Понятие принципов менеджмента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие принципов менеджмента



 

Функции и принципы являются обязательными характеристиками теоретических основ любой науки. Они часто представляются в сознании обучающихся как равнозначные. Однако каждое из этих понятий играет в теории менеджмента сугубо индивидуальную непреходящую роль.

В любой науке вообще и в менеджменте в частности принципы являются «руководящим началом», на основе которого осуществляется деятельность. Выявленные и сформулированные в соответствии с уровнем развития науки закономерности становятся принципами и играют определяющую роль в осуществлении деятельности, в том числе оказывая влияние на функции менеджмента.

В функционировании любых организаций решающее значение имеет одна из важнейших категорий менеджмента, синтезирующая объективность закономерностей управления и характерные черты реальной обстановки. Это принципы менеджмента.

Таким образом, принципы менеджмента – это общие закономерности, в которых проявляются связи между различными структурами управленческой системы, отражающиеся при постановке практических задач управления.

Принципам менеджмента посвящено большое число теоретических исследований. Изучение научных трудов, посвященных исследованию данной проблемы, дает основания для вывода, что среди ученых нет единого мнения как в отношении классификации, так и в отношении самого понятия принципов.

Принципы отражают содержание объективных процессов управления и соответствуют им. Различные авторы, основываясь, безусловно, на объективном отражении действительности, по‑разному подходят к классификации основных принципов менеджмента. Многие ученые формулируют основные, по их мнению, принципы, базируясь на различных подходах к их систематизации. В одних работах выделяется лишь система основных принципов, в других выделяются две и более подсистем.

Все же большинство авторов склоняются к тому, что основные принципы являются общими для всех сфер управления. В каждом принципе проявляются политические, организационные и технические начала, но не в равной степени. В одних превалируют политические свойства, в других – организационные или технические.

Основоположниками в формулировании принципов управления можно назвать таких классиков менеджмента, как Ф. Тейлор и А. Файоль. Именно они первыми предложили своего рода классификацию принципов менеджмента.

Основные принципы научного управления Ф. Тейлора состоят в следующем:

1) разработка оптимальных методов осуществления работы на базе научного изучения затрат времени, движений, усилий и т. п.;

2) абсолютное следование разработанным стандартам;

3) подбор, обучение и расстановка рабочих на те рабочие места и задания, где они могут дать наибольшую пользу;

4) оплата по результатам труда (меньшие результаты – меньше оплата, большие результаты – больше оплата);

5) использование функциональных менеджеров, осуществляющих контроль по специализированным направлениям;

6) поддержание дружеских отношений между рабочими и менеджерами с целью обеспечения возможности осуществления научного управления.

Одновременно с Ф. Тейлором, разработкой принципов менеджмента занимался Анри Файоль. Основные административные принципы Файоля разъясняются в книге «Общее и промышленное управление», опубликованной в 1916 г. В ней перечисляются следующие 14 принципов управления:

1) разделение труда;

2) власть;

3) дисциплина;

4) единство командования;

5) единство руководства;

6) подчинение индивидуальных интересов общему интересу;

7) вознаграждение;

8) централизация;

9) скалярная цепь (линия власти);

10) порядок;

11) равенство;

12) устойчивость должностей личного состава;

13) инициатива;

14) честь мундира.

Некоторые современные школы менеджмента предлагают следующие принципы, по их мнению, составляющие основу управленческого процесса:

1) отказ от приоритета классических принципов школ менеджмента, согласно которым успех предприятия определяется прежде всего рациональной организацией производства продукции, снижением издержек, развитием специализации, т. е. воздействием управления на внутренние факторы производства. Вместо этого первостепенной становится проблема гибкости и адаптируемости к постоянным изменениям внешней среды. Значение факторов внешней среды резко повышается в связи с усложнением всей системы общественных отношений (в том числе политических, социальных, экономических), составляющих среду менеджмента организации;

2) использование в управлении теории систем, облегчающей задачу рассмотрения организации в единстве ее составных частей, которые неразрывно связаны с внешним миром. Главные предпосылки успеха предприятия находятся во внешней среде, причем границы с ней являются открытыми, т. е. предприятие зависит в своей деятельности от энергии, информации и других ресурсов, поступающих извне. Чтобы функционировать, система должна приспосабливаться к изменениям во внешней среде;

3) применение к управлению ситуационного подхода, согласно которому функционирование предприятия обусловливается реакциями на различные по своей природе воздействия извне. Центральный момент здесь – ситуация, т. е. конкретный набор обстоятельств, которые оказывают существенное влияние на работу организации в данный период времени. Отсюда вытекает признание важности специфических приемов выделения наиболее значимых факторов, воздействуя на которые, можно эффективно достигать цели;

4) современные условия управления обусловливают необходимость огромное внимание уделять таким факторам, как лидерство и стиль руководства, квалификация и культура работающих, мотивация поведения, взаимоотношения в коллективе и реакция людей на изменения. Ориентация на новые условия и факторы развития нашла отражение в принципах менеджмента, формулировка которых показывает возросшую роль человека, его профессионализма, личностных качеств, а также всей системы взаимоотношений людей в организациях. Например, в составе важнейших принципов, которыми рекомендуется пользоваться менеджерам в последнем десятилетии текущего века, нередко называются следующие: благожелательное отношение менеджеров ко всем работающим в организации, ответственность менеджеров всех уровней за успешную деятельность организации, коммуникации (горизонтальные и вертикальные) как внутри, так и за пределами организации, создание атмосферы открытости, честности, доверия людям, содействие реализации их талантов и стремление к постоянному совершенствованию как личной работы, так и работы организации. [6]

Практическое воплощение новых принципов менеджмента весьма сложно и требует радикального пересмотра всей философии бизнеса, изменения психологии работающих (в том числе менеджеров), повышения их квалификации и роста личностного потенциала. Все большее количество компаний (в том числе крупных) пытаются отойти от прежних командно‑иерархических отношений в своих организациях и усилить позиции путем лучшего использования и создания условий для развития сильных сторон персонала. Одновременно меняются подходы к формированию стратегии развития и ее целей, к построению структуры организации и менеджмента, к процессу разработки и принятия управленческих решений, к работе с персоналом и к оценке эффективности работы организации, подразделений и работающих.

В современных условиях принципы менеджмента должны являться отражением выявленных закономерностей, однако существующие классификации принципов построены на упрощенном понимании менеджмента и не всегда оказываются жизнеспособными. Часть принципов только декларировалась ввиду абстрактного подхода к определению менеджмента и на практику не работала. Поэтому назрел вопрос о разработке новой системы принципов менеджмента, отражающих реальную объективность управления.

В качестве оснований для классификации принципов менеджмента целесообразно использовать виды деятельности, которые в совокупности составляют управление как социальное явление. Таким образом, система принципов менеджмента может быть классифицирована по трем основным группам принципов: принципы работы с информацией (кибернетические), принципы формирования и обеспечения функционирования системы (организационные) и принципы руководства системой (социально‑психологические). Каждая группа принципов призвана отражать выявленные закономерности соответствующего вида деятельности и формулировать предъявляемые к этой деятельности требования.

Кибернетические принципы. Принципы работы с информацией, описанные в В.И. Рыкуновым, имеют условное название «кибернетические», так как в кибернетике управление рассматривается как процесс движения информации.

Работа с информацией по своему объему составляет значительную долю в действиях субъекта управления любого уровня. Это объясняется тем, что управление – деятельность интеллектуальная, поэтому ее предметом является информация. Следовательно, информация играет непреходящую роль в исследуемом явлении, а это означает, что работа по переработке информации справедливо выделяется в относительно самостоятельную составляющую синтетической деятельности. Для того чтобы выяснить принципы работы с информацией, необходимо дать глубокий анализ действий, из которых складывается рассматриваемый вид деятельности.

Исследование данного вида деятельности, являющейся органической составляющей менеджмента, дает основания для вывода, что при ее осуществлении целесообразно руководствоваться следующими принципами: адекватности, обогащения, перехода информации в знания субъекта, верификации.

Принцип адекватности означает, что информация, используемая в системе менеджмента, в результате работы над ней обязательно должна отражать изначальную сущность без каких‑либо изменений, а тем более искажений. Соблюдение данного принципа должно обеспечивать стабильность управления. Уровень управленческой деятельности, следовательно, и состояние сферы управления, которая является объектом управления, находится в прямой зависимости от точности отражения реальной действительности, воспринимаемой субъектом в виде информации. А точное отражение реальной действительности, используемое субъектом в системе менеджмента, обеспечивается соблюдением принципа адекватности. Информация в управлении является совокупностью сведений, всесторонне характеризующих исследуемое явление, сферу, деятельность. При поступлении информации в систему менеджмента к ней предъявляется ряд требований, выполнение которых обеспечивает максимально возможную точность отражения реальной действительности. В ходе работы с информацией могут осуществляться всевозможные операции, в результате которых она может принимать различные формы. Однако точность отражения реальной действительности должна сохраняться на первоначальном уровне. В этом и заключается сущность принципа адекватности.

Принцип обогащения характеризует процесс «очищения» информации в процессе ее преобразования от несущественных элементов, которые не несут существенной полезной нагрузки. В систему управления поступают необходимые сведения, содержащие разносторонние характеристики различных звеньев. При этом в силу объективных и субъективных причин поступающая информация не может иметь идеальной структуры. Сведения поступают из различных источников в различной форме, поэтому основной задачей работы с информацией является приведение ее путем определенных операций к такому виду, который наиболее приемлем для соответствующего звена системы управления. Процедуры, осуществляемые в отношении информации, должны не только иметь направленность на приведение информации к соответствующему виду, но и «выкристаллизовывать» сущность отраженного в информации явления, факта. В результате этих процедурных действий информация постепенно избавляется от несущественных элементов.

Принцип перехода информации в знания субъекта является также одним из основных принципов работы с информацией. Сведения, составляющие информацию, имеют отвлеченный, абстрактный характер чисто осведомительного назначения до тех пор, пока они не будут осознаны и не перейдут на новый уровень процесса познания. Полное осмысление реальной действительности субъектом управления дает ему возможность осуществить этот переход и плодотворно использовать отражающую ее информацию в управленческой деятельности. Для успешной реализации данного принципа необходимо, чтобы информация, являющаяся предметом управленческой деятельности, отвечала ряду требований. Прежде всего информация должна относиться прямо или косвенно к явлению (сфере деятельности), которое нуждается в управлении. Также информация должна быть достаточной по содержанию и объему для осмысления субъектом в целях использования в процессе управления. Следующее требование, которое предъявляется к информации, – ее достоверность, т. е. соответствие истине.

Принцип верификации предполагает установление достоверности, проверку истинности теоретических положений опытным путем. Работа с информацией в целом и отдельные ее операции имеют основную направленность на обеспечение объективности использования отраженной реальности в управленческой деятельности. А объективность использования сведений, отражающих действительность, имеет прямую зависимость от достоверности информации, т. е. можно сказать, от истины. Известно, что лучшим критерием истины является практика.

Организационные принципы. Формирование и обеспечение функционирования системы являются ведущими составляющими менеджмента, имеющего ярко выраженный организационный характер. В этой связи некоторые исследователи выделяют следующую группу принципов: сочетание централизма и автономности, законность, плановость, объективность основного звена, оптимальность и эффективность, регламентация задач и функций, непрерывность. Некоторые из вышеперечисленных принципов проецируют принципы А. Файоля и Тейлора, рассмотренные ранее. Однако современная трактовка имеет существенные дополнения, соответствующие уровню развития менеджмента.

Принцип сочетания централизма и автономности призван обеспечивать оптимальное соотношение вертикальных и горизонтальных связей в системе менеджмента. Так как система менеджмента по своей сущности тяготеет к иерархической организационной структуре, то централизм является ведущей стороной данного принципа. Однако излишняя централизация приводит к дополнительному укрупнению аппарата управления, что значительно усложняет процедуры информационного обеспечения и принятия решения, а главное – увеличивает сроки их реализации. Средством для нейтрализации данных негативных последствий является вторая составляющая принципа – автономность.

Она отражает относительную самостоятельность организационных звеньев системы. В данном случае уместно употребить термин «делегирование полномочий». Таким образом, централизм влечет укрепление субординации, а автономность переводит взаимодействие между отдельными организационными звеньями на отношения по горизонтали. Оптимальное сочетание централизма и автономности позволяет ранжировать принимаемые решения в соответствии с уровнями иерархии системы.

Законность является одним из важнейших принципов менеджмента, обеспечивая деятельность субъекта управления. Она означает, что все действия в целом субъекта, его звеньев и отдельных лиц, входящих в их состав, должны основываться на законах и подзаконных актах. К ним могут быть отнесены указы, постановления, положения, инструкции, уставы и т. п. В управленческой деятельности законность имеет особое значение, так как нарушение норм в процессе организации деятельности может повлечь правонарушение или даже преступление.

Плановость – основа менеджмента. Закономерность, составляющая сущность данного принципа, пронизывает управленческую деятельность. Это объясняется тем, что соблюдение требований данного принципа является основным условием достижения цели любой деятельности. Перспективы осуществления деятельности находятся в прямой зависимости от соблюдения принципа плановости, важной составляющей которого является прогнозирование, позволяющее предвосхищать не только основные характеристики будущих действий субъекта и объекта управления, но и условия, в которых они должны реализовываться. Особое значение данный принцип приобретает в управлении сферами, для которых характерно наличие условий неопределенности и риска и к которым относится туризм.

Принцип объективности вытекает из того, что управление в любой сфере практически невозможно без познания и использования объективных закономерностей основной деятельности данной сферы. Познание законов и закономерностей, как правило, связывают с наукой, поэтому в некоторых источниках встречается принцип научности. Соблюдение этого принципа очень важно, ибо предписывает использование последних достижений науки и техники. Каждая сфера жизнедеятельности имеет свои особенности, которые необходимо учитывать в процессе управления. Поэтому глубокое познание и использование знаний при разработке методик, применяемых в управляемой деятельности, могут быть гарантиями ее эффективности.

Принцип основного звена заключается в определении первоочередной на данный момент задачи, поставленной перед субъектом менеджмента, и сконцентрированном на ее решении. Другой аспект данного принципа предполагает выделение с учетом сложившихся условий наиболее важного звена системы. Таким звеном может быть избрано наиболее «сильное», дополнительное усиление которого может вывести систему на качественно новый уровень.

Принцип оптимальности и эффективности имеет комплексный характер. С одной стороны, в соответствии с ним деятельность, которую требуется организовать, должна быть оптимальной, что отражает прежде всего ее экономичность. Другая сторона этого принципа – эффективность, т. е. в максимально короткий срок должна быть обеспечена максимальная степень достижения намеченных результатов, что свидетельствует о полном решении поставленных перед организацией задач.

Принцип регламентации задач и функций играет значительную роль в формировании организации и обеспечении ее функционирования. Первоочередным вопросом любой организации является установление круга задач, которые необходимо выполнять, а также функциональных обязанностей отдельных лиц, в этом участвующих. В целях разграничения и согласования действий организационных звеньев системы и отдельных должностных лиц в первую очередь следует уточнить их компетенцию, т. е. детально определить задачи и функциональные обязанности, а также нормативно закрепить их. При этом необходимо учитывать два момента. Во‑первых, чтобы не было параллелизма в работе, когда два или несколько звеньев дублируют друг друга. Во‑вторых, чтобы не произошло обратного, т. е. не образовывалось так называемых «ничейных зон», когда некоторые вопросы не решаются ни одним из звеньев. Достичь этого можно в результате четкой регламентации задач каждого из организационных звеньев, особенно в точках соприкосновения их деятельности.

Принцип непрерывности заключается в представлении управления в виде беспрерывного процесса. Любой этап управленческой деятельности содержит определенное управленческое воздействие, без которого невозможна стабильность функционирования организации. Следовательно, для обеспечения соответствующего уровня любой деятельности процесс управления должен осуществляться непрерывно.

Социально‑психологические принципы. Принципы данной группы характеризуют важную составляющую менеджмента – руководство и взаимоотношения персонала.

В результате анализа управленческой деятельности выявлены некоторые закономерности руководства, на основании которых с учетом современного уровня развития науки и техники и условий осуществления управления можно сформулировать следующие принципы руководства: сочетание единоначалия и коллегиальности, создание благоприятных условий для работы, распределение обязанностей, постоянное повышение квалификации, обеспечение творческой инициативы, конкурсное назначение.

Принцип сочетания единоначалия и коллегиальности является стрежнем руководства, так как подразумевает разумный подход к использованию двух противоположных начал этой деятельности. Единоначалие способствует повышению оперативности руководства, персонифицирует ответственность, а коллегиальность позволяет руководителю привлекать интеллектуальный потенциал коллектива или отдельных его членов к процессу выработки решений. Таким образом, данный принцип устанавливает следующие требования: личное принятие решений руководителем и персональная ответственность за них, привлечение исполнителей к подготовке решений и для консультаций по специальным вопросам.

Принцип создания благоприятных условий для работы является реальной предпосылкой эффективности системы. Это объясняется тем, что главная фигура любой социальной системы – человек. И от того, в каких условиях исполнитель работает, во многом зависит результат не только личного труда, но и функционирования всей системы. Все многообразие условий, которые могут оказывать влияние на эффективность труда, принято делить на следующие группы: физиологические, морально‑психологические, экономические, социально‑культурные. Создание благоприятных физиологических условий для работы – это значит обеспечить исполнителя рабочим местом с соблюдением санитарно‑гигиенических норм. К этим же условиям относятся режим работы и создание благоприятного морально‑психологического климата в коллективе. Сюда же относится создание благоприятных социально‑культурных условий:

1) медицинское обслуживание;

2) санаторно‑оздоровительное обеспечение;

3) повышение образовательного уровня;

4) организация досуга и т. п.

Принцип распределения обязанностей имеет направленность на обеспечение четкости в работе коллектива. В соответствии с данным принципом каждому сотруднику целесообразно определять круг обязанностей, возлагаемых на него в зависимости от порученного участка работы. И от того, насколько обоснованно определены обязанности каждому члену коллектива, во многом зависит качество не только его работы, но и коллектива в целом.

Принцип постоянного повышения квалификации направлен на поддержание необходимого профессионального уровня коллектива и совершенствование профессионализма. Это означает, что система подготовки и переподготовки специалистов – это единый и непрерывный процесс. Руководитель в любом коллективе должен обеспечивать и стимулировать повышение квалификации каждого из членов, потому что предела этому процессу быть не может из‑за научно‑технического прогресса, обусловленного объективным развитием общества.

Принцип обеспечения творческой инициативы требует творческого, нешаблонного подхода любому делу. В соответствии с данным принципом руководитель должен создавать в коллективе атмосферу творчества, что способствовало бы наиболее полному раскрытию индивидуальных особенностей каждого сотрудника. Использование этого принципа обусловливает постоянное повышение эффективности организации.

Принцип конкурсного назначения используется руководителем в целях отбора наиболее квалифицированного персонала. Соблюдение конкурсных требований позволяет привлечь к работе в организации максимально профессионально подготовленных и опытных сотрудников, что, несомненно, создает благоприятную перспективу развития организации.

Таким образом, все вышеперечисленные принципы являются универсальными для всех типов организаций, и их соблюдение обусловливает повышение эффективности их функционирования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.30.232 (0.038 с.)