Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Окончательное изготовление визитной нагрудной карточкиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
После того как учащийся исправит все свои ошибки, можно нажать на кнопку «Печать» — тогда страничка с его бэджем будет распечатана. Теперь, получив распечатку, ребёнок наконец-то может изготовить нагрудную визитную карточку (бэдж), которую будет с гордостью носить. Чтобы бумажный вкладыш было удобно вырезать, бэдж надо распечатать вместе с тонкой рамочкой-контуром. Учащийся после этого вырезает бумажный вкладыш по контуру и вставляет бэдж в держатель. Заключительные комментарии Большинство проектов мы советуем заканчивать общим подведением итогов и обсуждением готовых работ. Если проект выполняется индивидуально, а предполагаемый результат допускает какие-то вариации, то наиболее ценный продукт общего обсуждения — вопрос «Как у тебя это получилось?», который неминуемо возникает у одного или нескольких ребят, когда кто-то в классе изготовил что-то необычное, отличающееся от работ других в лучшую сторону. Это вызывает у ребят желание научиться, узнать нечто новое, улучшить свою работу, что является очень важным. Однако в этом проекте бэджи ребят будут довольно похожи и описываемый эффект будет выражен слабо. Поэтому этап подведения итогов и обсуждения сделанных работ можно провести кратко, в ходе индивидуального обмена мнениями между учителем и учеником. Как и при работе на обычном уроке, при проведении проектных уроков вы столкнётесь с тем, что все ребята работают в собственном темпе. Поэтому вам заранее предстоит решить, чем занять сильного ребёнка, который выполнил задачу проекта за 10 минут до его окончания. Наиболее простых вариантов два — попросить такого ребёнка помочь более слабому или предложить ему поработать с необязательными (трудными) задачами из предыдущего урока. Урок «Цвет» Новые ключевые выражения и выражения: красный, жёлтый, голубой, фиолетовый, оранжевый, зелёный, синий, чёрный, раскрась красным (или другим допустимым) цветом. На листе определений «Цвет» мы ограничиваем набор допустимых цветов и для каждого цвета договариваемся о его названии. Теперь ребята обязаны работать в задачах только этими цветами: красным, оранжевым, синим, голубым, зелёным, жёлтым, фиолетовым и чёрным. На первый взгляд этот лист определений может показаться ненужным. Ведь даже маленькие дети знают основные цвета и легко могут отличить красный от синего, жёлтый от зелёного и т. п. С этим трудно не согласиться. Однако восприятие некоторых цветов может быть неоднозначным. Даже взрослые люди нередко расходятся во мнениях на этот счёт: один и тот же объект одному может казаться красным, другому — малиновым, третьему — бордовым и т. д. И если в жизни и быту не имеет никакого значения, назовёте ли вы помидор красным или оранжевым, то в нашем курсе никак не обойтись без чётких договорённостей о том, какой цвет мы будем называть красным, а какой — оранжевым. Такова специфика нашего курса — нам нужна полная и абсолютная ясность в отношении наших объектов, их свойств, действий, которые мы над ними совершаем, логических предикатов и т. д. Заметим, что дети с этого момента не могут использовать в качестве рабочего белый цвет. Все белые фигурки, картинки или области мы будем считать нераскрашенными (т. е. не имеющими никакого цвета). Если считать белый цвет рабочим, то некоторые невыполненные задачи будут выглядеть как выполненные в белом цвете, а это уже размывание наших явных, всем понятных правил игры. На прошлом уроке, когда цвета были не определены, ребёнок мог и не раскрашивать некоторые области в картинке из нескольких областей, как бы раскрашивая их белым. Начиная с этого урока, такое выполнение задания не допускается. Теперь белая область всегда считается нераскрашенной, а значит, в задаче типа «Раскрась картинку какими хочешь цветами» нужно раскрашивать все области, иначе задание не будет выполненным до конца. Решение задач из учебника Задача 9. Мы уже обсуждали вопрос об условии задачи как системе ограничений на решение. После ввода договорённости о цветах количество ограничений возрастает — картинка должна быть раскрашена не только по правилу (это теперь подразумевается всегда), но и строго определённым цветом. Здесь мы снова обращаем ваше внимание на одну из особенностей работы с задачами курса — учащийся всегда работает строго по заданию. Чётко и явно вводя правила игры, мы освобождаем ребёнка от необходимости догадываться, что от него требуется в той или иной задаче. В частности, дети должны привыкнуть делать только то, что требуется в задании, и больше не делать ничего. Это важно для обучения ребёнка работать в рамках искусственной среды и последующего понимания им принципов работы любого формального исполнителя. Каким бы ни был «творческий подход» к задачам учебника — домысливание, переиначивание или использование задач детьми по собственному усмотрению — следует пресекать как действия, выходящие за рамки правил игры. В данной задаче требуется раскрасить ровно две фигурки — одну синим, другую красным. Любое дополнительное действие, например раскрашивание сливы, будет выходом за рамки правил игры. Задача 10. Формулировка данной задачи — любопытный пример того, как в результате введения новой договорённости изменилось понимание старой. Мы специально даём в задаче указание, чтобы на это обратили внимание все дети. Действительно, введённое на листе определений ограничение на набор цветов делает недопустимым выбор никакого другого цвета. Свобода выбора цвета теперь существует для ребят только в рамках оговоренных цветов. Задача 11. Из формулировки данной задачи становится ясно, зачем мы на листе определений ввели понятие «нераскрашенный», хотя ему не соответствует никакой рабочий цвет. Это понятие необходимо нам для однозначного понимания условий задач. Действительно, в отличие от инструмента компьютерной заливки, в рамках учебника выполняется ещё одна общая договорённость — мы раскрашиваем только нераскрашенные фигурки и области. Эта договорённость не вводится на листах определений, а формируется в ходе решения задач, подобных данной. Задача 12 (необязательная). При решении этой задачи дети снова оказываются в ситуации недетерминированного выбора, однако слова «какую хочешь» здесь опущены. Поэтому, читая фразу «Раскрась одну букву голубым», ребёнок вполне может поинтересоваться: «А какую букву?» Здесь самое время ещё раз поговорить о правилах игры: «Раз не сказано, какую букву, значит, какую хочешь». Буквы в этой задаче используются в точности так же, как и любые другие фигурки, поэтому вас не должно смущать, если ваши ребята ещё не изучали на уроках чтения данные буквы. Дело в том, что дети не должны для решения этой задачи уметь читать или называть данные буквы, они их лишь раскрашивают. С другой стороны, если кто-то из детей захочет назвать данные буквы, его можно поддержать и похвалить. Задача 13. Здесь, как и в задачах 3—5, каждая фигурка состоит ровно из одной области, поэтому каждую фигурку предлагается раскрасить одним цветом. Кроме ключевых понятий курса (раскрась, оранжевый, зелёный), в этой задаче дети повторяют важные языковые понятия «правое» и «левое». Если кто-то из ребят забыл эти понятия, проконсультируйте такого ребёнка в индивидуальном порядке. Конечно, начать стоит с того, какой рукой ребёнок ест, пишет, рисует и пр. Леворукие дети обычно уверенно отвечают, что делают всё это левой рукой, остальным учащимся стоит напомнить, что они пишут правой рукой. Соответственно правый ёж должен быть со стороны правой руки, а левый — со стороны левой. Задача 14. Данная задача напоминает задачи 11 и 12. Как и в задаче 11, здесь дети закрепляют договорённость о том, что в рабочей тетради (в отличие от компьютерной составляющей!) можно раскрасить только нераскрашенную фигурку (область, картинку). Как и в задаче 12, здесь дети вначале выбирают по своему усмотрению нераскрашенный лист (какой хотят!), а затем выбирают из оставшихся ещё один. После этого учащиеся раскрашивают все листья, которые остались нераскрашенными. В связи с этим, возможно, с кем-то придётся обсудить, правильно ли он понимает слово «остальные», т. е. «все оставшиеся». Позже понятие «все» будет введено как основное понятие курса, здесь ведётся пропедевтика данного понятия. Условие этой задачи представляет собой, по сути, инструкцию, состоящую из трёх пунктов. Действительно, здесь результат каждой следующей операции зависит от выполнения предыдущей, поэтому задания нужно выполнять именно в том порядке, как они написаны. Это отличает данную задачу от задач 9 и 11, в которых результат не зависел от порядка выполнения заданий. Последовательное выполнение нескольких действий является одной из основных конструкций информатики, математики и практического программирования. Оно же часто используется в планировании деятельности и в коммуникации в повседневной жизни. Задача 15 (необязательная). Данная задача может занять у детей довольно много времени, если они захотят раскрасить узор аккуратно и красиво. Эту задачу, как и задачу 8, удобно предложить на дом по желанию. Можно также предложить её в качестве отдыха в конце урока, если вы не используете компьютерную составляющую курса. Компьютерный урок «Цвет» Задача 6. Задачи урока «Цвет» как по содержанию, так и по используемому набору инструментов не отличаются от задач урока «Правило раскрашивания», если не считать того, что в этом уроке детям предлагается раскрашивать фигурки не произвольным, а строго определённым цветом. При этом правильная последовательность действий указана в формулировке задачи: сначала надо выбрать инструмент (в данном случае заливка) и только потом цвет. В обратном порядке это сделать не удастся, поскольку при выборе заливки цвет меняется на цвет «по умолчанию» (жёлтый). Задача 7. В этой задаче дети используют инструмент «отмена» в принудительном порядке (в предыдущих задачах он использовался по желанию). Задача 8. Эта задача аналогична задаче 12 из учебника. Если основная масса детей на уроке решила данную компьютерную задачу, то задачу 12 из учебника можно предложить ребятам на дом. Задача 9. При решении этой задачи у детей может возникнуть желание раскрасить и кита тоже, хотя условие задачи предписывает раскрасить только гуся и крокодила. Как мы уже говорили выше, в нашем курсе подобные действия недопустимы (см. комментарий к задаче 9 из учебника). Задача 10 (необязательная). Эта задача аналогична задаче 5 из компьютерного урока «Правило раскрашивания». Как и в задаче 5, здесь есть мелкие области, поэтому необходимо тщательно прицеливаться заливкой. Урок «Области» Новое ключевое понятие: область. На этом листе определений впервые вводится новое понятие. Наши листы определений будут содержать важную информацию разного рода. В первой части курса («Информатика, 1 класс») все листы определений знакомят ребят либо с новым термином (или понятием), либо с новым действием (или операцией). И то и другое необходимо, чтобы дети могли понимать условия задач и успешно их выполнять. В комментарии к листу определений «Правило раскрашивания» мы с вами, пытаясь сформулировать правило раскрашивания, ввели понятие области. Область — такая часть картинки, где две её любые точки можно соединить линией (необязательно прямой), не пересекающей границ. Но, пожалуй, такая формулировка понятия области для ваших детей будет слишком сложной. Поэтому мы подошли к этому понятию с другой стороны: показали на примерах, как надо раскрашивать любую картинку; теперь, показывая ребёнку правильно раскрашенную картинку, мы говорим: то, что на нашей картинке раскрашено одним цветом, — это одна область. Этот подход может быть весьма эффективным при объяснении сложных понятий. Он же является основным при освоении детьми реального мира и языка. Например, ребёнок учится различать кошек и собак не по сформулированным зоологическим признакам, а по примерам тех и других. Стоит отметить, что материал этого урока является действительно новым для детей. В самом деле, предыдущие листы определений были очень важными в рамках явного введения правил игры. Однако почти всё, что там обсуждалось, дети, по сути, уже знали и умели раньше. Наверняка в настоящий момент детям хорошо известны цвета. Конечно, дети много раз работали с картинками для раскрашивания и пользовались похожими правилами раскрашивания — не выходить за границы, раскрашивать одну деталь рисунка одним цветом и т. п. Тем не менее понятие области для детей будет содержательно новым. Действительно, раскрашивая картинки, дети в детском саду выделяют не области, а детали рисунка, например: «Цветок раскрасим красным, лист — зелёным, зонтик — жёлтым». Детали рисунка не всегда совпадают с областями: и цветок, и лист, и зонтик могут состоять из нескольких областей. Иногда бывает наоборот: несколько деталей рисунка образуют одну область, поскольку граница между ними где-то прерывается. Поэтому на первых нескольких уроках по теме «Области» вам придётся столкнуться с тем, что там, где области картинки совпадают со смысловыми деталями, дети выделяют их хорошо, в других случаях ребята допускают ошибки. Решение задач из учебника Задача 16. В этой задаче области выделяются легко. Их ровно две, и они совпадают с деталями рисунка. Задача 17. Здесь областей уже гораздо больше, чем в предыдущей задаче, но они по-прежнему хорошо видны. В этой задаче важно, чтобы дети не делали лишнего, т. е. того, что не требуется в условии. Так, согласно условию учащиеся должны раскрасить ровно три области, а все остальные области оставить нераскрашенными. Задача 18. В условии этой задачи мы уже не напоминаем ребятам, что «какие хочешь» цвета можно выбирать только из числа разрешённых. Если кто-то из ребят это забудет, то нужно попросить его вернуться к листу определений «Цвет». Задача 19. В этой задаче области выделяются по смыслу: области воды, неба, корпуса корабля, паруса, флага. По окончании решения четыре области оказываются раскрашенными и одна — нераскрашенной. Задача 20 (н еобязательная). Здесь учащиеся впервые сталкиваются с различием между понятием «область», вводимым в курсе, и элементами рисунка, которые до этого дети выделяли в основном по смыслу. Например, юбка платья воспринимается учащимися как единый элемент рисунка, поэтому им трудно заметить, что она состоит из двух областей. По этой причине для кого-то поиск областей в этой картинке может оказаться сложным. Для начала посоветуйте учащемуся ещё раз обратиться к листу определений «Области». Если вы используете компьютерные уроки, можно попросить ребёнка сначала решить компьютерную задачу 13, а после этого ещё раз вернуться к данной задаче. Вот один из вариантов решения данной задачи: Компьютерный урок «Области» Компьютерные задачи на раскрашивание областей решаются гораздо проще и быстрее, чем аналогичные задачи из учебника. Фактически инструмент «заливка» делает за учащихся бо́льшую часть содержательной работы. Именно поэтому картинки, которые предлагаются в компьютерных задачах, существенно сложнее картинок в задачах из учебника (кроме необязательной задачи 20). Уровень задач на выделение областей в учебнике будет возрастать медленно и постепенно, по мере накопления учащимися соответствующего опыта. Задача 11. В условии этой задачи озвучивается вывод, к которому дети должны были интуитивно прийти после решения задач компьютерного урока «Правило раскрашивания» — инструмент заливка за один щелчок закрашивает одну область. Если задача решена правильно, на картинке должны остаться три нераскрашенные области. Задача 12. Инструмент «заливка» поможет ребёнку увидеть, что круг и ромб на самом деле образуют три области. Четвёртая область картинки — это фон, на котором нарисованы фигуры. Задача 13. Данная задача — компьютерная поддержка задачи 20 из учебника. Компьютерная заливка поможет ребёнку увидеть все области этой картинки и убедиться, что их действительно 7. Задача 14 (необязательная). Задачи подобного рода детям уже встречались. Эта задача, однако, представляет несомненный интерес с иной точки зрения. Попробуйте решить эту задачу, и вы увидите, что в верхней части спинки черепахи есть область, при закрашивании которой компьютер на первый взгляд допускает ошибку. Во всяком случае, ребёнок совершенно искренне может прийти к такой мысли. Не удивляйтесь, если он скажет вам: «Да ведь здесь же две области! Почему он раскрасила и ту и другую жёлтым?» В этом случае посоветуйте ребёнку повнимательнее присмотреться к рисунку. Покажите ему, что то, что он принял за отдельную область, на самом деле таковой не является, так как между линиями остаётся малюсенькая, но все же щёлка! Хороший пример для иллюстрации различия между формальным и неформальным определениями. Если с неформальной точки зрения мы, скорее, были бы склонны сказать, что здесь две области, и вполне могли бы раскрасить их разными цветами, то компьютер, который руководствуется исключительно формальными правилами, естественно, заливает всё одним цветом. Урок «Соединяем» Новое ключевое понятие: соедини (две фигурки некоторым цветом). Операция «соедини» позволяет нам выделять в совокупности предметов, изображённых на рисунке, пару предметов. Выделенная пара может обладать некоторым общим свойством: например, состоять из одинаковых объектов. Можно ещё говорить, что между объектами в паре имеет место отношение (скажем, одинаковости) или что они находятся в этом отношении. Заметим, что пары, появляющиеся в результате соединения, говоря языком математики, не упорядочены. Это значит, что, после того как мы соединили два объекта, уже не видно, какой с каким мы соединяли, какой был первым, а какой — вторым. Иначе это можно переформулировать так: получаемое отношение симметрично: если А соединено с В, то В соединено с А. В компьютере этой ситуации соответствует ссылка от объекта А к объекту В вместе с обратной — от В к А. Конечно, мы не имеем в виду, что этот вопрос следует обсуждать с детьми. При соединении пары фигурок должны выполняться правила игры, зафиксированные на листе определений: должна быть одна непрерывная соединяющая линия, каждый её конец должен плотно примыкать к какому-то краю фигурки (так, чтобы было понятно, какие именно фигурки соединяются), по возможности линия не должна пересекать другие фигурки. Решение задач из учебника Задач и 21 — 22. Эти первые задачи на новое действие «соедини». Поэтому необходимо убедиться, что каждый ребёнок понял все договоренности листа определений. В том случае, если неаккуратность приводит к нарушению правил игры, детей нужно поправлять. Что касается поиска фигурок, то надеемся, что все ребята справятся с этим самостоятельно. В задаче 22 буквы используются как фигурки. Это означает, что детям необязательно знать, как называются или читаются данные буквы, чтобы выполнить задание, поскольку буквы нужно найти по образцу. Задача 23. Вы, конечно, заметили, что в курсе 1 класса мы стараемся сделать условия всех задач (и тексты листов определений) максимально короткими, чтобы постепенно как можно большее число детей могли прочитать их самостоятельно. Однако умение читать (озвучивать) отличается от умения понимать прочитанное. Мы стараемся в нашем курсе научить детей внимательно относиться к тексту задания, к каждому слову в задании. Ведь получить правильный ответ можно, только если правильно и полно понять текст задания. В частности, на это направлена и данная задача. Действительно, в короткой фразе задания содержится сразу несколько условий, которые ребёнок должен соблюдать: а) одна из соединяемых фигурок должна быть морковкой; б) другая — луковицей; в) соединяемая луковица должна быть жёлтой; г) соединять надо голубой линией. Все эти условия при решении ребёнку надо одновременно удержать в голове и при этом провести соединение в соответствии с правилами игры. Задача 24. Это межпредметная задача, в которой дети не только закрепляют новое действие «соедини», но и повторяют написание и название чисел в пределах пяти. Кроме того, здесь присутствует пропедевтика листа определений «Одинаковые фигурки. Разные фигурки», поскольку две фигурки монет достоинством в 1 рубль оказываются одинаковыми. Задача 25 (н еобязательная). Задача на выделение областей, в которой картинка сильно напоминает картинку в компьютерной задаче 12. В данном случае в картинке 4 области и все они в результате решения оказываются раскрашенными.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.227.250 (0.01 с.) |