О системе обеспечения жильем государственных служащих КНР 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О системе обеспечения жильем государственных служащих КНР



 

В настоящее время в Китае реализуется комплекс мер по формированию системы обеспечения жильем государственных служащих взамен существовавшей ранее практики бесплатного выделения квартир. Особенность заключается в том, что проблема обеспечения государственных служащих жильем решается в рамках более широких задач по реализации социальных гарантий в отношении широких слоев населения – сотрудников партгосаппарата, бюджетных и общественных организаций, малообеспеченных граждан.

В результате предпринятых за последние 10-15 лет мер удалось создать адаптированную к рыночным условиям систему, в основу формирования которой был положен принцип замены льгот и дотаций системой денежных механизмов. Деятельность государственных органов по формированию новой системы обеспечения жильем государственных служащих условно можно разделить на следующие направления:

- урегулирование имущественных вопросов в отношении служащих, уже получивших квартиры на безвозмездной основе;

- создание системы временного обеспечения жильем государственных служащих, не имеющих квартир;

- реализация программы доступного жилья, подразумевающей строительство недорогих квартир для продажи, в том числе госслужащим, по ценам, максимально приближенным к себестоимости;

- разработка финансовых инструментов, облегчающих процесс приобретения жилья.

В рамках первого направления было принято решение о передаче уже имеющегося у госслужащих жилья им в собственность. В дополнение к этому по указанию центральных властей была разработана система единоразовых компенсаций тем госслужащим, жилплощадь которых оказалась меньше установленных стандартов. Подразумевается, что служащий с использованием средств компенсации и имеющейся квартиры сам при желании сможет улучшить свои жилищные условия. Размер компенсаций в разные периоды, начиная с 1998 года, высчитывался по различным схемам. В настоящее время она составляет 2000 юаней[50] за каждый квадратный метр недостающей жилплощади. В отношении тех, кто начал работать на госслужбе до создания системы жилищных накопительных фондов, также выплачивается единоразовая дополнительная компенсация по 16,5 юаней за кв.м за каждый год стажа работы.

Для решения задач по созданию системы временного обеспечения жильем госслужащих, не имеющих квартир, используются возможности Программы предоставления в аренду жилья служащим с наиболее низким уровнем доходов. Смысл программы заключается в удовлетворении базовых потребностей в жилье самых малообеспеченных служащих в административных единицах городского (уездного) уровня и выше, исходя из разумного сочетания финансовых возможностей данного региона и жилищных условий конкретного служащего. Подушевая площадь квартиры, выделяемой по этой программе, не должна превышать 60% усредненного показателя жилплощади на одного человека в данном регионе.

Основной формой работы программы предоставления в аренду жилья служащим с наиболее низким уровнем доходов является выплата ежемесячной компенсации на аренду жилья. Кроме того, используются также практика выделения служебных квартир на условиях, подразумевающих в том числе плату за аренду, предоставление льготных расценок на уже арендуемые служащими квартиры в домах общественной собственности.

Возможностями программы может воспользоваться испытывающий жилищные проблемы госслужащий, попадающий под категорию самых малообеспеченных и имеющий в семье хотя бы одного члена, прописанного в данном городе (уезде). Конкретные параметры и требования по данной программе определяются народными правительствами городов и уездов.

Для финансирования программы используются бюджетные средства, а также дополнительные источники, например, определенная часть дохода от продажи земельных участков застройщикам, часть дохода от роста стоимости общественных жилищных накопительных фондов, общественные пожертвования.

В отношении финансового положения и жилищных условий участников программы органами управления жилищным фондом совместно с компетентными ведомствами производится регулярная проверка, в случае изменения ситуации – своевременная корректировка. Данные по программе, предоставлению доплат и выделению площади являются открытыми и доступными, могут быть проверены, в т.ч. путем общественного контроля.

К настоящему времени система создана в большинстве из 657 административных единиц городского уровня данная. Общий объем средств на финансирование данной программы в масштабах страны составляет 7,08 млрд. юаней, в т.ч. 3,21 млрд. юаней – бюджетные средства (включая полученные из бюджетов верхнего уровня доходы от роста стоимости общественных жилищных фондов накопления), 1,98 млрд. юаней – доходы за счет роста стоимости общественных жилищных фондов накопления, 310 млн. юаней – за счет доходов от продажи земельных участков застройщикам, 20 млн. юаней – общественные пожертвования и 1,56 млрд. юаней за счет иных источников. Доплаты и предоставление служебного жилья в рамках программы осуществляются в отношении 268 тысяч семей, 279 тысяч семей пользуются льготами по аренде квартир в домах общественной собственности, начато строительство и закуплено 53 тыс. квартир общей площадью 3 млн. кв.м[51].

Отдельными положениями регулируется вопрос в отношении служащих государственных органов в Пекине. Для них предусматриваются компенсации, если они не имеют квартир или имеющиеся у них квартиры ниже установленных норм: 120 кв.м. – для служащих уровня начальника управления (департамента), 90 кв.м. – для служащих уровня начальника отдела и служащих уровня начальника сектора с выслугой более 25 лет, 70 кв.м. – для служащих уровня начальника сектора и т.д. Размер компенсаций до последнего времени составлял 800 юаней – для рядовых служащих, 1000 юаней – для служащих уровня начальника сектора, 1200 юаней – для служащих уровня начальника отдела, 1600 юаней – для служащих уровня начальника управления (департамента). С мая 2007 года уровень компенсации для рядовых служащих поднят до 3000 юаней, пропорционально повысились размеры компенсаций и для других категорий.

По оценке Министерства трудовых ресурсов и социального обеспечения КНР, проблема обеспечения госслужащих жильем достаточно эффективно решалась и в рамках реализации носящей более широкий охват программы доступного жилья. В рамках указанной программы построено 1,3 млрд. кв.м жилья, выделены квартиры 16,5 млн. семей с низкими и средними доходами.

Первый этап реализации данной программы пришелся на 1994-1998 гг., когда было принято решение о необходимости разработки механизма социальных гарантий по предоставлению доступного жилья служащим с низким и средним уровнем доходов, а с 1995 года реализовался соответствующий «пилотный» проект, в рамках которого изучались возможные формы и направления решения задачи.

На втором этапе (1998-2003 гг.), в т.ч. в русле курса на всемерное расширение внутреннего спроса, была заметно активизирована деятельность по расширению охвата программы строительства доступного жилья. Это рассматривалось и в качестве дополнительного фактора экономического роста и повышения уровня потребления. В 1998 году Госсоветом КНР было принято соответствующее положение, заложившее основы многоуровневой системы обеспечения жильем госслужащих. Проведена дифференциация в зависимости от реального уровня доходов служащих: служащим с самым низким уровнем доходов правительство или организации предоставляют служебное жилье или выплачивают компенсацию за аренду (программа предоставления в аренду жилья служащим с низким уровнем доходов); для категории со средним уровнем доходов предусматривается строительство недорогого жилья с последующей его продажей служащим по ценам ниже рыночных (программа доступного жилья). Остальным категориям служащих предлагалось решать свои жилищные вопросы на рыночных условиях. На этом этапе произошел окончательный отказ от практики бесплатного выделения жилья и был зафиксирован стратегический курс на монетизацию социальных льгот госслужащих в сфере жилищной политики.

На третьем этапе (с 2003 г. по настоящее время) в процессе реализации программ стали нарастать негативные тенденции. Вопреки изначальным установкам программа доступного жилья постепенно превратилась в доминирующий канал улучшения жилищных условий, значительно возрос спрос на квартиры, реализуемые в рамках программы, стало наблюдаться существенное отставание предложения квартир от имеющегося спроса, не соблюдались ограничения по параметрам жилья. В этих условиях было принято решение о внесении корректив и формировании разумного баланса между рыночными механизмами и процессом предоставления социальных гарантий. Так, в 2003 году Госсоветом КНР утверждается положение, согласно которому программа доступного жилья приобретает четко выраженный характер системы социальных гарантий, были ужесточены правила строительства и распределения жилья. В результате программа была однозначно сориентирована на семьи с низким уровнем доходов, а остальные семьи госслужащих переориентированы на рыночную покупку квартир с использованием возможностей общественных жилищных фондов накопления.

Необходимо отметить, что особое внимание власти уделяют вопросам строительства жилья под данную программу. Разработанные для регламентации данной сферы нормативные документы призваны обеспечить эффективный контроль за процессом строительства, не допустить завышения его стоимости и превышения установленных лимитов. Так, разрабатываются специальные индикативные цены для строительства по данной программе, ограничивается норма прибыли (до 3%).

В качестве примера реализации программы доступного жилья можно рассмотреть проект строительства жилого комплекса в городе Сиань. В соответствии с решением Народного правительства провинции Шэньси в настоящее время строится жилой комплекс из 12 домов общей площадью 140 тыс. кв.м. В комплексе предусмотрены квартиры для служащих уровня начальника управления (департамента) – общей площадью 170 кв.м., для служащих уровня начальника отдела – площадью 130-140 кв.м., для служащих уровня начальника сектора – 100-110 кв. м., а также детский сад, подземная парковка на 565 мест, парковая зона, оздоровительный комплекс и другая инфраструктура. Планируемое время строительства – два года. Право на покупку жилья в данном комплексе имеют сотрудники органов провинциального комитета КПК, провинциального Совета Народных представителей, Народного правительства провинции, структур его прямого административного подчинения и бюджетных организаций, провинциальных органов НПКСК, суда, прокуратуры, демократических партий, профсоюзов, общественных организаций и других структур, находящихся на полном бюджетном финансировании. Право на покупку предоставляется в соответствии с единой очередью следующим категориям служащих:

-не имеющим квартир в Сиане;

-имеющим квартиры ниже установленных соответствующим положением норм: 55 кв. м. – для служащих уровня начальника управления (департамента), 40 кв. м. – для служащих уровня начальника отдела.

-не имеющим квартиры или имеющим квартиры ниже установленных норм руководящим сотрудникам уровня начальника управления (департамента), в настоящее время в порядке ротации направленных для работы за пределы Сианя, но чьи семьи проживают в этом городе.

Оплата осуществляется из расчета 1900 юаней за 1 кв.м в пределах нормативов для служащих соответствующего уровня (120 кв.м для служащих уровня начальника управления (департамента), 100 кв.м – для служащих уровня начальника отдела, 80 кв.м – для служащих уровня начальника сектора, 60 кв.м – для всех остальных категорий служащих). При превышении вышеуказанных нормативов взимается дополнительная плата – 500 юаней за каждый кв.м. Устанавливаются дополнительные платы за этажность и другие опции. Оплата производится двумя частями. Первый взнос составляет не менее 50%. Период оплаты между первым и вторым взносами не должен превышать 4 месяца.

Для расчета стоимости жилья квартиры используется достаточно сложная формула определения цены квартиры по себестоимости:

себестоимость квартиры минус льготный коэффициент за выслугу лет, помноженный на сумму выслуги лет супругов за период до создания общественных жилищных фондов накопления

умножить на

1 минус коэффициент новизны квартиры, помноженный на количество лет после сдачи дома в эксплуатацию

Минус

стоимость имеющейся у служащего квартиры

Плюс

себестоимость квартиры, помноженная на сумму корректировочных коэффициентов оборудованности квартиры, ее этажности и обращенности к сторонам света

 

умножить на

строительную площадь квартиры

умножить на

льготный коэффициент при единовременной оплате

Другим важным механизмом, позволяющим эффективно решать проблему социальных гарантий по обеспечению госслужащих жильем, стали общественные жилищные фонды накопления. Согласно утвержденному центральным правительством общему положению фонды создаются в административных единицах городского (уездного) уровня и выше (на сельскую местность деятельность фондов не распространяется). Пополнение фондов производится за счет ежемесячного отчисления средств госорганами, предприятиями госсобственности, кооперативными предприятиями, предприятиями с инокапиталом, частными предприятиями, бюджетными организациями и общественными структурами. Отчисления производятся на открываемый для каждого сотрудника индивидуальный счет и формируются из двух примерно равных частей: вклада предприятия и индивидуального вклада служащего. Общая сумма отчислений в фонд не должна быть меньше 10% ежемесячного дохода сотрудника. В случае успешной хозяйственной деятельности предприятия оно может отчислять дополнительные средства на счета своих сотрудников. На средства фонда производится начисление процентов по ставке, определяемой Народным банком Китая и утверждаемой Госсоветом КНР. Управление средствами фонда осуществляется коммерческими банками в соответствии с инструкциями Народного банка Китая.

Средства фонда могут быть использованы только для строительства жилья, его капитальной реконструкции или приобретения квартиры. Служащий имеет право на одноразовое получение средств со своего персонального счета на указанные выше цели. В случае если сумма накоплений сотрудника не достаточна для приобретения жилья, он может воспользоваться правом получения льготного кредита. Сумма кредита не может превышать 180 тыс. юаней на срок не более 30 лет. Так, например, в период до финансового кризиса процентная ставка по кредитам на срок свыше 5 лет составляла 4,59%. Правом получения льготного кредита могут воспользоваться служащие, отчисляющие в фонд более 6 месяцев. В случае если сотрудник имеет квартиру и располагает подтверждающими это документами, он имеет право подать заявление о ежемесячном получении суммы индивидуальных отчислений со своего счета в фонде.

В целях обеспечения процесса управления и контроля за ходом реформирования системы льготного обеспечения жильем госслужащих в соответствии с решением центрального правительства были учреждены банки данных по жилищным вопросам. Согласно разработанным положениям в административных единицах от города (уезда) и выше создается система упомянутых банков данных. Сведения в банк данных предоставляют органы парткомов, народных правительств, собраний народных представителей, НПКСК, судов, прокуратуры, структур их прямого административного подчинения, органов демократических партий, профсоюзов, общественных организаций, бюджетных структур. Указанные органы должны регулярно передавать в банк данных сведения о жилищных условиях сотрудников и состоянии их квартир, имеющемся в организации жилом фонде, его качестве, сведения о продаже квартир жилого фонда, а также все данные об изменениях, касающихся вышеперечисленных позиций.

Организации обязывают своих сотрудников предоставить персональные данные путем заполнения соответствующих форм и бланков. После первичной обработки и проверки предоставленные госслужащими данные направляют в вышестоящий орган, где они подвергаются более углубленному изучению. На завершающем этапе происходит оформление личного дела госслужащего в банке данных по жилищным вопросам. В схожей форме осуществляется подача данных и самими предприятиями.

В целом можно отметить, что к настоящему времени в Китае уже накоплен определенный опыт реформирования системы обеспечения жильем госслужащих и ее перевода на рыночные рельсы. Несмотря на некоторые издержки, можно констатировать, что китайскому руководству удалось найти действенный способ отхода от практики бесплатного выделения квартир и внедрения экономически обоснованных механизмов.

С учетом того, что прежняя система распределения квартир в КНР во многом была скопирована с советского образца, отдельные наработки китайских партнеров могут оказаться вполне востребованы и в современной России. Следует также иметь в виду и наличие других параллелей в ситуациях в наших странах: заметный рост цен на недвижимость и явная недостаточность уровня дохода госслужащих для приобретения квартир на рыночных условиях.


Н.А. Коровникова,

Кандидат политических наук,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.221.163 (0.016 с.)