Тема 3. Мотивационные механизмы менеджмента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Мотивационные механизмы менеджмента



Мотивация (стимулирование) - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.

 

Потребность – физиологическое или психологическое ощущение недостатка чего-либо.

 

Стимул (мотив) – побудительная причина, заинтересованность в совершении чего-нибудь.

 

Рис. 35. Иерархия (пирамида) потребностей по А.Маслоу

 

А.Маслоу установил, что человек испытывает одновременно потребности различных уровней, но всегда потребности какого-то одного уровня будут доминировать. Кроме того, человек будет испытывать потребности более высокого уровня только после того, как в основном удовлетворит свои потребности более низких уровней.

 

Менеджер должен определить доминирующую потребность каждого работника и мотивировать эффективность его работы, удовлетворяя эту потребность.

 

Теория потребностей Д. МакКлелланда

 

В своих исследованиях Д. МакКлелланд установил связь между результативностью работы людей и потребностями причастности, власти, успеха.

Развитие этих потребностей и их удовлетворение он считал главным фактором высокой продуктивности людей, экономического роста фирм и даже общества в целом.

 

Таблица 17

Связь между теориями А. Маслоу и Д. МакКлелланда

Потребности, мотивирующие людей
По А. Маслоу По Д. МакКлелланду
Самовыражения Успеха
Признания, уважения Власти
В общении, принадлежности Причастности
Безопасности (подчиненности)  
Физиологические (материальные)  

 

Двухфакторная теория Ф.Герцберга

 

Ф. Герцберг показал, что на деятельность людей оказывает влияние две группы факторов, названные им гигиеническими и мотивирующими.

Таблица 18

Двухфакторная теория Ф.Герцберга

Группа факторов Факторы Влияние на деятельность людей
    Гигиенические (связанные с условиями работы) Заработок     Даже при полном удовлетворении не мотивируют к повышению эффективности труда
Условия труда
Отношение с другими работниками
Информированность о делах на предприятии
    Мотивирующие (связанные с содержанием работы, а также с оценкой результатов руководством) Признание и одобрение руководством результатов работы   Мотивируют к повышению производительности, эффективности, качества труда.
Возможность продвижения по службе
Высокая степень самостоятельности и ответственности
Интересная, сложная, требующая творческого подхода работа

Таблица 19

Связь между теориями А. Маслоу и Ф. Герцберга

Потребности мотивирующие людей
По А.Маслоу По Ф. Гербергу
Самовыражения. Мотивирующие факторы
Признания, уважения
В общении, принадлежности   Гигиенические факторы.
Безопасности (подчиненности)
Физиологические материальные

Теория ожиданий

Предложена В. Врумом в 1964 г. Он считал, что стимул к эффективному и качественному труду зависит от сочетания трех факторов – ожиданий человека.

Рис. 36. Модель мотивационной теории ожиданий

Чем больше вера человека в то, что все эти ожидания оправдаются, тем более сильным будет стимул к деятельности.

Теория ожиданий указывает, что должны делать менеджеры, чтобы стимулы к труду были сильными.

1. Учить подчиненных получать требуемые результаты и создавать для этого все необходимые условия.

2. Устанавливать непосредственную связь между результатами труда и вознаграждением подчиненных.

3. Изучать потребности подчиненных, чтобы знать, какие вознаграждения имеют для них ценность.

Теория справедливости.

Теория справедливости утверждает, что люди субъективно определяют соотношение затраченных ими усилий и полученного вознаграждения и сравнивают его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу.

Если по мнению работника, имеет место несправедливость – большее вознаграждение других работников за аналогичные результаты или такое же за более низкие, - то работник будет снижать интенсивность и продуктивность работы.

Чтобы избежать несправедливости, менеджеры должны:

1. Устанавливать размеры оплаты на основе объективной оценки уровня ответственности, квалификации, сложности, трудоемкости и результативности труда.

2. Разъяснять сотрудникам принципы оплаты, чтобы каждый видел, за счет чего он может увеличить уровень своих доходов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.225.173 (0.006 с.)