Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проектирование организационных структур управления туризмомСодержание книги
Поиск на нашем сайте
На современном туристском рынке для успешного существования организации немаловажным, а порой и самым главным, вопросом является выбор структуры управления, т. е. ее построение и модификация. Процесс формирования организационных структур управления сложный и многогранный. Это скорее процесс адаптации структуры к внешним условиям (постоянно изменяющимся требованиям туристов и рынка, общества, государственных органов и т. д.) и внутренним факторам развития организации (ее ресурсам, технологии, организации предоставления туристской услуги, процессам принятия управленческих решений и т. п.). Окружающая среда оказывает различное воздействие на выбор структуры. Чем более динамичным является окружение, тем большей приспособляемости требует оно от организации. Формирование организационной структуры управления туризмом необходимо сочетать со стратегией развития туристской деятельности организации и другими ее целями. Экономическая эффективность хозяйствующего субъекта, ориентированного на производство и предоставление туристских услуг, может быть достигнута только при соблюдении таких условий, как изменение количественных и качественных производственно‑экономических задач и соответственно организационной структуры. При выборе структуры управления туризмом учитывается множество факторов, оказывающих решающее влияние на подходы к ее проектированию или перестройке. Важнейшим из данных факторов является окружающая внешняя среда туристского предприятия. С целью анализа этого аспекта исследуются следующие характеристики: 1) рынок сбыта – средние показатели роста туристской отрасли; кратковременные изменения приоритетов и растущее разнообразие структуры спроса, интенсивность конкуренции на туристских рынках, обусловленная преобразованием рынка продавцов в рынок покупателей; 2) рынок занятости – уровень безработицы специалистов в сфере туризма и гостиничного бизнеса; 3) востребованность специалистов особой квалификации – маркетологов туризма, агентов туроператорской сети и т. п. Сама туристская организация также является объектом изучения и анализа, так как некоторые организационные факторы могут оказывать влияние на формирование организационной структуры управления. Таковыми являются объем выполняемой работы, ассортимент услуг, производственные технологии и новые приемы обработки информации, ее правовая основа, форма собственности, географическое положение ее филиалов. К этой категории показателей можно отнести показатели системы управления персоналом организации: уровень образования сотрудников, структура мотивации и количество прошедших курсы повышения квалификации. Проектирование организационной структуры управления в туристских организациях осуществляется в ситуации, когда действующая структура уже неэффективна. В начальном этапе процесса проектирования ставится задача создания такой структуры управления, которая бы наиболее полно отражала цели и задачи организации и позволяла ей наилучшим образом взаимодействовать с внешней средой, продуктивно распределять и направлять усилия своих сотрудников. Процесс проектирования организационной структуры состоит из следующих этапов: 1) анализ организационных структур, позволяющий установить соответствие существующей структуры современным требованиям; 2) оценка ее рациональности и эффективности; 3) проектирование организационных структур, осуществляемое посредством использования таких методов, как метод аналогий (использование опыта проектирования структур управления в аналогичных организациях), экспертный метод (изучение предложений экспертов‑специалистов), метод структуризации целей (разработка системы целей и ее совмещение с разрабатываемой структурой), организационное моделирование (разработка формализованных математических, графических или машинных описаний распределения полномочий и ответственности в организации); 4) оценка эффективности организационных структур – производится по уровню реализации заданий, надежности и организованности системы управления, скорости и оптимальности принимаемых управленческих решений. Основными инструментами проектирования и формирования организационной структуры управления предприятия являются: 1) анализ и разделение управленческих и инновационных процессов на отдельные составляющие функции, задания; 2) синтез и группировка заданий в однородные группы, достаточно устойчивые на протяжении длительности периода деятельности предприятия; 3) создание специализированных подразделений и служб путем закрепления за ними однородных групп заданий, объектов, функций управления, состава работников и оборудования; 4) разработка должностных инструкций и положений об отделах, службах, подразделениях для документального фиксирования принятой организационной структуры управления. Результатом процесса проектирования организационной структуры управления туризмом является разработка направлений по ее совершенствованию, что относится к числу важнейших средств повышения эффективности управленческой деятельности туристской организации. Таким образом, организационная структура управления туризмом направлена прежде всего на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями фирмы, распределения между ними прав и ответственности. В ней реализуются различные требования к совершенствованию систем управления туризмом, выражающиеся в тех или иных принципах. Современные тенденции в развитии структур управления Изменение управления чаще всего сопровождается заменой бюрократической структуры управления на органическую. Проанализировав изменения в развитии организационных структур в управлении, можно выделить следующие тенденции: 1) планирование изменений и проектирование структур управления в соответствии со стратегией развития организаций и изменением внешней среды; 2) отказ от поиска и применения какой‑то одной оптимальной структуры управления организацией и стремление получить максимальные выгоды от сочетания разнообразных видов структур; 3) оценка организационных структур не с позиций их оптимального построения, а с точки зрения влияния на потенциал организации; 4) рассмотрение таких факторов, как развитие персонала, самоорганизация и инициатива работников в качестве главных источников роста эффективности организации; 5) признание динамичности неотъемлемой чертой современных структур управления; 6) усиление роли руководителей в создании и воспитании целеустремленных команд (бригад), которые в ходе реализации заданий могут активно и плодотворно взаимодействовать, изменять свой состав, объединяться и распадаться в соответствии с производственными потребностями. Как оказывается, применение этих подходов на практике неизбежно приводит к изменению ряда параметров, тем самым внутри организации происходит: 1) сокращение иерархичности и переход к плоским структурам с минимальным числом уровней менеджмента между высшим и низовым уровнями руководства; 2) переход от моноцентрического типа руководства к полицентрическому с множеством центров принятия решений и периодической сменой лидеров; 3) снижение уровня формализации отношений между менеджерами и исполнителями при введении менее жестких и более гибких норм и стандартов; 4) отказ от жесткого разделения функций как основы организации труда, временное закрепление работ за группами. Процесс изменения (перестройки) структуры управления организации осуществляется созданными для этих целей рабочими группами, специализированными звеньями структуры управления или консультантами. Структуры управления на разных стадиях роста организации По мере роста организации руководством организации должны рассматриваться проблемы разделения труда и его кооперации, это необходимо делать, чтобы иметь представление о том, отвечает ли выбранная ранее структура сегодняшним условиям; нужно ли вводить изменения или дополнения к действующим инструктивным материалам и процедурам; что надо сделать для совершенствования механизмов координации разделенного труда. Ответы на эти вопросы чаще всего вызывают необходимость проведения изменений в структуре самой организации и ее управляющей подсистемы. Для того чтобы изучить эту проблему, необходимо проанализировать, какие структурные нововведения необходимо применять при переходе организации на новую стадию развития. Стадия становления. Если организация небольшая, производящая какой‑то один вид продукции, то на начальном этапе существования она формирует централизованную функциональную структуру: высшим уровнем руководства является ее основатель, которому непосредственно подчиняются и производство, и наиболее важные функциональные звенья (например, продажи и финансы). Стадия роста. По мере укрупнения организации в ней усиливаются процессы разделения функций и работ. Это приводит к образованию новых подразделений и служб и означает переход к более сложной структуре управления. Появляются новые службы, выполняющие более узкий круг работ. Им делегируются некоторые полномочия по принятию оперативных решений, и одновременно усиливается контроль за их деятельностью путем установления правил, процедур, инструкций, нормативов. Стадия зрелости. По мере увеличения количества потребителей или расширения охвата географического туристического рынка средние и крупные компании начинают активно менять свои структуры, создавая относительно самостоятельные подразделения, специализирующиеся на определенных видах услуг, рынках или регионах. При этом на начальных этапах реструктуризации чаще всего сохраняется централизованное управление, а все вновь образованные подразделения подчиняются непосредственно высшему руководству организации. Руководитель снимает с себя ответственность за оперативный контроль деятельности подразделений и за счет этого больше занимается вопросами стратегии и политики развития организации. Переход от одного вида структуры управления к другому происходит в разных организациях неодинаково. Его скорость во многом предопределяется темпами роста отрасли, к которой относится организация: чем он более высокий, тем быстрее организация вступает в новую стадию своего жизненного цикла, и наоборот, общий срок жизни и продолжительность каждой стадии могут увеличиваться при низких темпах.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.104.103 (0.007 с.) |