Формирование нравственной культуры государственных служащих 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование нравственной культуры государственных служащих



Сегодня каждому здравомыслящему человеку понятно, что без опоры на прочные нравственные основания реализовать идеи демократии и социальной справедливости невозможно. Никакими общими рассуждениями типа «государственный аппарат должен быть честным, принципиальным, заботиться об общественных интересах, не брать взяток и не использовать свое служебное положение в корыстных целях» делу не поможешь.

Главная задача изучения нравственных проблем государственной службы заключается в том, чтобы через понимание природы и специфики общих моральных принципов исследовать основные тенденции и закономерности нравственного развития аппарата современного российского государства, определить основные нравственные требования к служащим управленческих структур. Без этого эффективная социальная деятельность в структурах власти невозможна.

Прежде всего, следует подчеркнуть, что государственный служащий, государственная служба как особый вид профессиональной служебной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов должны иметь свою профессиональную этику (как имеют ее врачи, учителя и другие профессиональные группы).

Это необходимо, во-первых, потому, что авторитет власти напрямую зависит от нравственных качеств чиновников, их порядочности, честности, самоотверженности в служении государственным интересам. Во-вторых, серьезные аморальные проступки госслужащих являются сильнейшим фактором, дестабилизирующим общество, становятся предметом пристального внимания населения. В-третьих, сама специфика профессии – быть проводником государственной воли, всегда находиться в центре общественного внимания, вести работу с населением, согласие на определенное ограничение своих гражданских прав и многое другое – диктует необходимость разработки специфических норм поведения.

Анализ, выявление и изучение нравственных норм этики государственных служащих жизненно необходимы. Данные нормы являются содержательной основой в работе по воспитанию необходимых духовно-нравственных качеств государственных служащих. Они выступают в качестве критерия оценки профессиональной пригодности человека к деятельности в государственных органах, учреждениях, возможностей служебного роста чиновника. Для самого же служащего они выступают как «справочник», ориентир в решении возникающих нравственных коллизий.

В настоящее время в Российской Федерации существует ряд нормативных правовых актов, способствующих формированию нравственной культуры госслужащих.

Во главе всех законодательных актов РФ стоит Конституция РФ, которая определила, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью и обязанностью государства, а значит, и представителей его институтов.

В связи с необходимостью построения нового государственного аппарата, отвечающего демократическим преобразованиям в стране, в августе 2001 года Президентом РФ была утверждена Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации, где в принципы функционирования государственной службы включена «этичность поведения государственного служащего, поддержание им авторитета государственной службы и ее корпоративных основ, соблюдение государственным служащим этических норм и правил поведения, ответственное исполнение должностных (служебных) обязанностей».

Большое значение для укрепления роли нравственного фактора в деятельности государственных служащих имеет Указ Президента РФ от 12 августа 2002 года «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих». Указ является нормативным правовым актом, регулирующим и определяющим этические стандарты служебного поведения госслужащих.

В целях приведения нормативно-правовой базы системы государственной службы в соответствие со сложившимися общественными отношениями 27 мая 2003 года вступил в силу Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации».

Данный Закон определил только правовые и организационные основы системы государственной службы РФ. Вопросы этических стандартов нашли лишь частичное отражение в принципах построения и функционирования системы государственной службы.

Следующим шагом на пути обновления нормативно-правовой базы системы государственной службы стал Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В данном Законе присутствуют нормы, устанавливающие требования к служебному поведению государственного гражданского служащего, которые дублируют нормы служебного поведения, утвержденные Указом Президента РФ «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих». Указанные требования к служебному поведению гражданского служащего, принципы государственной гражданской службы, обязанности и ограничения государственного служащего, заложенные в Законе, наиболее из всех действующих Законов делают акцент на должную моральную составляющую государственной службы.

Согласно Закону соблюдение требований к служебному поведению государственных служащих должны обеспечивать специальные комиссии (п.5, ст. 19 Закона), - комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов. В государственных органах реализацию функций Комиссии призваны обеспечивать соответствующие подразделения в составе кадровых служб федеральных государственных органов. Комиссии должны обеспечивать соблюдение госслужащими общих принципов служебного поведения; принимать меры по предотвращению конфликта интересов; оказывать консультативную помощь по вопросам, связанным с применением на практике требований к служебному поведению; проводить служебные расследования случаев коррупционных проявлений и др. Положение, определившее задачи комиссий, их состав и порядок работы, было утверждено Указом Президента РФ от 3 марта 2007 г. № 269.

Что касается практического опыта России в формировании нравственной культуры государственных служащих – пока этот процесс протекает медленно, нормы этики для государственных служащих внедряются с большим трудом. Многие из них подвергаются деформации или попросту попираются (вспомним проект Этического кодекса, который так до сих пор и не принят).

Следует подчеркнуть, что формирование нравственной культуры в системе государственной службы зависит от воли власти. Власти необходимо сформировать в обществе атмосферу нетерпимости к аморальным проявлениям в органах власти, необходимо принять действенные меры для восстановления авторитета властных структур в глазах населения.

Есть надежда на утвержденную Президентом РФ Федеральную программу «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы), результатами реализации которой должны стать:

· разработка норм служебной профессиональной этики и правил делового поведения государственных служащих, а также механизмов, обеспечивающих их соблюдение;

· обеспечение открытости государственной службы и ее доступности общественному контролю;

· реализация антикоррупционных программ в системе государственной службы и др.

Таким образом, до 2013 года в рамках Программы будет реализован целый комплекс взаимосвязанных мероприятий: будет обеспечено участие независимых экспертов в аттестационных, конкурсных комиссиях и в комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов на гражданской службе; в соответствии с Национальным планом противодействия коррупции в Программу включены мероприятия, направленные на снижение коррупциогенности должностей государственной службы; будет проведена работа по внедрению процедур рассмотрения случаев неэтичного поведения служащих и проведения служебных расследований на государственной службе.

На взгляд автора необходимо задействовать еще ряд административно-правовых мер в решении проблемы нравственности госслужащих:

· предъявлять требования к уровню профессионального образования к кандидатам на замещение вакантных должностей госслужащих, а также к деловым и морально-психологическим качествам кандидата: отсутствие судимостей кандидата и его родственников, отсутствие связей, порочащих личность кандидата; отдавать предпочтение кандидатам с высоким уровнем нравственной культуры, в основе которой лежат патриотизм, преданность, гуманизм, ответственность, добропорядочность, честность;

· организовать прохождение этической учебы кадров для государственной службы, в связи с чем предлагается ввести курсы по профессиональной этике;

· ввести присягу, которая дается в момент заступления в должность государственной службы и является одним из условий пребывания в ней;

· и самое важное – оформить в виде социального заказа разработку этического кодекса государственного служащего, который должен стать документом, определяющим основные, конкретные этические принципы, правила и нормы практического характера, критерии оценки и меру ответственности (санкции) за их несоблюдение.

В целом предпринимаемые в нашей стране шаги по преодолению нравственного дефицита в государственной службе делаются в правильном направлении и имеют позитивную перспективу, и очень возможно, что все инструменты по формированию нравственности на государственной службе станут эффективным механизмом формирования не только высокопрофессионального, но и высоконравственного кадрового корпуса государственных служащих.

В.И. Никонов,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 998; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.65 (0.008 с.)