Стиль руководства туристической фирмой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стиль руководства туристической фирмой



 

Суть работы менеджера туристической индустрии заключается в специфике его деятельности, ее содержании, условиях осуществления, используемых методах и средствах управления.

Главная особенность деятельности менеджера в управлении туристической фирмой состоит в том, что это деятельность, осуществляемая в динамичных рыночных условиях под воздействием как субъективных, так и объективных факторов. Управление совместной деятельностью людей претерпевает изменения, поскольку меняются их менталитет, степень активности, стремление к самовыражению, достижению успехов и главным образом отношения между людьми, занятыми в туристической деятельности, коллективами как партнерами или конкурентами.

Система человеческих отношений и экономическое поведение членов трудового коллектива выступают одним из предметов труда менеджера. На содержание управленческих отношений оказывает влияние и отличительная особенность туризма, которая заключается в вероятностном характере туристических явлений и процессов, а следовательно, в содержании и формах воздействия, используемых менеджерами в процессах управления туристической фирмой. Это способствует выбору стиля управления.

Стиль представляет собой совокупность постоянно применяемых методов руководства, направленных на решение задач управления.

Выбор стиля управления во многом зависит от задач, которые ставит перед собой менеджер, а именно:

1) управлять, т. е. давать точные указания подчиненным и следить за их выполнением;

2) направлять – наблюдать за выполнением заданий, но при этом обсуждать решения и поддерживать инициативу сотрудников;

3) поддерживать – оказывать помощь сотрудникам при исполнении ими заданий, разделять с ними ответственность за принятие решений;

4) делегировать полномочия – передавать часть своих полномочий исполнителям, возлагать на них ответственность за принятие решений и достижение целей предприятия.

Таким образом, стиль руководства – это строго индивидуальное явление, которое определяется специфическими характеристиками конкретной личности, отражает особенности работы с людьми и технологию принятия решений именно данной личностью.

В практике управления выделяют авторитарный, демократический и либеральный стили руководства.

Для авторитарного стиля характерна централизация власти в руках одного руководителя. Этому стилю присущи ограниченные контакты с подчиненными. Такой менеджер единолично принимает решения, не стимулируя проявление инициативы у подчиненных. Основное содержание управленческой деятельности основано на приказах и командах. В таких условиях отсутствует удовлетворенность трудом, поскольку творческие силы подчиненных не находят должного применения.

Демократический стиль предполагает коллегиальное решение вопросов. Менеджер, придерживающийся такого стиля, систематически информирует подчиненных о положении дел в коллективе, правильно реагирует на критику. В его деятельности часть управленческих функций делегируется другим специалистам.

При таком стиле руководства в подготовке к реализации управленческих решений принимают участие все члены коллектива.

Либеральный менеджер практически не вмешивается в деятельность коллектива, предоставляя работникам полную самостоятельность и возможность индивидуального и коллективного творчества. Руководитель либерального стиля не проявляет организаторских способностей, слабо контролирует и регулирует действия подчиненных и, как следствие, его управленческая деятельность нерезультативна.

Таким образом, стиль управления сводится к технологии принятия управленческих решений. В частности, менеджер:

1) единолично принимает решение и извещает о нем;

2) высказывает свои мысли, идеи и предлагает задавать вопросы;

3) предлагает пробное решение в качестве опытного образца для решения;

4) раскрывает суть проблемы, дает указания, оценивает предложения, принимает решения;

5) устанавливает ограничения и просит сотрудников принять решение;

6) позволяет подчиненным действовать без учета ограничений, установленных руководством.

Однако следует отметить, что каждый из указанных стилей в чистом виде встречается очень редко.

Характер управления во многом определяет успех или неудачу в деятельности любой организации, в том числе и туристической. Поскольку стиль работы, принятый руководителем, в каких‑то ситуациях может быть постоянным, необходимо учитывать, что при изменении ситуации возможны его адаптация и корректировка способа воздействия на подчиненных. Большинство руководителей наряду с основной моделью поведения имеют и вспомогательные, которые требуются в том случае, если невозможно реализовать основной стиль руководства, т. е. вспомогательная модель поведения менеджеров – это та, к которой прибегают в стрессовых или конфликтных ситуациях, выйти из которых традиционными средствами невозможно.

В управленческой практике выделяются три дополнительных стиля руководства: патернализм, оппортунизм и фасадизм.

Патернализм – сочетание высокого уровня заботы о производстве с высоким уровнем заботы о людях, дополняющим его. Он не является интеграцией заботы о производстве и заботы о людях, а носит дополняющий характер. В этом контексте производство подразумевает все виды продукции и услуг (расчетные операции, стоимость продаж, качество предоставляемых услуг и проч.).

Забота о людях также включает в себя заботу об их чувстве собственного достоинства, об их праве на справедливость и справедливое отношение, об их стремлениях, а также об их материальном благополучии. Любой менеджер будет в большей или меньшей степени проявлять одно из этих двух качеств (забота о производстве и забота о людях) при управлении своими подчиненными. Менеджер может проявить в высокой степени заинтересованность в производстве и крайне низкую заботу о людях, и наоборот. Один и тот же менеджер может применить различные подходы при различных обстоятельствах. При использовании этого стиля приоритет отдается исполнительности. Руководитель‑патерналист единолично принимает решения, которые носят характер приказов, однако при этом используется обучение подчиненных.

Оппортунизм – сочетание любых или всех подходов к управлению, которые являются средством для достижения личного успеха руководителя. Признаки оппортунистического поведения проявляются в стремлении угодить всем и каждому, стремлении привлечь внимание, в учтивом отношении к тем, кто выше по рангу, но в притеснении тех, кто ниже. Руководитель‑оппортунист предпринимает только те действия, которые показывают его с хорошей стороны, считает, что очень важно быть первым.

Фасадизм имеет место, когда нужно показать внешнюю сторону явлений и процессов. Руководитель, придерживающийся данного стиля, избегает раскрытия своих намерений, кроме того, он создает себе позитивную репутацию, помогающую ему поддерживать обман. Такой руководитель не избегает конфликтов, однако его цель заключается не в их разрешении, а в получении определенных выгод для себя.

В управлении часто используются такие модели, которые различают следующие стили руководства, – приказы, реклама, консультации, единение.

Приказы. Менеджер вырабатывает собственное решение и передает его подчиненным для исполнения. Персонал ожидает указанный к выполнению безо всяких вопросов.

Реклама. В данном случае менеджер также вырабатывает собственное решение, но вместо простого объявления его подчиненным он пытается убедить их, что данное решение является наилучшим, т. е. он рекламирует данное решение, чтобы свести на нет любое потенциальное сопротивление.

Консультации. Менеджер, применяя этот стиль, не принимает решения до тех пор, пока не проконсультируется со своими подчиненными. Он предоставляет им удобный случай высказать мысли, предложения и советы, осознавая, что служащие в действительности могут знать в определенных областях больше, чем он сам. Такой менеджер может иметь хороших специалистов‑консультантов по отдельным отраслям знаний. Окончательное решение все же принадлежит менеджеру, но оно не будет принято, пока не выслушано мнение подчиненных, которые, таким образом, чувствуют себя вовлеченными в дело и ощущают свою значимость.

Единение. Применяя этот стиль, менеджер вместе с подчиненными на равноправной основе вырабатывает демократичное решение. Менеджер определяет проблему и может обозначить границы, в пределах которых может быть выработано решение. Затем проблема обсуждается в свободной дискуссии среди подчиненных, и окончательное решение обычно бывает отражением решения большинства.

Эти четыре стиля легки для понимания и часто встречаются в повседневной жизни и в управленческой практике. Некоторые менеджеры действуют в рамках определенного стиля, но большинство менеджеров применяют разные стили в зависимости от различных ситуаций.

Учитывая особенности туристической отрасли, следует иметь в виду, что не существует единого универсального стиля руководства, пригодного для всех случаев в туристической деятельности. Применяемые менеджером стиль или их сочетание зависят не столько от личности менеджера, сколько от соответствующей ситуации. Гибкость менеджера туристической фирмы и заключается в том, чтобы использовать преимущества каждого стиля и применять его в зависимости от особенностей ситуации. Предпочтительный стиль руководства не может быть определен заранее, поскольку управленческие ситуации в той или иной туристической деятельности не стандартны, а качества личности менеджера и подчиненных имеют свойство изменяться в зависимости от изменений управляемой среды.

Искусство общения в туризме

 

Общение – это важнейшая форма взаимодействия людей, представляющая собой постоянный процесс, который используется людьми для передачи друг другу своих идей, мыслей, чувств, организационных целей, установления обратной связи и внесения в их поведение определенных корректив.

Общение служит установлению взаимосвязей и сотрудничества людей. И от того, насколько грамотно построено общение, зависит результативность переговоров, степень взаимопонимания с партнерами, клиентами и сотрудниками, удовлетворенность работников фирмы своим трудом, морально‑психологический климат в коллективе, взаимоотношения с другими предприятиями и организациями.

В менеджменте туризма общение играет определяющую роль. Для менеджера туристической фирмы – человека, который постоянно должен работать с людьми, способность к общению жизненно необходима. Это один из важных навыков, которым должен обладать менеджер, поскольку в немалой степени на успешность деятельности туристической фирмы влияет уровень общительности менеджера.

Например, замкнутость, высокая и сверхвысокая общительность ограничивают познавательные возможности руководителей по анализу, изучению и оценке как членов коллектива, так и ситуации в целом, в которой работает коллектив. Высокая общительность мешает руководителям сосредоточиваться на решении главных вопросов взаимодействия в коллективе, вызывает у них трудности в концентрации внимания. Высокообщительные и замкнутые руководители вызывают рассогласование между их поведением и социально‑психологическими установками членов коллектива, что в целом отрицательно сказывается на формировании социально‑психологического климата в коллективе, на результатах взаимодействия в коллективе, а также на результатах труда.

В этой связи менеджер, осуществляющий руководство туристической фирмой должен понимать, что умение общаться – не менее значимый элемент его профессиональной деятельности, чем специальные знания и навыки работы.

Общение отличается тем, что в его процессе информация не только передается, но и формируется, уточняется и изменяется. Поэтому менеджеру необходимо организовать общение соответствующим образом. Общение включает в себя:

1) формулирование цели (изучение участников, темы и ситуации);

2) подготовку к общению (определение стратегии и тактики общения, выбор альтернатив);

3) непосредственно само общение (начало контакта, передача или получение информации, аргументирование);

4) принятие решения.

Процесс общения начинается с формулирования идеи. При этом цели, которые формулирует менеджер туристической фирмы, могут быть самыми разными: заключить соглашение, разрешить спорный вопрос, убедить собеседника в приобретении той или иной туристической услуги, получить необходимую информацию и т. п. Четкое представление цели делового общения особенно важно при выборе тактики общения.

В процессе подготовки к деловому общению необходимо составить своего рода план, в соответствии с которым:

1) участники беседы должны располагать временем, достаточным для проведения спокойного, обстоятельного разговора;

2) следует предусмотреть обстоятельства, которые могут помешать беседе;

3) необходимо подавить в себе чувства, отрицательно влияющие на объективность восприятия собеседника;

4) необходимо заранее предвидеть возможные вопросы и быть готовым к ним.

Менеджер на стадии подготовки к общению должен не только оценить своего будущего собеседника и сложившуюся ситуацию, но и продумать манеру своего поведения, чтобы эффективно управлять им, создавая при этом благоприятные условия для общения.

Следующий этап – определение стратегии и тактики общения. На этом этапе следует определить главную и второстепенные цели общения. К тактике общения относится и умение задавать вопросы, регулируя при этом направление беседы. Вопросы эффективно использовать для достижения следующих целей: убедить, получить согласие, преодолеть сопротивление.

Процесс непосредственного общения связан с преодолением определенного психологического барьера. Чтобы его преодолеть менеджер, должен знать факторы воздействия на собеседника, такие как авторитет инициатора беседы, содержание беседы, состав информации, сила личности менеджера. В этой связи на начальном этапе общения важно проявить искренний интерес к личности собеседника, к его проблемам, корректно отнестись к различным аспектам беседы. На начальной стадии общения должны быть решены следующие задачи:

1) установление контакта;

2) создание благоприятной атмосферы для общения;

3) привлечение внимания;

4) пробуждение интереса к беседе.

Логическим продолжением начала беседы является передача (получение) информации. На данном этапе необходимо решение следующих задач: сбор специальной информации по проблемам, запросам и пожеланиям собеседника; выявление мотивов и целей собеседника; передача собеседнику запланированной информации; анализ и проверка позиций собеседника.

В момент аргументации можно полностью или частично изменить позицию и мнение своего собеседника. В процессе аргументации для достижения эффекта необходимо оперировать простыми, ясными убедительными понятиями. Способы аргументации следует выбирать с учетом особенностей характера собеседника, при этом аргументация должна быть корректной по отношению к нему.

Следующим этапом делового общения является подведение итогов. В процессе анализа беседы следует внимательно оценить отношение собеседника к тем событиям и фактам, относительно которых состоялась беседа. На этом этапе представляется возможным установить нерешенные задачи и наметить план будущей беседы, поскольку посредством одного разговора не всегда удается достичь стратегических целей общения и понять собеседника.

Заключительным этапом делового общения является принятие решений. Здесь подводятся итоги беседы, оговаривается полученный результат, а также выясняются нерешенные проблемы и конкретизируются вопросы для последующего решения.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в туристической деятельности менеджер не должен недооценивать навыков межличностного общения, без которых невозможно эффективное управление. Межличностное общение базируется на навыках, которые в процессе трудовой деятельности менеджера постоянно совершенствуются.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.246.193 (0.021 с.)