Тема 4. Руководство и лидерство 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Руководство и лидерство



Руководитель (менеджер) – работник организации, имеющий подчиненных.

Лидер – работник организации, способный оказывать существенное влияние на других работников

 

Типы руководителей по уровням управления

Уровень управления Кто конкретно относится Основные функции
    Высший (институциональный)     Руководитель организации и его заместители   Формулирование целей организации и подразделений, разработка долгосрочных планов, адаптация организации к различным переменам, взаимодействие организации с внешней средой  
    Средний   Все остальные руководители организации, не отнесенные к высшему и низовому уровням   Координация работы, нижестоящих руководителей, руководство отдельными специализированными подразделениями и функциями.  
    Низовой (операционный)   Руководители, не имеющие в подчинении руководителей   Непосредственная организация и руководство рабочими, служащими и специалистами осуществляющими основную деятельность, контроль за использованием материалов, оборудования и других ресурсов  

 

Власть – способность оказывать определяющее (существенное) влияние на поведение людей

Формы власти лидеров

1. Власть, основанная на вознаграждении

2. Власть, основанная на принуждении

3. Экспертная власть

4. Ресурсная власть

5. Харизматическая власть

6. Информационная власть

7. Власть связей

8. Законная власть

 

Руководители оказывают определяющее влияние на функционирование организации.

Поэтому ученые и специалисты задавались и задаются тремя основными вопросами:

• Чем занимаются руководители, каковы их функции

• Какими качествами должны обладать руководители

• С помощью каких стилей руководства можно достичь наилучших результатов

 

 

РОЛИ МЕНЕДЖЕРА (по Г. Минцбергу)

 

  РОЛЬ   ОПИСАНИЕ
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ
  ЛИДЕР Формальный руководитель, выполняющий все функции управления по отношению к подчинённым.
  ОБРАЗЕЦ ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ Воспитатель, устанавливающий нормы отношений, оказывающий влияние, пользуясь авторитетом должности и личности (как старший по возрасту).
  СВЯЗУЮЩЕЕ ЗВЕНО (ИНТЕГРАТОР) Обеспечивает связь между подчинёнными, между собой и подчинёнными, объединяя людей для достижения поставленных целей.  
ИНФОРМАЦИОННЫЕ
  СОБИРАТЕЛЬ ИНФОРМАЦИИ Получает и разыскивает информацию в интересах деятельности группы.
  РАСПРОСТРАНИТЕЛЬ ИНФОРМАЦИИ     Дозированно распределяет полученную информацию.
  ПРЕДСТАВИТЕЛЬ   Представляет группу перед руководством, партнёрами, внешними организациями.  
СВЯЗАННЫЕ С ПРИНЯТИЕМ РЕШЕНИЙ
  РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ РЕСУРСОВ Распределяет среди подчинённых ресурсы всех видов, находящиеся в его распоряжении (материальные, финансовые, оборудование, кадровые, времени и др.)
  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ   Обеспечивает эффективность деятельности группы и её постоянное повышение.
    ВЕДУЩИЙ ПЕРЕГОВОРЫ   Обсуждает с людьми (подчинёнными, другими руководителями, внешними представителями) вопросы, связанные с деятельности группы.
  МЕНЕДЖЕР КРИЗИСОВ   Разрешает проблемные, конфликтные ситуации.

 

Теория лидерских качеств

 

КАЧЕСТВА ЛИДЕРА (Р. Стогдилл)

 

1. Ум или интеллектуальные способности

2. Желание иметь власть (руководить)

3. Уверенность в себе

4. Активность и энергичность

5. Знание дела

Десять наиболее важных качеств удачливых предпринимателей

Качество Описание
1. Инициативность и постоянный поиск новых деловых возможностей Видит раньше других и использует новые и оригинальные деловые возможности. Действует до того, как его вынудят к этому обстоятельства
2. Целеустремленность Имеет долгосрочное видение, ясно выражает цели, постоянно ставит и своевременно корректирует краткосрочные задачи
3. Упорство и настойчивость Меняет стратегии и тактику, чтобы достичь целей, готов к неоднократным усилиям, чтобы преодолеть любые препятствия
4. Готовность к взвешенному риску Постоянно готов к ситуации «вызова» или умеренного риска. Предпринимает действия, чтобы уменьшить риск и контролировать результаты
5. Ориентация на эффективность и качество Стремится во всем достичь совершенства, находит пути делать все лучше, быстрее, дешевле
6. Ответственность Принимает на себя всю ответственность и идет на личные жертвы для выполнения необходимой работы
7. Систематическое планирование и эффективный контроль Уделяет достаточное внимание планированию, использует эффективные процедуры слежения за выполнением наиболее важных работ контролирует основные показатели деятельности
8. Стремление быть информированным Наряду с получением необходимых сведений по формально установленным каналам стремится лично получать информацию от клиентов, поставщиков, конкурентов, с рабочих мест
9. Способность убеждать Обладает способностью оказывать влияние на людей, умело пользуется этим в деловых и личных контактах
10. Независимость и уверенность в себе Стремится к самостоятельности и независимости от других людей, верит в свои способности справиться с самыми трудными задачами

 

 

Требования к руководителям Р. Герстенберга, председателя правления «Дженерал моторс»

  1. Компетентность
  2. Достоинство и высшая ответственность в делах
  3. Чувство нового и умение рисковать
  4. Чувствительность и подвижность
  5. Высокая работоспособность
  6. Постоянное стремление быть лучшим и делать все наилучшим образом

 

Качества менеджера (по результатам опроса 1016 менеджеров высшего и среднего уровня Западной Европы)

 

  1. Формирование эффективной команды (97)
  2. Способность выслушать (93)
  3. Самостоятельность в принятии решений
  4. Энергичность (85)
  5. Способность к внедрению нововведений (83)
  6. Наблюдательность (79)
  7. Высокие проявления этики в отношениях (76)
  8. Сильная воля (70)
  9. Интернациональная направленность (64)
  10. Умение разбираться в новых технологиях (64)
  11. Умение производить хорошее впечатление на окружающих (62)
  12. Честолюбие (62)
  13. Представительный внешний вид (60)
  14. Демократизм (40)
  15. Образование (38)

В процессе дальнейших опросов и исследований количество обнаруживаемых желательных качеств лидера все время возрастало.

С какого-то момента качества пришлось группировать. В результате одного из исследований 80-х годов количество качеств лидера составило несколько десятков, сгруппированных в четыре группы:

• ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ (6 качеств)

• ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ (10 качеств)

• ЛИЧНЫЕ (21 качество)

• ДЕЛОВЫЕ (11 КАЧЕСТВ)

 

Когда количество качеств перевалило за сто, стало ясно, что теория лидерских качеств зашла в тупик. Ей так и не удалось обнаружить не слишком большое необходимое и достаточное количество качеств, требуемых для успешного лидерства.

 

Вместе с тем исследования в этом направлении не прекратились. И по сей день специалисты пытаются выяснить, за счет чего одни руководители добиваются лучших результатов, чем другие.

 

Выдающиеся лидеры ХХ века

• Джек Уэлч – General Electric

• Майкл Делл – Dell Computer

• Лу Герстнер - IBM

• Знди Гроув - Intel

• Билл Гейтс - Microsoft

• Херб Келлехер – Southwest Airlines

• Сэм Уолтон – Wall – Mart

Почему именно они?

  1. Каждый директор возглавлял компанию, которая была лидером рынка или (и) показывала результаты выше, чем у конкурентов
  2. Каждая из стратегий лидерства, предложенная директором, прошла испытание временем (даже после его ухода)
  3. Каждый из исполнительных директоров внес свой вклад в науку «менеджмент», то есть предложил нечто, что стало образцом для подражания

 

ОБЩИЕ ЧЕРТЫ ВЫДАЮЩИХСЯ ЛИДЕРОВ

 

• Организация бизнеса по принципу «снаружи внутрь»

• Наличие «гена евангелического лидерства»

«Евангелический тип»: «Для него характерен пылкий, повышенный энтузиазм, который он способен передать окружающим»

• Понимание значимости корпоративной культуры, и того, насколько трудно ее существенно изменить

• Создание продукции, процессов и принятие решений, опережающих свое время

• Реализация лучших идей, независимо от их происхождения

• Совершенствование знаний, связанных с лидерством

 

Существует также точка зрения о невозможности в принципе найти (или научить) руководителя, способного в одиночку справляться с любыми проблемами.

 

«Стандартная теория менеджмента учит, что менеджер может решить любую проблему. Ребята, спуститесь с небес. Существующее управленческое образование пытается создать то, чего не может быть, идеального менеджера»

Чтобы заставить менеджмент эффективно работать, нужна комплементарность, взаимодополняемость. Надо говорить уже не о лидерах, а об управленческих командах.

АДИЗЕС И.

Существуют ли прирожденные лидеры?

 

«Прирожденные лидеры проявляют себя еще в школе»

 

Опрос директоров и топ-менеджеров 500 компаний Великобритании показал, что только 5 % не были лидерами в школе.

Большинство же активно участвовали в общественной жизни.

• 70 % были старостами класса

• 23 % были старостами школы

• 50 % являлись капитанами спортивных команд

• 37 % - спикерами в различных дискуссионных обществах

• 34 % - руководили школьным клубом или ассоциацией

• 28 % - играли главную роль в школьной постановке или мюзикле

Почти 90 % совмещали две лидерские позиции, а 40 % совмещали три лидерские позиции

Компания «Дымшиц и партнеры» провела масштабное социологическое исследование, в ходе которого были опрошены 2500 москвичей в возрасте от 16 до 60 лет

Выяснилось, что те, кто стремился проявить себя еще в школе, добились в жизни гораздо большего

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.015 с.)