После того как часть прибыли или дохода будет выплачена по обязательствам предприятия, все, что останется, поступает в полное распоряжение предприятия и расходуется на развитие производства, оплату труда и социальные нужды. Исходя из этой общей установки на каждом предприятии может вводиться одна из возможных форм хозрасчета. Выбор форм хозрасчета, приспособление их к конкретным условиям хозяйствования – важнейшие задачи менеджера. В рамках хозрасчета используются в централизованном порядке такие экономические рычаги, как глобальная политика в области ценообразования, издержек производства, финансирования и кредитования.

Центральное место среди различных рычагов в системе экономических методов управления принадлежит ценам и ценообразованию. Большое значение в механизме ценообразования имеет разработка методологии установления цен и определения структуры цены.

Разработка структуры цены играет исключительно важную роль в механизме ценообразования. Она позволяет судить о реальных экономических результатах деятельности фирмы и ее отдельных подразделений, о конкурентоспособности и источниках прибыли.

Сущность цены проявляется в следующих функциях:

1) распределительной;

2) стимулирующей;

3) функции ориентации.

Содержание распределительной функции цены выражается в том, что с помощью цен созданный валовой внутренний продукт и доход хозяйствующих субъектов перераспределяются между предприятиями и отраслями народнохозяйственного комплекса.

Содержание стимулирующей функции цены выражается в следующем: цены экономически развивают производство и потребление одних товаров и сдерживают производство и потребление других, а также стимулируют повышение качества продукции, освоение новых видов товаров и материалов, обеспечивают повышенную рентабельность новых изделий по сравнению с ранее выпускаемыми.

Функция ориентации проявляется в том, что цена дает необходимую информацию как для покупателя товара, так и для продавца его.

Цена является также инструментом хозяйственного механизма и коммерческой политики хозяйствующего субъекта и имеет два предела: нижний и верхний. Нижним пределом цены выступает себестоимость произведенного товара; верхний предел определяется спросом на данный товар.

Следовательно, величина цены на туристский продукт определяется себестоимостью туристского продукта и спросом на этот продукт. Цены на туристский продукт являются разновидностью цен на услуги вообще.

Ценообразование в сфере туризма имеет ряд особенностей. К ним следует отнести следующие:

1) услуги туризма, как и услуги вообще, представляют собой конечный продукт, предназначенный непосредственно для потребления, поэтому цены на услуги – это розничные цены;

2) если на стадии создания промежуточного продукта с помощью цен перераспределяется его стоимость между хозяйствующими субъектами, то на стадии конечной реализации туристского продукта отклонение цен от стоимости ведет к перераспределению доходов населения между различными группами населения (потребителей и производителей);

3) сфера услуг непосредственно связана с потребителем в процессе оказания услуг, поэтому она имеет устойчивый спрос на целый ряд услуг, в том числе и на услуги туризма;

4) процессы производства, реализации и потребления услуг совпадают во времени, поэтому в сфере услуг применяется сезонная дифференциация цен и тарифов. Спрос на многие виды услуг, в том числе на услуги туризма, носит ярко выраженный сезонный характер. Цены на туристский продукт очень резко колеблются в зависимости от сезона; некоторые виды услуг, в том числе туризма, реализуются как на внутреннем, так и на мировом рынке. Поэтому при оценке качества услуг, их стандартизации принимаются во внимание международные требования, так как на одни и те же услуги действуют два вида и уровня цен – внутренние и внешнеторговые, например на гостиничные услуги, тарифы на транспорт, услуги по обслуживанию туристов.

На цену туристского продукта влияет целый ряд факторов:

1) класс обслуживания (степень комфортности);

2) вид туристского путешествия (по используемым транспортным средствам:

– авиационный;

– железнодорожный;

– автобусный и др.);

3) формы обслуживания (групповое или индивидуальное);

4) конъюнктура рынка на услуги туризма;

5) сезонный характер предоставления услуг;

6) география размещения туристских фирм и др.

Цены на туристский продукт должны соответствовать спросу и рекламе. Их необходимо ориентировать не на среднего потребителя (туриста), а на определенные типовые группы. Типологию потребления следует рассматривать как основу повышения эффективности коммерческой деятельности турфирм.

Цена на туристский продукт зависит не только от спроса, но и от рекламы данного продукта, так как между ними существует тесная взаимосвязь. Как правило, снижение цены ведет к росту спроса на туристский продукт и оказывает рекламное воздействие на покупателя туристского продукта; в свою очередь улучшение рекламы может способствовать увеличению цены на туристский продукт.

При определении цены на услуги туризма следует исходить из следующих принципов:

1) цена должна возместить туристской фирме затраты на производство, реализацию, организацию потребления услуг туризма и обеспечить такой размер прибыли, который позволил бы ей функционировать на принципах самофинансирования;

2) цена должна соответствовать спросу на данные услуги, который во многом определяется сезонностью туризма;

3) цена должна быть гибкой, т. е. обладать маневренностью и динамичностью.

В условиях рыночной экономики производитель туристского продукта должен иметь обоснованный уровень цен на этот продукт. С этой целью разрабатывается политика цен, которая является существенным элементом общей стратегии сбыта продукции. Политика цен – это система стандартных правил определения цен для типовых сделок продажи туристского продукта фирмы. По существу она представляет собой общее руководство по установлению цен и включает в себя основные принципы и правила, используемые для установления цен. Политика цен может разрабатываться как на длительный срок, так и приспосабливаться к меняющимся условиям рынка.

В сфере туризма целесообразно использовать гибкий подход к ценообразованию, так как это позволяет более эффективно добиваться поставленных целей долгосрочной стратегии развития.

Наряду с другими рычагами экономического механизма особо важную роль играют инструменты финансовой политики. Разработка и осуществление единой финансовой политики занимают существенное место в общем механизме централизованного управления. В рамках единой финансовой политики определяются источники финансовых ресурсов и их распределение в рамках фирмы.

Важнейшими инструментами финансовой политики являются:

1) распределение и перераспределение прибылей;

2) финансирование и кредитование деятельности различных подразделений;

3) определение структуры и характера внутрифирменных финансовых операций и расчетов по ним. Главная особенность финансовой политики в современных условиях состоит в комплексном использовании инструментов, причем в зависимости от конкретных условий приоритет может отдаваться тому или иному инструменту.

Функционирование туризма, как и любой другой отрасли народнохозяйственного комплекса, связано с развитием финансовых отношений и организацией финансового механизма.

Финансы – это система денежных отношений, возникающих при формировании и использовании денежных фондов и при обороте денежных средств. Финансовые отношения – отношения, возникающие при денежном потоке, т. е. при протекающем непрерывно во времени обороте денег.

Особенности финансов в отдельных отраслях, в том числе и в туризме, проявляются в специфичности организации финансовых отношений и функционирования финансового механизма.

Финансы туристской фирмы – это финансы хозяйствующего субъекта. Задачами финансов туристской фирмы являются формирование денежных фондов и использование их на основе эффективного управления денежным потоком в целях осуществления своей производственно‑обслуживающей и финансовой деятельности, получения прибыли, обеспечения финансовой устойчивости.

В ходе производственно‑обслуживающего процесса туристских фирм возникают различные финансовые отношения. Эти отношения в туризме имеют свои особенности, которые обусловлены организацией финансов туризма.

Для туризма характерна особая схема кругооборота оборотных средств. Она обусловлена тем, что, во‑первых, объектом деятельности туризма является человек (турист), который покупает туристские впечатления исходя из своего интереса; во‑вторых, в туризме процессы производства, реализации и организации потребления туристского продукта соединены вместе в единый производственно‑обслуживающий процесс. Эти факторы определяют своеобразие кругооборота оборотных средств в туризме, который значительно отличается от кругооборота средств в других отраслях.

Кругооборот оборотных средств в туризме представляет собой:

1) денежные средства, авансированные туристской фирмой на организацию тура, т. е. на создание туристского продукта;

2) материальные и нематериальные услуги туризма, а также товары туристско‑сувенирного назначения;

3) туристские впечатления;

4) денежные средства, полученные от реализации услуг, товаров, туристских впечатлений.

Таким образом, в создание объектов туристского показа туристская фирма свой капитал не вкладывает, но уже само их существование приносит туристской фирме денежный доход. Фирма оплачивает лишь услуги, связанные с показом туристам этих объектов.

Своеобразность организации финансовых отношений в туризме в значительной степени обусловливается также особенностями ценообразования на продукцию этой отрасли.

Цена туристского продукта или отдельной услуги является весьма динамичной и зависит от многих факторов: стоимости услуг, входящих в турпакет, числа туродней, вида тура (групповой, индивидуальный), количества туристов в группе, их возрастного состава, сезонности и др.

Расчет цены на туристский продукт производится на основе нормативной калькуляции, которая сводится к определению не себестоимости тура, а его продажной цены. Применение нормативной калькуляции обычно вызывает существенные колебания в уровне рентабельности туристских фирм, что отражается на их финансовом положении.

Для решения экономических задач в управлении организацией, основными свойствами которых являются большое число ограничительных условий и множество решений, широко применяются и экономико‑математические методы. Экономико‑математические методы позволяют получить конкретные данные, которые характеризуют то или иное экономическое явление, и найти наиболее эффективные решения.

6.5. Социально‑психологические методы

 

Действия субъекта по руководству коллективами или отдельными исполнителями составляют значительную долю в общем объеме управленческой деятельности. Однако без глубокого исследования научных категорий руководства и в целом управления невозможно дальнейшее повышение эффективности управленческой деятельности.

Известно, что на результаты труда оказывают влияние различные психологические факторы. Умение их учитывать поможет руководителю целенаправленно воздействовать на отдельных работников и сформировать коллектив с едиными целями и задачами.

Зная особенности поведения, характер каждого отдельного человека, можно прогнозировать его поведение в нужном для коллектива направлении. Таким образом, для того чтобы воздействие на коллектив было наиболее результативным, необходимо не только знать моральные и психологические особенности отдельных исполнителей, социально‑психологические характеристики отдельных групп и коллективов, но и осуществлять управленческие воздействия.

Для этих целей применяются социально‑психологические методы, представляющие собой совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них. Поскольку участниками процесса управления являются люди, то социальные отношения и отражающие их соответствующие методы управления важны и тесно связаны с другими методами управления. К ним относятся моральное поощрение, социальное планирование, убеждение, внушение, личный пример, регулирование межличностных и межгрупповых отношений, создание и поддержание морального климата в коллективе.

Социологические методы играют важную роль в управлении персоналом, они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе.

Социальное планирование обеспечивает постановку социальных целей и критериев, разработку социальных нормативов (таких как уровень жизни, оплата труда, потребность в жилье, условия труда и др.) и плановых показателей, достижение конечных социальных результатов.

Психологические методы играют очень важную роль в работе с персоналом, так как направлены на конкретную личность рабочего или служащего и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны. Главной их особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, чувствам, образам и поведению с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач предприятия.

Психологическое планирование составляет новое направление в работе с персоналом по формированию эффективного психологического состояния коллектива предприятия. Оно исходит из необходимости концепции всестороннего развития личности человека, устранения негативных тенденций деградации отсталой части трудового коллектива. Психологическое планирование предполагает постановку целей развития и критериев эффективности, разработку психологических нормативов, методов планирования психологического климата и достижения конечных результатов.

Эти методы основаны на использовании моральных стимулов, воздействуя на человека с помощью психологических приемов, например с помощью авторитета, личного примера и т. д.

Можно согласиться с позицией, согласно которой стимулы – это осознанные интересы, а стимулирование – система определенных мер и действий, посредством которых реализуются экономические интересы. Стимулирование – это всегда действие, механизм, побуждающий субъект двигаться в определенном направлении, в результате чего может и должен реализоваться его интерес, вне которого это действие было бы лишено смысла. Стимулирование побуждает к определенным действиям и может быть материальным и моральным.

Таким образом, следует признать тот факт, что экономические интересы, возникнув, реализуются, а важнейшей формой их реализации служит стимулирование.

Экономическое стимулирование выступает фактором, определяющим целенаправленные действия, средством, с помощью которого один из субъектов интереса воздействует на другой, для чего используются разнообразные экономические формы, включая ценообразование, заработную плату, кредитование, управление, налогообложение и др.

Анализ практики управленческой деятельности подтверждает наличие двух групп методов руководства: стимулирования и регулирования.

К первой группе относятся следующие методы:

1) поощрение;

2) наказание;

3) критическая оценка.

Данная группа определяет как положительные стимулы, так и стимулы отрицательного свойства.

Основой метода поощрения является установление позитивных стимулов при осуществлении какой‑либо деятельности, при этом стимулы для повышения эффективности труда могут быть различными. Основными стимулами в трудовой деятельности людей в ходе применения метода поощрения являются экономические, так как любой труд реализуется прежде всего в материальной сфере. Дополнительные стимулы должны быть направлены на стимулирование развития приоритетных направлений работы, а также форм ее организации и методов реализации. Для этого необходима гибкая система премиальной оплаты, способная учитывать не только сложность рассматриваемой деятельности, но и человеческий фактор в полном объеме.

Человек – главный приоритет управления. Чтобы реализовать этот принцип, необходимо уделять огромное внимание формированию кадрового состава, адаптации работников в коллективе, профессиональному росту, повышению квалификации, созданию особой морально‑психологической атмосферы, стимулированию творчества, налаживанию межличностных отношений, решению социальных проблем.

Кроме экономических стимулов, для повышения эффективности труда немаловажную роль играют и морально‑нравственные стимулы. К данной группе стимулов можно отнести как устную благодарность руководителя, так и государственные награды, присуждение различных премий за заслуги в какой‑либо области. Это объясняется тем, что присуждение премии является в первую очередь всеобщим признанием авторитета и достижений человека.

Другим методом руководства является метод регулирования. К нему можно отнести:

1) метод информирования (создание ориентирующих ситуаций, личного примера);

2) метод нормирования (разрешения, запрещения, предписания).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 523; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.77.114 (0.073 с.)