Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формальная и неформальная организацияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Отношения в любом коллективе носят не только формальный, но и неформальный характер, в соответствии с чем складываются формальная и неформальная структуры организационных взаимоотношений. Официальные отношения в организации составляют основу руководства и регламентируются соответствующими инструментами, приказами, распоряжениями. Взаимоотношения и связи между сотрудниками организации описываются в должностных инструкциях. Неформальные отношения, несмотря на то что они никем и нигде не регламентируются, зачастую оказывают наиболее существенное влияние на эффективность функционирования организации, поэтому их изучению и анализу зачастую уделяется больше внимания. В менеджменте туризма одинаково важно изучать оба аспекта организационных взаимоотношений, так как вся туристская деятельность сосредоточена на взаимодействии персонала организации с покупателем услуги. Проблемы в формальной, а особенно в неформальной, структуре отношений очень сильно отражаются на эффективности работы туристических менеджеров. Как формальные, так и неформальные отношения возникают в коллективе. Формальный коллектив – это группа людей, созданная по воле руководителя для достижения целей организации. Участники коллектива занимаются аккумулированием организационных ресурсов для решения поставленных перед ними задач. Отношения между ними регулируются различными нормативными документами: законами, постановлениями, приказами, распоряжениями и др. Неформальная группа – это группа людей, добровольно объединившихся для достижения определенных целей в соответствии со своими проблемами и интересами. В основе отношений между членами такой группы находятся личные симпатии. Функции и роли между участниками распределяются без какой‑либо официальной документации. Иногда в основе создания организации лежат дружеские отношения и интересы, которые впоследствии трансформируются в бизнес‑отношения и оказывают существенное влияние на формирование организационной структуры управления. Практика показывает, что руководитель организации чаще всего подбирает для себя помощников и заместителей из своего дружеского окружения, что позволяет повысить эффективность управления и снизить риск проникновения в бизнес «чужих людей». Однако данный аспект не всегда является положительным для компании, так как дружеские отношения зачастую мешают развитию бизнеса. В основе этой проблемы лежит пренебрежение уровнем профессионализма коллег. При подборе персонала приоритет отдается личным рекомендациям, однако отсутствует объективная оценка профессиональной пригодности кандидата, что в дальнейшем отражается на качестве его работы. Доминирование неформальных групп над формальными также чревато нарушением исполнительской дисциплины, коммуникационного процесса и властными злоупотреблениями. Мощная неформальная группировка может приостановить или заблокировать процесс реализации управленческого решения посредством бездействия, шантажа, передачи ложной информации и т. п. Несанкционированное установление производственных норм – один из инструментов проявления влияния неформальной группы. Неформальные группы могут оказывать и благотворное влияние на деятельность организации посредством коллективного творчества, объединения усилий на решении организационной задачи, инициативностью и т. п. Таким образом, умелое управление ими вполне может продвинуть вперед организацию или затормозить ее развитие, поэтому задачами менеджера являются минимизация влияния этих коллективов и направление их потенциала в нужное русло. Для того чтобы управлять неформальными группами необходимо, во‑первых, их выявить, а во‑вторых, узнать, с какой целью они образованы, и определить мотивацию участников. Для того чтобы выявить неформальную группу необходимо знать признаки, ее характеризующие: 1) социальный контроль. В любой неформальной организации осуществляется социальный контроль над своими членами. Негласные нормы и правила, устанавливаемые членами коллектива, являются предметом постоянного мониторинга; 2) сопротивление переменам. Отторжение инноваций в организации происходит изначально на уровне неформальных групп. Это обосновывается тем, что нововведения воспринимаются как угроза существованию коллектива или угроза изменения его структуры; 3) неформальные лидеры. Группа признает авторитет одного человека и подчиняется его неформальным указаниям. Лидер в свою очередь помогает группе в достижении ее целей и поддерживает, укрепляет ее существование. Иногда сфера неформального лидера выходит за административные рамки формальной организации, что ставит под угрозу авторитет формального лидера – руководителя организации. Основой организации любой неформальной группы является взаимодействие, которое согласно законам человеческой психики порождает чувства, а из чувств рождается консенсус. Мотивация участников группы может быть самой разнообразной: 1) общение – обмен информацией с коллегами, обсуждение организационных, личных и других проблем; 2) взаимопомощь – оказание поддержки сотрудникам не только по профессиональным, но и по личным вопросам; 3) защита – объединение используется как средство противостояния давлению формальной структуры; 4) чувство принадлежности – потребность в социальных контактах, которая зачастую не реализуется в профессиональной жизни сотрудников; 5) интересы, симпатия – обнаружение в коллеге родственных интересов, привычек, хобби, попадание под харизматичное влияние. В сфере туризма мотивацией для объединения в неформальные группы может быть: 1) профессиональный статус участников. Турагенты объединяются с турагентами, туроператоры – с туроператорами, администраторы гостиниц – с администраторами и т. п.; 2) локализация по месту работы. Менеджеры офисов образуют неформальную группу в границах здания, в котором они контактируют, горничные взаимодействуют в пределах гостиницы, которую обслуживают и т. п. Специфика клиентской базы. Иногда туроператоры и агенты объединяются в неформальные группы с целью повысить свою эффективность работы в отношении определенного типа клиентов, например спортсменов, любителей экзотики и приключений. Таким образом, в основе их взаимоотношений лежит потребность обмена опытом и повышения профессионализма. Любой менеджер, имеющий в подчинении определенную группу лиц, должен согласиться с тем фактом, что неформальная организация между ними уже существует, и для того, чтобы она не мешала, а способствовала выполнению поставленных задач, необходимо: 1) выявить лидера и установить с ним взаимоотношения, заинтересовать его работой; 2) согласовать цели и мотивы участников неформальной группы с целями формальной организации; 3) постоянно осуществлять мониторинг отношений в неформальной группе и не пытаться ее разрушить. Существует ряд способов управления неформальной группой с целью направления ее потенциала для достижения задач организации: 1) собрание членов коллектива с целью информирования и разъяснения целей и задач функционирования организации и определения роли каждого сотрудника в их достижении; 2) привлечение неформального лидера к участию в решении организационных проблем и задач; 3) создание инициативных групп, способных аккумулировать и реализовывать предложения участников коллектива по совершенствованию деятельности организации; 4) организация спортивных и культурно‑массовых мероприятий, укрепляющих неформальные отношения в организации и формирующих корпоративную культуру. Таким образом, формальные и неформальные отношения играют большую роль в менеджменте туризма, и от того, насколько грамотно управляет ими менеджер, зачастую зависит успех туристического бизнеса.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.28.173 (0.008 с.) |