Тема 2 Формы организации системы менеджмента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2 Формы организации системы менеджмента



Система - совокупность взаимодействующих элементов, имеющих общую цель и выполняющих определенные функции, обладающая свойствами, отсутствующими у ее элементов.

Виды систем: биологические, технические, социально-экономические (организационные).

Организация – группа людей, подразделений, фирм, деятельность которых объединяется и координируется для достижения общих целей.

Основные свойства социально-экономических систем:

· социально-экономическая система - это, как правило, открытая система

· “Более важна совместная работа всех элементов системы, чем работа каждого в отдельности” (Р.Акофф).

· система есть целое, которое нельзя понять посредством анализа отдельных частей

Система менеджмента (управления) – элементы организации, осуществляющие функции управления, направленные на достижение целей организации.

Структура организации – ее схематическая модель, показывающая состав подразделений, выполняемые ими функции и коммуникативные связи.

Субъект управления – работники организации, выполняющие функции управления и отдающие указания другим работникам.

Объект управления - работники организации, выполняющие указания субъекта управления и отчитывающиеся перед ним о результатах своей деятельности.

Структура организации, показывающая подчиненность объектов управления субъектам управления называется структурой управления.

Производственная структура - это состав рабочих мест, участков, цехов, других производственных подразделений и связи между ними, обеспечивающие выполнение основной деятельности.

 

 

 


В зависимости от количества уровней управления структура организации может быть «высокой» или «плоской»

 

 


 

Типы структур управления

 

 

Преимущества линейной структуры:

1. Единство подчиненности

2. Полнота ответственности

Недостаток: Трудность обеспечить высокую компетентность решений, принимаемых линейными руководителями, по всем функциям и областям управления.


Преимущество функциональной структуры: Более компетентное решение ограниченного круга вопросов функциональными руководителями.

Недостатки:

1. Трудность согласования указаний нескольких начальников

2. Снижение ответственности исполнителей в результате множественности подчиненности

 

“Штаб” в «штабной» структуре - это условное наименование группы функциональных специалистов или подразделений управления

Преимущества этой структуры включают в себя преимущества и линейной и функциональной структур:

1. Единство подчиненности

2. Полнота ответственности

3. Компетентные решения

Недостаток штабной структуры: Большая нагрузка на руководителей по согласованию решений штаба.

 

Как показала практика, комбинированная структура управления, сочетающая в себе линейную и функциональную подчиненность, является наиболее эффективной и используется во всех отраслях как производственной, так и непроизводственной сферы

 


Структуры организаций

Различают «бюрократические» (или «механистические») структуры: функциональная и дивизиональная, и «органические» (или «адаптивные») структуры: проектная и матричная.

 

Бюрократические структуры организаций

 

Функциональная структура строится на основе разделения организации (департаментализации) на функциональные области.

Таблица 5

Функциональные области, присущие большинству организаций

Функциональные области управления Основные управленческие работы
  1. Основная деятельность Определение номенклатуры Определение объемов Оперативное управление
2. Персонал Комплектование штата Повышение квалификации
  3. Финансы Составление бюджета Получение кредитов Бухгалтерский учет
4. Снабжение Закупки материалов Управление запасами
5. Маркетинг Анализ рынка
6. Сбыт Поиск заказчиков и реализация
  7. Техническое обслуживание   Закупки, обслуживание и ремонт оборудования Энергообеспечение

 

К бюрократическим структурам относятся функциональная и дивизиональная.

При большом объеме полномочий вышестоящего управленческого органа управление называют централизованным, а при большом объеме переданных (делегированных) полномочий нижестоящим структурным звеньям – децентрализованным.

Степень децентрализации тем выше, чем:

1. большее число решений принимается на низших уровнях управленческой иерархии;

2. важнее решения, принимаемые на низших уровнях управления;

3. большее число функций затрагивается такими решениями;

4. меньше согласований требует решение.

Преимущества функциональной (централизованной) структуры управления:

1. Уменьшает количество и масштабы ошибочных решений, принимаемых недостаточно опытными руководителями.

2. Позволяет эффективно использовать опыт и знания управленческого персонала высшего органа управления

3. Более полно и экономно использует технические средства и оборудование функциональных подразделений.

 

Преимущества дивизиональной (децентрализованной) структуры управления

1. Повышает своевременность и эффективность принимаемых решений.

2. При передаче руководителю отделения полномочий по широкому кругу вопросов позволяет ему почувствовать себя как бы независимым предпринимателем в собственном бизнесе.

3. Помогает подготовке молодых руководителей к более высоким должностям.

4. Дает возможность привлечь к управлению более широкий круг работников.

 

Главный смысл преобразования функциональной структуры управления в дивизиональную состоит в попытке соединить преимущества крупных компаний с достоинствами малого бизнеса.

 


 

Органические структуры организаций

 

Проектное (программно-целевое управление) в организации применяется в том случае, если:

1. Перед организацией ставится новая цель, или существенно возрастает актуальность какой-то из известных целей.

2. Достижение цели возможно только совместными скоординированными усилиями разно профильных специалистов организации.

 

Матричная структура управления применяется при необходимости наряду с обычным управлением “по вертикали” осуществлять постоянное или регулярное управление основной деятельностью “по горизонтали”, по технологической цепочке.

 

Контрольные вопросы

1. Каковы основные различия структуры управления и производственной структуры

2. Какие факторы влияют на норму управляемости

3. Каковы основные недостатки «высокой» структуры

4. При каких обстоятельствах целесообразно использовать «плоскую» структуру

5. В чем различие между линейной и функциональной подчиненностью

6. Каковы преимущества и недостатки функциональной структуры организации

7. Каковы преимущества и недостатки дивизиональной структуры организации

8. В каких случаях необходимо использовать проектную структуру управления

9. В каких случаях целесообразно использовать матричную структуру управления, каковы ее преимущества

10. Какие причины побуждают руководство вносить изменения в структуру организации

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 448; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.90.141 (0.013 с.)