Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Взаимодействий видов государственной службыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Государственная служба, как это в целом определяется Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» №58-ФЗ, представляет собой определенную систему автономно функционирующих и взаимодействующих между собой элементов ¾ видов государственной службы: гражданской, военной и правоохранительной. Помимо организационного и правового типов взаимодействий, среди них можно выделить и социальный тип, так как во взаимодействиях непосредственно участвуют субъекты социальных действий ¾ высшие должностные лица и государственные служащие. Поэтому представляется необходимым определить теоретический контент социального анализа взаимодействий видов государственной службы. С общефилософской позиции в понятии «взаимодействие» фиксируются «прямые» и «обратные» воздействия вещей друг на друга, обмены веществом, энергией и информацией между различными объектами, между организмами и средой, формы кооперации людей в различных ситуациях сотрудничества. Взаимодействие охватывает прямые и опосредованные отношения между объектами и системами. В социальных процессах взаимодействие оказывается точкой замыкания и размыкания социальных связей. Иначе говоря, взаимодействие оказывается не исходным, а повторяющимся моментом, поддерживающим устойчивость социальных форм. Учитывая именно этот план рассмотрения взаимодействия, можно говорить уже не об отдельном взаимодействии, а об их рядах, последовательностях, системах, обеспечивающих непрерывность сложных процессов не только в пространстве, но и во времени. В энциклопедическом словаре Г.В. Осипова[13] находим определение термина «взаимодействие социальное» как системы социально обусловленных индивидуальных и/или групповых действий, связанных взаимной причинной зависимостью, при которой поведение одного из участников является одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных, благодаря чему происходит взаимное согласование позиций и действий, усиливается эффективность деятельности участвующих во взаимодействии индивидов и групп. Выделяются четыре основных признака взаимодействия социального: 1) предметность — наличие внешней по отношению к взаимодействующим индивидам или группам цели, причины, предмета и т. п., которые побуждают их взаимодействовать; 2) ситуативность — достаточно жесткая регламентация взаимодействия социального конкретными условиями той ситуации, в которой этот процесс протекает: поведение друзей на работе, в театре, на стадионе, на загородном пикнике существенно отличается; 3) эксплицирование — доступность для стороннего наблюдателя внешней выраженности процесса взаимодействия социального, будь это работа на заводе, игра или танцы; 4) рефлективная многозначность — возможность для взаимодействия быть проявлением, как основных субъективных намерений, так и неосознаваемым или осознаваемым следствием совместного участия людей в межиндивидуальных или групповых видах деятельности (например, совместная работа). Процесс взаимодействия социального имеет две стороны. Объективная его сторона — это связи, не зависящие от отдельных личностей или групп, но опосредующие и регулирующие содержание и характер их взаимодействия (например, содержание совместного труда на предприятии). Субъективная сторона — это сознательное, нередко эмоционально окрашенное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях соответствующего поведения. Социальный механизм взаимодействия достаточно сложен. В простейшем случае он включает в себя следующие компоненты: 1) индивиды (или их группы), совершающие определенные действия по отношению друг к другу; 2) изменения во внешнем мире, совершаемые этими действиями; 3) изменения во внутреннем мире участвующих во взаимодействии индивидов (в их мыслях, чувствах, оценках, стремлениях и т. д.); 4) влияние этих изменений на других индивидов; 5) обратная реакция последних на такое влияние. Способ взаимодействия индивида с другими индивидами и социальными группами определяется усвоением и преломлением социальных ценностей, норм и стандартов поведения в сознании и чувствах взаимодействующих людей, в их реальных действиях. В реальной жизни существует чрезвычайно обширное разнообразие взаимодействий. Но в этом многообразии выделяются два основных типа взаимодействия социального: 1) сотрудничество, существующее в тех случаях, когда продвижение каждого из партнеров к своей цели способствует или, по крайней мере, не препятствует реализации целей остальных партнеров; 2) соперничество, при котором достижение цели одним индивидом затрудняет или исключает осуществление целей другими участниками взаимодействия. Проблемы социального взаимодействия активно исследовались Г.Зиммелем, П. Сорокиным, Дж. Хомансом, Т. Парсонсом, Р, Мертоном и другими социологами. П. Сорокин, в частности, считал, что в обществе все его члены находятся между собой в процессе взаимодействия, т.е. оказывают друг на друга определенное влияние. Дж. Хоманс рассматривал процесс взаимодействия как единый поток, в котором неразрывными узами соединены личность и социальная система. Т. Парсонс исходил из того, что действия индивидов не бывают единичными и дискретными, они организованы в системе. В процессе взаимодействия складывается определенная структура потребностных диспозиций участвующих в нем партнеров. Чем больше участников взаимодействия, тем больше в их взаимоотношениях возникает неопределенностей. Т. Парсонс считал, что система действия, складывающаяся в демократическом обществе, является действенным механизмом уменьшения неопределенностей, возникающих в процессе социального взаимодействия, однако полное устранение таких неопределенностей невозможно в принципе. Дж. Мид и Г. Блумер рассматривали взаимодействие как процесс коммуникации, представляющий собой значимое взаимодействие. Но чтобы этот процесс осуществлялся с желаемой эффективностью, необходимо, по словам Дж. Мида, «поставить себя на место другого человека», т.е. «принять роль другого». Взаимодействие — это и есть процесс взаимного принятия ролей взаимодействующих партнеров. Многообразие социальных взаимодействий с точки зрения субъектов этих процессов и масштабов последних подразделяется на пять основных типов: межличностные (межиндивидуальные), внутригрупповые, межгрупповые, внутрисистемные, межсистемные. По мнению А.А. Горелова социальное взаимодействие позиционирует себя в социальном мире следующим образом[14]. Общество состоит из взаимодействующих индивидов, имеющих определенные цели и желания. В их взаимодействии — подлинный смысл социального. Оно составляет содержание социальных явлений и объединяется в типы: господство, подчинение, сотрудничество, солидарность, соперничество, конфликт, равноправие, разделение труда и т.д., реализующиеся в различных институтах — семье, государстве и т.п. Действие — проявление человеческой активности, имеющее определенный субъективный смысл или целерациональную основу. Такое действие обеспечивает возможность взаимодействия и тем самым делает его социальным. «Социальным мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действиями других людей и ориентируется на него»[15]. М. Вебер выделяет следующие типы социальных действий: 1) целерациональное; 2) ценностно-рациональное; 3)эмоциональное; 4) традиционное. Они разделяются по степени рациональности, наибольшей у первого типа и наименьшей у последнего. Социальное действие «может быть: 1) целерационалъным, если в основе его лежит ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей и использование этого ожидания в качестве «условий» и в качестве «средств» для достижения своей рационально поставленной и продуманной цели; 2) ценностно-рациональным, основанным на вере в безусловную — эстетическую, религиозную или любую другую — самодовлеющую ценность определенного поведения как такового, независимо от того, к чему оно приведет; 3) аффективным, прежде всего эмоциональным, т.е. обусловленным аффектами или эмоциональным состоянием индивида; 4) традиционным, т.е. основанным на длительной привычке»[16]. Соответственно социальным отношением будет поведение нескольких людей, соотнесенное по своему смыслу друг с другом и ориентирующееся на это. Целерациональным Вебер считает поведение, ориентированное только на средства, субъективно представляющиеся адекватными для достижения субъективно однозначно воспринятой цели. Точно так же социальное взаимодействие относится к такому типу взаимодействий, которое ориентировано на поведение других. Случайное столкновение двух прохожих на улице нельзя считать социальным взаимодействием. П.А. Сорокин определяет взаимодействие как любое событие, с помощью которого один человек влияет на открытые действия или состояние ума другого. Элементами социального взаимодействия являются индивиды — два или более. А к компонентам социального взаимодействия, помимо людей, относятся ценности, нормы и материальные носители взаимодействия. Социальные взаимодействия классифицируются по различным признакам. Социальные взаимодействия можно разделить по характеру связей на жесткие и мягкие (на основании того, легко их расторгнуть или нет), сильно- и слабоорганизованные (по степени их устойчивости и кристаллизации), разветвленные или нет (по наличию или отсутствию нескольких направлений, по которым осуществляется взаимосвязь). По содержанию взаимодействия выделяют семейные, национальные, расовые, родовые, индивидуальные, производственные, педагогические, религиозные, моральные, государственные, правовые, имущественные и т.п. Компонентами взаимодействия являются ценности и нормы, на основе которых люди вступают в отношения. «Компонент значения, ценностей и норм совершенно отличен от третьего компонента социокультурных явлений – компонента материальных носителей — и ни в коем случае не может быть идентифицирован ни с физическими, ни с биологическими свойствами носителей, ни с этими свойствами субъектов взаимодействия»[17]. В заключение следует отметить, что теоретическая основа социального анализа взаимодействия видов государственной службы дает возможность исследовать субъективную составляющую этих процессов, то есть причину поступков вовлеченных в них должностных лиц, характер их влияния на цели и результаты взаимодействия ¾ от выработки общей политики взаимодействия до процедур ее реализации. М.В. Филаткина, Аспирантка РАГС
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 461; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.98.43 (0.009 с.) |