Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современные концепции менеджмента↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Среди концепций, появившихся в последние два-три десятилетия, лишь некоторые оказали и оказывают существенное влияние на практический менеджмент. Это концепции «стратегического менеджмента», «японского менеджмента», Total Quality Management (TQM), Just in Time Production, “Lean Production”, “Benchmarking”, “Business reengineering”.
Сравнительные характеристики американской и японской модели управления (80-е годы ХХ века)
Основные составляющие концепции Total Quality Management 1. Фокусирование на потребителе. Потребителями являются те, для кого создаются продукт или услуга. Их нужды и потребности являются первоочередными. 2. Эффективный менеджмент. Для достижения целей менеджеры направляют, инструктируют и поощряют, а не руководят и контролируют. 3. Всеобщее участие. Служащие играют главную роль в достижении высоких результатов. Поэтому они должны быть не только высоко мотивированы, но также иметь необходимые знания и права. Необходимо также стремиться привлекать к участию в совместной деятельности потребителей и, что не менее важно, поставщиков. 4. Непрерывное повышение качества. Совершенству нет предела. Качество это соответствие требованиям, а требования постоянно меняются в силу изменения вкусов потребителей, предложения товаров и услуг со все новыми свойствами. Поэтому нельзя останавливаться на достигнутом, необходимы непрерывные усилия по совершенствованию товаров и услуг. Just in Time Production - “точно во время”. В соответствии с этой концепцией материалы, детали и изделия поступают точно к моменту, когда они нужны. Заказу и изготовлению подлежит только то количество, которое необходимо к заданному сроку. Основной принцип - минимизация материально-технических (складских) запасов. Lean Production, т.е. “стройное предприятие». Сущность концепции “Lean Production” проявляется в 5-ти основных требованиях: 1. Всеобщая ориентация на высокое качество работы. 2. Очень небольшое количество иерархических уровней управления. 3. Низкий уровень складских запасов. 4. Оченьвысокая ответственность и независимость каждого работника и менеджера за свою работу и ее результаты. 5. Всеобщая ориентация на удовлетворение потребителя (известное под названием “поведение, ориентированное на клиента”), исходя из того, что каждый работник предприятия является потенциальным клиентом. Benchmarking. «Бенчмаркинг» - это концепция менеджмента, направленная на постоянное совершенствование деятельности предприятия и повышение его конкурентоспособности путем ориентации на высшие достижения во всех сферах функционирования. Она основывается на систематическом анализе и оценке результатов деятельности предприятия в сравнении · с достижениями важнейших конкурентов на рынках; · с объективными тенденциями развития соответствующих сфер деятельности, науки, техники и технологии; · с высшими достижениями международной практики в соответствующей области.
При рассмотрении современных концепций следует обратить внимание на то, что: • Некоторые концепции даже в момент возникновения имели сходные составляющие • В последние годы повышение эффективности промышленных предприятий строится на основе сочетания ключевых элементов нескольких концепций, которые дополнили известные ранее инструменты менеджмента и в совокупности получили название «бережливое производство», или TPS (Toyota Production Sistem)
В результате многие зарубежные фирмы и на Востоке и на Западе стали использовать комплекс методов, условно объединенных термином «бережливое производство» (см. рис. 2).
Рис. 2. Использование методов «бережливого производства» предприятиями в США, % [ 2 ] Как видно из рисунка, использованием методов БПр, направленных на повышение производительности труда, занимаются в США от 35 до 80 процентов компаний. В России таких компаний по некоторым оценкам от 2 до 7 процентов. Вместе с тем некоторые производственные российские компании обладают многолетним опытом использования различных методов БПр. Правда, как правило, они используют лишь некоторые, один – два инструмента БПр.
Так автозавод «Урал» с 2004 года внедряет ряд методов БПр, начав со считающегося фундаментом метода, или системы 5S. Она представляет собой пять принципов обустройства рабочего места, разработанных в японской компании Toyota Production System: сортировка, организация, уборка, стандартизация первых трех и вошедшее в привычку их соблюдение По существу, система 5S представляет собой элементарное наведение порядка, основу научной организации труда, известной в России с начала двадцатых годов благодаря работам нашего соотечественника А. К. Гастева. Но за прошедшие десятилетия культура производства на наших предприятиях осталась на крайне низком уровне. И даже небольшой прогресс в этой области приносит заметные плоды. Так на «Урале» в ремонтно-механическом цехе сумели внедрить первые принципы системы 5S. То есть, навели порядок на рабочих столах, убрав все лишнее. С помощью маркировки закрепили местонахождение каждого используемого инструмента, обеспечив так называемую «визуализацию». И за счет этого производительность труда выросла на 25%! Группа компаний «ГАЗ» привлекла для внедрения методов БПр американскую консалтинговую компанию «Yomo Consulting». И первым советом консультантов был навести элементарный порядок в цехах, на рабочих местах и помыть полы! В результате внедрения элементов системы 5S и Канбан уровень рекламаций на автомобили снизился с 98% до 8,5%! В ОАО «КамАз» в 2008 году начали проводить организационные изменения на принципах БПр и в 2009 году увеличили производительность труда на 20%
Еще один из методов БПр, используемых на российских предприятиях, известен сейчас, как «Кайдзен». И вновь ничего совершенно нового этот японский метод не содержит. Это просто внесение рационализаторских предложений, известное в России с советских времен. Причем для инициации активности работников, в первую очередь рабочих, не нужны, как оказалось, какие-то сверхъестественные усилия. Рабочие начинают выдвигать идеи практически на следующий же день после проведения семинара по кайдзен. Многие руководители считают, что без создания эффективной системы материальной мотивации рабочие не станут ломать голову над совершенствованием производственных процессов. Однако, один из опросов в очередной раз выявил, что рабочие ставят практически на одну ступень материальное вознаграждение и обратную связь с руководством.
Контрольные вопросы 1. В чем заключалось «применение научного подхода к совершенствованию системы управления» по Ф. Тейлору 2. Какие принципиальные положения классической школы были отвергнуты представителями доктрины человеческих отношений 3. Каким образом представители эмпирической школы обосновывали представление о том, что менеджмент является особой профессией 4. Почему Герберт Саймон отрицал возможность полной рациональности принимаемых решений 5. Что означает «использование “смешанных” коллективов» в методе “исследование операций” по Р. Акоффу 6. Какие элементы японской модели менеджмента могу использоваться на российских предприятиях 7. Какие общие составляющие имеют концепции Total Quality Management и Lean Production 8. При каких условиях возможно применение концепции «Just in Time Production» 9. В чем суть системы «5S»? 10. Что такое «кайдзен»?
Литература 1. Акофф Р. Акофф о менеджменте: пер с англ. Под ред. Л.А.Волковой – СПб.: Питер, 2002. 2. БАРТОН Т., ШЕНКЕР У., УОКЕР П. Комплексный подход к риск-менеджменту: стоит ли этим заниматься / Пер. с англ. – М.: Издат. дом «Вильямс», 2003. – 208 с. 3. Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента: Пер с англ. – СПб: Издательство «Питер», 1999. – 816 с. 4. БОЙДЕЛ Т. Как улучшить управление организацией: Пособие для руководителя. - М.: АО «ИНФРА-М» – АОЗТ «Премьер», 1995. – 204 с. 5. БРЕДДИК У. Менеджмент в организации. М.: ИНФРА-М, 1997. – 343 С. 6. ВУДКОК М., ФРЕНСИС Д. Раскрепощенный менеджер: Пер. с англ. - М.: Дело, 1994. - 320 с. 7. Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в ХХI веке: пер с англ.: Уч. пос. М.: Издательский дом «Вильямс», 2000 8. Дункан Джек У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики: Пер с англ. – М.: Дело, 1996. – 272 с. 9. ЗАЙВЕРТ Л. Ваше время – в Ваших руках: (Советы руководителям, как эффективно использовать рабочее время): Пер. с нем. – М.: Экономика, 1990. – 232 с. 10. КАРНЕГИ Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Как перестать беспокоиться и начать жить.- М.: Прогресс, 2002.-714с. 11. КЕРНС Д., НЕДЛЕР Д. Пророки во тьме, или Рассказ о том, как “Ксерокс” восстал из пепла и дал бой японцам / Пер. с англ. - Спб.: Азбука-Терра, 1996. - 352 с. 12. Клок К., Голдсмит Дж. Конец менеджмента, СПб.: Питер, 2004 13. Кох Р. Менеджмент и финансы от А до я. / Пер. с англ./ Под ред. Ю.Н.Каптуревского. – СПб.: Издательство «Питер», 1999. 14. КРЕЙМС Дж. 7 уроков величайших менеджеров, или что знают СЕОs / Пер. с англ.- М.: ФАИР-ПРЕСС,2004. – 256 с. 15. Лютенс Ф. Организационное поведение: Пер. с англ. 7-го изд. – М.: ИНФРА-М, 1999. – XXYIII, 692 с. 16. МАЙСТЕР Д. Делай то, что проповедуешь. Что руководители должны делать для создания корпоративной культуры, нацеленной на высокие достижения / Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 246 с. 17. Менеджмент / Пер. с. англ. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 1999. – 704 с.: (Серия «Мастерство») 18. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – Дело, 2002. – 704 с. 19. НЕЛЬСОН Б., ЭКОНОМИ П. Умение управлять для “чайников”.: Пер. с англ. - Киев, Диалектика, 1997. - 336 с. 20. ОБЩИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: Дайджест учебного курса / Под ред. А.К.Казанцева. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 252 с. 21. ПИКФОРД Дж. Управление рисками / Пер. с англ. – М.: ООО «Вершина», 2004. – 352 с. 22. ПИТЕРС Т.,УОТЕРМАН-мл., Р. В поисках совершенства: уроки самых успешных компаний Америки: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. – 560 с. 23. ПУЖАЕВ А.В. Организационный менеджмент: Учеб пособие. СПб.: Изд-во СПбГИЭА, 1997. 91 с. 24. ПУЖАЕВ А.В. Управленческие решения. Учеб. пособие - СПб.: СПбГИЭУ, 2005. – 138 с. 25. РОБИНС С. П., КОУЛТЕР М. Менеджмент, 6-е издание.: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. – 880 с. 26. Семь нот менеджмента. – Издание третье, дополненное. – М.: ЗАО «Журнал Эксперт», 1998. – 424 с. 27. Тьетар Р.А. Менеджмент: Пер с франц./ Под ред. Д.О. Ямпольской. – СПб.: Издательский дом «Нева», 2003. 28. УПРАВЛЕНИЕ - ЭТО НАУКА И ИСКУССТВО: А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. - М.: Республика, 1992. - 351 с. 29. ХАММЕР М., ЧАМПИ ДЖ. Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе: Пер. с англ. - СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1997. - 332 с. 30. ХЭРРИ М., ШРЕДЕР Р. «6 SIGMA». – М.: Изд-во Эксмо, 2003. – 464 с. 31. Холл Р.Х. Организации: структуры, процессы, результаты. – СПб.: Питер, 2001 32. Шелдрейк Дж. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации. / пер. с англ. под ред. В.А.Спивака. – СПб.: Питер, 2001. 33. ЭДДОУС М., СТЭНСФИЛД Р. Методы принятия решений/Пер. с англ. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997. - 590 с.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.117.89 (0.011 с.) |