Основные показатели гостиничной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные показатели гостиничной деятельности



 

Несмотря на то что туризм и гостиничный бизнес на протяжении ряда лет рассматриваются как приоритетное направление региональной экономики, только в последние 3 года спрос на туристические и гостиничные услуги в крупнейших туристических центрах страны стал увеличиваться. Причин такого роста несколько.

Это связано прежде всего со стабильным экономическим развитием России, укреплением рыночных институтов хозяйствования, политической стабильностью, ростом международного авторитета Российской Федерации, последовательностью выбранного руководством страны курса развития; усилением мер по обеспечению безопасности как для туристов, так и для всего населения РФ в целом, высокой деловой и инвестиционной активностью.

А с современными особенностями функционирования и развития самой туристической отрасли, такими как широкое внедрение современных информационных технологий; использование активных стратегий развития; широкое применение маркетинговых инструментов в практике управления туристическими и гостиничными предприятиями; развитие специализированного образования; использование опыта лучших зарубежных предприятий туризма и гостеприимства.

Вместе с увеличением въездного потока туристов активизируется ситуация на внутреннем туристическом рынке, заметен рост интереса россиян к отечественным курортам. Объясняется это снижением безработицы и ростом реальных доходов людей. По оценкам специалистов, наше общество приближается к состоянию равновесия и стабильности, что создает благоприятный фон для развития интереса к путешествиям, активному отдыху в пределах страны и ее отдельных регионах.

Активизация туризма ставит перед отраслью достаточно сложные задачи, главные из которых – развитие отраслевой инфраструктуры, рост и модернизация гостиничного сектора. Сегодня все крупные туристические центры РФ испытывают недостаток в средствах размещения.

Деятельность гостиниц характеризуется следующими показателями: количеством номеров (количеством мест), классностью (категорийностью), коэффициентом загрузки, набором услуг и их стоимостью.

Классификация гостиниц по категориям основана на комплексе требований к материально‑техническому обеспечению; номенклатуре и качеств11у предоставляемых услуг; уровню обслуживания. При этом категории обозначают символом «*» (звезда). Количество звезд увеличивается в соответствии с повышением уровня качества обслуживания. Гостиницы классифицируют по пяти категориям; мотели – по четырем. Высшую категорию гостиницы обозначают – «*****», низшую – «*», высшую категорию мотеля – «****», низшую – «*». Некатегорийные средства размещения приравниваются к категории «без звезд».

Категорийность гостиницы, где будет размещен турист, должна быть указана на бланке туристической путевки ТУР‑1, там же указывается и вид размещения: одноместный номер – ОДН (SGL), двухместный номер ДВМ (DBM), трехместный номер – ТРМ (TRP) и т. д.

Оценка соответствия средства размещения одной из категорий проводится в три этапа:

1) проводится предварительная оценка соответствия средства размещения минимальным требованиям. По результатам предварительной оценки составляется протокол соответствия средства размещения одной из категорий;

2) проводится балльная оценка средства размещения по критериям. По результатам балльной оценки составляется протокол и указывается суммарное количество баллов;

3) проводится на основании вышеуказанных протоколов окончательная оценка соответствия средства размещения определенной категории.

Так, к высшей категории гостиниц относятся несколько типов номеров: «сюит» – номер свыше 3 комнат с гостевым туалетом, «апартамент» – многокомнатный номер с кухонным оборудованием, «студия» – однокомнатный номер площадью свыше 25 кв. м, визуально разделенный на гостиную и спальню, «кинг‑сайз» – номер с большой кроватью 2 x 2 м, «люкс» – двухкомнатный номер и «люкс кинг‑сайз» – двухкомнатный номер с большой кроватью. К первой категории гостиниц относят номера с полным санузлом, ко второй – с неполным, к третьей – с умывальником.

За 2002 г. число гостиниц в России сократилось на 247 объектов, в то время как за 2001 г. – на 45 гостиниц. По данным Госкомстата России в 2002 г. в нашей стране принимали гостей 3873 гостиницы. По подсчетам национального статистического агентства число 5‑звездочных гостиниц в России сократилось с 23 до 18: потеряло статус 5‑звездочных большинство гостиниц Дальневосточного федерального округа. В общей сложности в России на 2002 г. насчитывалось 68 4‑звездочных гостиниц, 202 3‑звездочных, 167 2‑звездочных, 149 1‑звездочных. По доле номеров без удобств лидировали гостиницы Сибирского (30,7 %) и Дальневосточного (24,2 %) федеральных округов. В целом же доля номеров с удобствами на этаже не только не снизилась, но в ряде регионов продолжала расти.

Согласно данным Государственного комитета Российской Федерации по статистики в 2003 г. Россия имела 3873 гостиницы и аналогичных средств размещения проживающих с единовременной вместимости 313,5 тыс. мест. По сравнению с 2000 г. общее количество гостиниц, мотелей, общежитий для приезжающих уменьшилось на 309 единиц. Наибольшая доля сокращения пришлась на гостиничной хозяйство сельской местности и ведомственную собственность.

По официальным данным номерной фонд российских гостиниц в 2002 г. использовался на 37 % (в 2001 г. – на 38 %). Самый высокий коэффициент использования наличных мест был зарегистрирован в Москве (54 %). Позиция аутсайдера по этому показателю сохранилась за гостиницами Южного федерального округа, которые были загружены в 2002 г. только на 29 %.

Совокупные доходы от предоставленных услуг тем не менее продолжали расти. По Российской Федерации в целом они увеличились на 26,54 % по сравнению с 2001 г. Московские гостиницы зарабатывают 42,4 % от общей суммы, аккумулируя 19,2 % всех номеров, петербургские – 15,7 %, располагая 7,9 % номерного фонда страны. Однако в 2002 г. рост доходов московских гостиниц отставал от среднего по стране. За год они увеличились только на 7,42 %. Расходы на эксплуатацию российских гостиниц в среднем по стране за 2002 г. увеличились на 43,9 %.

Общее число зарегистрированных ночевок в гостиницах России в 2002 г. снизилось на 3 %. Рост наблюдался только в сегменте въездного туризма: число ночевок иностранных граждан увеличилось на 6,41 %.

Рынок гостиниц Москвы занимает первое место в России по объемам предлагаемых услуг и доходам от гостиничной деятельности. Согласно официальным данным в Москве насчитывается 146 гостиниц разного уровня общей вместимостью 64 тыс. номеров. В течение нескольких лет по замыслу городских властей номерной фонд должен резко увеличиться за счет строительства новых отелей и реконструкции старых.

Одно из самых заметных явлений последних лет – активизация работы верхнего сегмента гостиничного рынка, представленного 4–5‑звездочными отелями, т. е. не только повышение интереса инвесторов к этому сегменту, считавшемуся несколько лет назад насыщенным, но и рекордный рост спроса на услуги отелей этого класса. Московские 4–5‑звездочные отели стали настолько популярными, что им удалось реализовать больше услуг, чем средствам размещения других сегментов столичного рынка.

В сопоставлении с аналогичными по классу отелями других европейских городов московские гостиницы верхнего сегмента выглядят очень привлекательно. Это обстоятельство заставляет, в частности, крупные зарубежные гостиничные корпорации искать пути расширения своего присутствия в России и в Москве. В то время как в Европе наблюдается снижение гостиничной активности, у нас происходит обратный процесс.

Интересно отметить такой факт, что наличие или отсутствие у той или иной международной гостиничной цепи представительства в России приобретает все большее значение для выбора оператора новых отелей, строящихся в российских городах. Поэтому те марки, которые пока не обосновались в нашей стране, начинают понимать важность создания собственного представительства, а те, кто уже имеет нечто подобное, расширяют свое присутствие.

Номерной фонд дорогих гостиниц в целом составляет сейчас порядка 3600 номеров. Это 14 отелей, среди которых фигурируют «Шератон», «Катерина‑Сити», «Рэдиссон‑Славянская», «Балчуг‑Кемпински» и 3 отеля сети «Мариотт».

В 2003 г. гостиничными предприятиями города размещено и обслужено 4 млн граждан, в том числе 1,5 млн иностранцев. Основным фактором, влияющим на коэффициент загрузки гостиниц, является проведение запланированных мероприятий городского, федерального и международного значения, связанных с размещением участников в гостиницах города. Наибольшее количество мероприятий привязывается к празднованию в июне Дня подписания Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации и Дню города в сентябре, загрузка большинства гостиниц в эти месяцы достигает 100 %.

В 2004 г., когда закрылись две гостиницы («Интурист» и «Москва»), заполняемость отелей Москвы достигла рекордной отметки за последние 10 лет наблюдений – 70 % в среднем по году по всем сегментам. Это на 20 с лишним пунктов выше, чем в предыдущем году. Основная причина – рост потока ночующих посетителей города при одновременном сокращении объема гостиничных мест. При этом общее количество лиц, размещенных в гостиницах, выросло очень незначительно.

В первом полугодии 2004 г. продолжалось поступательное развитие 4–5‑звездочных гостиниц, отражающееся в плавном увеличении основных показателей гостиничной деятельности. В первый летний месяц заполняемость большинства московских отелей верхнего сегмента превышала 80 и даже 90 %. Центральные гостиницы в будние дни продавались почти полностью, и даже в выходные их клиенты не спешат расстаться с Москвой. За последний год средняя цена продаж по верхнему сегменту возросла на 18 %, а RevPAR – более чем на 30 %. В отдельные дни некоторые гостиничные предприятия реализуют номера по ценам, приближающимся к Rack‑Rate, что свидетельствует об увеличении доли потребителей, приобретающих номера с минимальными скидками или по полной цене.

3‑звездочные гостиницы продаются хуже, чем более дорогие и комфортные отели классом выше. Разница по отдельным месяцам составляет более 20 пунктов. Средняя цена продаж в этом сегменте плавно приближается к 100 долларам США, а по отдельным предприятиям преодолевает этот рубеж. Впрочем, после закрытия гостиницы «Россия» в пределах Садового кольца не останется ни одной гостиницы среднего класса (пока еще функционирует «Будапешт», но и его уже давно собираются закрывать на реконструкцию). Средний класс вытесняется на периферию города, также как уходят в прошлое гостиницы туристского класса – вместительные и недорогие средства размещения, предназначенные для работы с групповыми турами. Сокращение предложения дает основание для роста ценовой составляющей, причем по этому показателю средний сегмент опережает все прочие группы московского гостиничного рынка – за последний год 3‑звездочные отели подорожали на 50 %.

Кроме данных решений, призванных коренным образом изменить структуру столичной гостиничной базы, в последнее время активизировались процессы, связанные с пересмотром отношений собственности, включая действие долгосрочных договоров аренды, переуступку прав, расчеты по ранее взятым кредитам с последующей продажей части гостиничного имущества за долги и т. д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.34.146 (0.007 с.)