Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 5. Функции и принципы менеджмента туризмаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Понятие функций менеджмента
Понятие функции имеет широкую трактовку в современной теории менеджмента. Многие исследователи считают, что функции составляют содержание управления. Некоторые из них под функциями управления понимают виды управленческой деятельности, другие считают, что функции менеджмента соответствуют стадиям и этапам процесса управления. Очевидно, что функции менеджмента возникают на стадиях управленческой деятельности и представляют собой управленческие действия, направленные на решение возникшей проблемы. В этом случае на каждой стадии управления реализуются все функции, но при этом ведущей будет одноименная со стадией функция, а остальные будут вспомогательными. В соответствии с этим подходом функции раскрывают содержание менеджмента, а стадии – последовательность реализации функций в рамках единичного управленческого цикла. Таким образом, функции менеджмента представляют собой виды деятельности субъекта, составляющие содержание управления. Классификация функций менеджмента представляет собой их группировку с учетом существенных признаков сходства и различия. Выделяют различные признаки классификации, но наиболее целесообразным подходом является выделение таких классификационных признаков, как относительная обособленность, однородность, стабильность различных видов управленческой деятельности. Выделение названных признаков классификации означает, что управленческие действия в рамках одной функции должны быть, во‑первых, относительно обособленными от других действий в процессе управления, в определенной мере самостоятельными. Во‑вторых, эти управленческие действия должны быть однородными по своему составу, взаимосвязанными и направленными на достижение одной цели. В‑третьих, действия, входящие в функцию управления, должны быть стабильными, не одноразовыми, а периодически повторяющимися. Таким образом, можно назвать такие функции управления, как информационно‑аналитическая, планирование, организация, координация, регулирование, контроль, руководство. Информационно‑аналитическая функция представляет собой сбор, обработку, анализ и оценку информации в целях повышения эффективности деятельности в определенной сфере, включает в себя все действия по оперированию информацией. Описание данной функции полностью соответствует заявленным критериям, так как составляющие ее управленческие действия относительно обособлены в процессе управления и не являются чисто техническими. Также эти действия являются определенно однородными, в силу того что сбор, обработка, анализ и оценка связаны единым предметом (информацией) и направлены на достижение одной цели – создание условий для реализации остальных функций управления. Важно и то, что эти управленческие действия стабильны, так как они являются атрибутом каждой стадии любого управленческого цикла. Данная функция обоснована информационной составляющей менеджмента, так как все операции, действия и мероприятия в любой организации осуществляются на основе информации, поступающей из внешней среды и аккумулирующейся в самой организации. Субъект управления также нуждается в информации, которая служит основой для последующих управленческих действий как на стадии принятия, так и на стадии реализации решения. Именно поэтому информационно‑аналитическую функцию составляют прежде всего действия по сбору необходимой информации, которая затем подвергается анализу. Анализ информации в свою очередь представляет собой эмпирическое исследование, результатами которого являются оценочные выводы о сложившейся ситуации. Основными инструментами такого исследования являются логические методы и статистика. Осуществление данной функции в рамках организации – сложный трудоемкий процесс. Это обусловлено тем, что часто не представляется возможным собрать информацию о ситуации в полном объеме, а потому оценочные выводы при анализе могут делаться гипотетически. С целью повышения эффективности осуществления этой функции целесообразно использовать обоснованные методики сбора информации, ее анализа, а также оценки. Сущность функции планирования заключается в определении и обосновании направлений деятельности системы в целом и ее различных звеньев, ее целей, задач, а также путей их реализации. Она призвана обеспечивать целенаправленную деятельность и предполагает формулирование цели и разработку программы, в соответствии с которой цель будет достигнута. Целенаправленное функционирование любой сложной системы невозможно без планирования. Планирование реализуется путем выбора оптимальных вариантов действий в необходимом направлении и позволяет выдерживать общую линию по достижению намеченной цели. Основой для планирования являются результаты реализации информационно‑аналитической функции, на основе которых всеми субъектами управления на всех уровнях менеджмента производятся определение и обоснование целей и задач, разрабатываются проекты планов, которые далее рассматриваются и утверждаются. Функция организации выражается в формировании и приспособлении субъекта и объекта менеджмента к выполнению поставленных задач. В ходе организации создается сеть таких отношений в системе, которые обеспечивают ее целостность и целенаправленность. При реализации этой функции обеспечивается необходимое воздействие на управляемую систему, которое позволяет решить поставленные задачи. Организация – это мероприятия по привлечению финансовых, технических, кадровых и других ресурсов и их ориентация на решение поставленной задачи. Задачи, стоящие перед организацией, могут быть решены только тогда, когда эффективно и правильно используются все ресурсы. Координация призвана обеспечивать необходимую согласованность действий для успешного достижения цели. Любой общественный труд нуждается в согласовании. В ходе координации прежде всего устанавливается и поддерживается пропорциональность в деятельности различных элементов системы. Координация осуществляется путем уточнения функций, согласования целей и задач, планов, а также действий. Она является одним из основных средств повышения эффективности деятельности, так как позволяет сконцентрировать усилия на необходимом направлении, избегать параллелизма и дублирования. Выделение функции координации обусловлено наличием у нее специфической цели – поддержания пропорциональности в деятельности системы, которая проявляется на всех стадиях процесса управления. Функция регулирования реализуется с целью поддержания динамического равновесия системы в ходе осуществления деятельности в любой организации любой сферы деятельности. Регулирование способствует адаптированию организации к постоянно изменяющимся ситуациям, обеспечивает предупреждение и устранение отклонений от запланированных действий. Регулирование призвано обеспечивать нормальный ход деятельности. Зачастую функцию регулирования включают в состав функции организации. Однако между ними есть существенное различие, которое состоит в том, что организация обеспечивает создание и подготовку системы для выполнения поставленных задач, установление необходимых для этого отношений между ее структурными единицами, а регулирование направлено на своевременное корректирование действий исполнителей. Большую роль при регулировании играет связь между субъектом и объектом управления, так как хорошо отлаженная система информации позволяет не только устранять отклонения в деятельности, но и предупреждать их. Регулирование осуществляется в основном путем распорядительной деятельности субъекта в форме приказов, указаний, распоряжений. Контроль как функция менеджмента представляет собой систему наблюдения и проверки в процессе любой деятельности для выявления отклонений от планов, затрудняющих достижение поставленной цели. Неотъемлемой частью контроля является учет изменений, происходящих по ходу деятельности. Основу функции контроля составляет информация о функционировании объекта управления: о конкретных ситуациях, о возникающих затруднениях, об отклонениях от заданных действий и т. п. Контроль призван обеспечивать единство управленческого решения и его реализации, т. е. выделенных стадий процесса управления. Он также является одним из средств повышения эффективности, так как в результате контроля выявляются не только недостатки, но и положительный опыт, который в дальнейшем находит распространение во всей деятельности организации. Руководство, пронизывающее всю систему менеджмента, по праву можно назвать функцией управления. Она отражает отношения между субъектом и объектом управления как индивидами. В руководстве проявляется человеческий фактор, что характеризует социально‑психологическую сторону менеджмента. Зачастую от эффективности руководства зависит уровень реализации других функций менеджмента. Руководящее начало присутствует и подчиняет себе весь процесс разработки и принятия управленческого решения, сопровождающий все этапы менеджмента. Все вышеописанные функции одинаково важны для любой организации. Более того, они взаимозависимы и взаимоувязаны. Одна функция воздействует на остальные и обратно. Функции менеджмента универсальны для всех типов организаций вне зависимости от сферы деятельности, поэтому они обязательно присутствуют в менеджменте туризма. Однако степень их выраженности в процессе управления в данной области имеет свою специфику.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.186.156 (0.007 с.) |