Кадровой безопасности России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кадровой безопасности России



В реалиях сегодняшнего дня государство и общество в России ставят перед собой грандиозную задачу – достичь качественного изменения жизни в стране, ее экономики, социальной и духовно-культурной сфер. По существу, речь идет о создании иного общества, реализующего стратегию инновационного развития, общества реальных и равных возможностей без бедности, гарантирующего безопасность и благополучие каждого человека.

Составными частями стратегии развития России на долгосрочную перспективу являются концепции и стратегии национальной безопасности, трансформации государственного управления и государственной кадровой политики.

Мир XXI века не становится проще и безопаснее. Научные прогнозы относительно общества будущего констатируют, что опасности в этом мире и этом обществе будут не просто возрастать, а возрастать по экспоненте. Поэтому проблемы безопасности всё более приобретают глобальный, системный и универсальный характер, касаясь всех и каждого. Вместе с тем с ними не в состоянии справиться ни одно, даже самое сильное государство или блок государств, а только человечество в целом. Сказанное обусловливает необходимость разработки и реализации научных концепций и жизнеутверждающих стратегий обеспечения безопасности, системы управления государством и обществом, подготовки кадров, способных на адекватные ответы вызовам новой социальной реальности, на креативную деятельность[85].

Система обеспечения кадровой безопасности страны – это сложный процесс, требующий от государства продуманной кадровой стратегии и эффективной кадровой практики. Государственная кадровая политика важнейшей направленностью своей реализации имеет формирование кадрового корпуса системы государственного управления, способного перейти от выполнения несвойственных ему функций воспроизводства властных структур к выполнению прямых обязанностей по решению реальных проблем страны, по поддержке различных форм самоорганизации граждан по обустройству своей жизни, а также жизни нынешних и будущих поколений. В Стратегии национальной безопасности России до 2020 г. прямо указывается на насущную необходимость «поднять качество работы органов государственной власти и сформировать действенные механизмы их взаимодействия с гражданским обществом».[86]

Одним из важнейших инструментов в решении поставленных задач является формирование и работа с резервом управленческих кадров. Кадровый резерв – это специально сформированная на основе установленных критериев группа перспективных работников, обладающих необходимыми для выдвижения профессиональными, личностными и морально-этическими качествами, положительно проявивших себя на занимаемых должностях, прошедших необходимую подготовку и предназначенных для замещения определенных должностей в организации[87].

Учитывая, что старая административно-командная, номенклатурно-бюрократическая система формирования и использования кадрового резерва сломана, созрела необходимость формирования принципиально новой системы работы с кадровым резервом, соответствующей условиям и требованиям нынешнего этапа развития российского общества и обеспечивающей ее кадровую безопасность как важнейший элемент экономической безопасности страны. Речь идет о необходимости подготовки такого кадрового резерва, который был бы способен управлять обществом на принципиально иных основах, с учетом нынешней ситуации, в условиях формирования демократического правового и социального государства.

Наличие подготовленного кадрового резерва является непременным условием практического осуществления курса на развитие социально ориентированной рыночной экономики, демократизацию управления, инновационное развитие государственной службы. От тех, кто стоит у «штурвала» российской государственности, напрямую зависит состояние системы национальной безопасности страны.

В настоящее время складывается более благоприятная ситуация для активного использования института кадрового резерва как социального института. Прежде всего, сняты ранее действовавшие ограничения по социальному положению, партийной, национальной принадлежности, полу и т.д. Таким образом, расширяется социальная база, внутренние и внешние источники формирования кадрового резерва. Поиск подходящих для выдвижения на руководящие должности кандидатур возможен во всех социальных слоях общества, как в государственных, так и в негосударственных, коммерческих структурах. Институт резерва управленческих кадров является своеобразным индикатором готовности общества к повышению инвестиций в развитие человеческого капитала, внимания к качеству элитных групп, стимулированию и поддержке развития инноваций на образовательном пространстве страны при подготовке кадров высшей квалификации с высокой добавочной стоимостью.

Президент РФ Д.А.Медведев на совещании 23 июля 2008 г. прямо заявил о необходимости создания в стране целостной системы воспроизводства и обновления профессиональной элиты. По итогам совещания была образована Комиссия при Президенте Российской Федерации по формированию и подготовке резерва управленческих кадров (Указ Президента РФ от 25 августа 2008 г. № 1252), утверждён перечень поручений и соответствующий план мероприятий. В настоящее время в стране создается целая система кадровых резервов:

а) кадровый резерв Президента РФ (т.н. «президентская тысяча»);

б) федеральный кадровый резерв управленческих кадров;

в) федеральные кадровые резервы правоохранительных органов (МВД, ФМС, ФСИН, ФСКН);

г) федеральные кадровые резервы на военной службе (МО, ВВ МВД, войска гражданской обороны МЧС, других воинских формирований и органов, в т.ч. в специальных службах России – СВР, ФСБ, ФСО).;

д) кадровый резерв государственной гражданской службы, а также Сводный кадровый резерв государственной службы РФ.

е) кадровые резервы федеральных органов исполнительной власти для назначения на должности государственной гражданской службы, в т.ч и для выдвижения на руководящие должности; как правило, они формируются на конкурсной основе непосредственно самими министерствами и ведомствами с учетом общефедеральных подходов;

ж) резервы управленческих кадров субъектов Российской Федерации и в федеральных округах; ихформированием занимаются руководители субъектов РФ и аппараты полномочных представителей Президента в федеральных округах;

з) кадровые резервы, формируемые всероссийскими политическими партиями.

Одним из важнейших элементов становления новой системы работы с кадровым резервом является принятие нормативно-правовых актов, формирование соответствующей законодательной базы.

Положения, касающиеся вопросов формирования кадрового резерва государственной гражданской службы, содержатся в федеральных законах от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» и от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Они заложили основу для институционализации резерва руководящих кадров в системе государственной гражданской службы, однако в современных условиях нуждаются в дальнейшем урегулировании.

Так, в Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» выделена отдельная статья (ст. 17 «Кадровый резерв для замещения должностей государственной службы»), которая определяет, что для замещения должностей государственной службы создаются федеральный кадровый резерв, кадровый резерв в федеральном государственном органе, кадровый резерв субъекта Российской Федерации и кадровый резерв в государственном органе субъекта Российской Федерации. А Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 64 «Кадровый резерв на гражданской службе») устанавливает, что порядок формирования кадрового резерва на государственной гражданской службе для замещения должностей государственной гражданской службы в государственном органе или его аппарате, а также иные вопросы работы с кадровым резервом должны быть определены Положением о кадровом резерве на государственной гражданской службе, утверждаемым указом Президента Российской Федерации.

На основе федерального кадрового резерва, кадрового резерва субъектов Российской Федерации, кадрового резерва федеральных государственных органов и кадрового резерва государственных органов субъектов Российской Федерации федеральным государственным органом по управлению государственной службой формируется Сводный кадровый резерв.

Таким образом, законом предусматривается создание кадрового резерва на конкурсной основе, определены виды резерва (федеральный кадровый резерв, кадровый резерв федерального государственного органа, кадровый резерв субъекта Российской Федерации, кадровый резерв государственного органа субъекта Российской Федерации). Определены должности, на которые формируется кадровый резерв, правовой статус «резервиста» и условия замещения им вакантной должности.

Имеющиеся нормативно-правовые акты позволяют организовать работу с резервом кадров в органах государственной власти как на федеральном, так и на региональном уровне, а также в различных ведомствах, однако они требуют существенных доработок.

К примеру, материальные нормы о кадровом резерве, установленные федеральными законами «О системе государственной службы Российской Федерации» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации» пока не получили своего развития в соответствующих нормативных правовых актах. Не издан предусмотренный Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» Указ Президента Российской Федерации об утверждении Положения о кадровом резерве государственной гражданской службы, устанавливающий порядок формирования кадрового резерва на гражданской службе, а также регламентирующий иные вопросы, связанные с развитием и использованием кадрового резерва государственной гражданской службы.

Первоочередными мерами на пути к совершенствованию формирования системы кадрового резерва, на наш взгляд, должны стать:

Ÿ разработка положения о кадровом резерве государственной гражданской службы, утверждаемого указом Президента Российской Федерации;

Ÿ разработка методических рекомендаций по формированию кадрового резерва на государственной гражданской службе, которые должны содержать регулирование порядка формирования кадрового резерва, организацию учета кадрового резерва, систему подготовки кадрового ре­зерва и его эффективного использования.

Создание рамочного федерального нормативно-правового поля, призванного определить общие принципы, методологию и технологии работы с кадровым резервом, является одной из актуальных задач формирования системы работы с кадровым резервом. Введение в системе государственной гражданской службы института кадрового резерва нового поколения существенным образом повысит ее эффективность, так как профессионализм в управлении является важнейшим социокультурным ресурсом возрождения России, условием обеспечения ее безопасности, выдвижения и реализации на этой основе исторически назревшей общенациональной альтернативы своему прошлому во имя инновационного развития в будущем.

Важным преимуществом использования резерва, как инструмента кадровой безопасности страны, является наличие российских мощных образовательных центров в виде академий и федеральных университетов, способных реализовать программы, ориентированные на подготовку «резервистов» для нужд национального, регионального развития, органов и сил обеспечения модернизации экономики и социальной сферы, инновационного развития. Требуется совершенствование федеральной контрактной системы и включение в систему государственного заказа подготовки резерва управленческих кадров.

Современные проблемы обеспечения кадровой безопасности России сегодня во многом определяются состоянием ее кадров и кадрового потенциала. Важным направлением кадровой работы должна стать последовательная и систематическая работа с кадровым резервом, направленная на существенное повышение ее качества и ее непрерывного совершенствования. При этом формирование эффективного кадрового резерва рассматривается в качестве основного инструмента, призванного обеспечить, укрепляя кадровую безопасность, позитивный сценарий развития российского государства и общества.

 

А.К. Курбанов,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 432; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.46.36 (0.009 с.)